Урок по музыке для 1-ых классов. Симфонический оркестр.
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Открытый урок по музыке для 1-ых классов. Тема: Симфонический оркестр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1_klass.docx39.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа № 246 Приморского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта

Занятия урока музыки на тему:

“Симфонический оркестр”

(для 1 классов )

Автор: Устьянцева Екатерина Сергеевна,

учитель музыки

Санкт-Петербург

2024

Тема: Симфоническая музыка.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, наглядные, частично-поисковые, игра, презентация.

Цель: Расширить представления учащихся о группах инструментов симфонического оркестра; о роли дирижера; развивать интерес к классической симфонической музыке.

Планируемый результат:

предметные: слушать и анализировать музыкальные произведения; наблюдать в музыкальных произведениях особенности звучания инструментов, систематизировать знания уч-ся о симфоническом оркестре; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки (интонирование, звуковедение, дыхание, артикуляция), формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

- личностные: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); развивать стремление к речевому самосовершенствованию формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.

- метапредметные: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

Материалы и оборудование: фрагменты исполнения симфонического оркестра с разными солирующими инструментами, «Полёт шмеля», «Три чуда» Н. А. Римский-Корсаков.

Изобразительный ряд: солист, дуэт, трио, квартет, оркестр, рассадка симфонического оркестра, группы музыкальных иструментов в симфоническом оркестре, дирижёр, портрет Н. А. Римского-Корсакова.

Дополнительный материал: компьютер, мультимедийный экран, скрипка, ноты “Песенка о нотах» из мюзикла «Звуки музыки», материал для игры «Узнай солиста».

Предварительная работа:

- разучивание песни “Песенка о нотах» из мюзикла «Звуки музыки»

- загадки о музыкальных инструментах (фортепиано, барабан, скрипка, флейта, арфа, труба и др.);

- знакомство с творчеством Н.А. Римского-Корсакова (фрагменты из оперы “Сказка о царе Салтане”)

-

Структура урока

Этапы ОД

Структурные компоненты деятельности

Содержание образовательной деятельности

Прод-ть

ОД

1-я часть:

Орг. момент

Музыкальное приветствие

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Давайте поприветствуем друг друга по музыкальному:

«Музыкальное приветствие»

Учитель: – Здравствуйте, ребята! (I-II-III-IV-V-V)

Дети: – Здравствуйте! (V-III-I)

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу хорошее настроение. Молодцы!!! Садитесь.

Дети заходят в класс.

Дети выполняют упражнение “Музыкальное приветствие.”

2 мин

2-я часть – основная:

Учитель: Как вы думаете, как можно назвать этого музыканта? (слайд: солист)
Учитель: Он исполняет музыкальное произведение один.

Посмотрите на следующий слайд. Что на нем?
Как называется это исполнение? (Слайд: Дуэт)
Учитель: А как в литературе называется дуэт?
(Диалог)

Посмотрите на следующий слайд. Как называются эти музыканты? (Слайд: Трио)
Учитель: трио. А теперь, что мы видим на экране? (Слайд: Квартет)

Учитель: Все эти небольшие группы музыкантов (от 2 до 10 человек) называются ансамблем. Давайте запишем определение.
Ансамбль в переводе с французского языка означает «совместное исполнение». Бывают вокальные и инструментальные ансамбли.


Учитель: А если исполнителей больше 20-30 человек? (оркестр)
Для этого в музыке тоже есть отдельное название-оркестр. Прислушайтесь к этому слову, так и кажется, будто загремели барабаны, раздались голоса скрипок, арф.


Учитель: Ребята, как вы думаете какая наша тема урока сегодня?

Верно. Симфонический оркестр.

(На доске слайд «Симфонический оркестр»)

Учитель: Давайте послушаем звучание симфонического оркестра.

1. Слушание музыки: Н.А.Римский –Корсаков. 33 богатыря из оп. «Сказка о царе Салтане».

Учитель: Ребята, а какие инструменты симфонического оркестра вам уже знакомы?

Как вы думаете, музыканты сидят кто где хочет?

Учитель: В оркестре есть порядок, одинаковые инструменты сидят рядом. Вот посмотрите какие бывают рассадки в оркестре. (Слады разных оркестровых рассадок) Это для того, чтобы исполнители одной группы хорошо слышали друг друга. В оркестре есть три больших группы музыкальных инструментов:

Струнные (слайд с изображением струнных); скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Духовые (слайд с изображением двух видов духовых инструментов) деревянные: блок-флейта, гобой, кларнет, фагот; и медные: труба, валторна, туба, тромбон.

Ударные (слайд с изображением ударных): барабан, треугольник, литавры, ксилофон, тарелки.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, как оркестру удается играть слаженно? Есть ли в оркестре главный музыкант? Да верно. Главный музыкант в оркестре это дирижер. (Слайд с изображением дирижера). Он стоит на кафедре (возвышении) перед оркестром и держит палочку. Он должен видеть всех, и его должны все видеть. Он показывает музыкантом время вступления, следит за качеством исполнения, показывает динамику (тише, громче), показывает темп (быстрее или медленнее), показывает эмоциональные оттенки. Давайте запишем определение. Дирижер – это человек, который управляет хором или оркестром.

Учитель: А что у дирижера в руке?

(слайд с изображением дирижерской палочки)

Учитель: Чтобы как следует запомнить кто такой дирижер, предлагаю поиграть в игру. Я буду дирижером. А вы должны слушаться мою дирижёрскую палочку.

2. Игровая деятельность

Музыкальная игра «Дирижер»

#1055;есенное творчество

Учитель: Ну а для того чтобы оркестр зазвучал нужны ноты. Мы с вами как раз знаем песенку о нотах. Теперь я превращаю вас в хор, а я буду дирижером. Споем песню

Исполнение “Песенка о нотах» из мюзикла «Звуки музыки»

Учитель: Ребята, а какие произведения исполняются симфоническим оркестром?
Учитель: Когда идёт постановка оперы или балета на сцене, где находится оркестр?

Учитель: Очень многие композиторы сочиняли свою музыку именно для симфонического оркестра. Почему? Потому, что в оркестре много инструментов и легко можно изобразить какого-либо героя.
Учитель: Посмотрите на экран. Это Н. А. Римский-Корсаков. Его называют композитором-сказочником. 15 опер этот композитор написал на сюжеты сказок.
С какой оперой
мы познакомились на прошлых уроках?
Верно, мы говорили об Опере «Сказка о царе Салтане» на сюжет сказки А. С. Пушкина. 3 фрагмента: Белочка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь.
Учитель: А сейчас мы послушаем ещё один фрагмент из этой оперы.

4. Слушание «Полёт шмеля»

Учитель: Охарактеризуйте эту музыку. Какого героя можно представить? Какими музыкальными средствами выразительности воспользовался композитор?
Учитель: А жужжание этого героя нам помог изобразить тембр кларнета.
– Тембр – окраска звука.
– Быстрый темп, высокий и низкий регистр, близкие звуки, поднимающиеся то вверх, то вниз, помогают создать образ летящего шмеля.

Учитель: А как вы думаете ребята, какой инструмент самый главный в оркестре?

5. Сюрпризный момент

Учитель достает скрипку, демонстрирует инструмент.

Учитель: Самым главным инструментом в симфоническом оркестре является скрипка. Давайте послушаем ее звучание.

Учитель играет на скрипке.

6. Игра «Узнай солиста»

Учитель: Ребята, а Вы сможете узнать солиста в симфоническом оркестре? Давайте попробуем!

Звучат фрагменты симфонической музыки с солирующими инструментами.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети слушают музыку.

Ответы детей

Ответы детей.

Дети записывают определение.

.

Ответы детей

Дети играют в игру «Дирижер»

Дети поют песню.

Ответы детей.

Дети слушают музыку

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети рассматривают скрипку.

Дети слушают звучание музыкального инструмента.

Дети играют в игру.

40 мин

3-я часть

итоговая

Систематизация знаний

Учитель: Что нового мы сегодня узнали? Как называется группа музыкантов, играющих на разных инструментах?
Ученики: Оркестр.
Учитель: Кто такой дирижёр?
Учитель: Что такое тембр?

Учитель: А что вам больше всего понравилось?

Ответы детей

3 мин

Рефлексия

(самооценка

Учитель предлагает ученикам рассказать, что им больше всего понравилось, что было самым сложнм, а что самым интересным.

Учащиеся проводят самоанализ, с помощью ответов на вопросы,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки для 2 класса "Симфонический оркестр"

Урок музыки во втором  классе с использованием ИКТ.На уроке был использован музыкальный материал из регионального компанента РБ....

Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2

Презентация к уроку музыки в  4 классе. По программе  Критской Е. Д.,  "Музыка. 4 класс."  Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...

конспект 3 класса " Симфонический оркестр"

Научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.Формировать навыки культуры общения, умение строить монологические высказывания, углублять эмоциональную отзывчивость на музыку.Во...

Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра.Симфоническая сказка  С.С. Прокофьева«Петя и волк»....

Презентазия к внеурочному занятию помузыке «Группа дополнительных инструментов симфонического оркестра»

Данная презентация предназначена для демонстрации во время проведения внеурочного занятия по музыке на тему«Группа дополнительных инструментов симфонического оркестра»...