Анализ романсов Рахманинова исполняемых на флейте
статья по музыке (4 класс)
Работа над некоторыми аспектами в романсах Рахманинова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rahmaninov_statya_2023.docx | 202.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Анализ романсов Рахманинова исполняемых на флейте»
Содержание
Введение
Глава 1.Музыкальный анализ романсов Рахманинова (1892-1896 г. и начала 1900-х годов)
Глава 2 .Музыкальный анализ романсов Рахманинова ( 1906 и 1912 гг.)
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы. Романсы Рахманинова по своей популярности могут соперничать с его фортепианными произведениями . Актуальность темы обусловлена тем ,что интерес к вокальному творчеству Рахманинова не ослабевает по сей день не только у флейтистов. Его произведения составляют концертный репертуар многих исполнителей ,занимают ведущее место в педагогическом репертуаре учебных заведений . Одна из существенных особенностей романсного стиля Рахманинова –исключительно большая роль и разнообразие фортепианного сопровождения ,фортепианную партию романсов Рахманинова невозможно назвать просто аккомпанементом. В ней встречаются образцы концертно-виртуозной , пышной фортепианной фактуры , наряду с прозрачным камерным изложением , требующего от пианиста исключительного звукового мастерства в передаче регистровых и гармонических красок .Вокальные произведения Рахманинова завершают историю русского классического романса дореволюционного периода .
Степень разработанности темы. На данную тему существует обширная литература : В.Брянцева «С.В.Рахманинов» (М.,1976); Н.Н.Емельянова «Ивановка в жизни и творчестве Рахманинова» (Воронеж,1984); З.А. Апетян «Воспоминания о Рахманинове» т.2 (М.,1962); Ю.В.Келдыш «Рахманинов и его время» (М.,1973); С.Я.Василенко «С.В. Рахманинов» ( Л.,1961) и др.
В статье я опиралась на следующие источники: труд В.Брянцевой «С.В.Рахманинов»,где особое внимание уделено характеристике образного содержания музыки Рахманинова .В книге Н.Н. Емельянова «Ивановка в жизни и творчестве Рахманинова» описывается ивановский период творческого пути композитора. В этот период написана большая часть творческого наследия С.В.Рахманинова ,ставшая гордостью русской музыки и навсегда вошедшая в историю мировой музыкальной культуры . З.А. Апетян в книге «Воспоминания о Рахманинове» наиболее полно вырисовывается реальный образ композитора составленный из воспоминаний его современников.В книге Ю.В.Келдыша «Рахманинов и его время»описывается многогранная артистическая деятельность Рахманинова в связи важными событиями в русской музыкальной культуре конца 19-начала 20 века и др.
Цель статьи. Раскрытие музыкальных особенностей в вокальной лирике Рахманинова.
Задачи исследования .
а) музыкальный анализ романсов Рахманинова (1892-1896 г. и начала 1900-х годов).
б) музыкальный анализ романсов Рахманинова 1906 и 1912 гг.
Объект исследования. Русская вокальная музыка конца XIX - начала XX века.
Предмет исследования. Романсы Рахманинова :
«Сирень»(на слова Е.А.Бекетовой);
«Не пой, красавица , при мне» (слова А.С.Пушкина);
«В молчаньи ночи тайной»(слова А.А.Фета) ;
«Вокализ».
Музыкальный анализ романсов Рахманинова (1892-1896 г. и начала 1900-х годов)
Имя Рахманинова занимает одно из первых мест в истории русской культуры и является символом высокого служения искусству. Это служение принимало разнообразные формы: гениальный пианист, он рано проявил себя и как выдающийся композитор, а затем и как талантливый оперный и симфонический дирижер. Многосторонняя творческая деятельность, Рахманинова воплотила в себе наиболее значительные достижения русской культуры начала XX века.
Романсы Рахманинова по популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов. Большинство из них написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 века и всего лишь немногим более десятка на стихи поэтов 1-й половины 19 в. – Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе и др. Обращаясь зачастую к мало известным стихотворениям , Рахманинов прочитывал их по–своему и в музыкальном воплощении придавал им новый ,неизмеримо более глубокий смысл. Романс он трактовал как область выражения преимущественно лирических чувств и настроений.
Ор.21-В него вошли 12 романсов .Многие из них –«Сирень», «Здесь хорошо», «Отрывок из А.Мюссе», «Не пой ,красавица при мне», «Как мне больно», «Мелодия», «Я не пророк»-относятся к лучшим достижениям Рахманинова в области вокальной лирики . Сам выбор текстов говорит ,о том что композитора привлекал тогда богатый , разнообразный и противоречивый мир человеческих чувств и свидетельствует о любви композитора к природе . «Вне природы духовная жизнь человека не может быть полной .Она пробуждает в людях возвышенные ,благородные чувства, располагает к размышлениям и откровенным признаниям ,помогает познать самого себя»- утверждал Рахманинов.
Все это и определило характер романсов ор.21.В целом он лирико-драматический .Романс «Сирень» на слова Е.А.Бекетовой и «Здесь хорошо» на слова Г.Галиной написаны на стихи мало известных поэтесс. Рахманинов постиг заложенный в них смысл и музыкой выразил то, что можно прочесть в стихах между строк .Написание романсов также связано с значительным событием в жизни композитора –женитьбой на Наталии Сатиной.
Романсы лирико-пейзажного характера образуют одну из важнейших по художественной ценности областей вокальной лирики Рахманинова. Пейзажный элемент или сливается с основным психологическим содержанием или, напротив, контрастирует последнему. Некоторые из этих произведений выдержаны в прозрачных, акварельных тонах, проникнуты спокойным, созерцательным настроением и отличаются исключительной тонкостью и поэтичностью.
«Сирень» (на слова Е.А.Бекетовой )1902.Романс входит в состав вокального цикла ор.21 опубликованного в 1902 году , но по свидетельству Е.Р.Винтер-Рожанской, он был сочинен летом 1898 года. Музыка этого романса отличается естественностью и простотой. Вся музыкальная ткань романса певуча и мелодична . Спокойные , распевные вокальные фразы льются одна за другой . Образ цветущей сирени , раннего утра и человека , ищущего отраду в общении с природой. Вокальный текст «Сирени» акцентирует тему мечты о несбыточном счастье и картину весеннего утра. Автором стихов, на которые написан романс, является Екатерина Андреевна Бекетова. Она была старшей дочерью в семье профессора А. Н. Бекетова, ректора Московского университета.
По утру, на заре,
По росистой траве,
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать...
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,
На душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт.
В творчестве Рахманинова этот романс выделяется своей поэтичностью, возвышенностью и особой одухотворенностью. Мелодия его и проста, и напевна, а мысль, выраженная в романсе, вопреки содержанию стихов, положенных в основу, светла и жизнеутверждающая. Движение не торопливое, равномерное. Ощущение покоя, выразительные фигурации в фортепианной партии ассоциируются с представлением о легком ветерке , создающим движение .В середине романса выделяется широкая фраза («В жизни счастье одно»),поддержанная красивым фортепианным сопровождением. Если в первой части романса образ природы и состояния духа человека объединены, то во второй – они противопоставлены друг другу.(Романс написан в простой двухчастной форме.) В репризе появляется мелодия с широкими интервалами и задержаниями в кульминации («Мое бедное счастье»).Тональность и фортепианное сопровождение остается неизменным . Впоследствии в 1914 году вышла в печать авторская транскрипция романса «Сирень» для фортепиано .Старшая дочь гениального певца Ф.И.Шаляпина –И.Ф. Шаляпина –была крестницей С.В.Рахманинова .
В своих воспоминаниях о своем крестном отце, она пишет в память о известном романсе «Сирень» следующее: «Я бесконечно благодарна молодому и такому талантливому пианисту Вэну Клайберну за то ,что он посадил на могиле Рахманинова куст сирени ,привезенный им из России. Пусть цветет он пышным цветом и напоминает всем о русской земле, которая родила неповторимого музыканта. Рахманинов был добрым и отзывчивым человеком ,он многим помогал .Был у него в Москве друг –Петр Викторович Лодыженский (он был другом и моего отца).Его жену ,цыганку Анну Александровну ,Сергей Васильевич дружески нежно любил ,называл ее «родная» и посвятил этой кроткой и ласковой женщине с огромными глубокими черными глазами свой романс «О, нет, молю, не уходи» и Первую симфонию ор.13. В трудные минуты он материально поддерживал Анну Александровну ,регулярно посылая ей деньги .А когда она умерла , то в память ее продолжал переводить деньги ее мужу .Горячий патриот , благородный человек , Рахманинов не удивил меня своей щедростью помощью русским воинам в Отечественную войну 1941 года. Я знаю и чувствую ,что он иначе никогда бы не поступил» (3,195).
Романс «Сирень» был написан в счастливый период жизни композитора –женитьба на Наталии Сатиной , жизнь в любимой Ивановке. Образы природы переплетены с человеческими чувствами . Простая и напевная мелодия делают романс светлым , воздушным и жизнеутверждающим .Романс «Сирень» один из самых поэтичных , нежных , взволнованных в творчестве Рахманинова . Первой исполнительницей романса была А.В.Нежданова . Существует легенда согласно которой после каждого концерта от таинственной поклонницы приносили Рахманинову ветку белой сирени . Сопровождало веточку записка с аббревиатурой Б.С.(Белая Сирень).Даже в вагоне на столике Рахманинов находил белую сирень –очаровательную спутницу его жизни. Кто была эта таинственная незнакомка остается загадкой. Предполагают, что Анна Лодыженская в «Яре» во время выступления цыган подарила молодому Рахманинову ветку белой сирени . Известно , что долгие годы свою любовь к Рахманинову хранила еще одна женщина –Вера Скалон , двоюродная сестра Наталии Сатиной , будущей жены композитора .В прозе Юрия Нагибина «Сирень» именно Верочке была отведена роль музы .Короткая обыденная жизнь в замужестве с другом детства Сергеем Толбузиным , не смогло заменить чувства к Рахманинову ,она умерла в возрасте 34 лет .Фрагмент произведения Ю.Нагибина «Сирень»: «Она думала , что сможет жить ,как живут другие :давать счастье мужу , воспитывать детей , встречаться с интересными людьми ,уделять внимание музыке , литературе , достойно и благообразно стареть . Ничего этого не могла и не умела Верочка. Она умела лишь одно –любить Рахманинова . И когда это оказалось невозможным , ей не для чего стало жить…В память Ивановки и того странного лета , когда запоздало и мощно забродило сиреневое вино, Рахманинов написал свой самый нежный и взволнованный романс «Сирень».Там есть удивительная, щемящая, как взрыд, нота. То промельк Верочкиной души, откупленный любовью у вечности». По словам Рахманинова, его жена Наталья являлась добрым гением всей его жизни». Только романсов он ей не посвящал.
«Не пой, красавица , при мне»( слова А.С. Пушкина)1893. Рахманинов начал писать этот романс еще в консерватории и завершил в 1893 году. Он написан на стихотворение Пушкина , которое великий поэт создал под впечатлением восточной мелодии , привезенной Грибоедовым из Персии. На вечере , где Грибоедов сыграл восточную мелодию , в числе гостей , кроме Пушкина , присутствовал Глинка. Он первым из композиторов создал романс на этот текст.Затем его использовали Балакирев , Римский –Корсаков , Танеев , Лядов , Ипполитов –Иванов , Хренников и др. «Не пой , красавица, при мне» -подлинный шедевр вокальной лирики Рахманинова. Основная тема романса, задумчивая и печальная , сначала появляется в фортепианном вступлении ,где она изложена как песенная мелодия .Однообразно повторяющиеся ля в басу и хроматическое нисходящее движение средних голосов сопровождающееся сменами гармоний придают музыке вступления восточный колорит. В отличие от Глинки и Римского-Корсакова, обращавшихся к этому стихотворению ,Рахманинов придал ему патетическое звучание .В первой строфе вокальная партия звучит выразительным речитативом –обращением.
Декламационно звучит вторая строфа («Увы, напоминают мне»),как бы наложена на основную тему проходящую в сопровождении. В третьей строфе («Я призрак милый»)наступает драматическая кульминация . Восходящие, беспокойные (с синкопой) секвенции вокальных фраз приводят к патетическому восклицанию («Но ты поешь!»), поддержанному аккордами в фортепианной партии. Интересно, введение второй , тихой кульминации в репризе. Такие кульминации ,при внешней сдержанности обладают эмоциональной напряженностью и производят неизгладимое художественное впечатление , выражают мысли и чувства автора. Выразительные связки фортепианной партии соединяют одну строфу за другой.
«В молчаньи ночи тайной»(слова А.А.Фета) 1900.Посвящено Вере Дмитриевне Скалон . Образец любовной лирики в творчестве Рахманинова .
В ранний период творчества Рахманинов создает романс, отмеченный яркой индивидуальностью, один из лучших образцов его лирики - «В молчаньи ночи тайной ». Здесь уже в полной мере проявился замечательный мелодический его дар, симфонизм мышления, присущий ему во всех жанрах, дающий возможность расширить границы формы романса .
Триольная аккордовая фактура фортепианного сопровождения сохраняется и при вступлении вокальной мелодии , певучей и декламационно –выразительной. В среднем разделе романса сопровождение приобретает более взволнованный характер. Романсы лирико-пейзажного характера образуют одну из важнейших по художественной ценности областей вокальной лирики Рахманинова.
О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной,
Коварный лепет твой, улыбку, взор, взор случайный,
Перстам послушную волос, волос твоих густую прядь,
Из мыслей изгонять, и снова призывать;
Шептать и поправлять былые выраженья
Речей моих с тобой, исполненных смущенья,
И в опьяненьи, наперекор уму,
Заветным именем будить ночную тьму,
Заветным именем будить ночную тьму.
О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной,
Заветным именем будить ночную тьму.
Некоторые из этих произведений проникнуты спокойным , созерцательным настроением , тонкостью , прозрачностью фактуры фортепианного сопровождения .Одним из первых таких романсов в творчестве молодого Рахманинова был «Островок» на стихи английского поэта – романтика П.Шелли в переводе К. Бальмонта. Романсы связанные с образами природы , были созданы композитором в зрелом периоде .Это –«Сирень», «У моего окна», «Здесь хорошо».Образ ночи неоднократно возникает в романсах Рахманинова . В романсе «Отрывок из Мюссе»(перевод А.Н.Апухтина )он связывается с состоянием гнетущего одиночества. Душевная боль, отчаяние , мрак и тишина. Образ ночи возникает и в романсе « Ночь печальна» (слова И.А.Бунина ).Здесь присутствует мрачное настроение , сдержанность , неподвижность фортепианного сопровождения . Интересно привести замечание композитора по поводу романса «Ночь печальна» : «…Собственно, не ему(т.е. певцу) нужно петь , а аккомпаниатору на рояле.(2,371 ) .
«Также романс обусловлен сочетанием народно-песенных интонаций с романсно-речитативными ,вторгающимися в среднем эпизоде («Но кому и как расскажешь ты ,что зовет тебя ,чем сердце полно ?)»(2, 371 )
«В этом романсе (как и во многих других )голос и рояль сливаются в вокально-инструментальный ансамбль- дуэт. Лирико-философский романс «Они отвечали», написанный на стихи В.Гюго в переводе Л.Мея. В нем текст произносится от трех действующих лиц : от ведущего , от голоса мудрости и от людей. Стремительно и волнообразно движение аккомпанимента .Оно прерывается лишь на миг , когда спокойно звучит голос мудрости .Лиричен романс «Сумерки» на слова В. Гюго в переводе М.Тхоржевского.К жанру русской лирической песни («песня-романс»)Рахманинов обращается преимущественно в ранний период творчества в 90-е годы .Песня-романс «Полюбила я на печаль свою» (стихи Т.Шевченко в переводе А.Н.Плещеева ). Схожа с плачем , в вступлении «гусельные» арпеджированные аккорды в фортепианной партии , в начале романса, подчеркивают ее народный склад. Это драма одинокой женщины –солдатки .Романс «Здесь хорошо»(слова Г.А.Галиной)1902. Также принадлежит к выдающимся образцам светло-созерцательных лирических произведений Рахманинова. В этом романсе присутствует текучесть музыкального развития , романс построен «на одном дыхании», гибкое сплетение вокальных фраз и фортепианной партии.
Музыкальный анализ романсов Рахманинова
1906 и 1912 гг.
Романсы Рахманинова являются вершиной вокального жанра конца XIX- начала XX столетия. В обширном вокальном наследии композитора преобладают лирико - драматические романсы, что связано с общей склонностью к драматической тематике . Романсы Рахманинова покоряют своей силой искренности чувств , мятежных порывов , обладают способностью находить путь к сердцам людей .Вокальный стиль отличается широтой мелодического дыхания .Именно вокальная мелодия является для композитора основным средством раскрытия содержания романса ,создания музыкальных образов. У Рахманинова голос и рояль сливаются в вокально –инструментальный ансамбль –дуэт.
Ор.26- В него вошли 15 романсов. Такие как –«Есть много звуков», «Все отнял у меня», «Мы отдохнем», «Два прощания», «Кольцо», «Покинем милая», «Христос воскрес», «Пощады я молю!», «Я опять одинок», «У моего окна», «Фонтан» и др. Здесь композитор стремился выразить то или иное настроение ,разнообразный и противоречивый мир человеческих чувств .Среди романсов ор.26 выделяется :
«Вокализ»- Это бессмертное произведение композитора собрало в себе все черты: здесь и печаль и грусть, воспоминания о былом и думы о будущем. «Вокализ» посвящен великой русской певице А.В.Неждановой .Существует множество переложений вокализа - и для скрипки и для духовых инструментов. На альте вокализ Рахманинова звучит особенно глубоко, проникновенно и душевно. Вокализ затрагивает самые тонкие струны человеческой души. Вокализ как жанр вокальной музыки – это произведение для пения без слов, на гласный звук. Как правило, вокализ представляет собой упражнение или этюд для развития вокальной техники - разных приемов вокального звукоизвлечения - legato, staccato, non legato, выработки красивой кантилены (певучести) и подвижности голоса. Пение различных вокализов необходимо для выработки у певцов: основных певческих навыков, певческого дыхания; ровного, плавного, свободного звучания голоса (кантилены), сглаживания регистров, владения переходными нотами; развития подвижности, гибкости голоса; постепенного расширения диапазона; достижения высокой позиции звучания, выравнивания гласных и т.д. Вокализы являются не только материалом для отработки хорошей техники в пении, но и основой для выявления тембральных особенностей голоса, развития умения использовать динамику звучания. В дальнейшем это подводит певца к художественно-выразительному пению произведений с текстом. Многие композиторы, а еще больше вокальные педагоги писали вокализы. В педагогической практике повсеместно употребляются вокализы итальянского педагога Дж. Конконе и Г. Панофки. Вокализы сочиняли М. И. Глинка, А. E. Варламов, Некоторые вокализы представляют собой концертные пьесы, например, «Вокализ в форме хабанера» М. Равеля, Концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра, «Соната-вокализ» и «Сюита-вокализ» Н. Метнера. Изумительный по красоте вокализ представляет собой кода (кульминация) в последнем романсе – «Арион» - пушкинского цикла («Шесть стихотворений», ор. 36) Н. Метнера. К числу концертных произведений относится и «Вокализ» С. Рахманинова. В нем элементы народного песенного стиля органично вливаются здесь в мелодию ,отмеченную яркой индивидуальностью .Широта мелодии , неторопливый характер ее развития роднит «Вокализ» с русской протяжной песней .Плавность , текучесть движения ,отсутствие повторности и симметрии в строении и последовательности фраз .
«Вокализ» написан в простой двухчастной форме .Музыкальная ткань фортепианной партии насыщена «поющими» интонациями , родственными основной теме. На фоне спокойных , размеренных аккордов рояля у сопрано льется прекрасная , задумчивая , немного грустная мелодия –песня . Выдающаяся певица прошлого века А.В.Нежданова высоко ценила дарование композитора С.В.Рахманинова. Она говорит о нем следующее : «Все его произведения отличаются такой большой глубиной чувств, а также проникновенностью ,вдумчивостью и красотой мелодии каждой музыкальной фразы , что ,слушая их , всегда испытываешь необычайно сильный душевный трепет . В его романсах масса лирики, подлинного чувства, поэзии, правды и искренности; равнодушно петь их невозможно. Он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое , прекрасное произведение написанное с большим художественным вкусом, знанием , произвело сильное впечатление . Когда я высказала ему свое сожаление о том ,что в этом произведении нет слов , он на это сказал: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». Мы вместе с ним , для более удобного исполнения ,обдумывали нюансы , ставили в середине фразы дыхание .Репетируя со мной , он несколько раз тут же менял некоторые места , находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию , новую модуляцию и нюансы.(3, 35) «В чем сила и жизненность музыки Рахманинова ? Почему она так волнует миллионы людей? Сочинения Рахманинова содержат в себе простые ,но возвышенные и сильные чувства :любовь, восторг перед красотой мира , радость , скорбь и веру . Его музыка открыто обращена к человеку , к самому сокровенному в нем , и всегда исполнена вдохновенья . Слава и гордость Русской музыки –Сергей Васильевич Рахманинов всегда будет жить в истории отечественного и мирового искусства.-Г.В. Свиридов (10,106).
Заключение
Исследуя данную тему, я пришла к следующим выводам:
- Вокальный стиль Рахманинова отличается протяженностью , широтой и свободой мелодического дыхания ,сочетанием плавной кантилены с драматической остротой кульминаций.
- Вокальная мелодия является для композитора основным средством раскрытия лирико-психологического содержания и создания обобщенных музыкальных образов.
- Особенность романсного стиля Рахманинова –исключительно большая роль и разнообразие фортепианного сопровождения .
- Фортепианная партия романсов Рахманинова требует от пианиста исключительного звукового мастерства в передаче регистровых и гармонических красок.
- В романсах Рахманинова встречаются образцы концертно-виртуозной , пышной фортепианной фактуры .(напр.: «Весенние воды», «В молчаньи ночи тайной», «Проходит все».)
- В вокальной лирике Рахманинова прослеживаются принципы романсного стиля Глинки и Чайковского.(напр.: «Не пой, красавица, при мне», «Сирень».)
- Романс он трактовал ,как область выражения преимущественно лирических чувств и настроений .
- Основные элементы музыкального языка романсов Рахманинова - мелодия, гармония, а также принципы формообразования представляют сложный, своеобразный и высокохудожественный стиль композитора, развившийся в результате эволюции его творчества, впитавший и отразивший основные веяния современности.
- Рахманинов обращался зачастую к стихотворениям мало известных авторов придавая им своим творчеством более глубокий смысл и долгую яркую жизнь.
- Вокальные произведения Рахманинова завершают историю русского классического романса дореволюционного времени.
Список литературы
1. Алексеев А.Д.,С.В.Рахманинов/А.Д.Алексеев .-М.; Гос.муз.изд.,1954.-238с. 2. Апетян,З., Воспоминания о Рахманинове / З.Апетян,т.2,М.;Музыкальное издательство,1962.-539с.
3.Брянцева ,В., С.В.Рахманинов/В.Брянцева.-М.; Изд. Советский композитор, 1976. - 646с.
4. Бэлза И .Ф.,Рахманинов и русская опера/ И.Ф.Бэлза .-М.; Всеросийское театральное общество ,1947.-250с.
5. Бажанов Н.Д.,Рахманинов /Н.Д.Бажанов.-М.; Молодая гвардия,1966.-352с.
6. Богданов-Березовский В.М.,Молодые годы Сергея Васильевича Рахманинова/В.М.Богданов-Березовский .-М.;Гос.муз.изд.,1949.-348с.
7.Василенко С.Я., Сергей Васильевич Рахманинов /С.Я.Василенко.-М.; Музыка,1961.-104с.
8. Донцов,С.,Прелюдия судьбы/С.Донцов.-М.;Пионер,2010.-20с.
9. Емельянова Н.Н., Ивановка в жизни и творчестве Рахманинова / Н.Н.Емельянова.-Воронеж.; Централ. Черноземное изд. , 1984 .-159с.
10.Келдыш, Ю. , Рахманинов и его время / Ю.Келдыш .- М.; Музыка,1973.- 470с.
11. Мэтью-Уокер ,Р.,Рахманинов/Р.Мэтью-Уокер.- изд.Урал LTD,1999.-199с.
12. Никитин Б.С.,Сергей Рахманинов.Две жизни/Б.С.Никитин.-М.; изд.дом классика XXI,2008.-208с.
13.Рудакова ,Е., С.В.Рахманинов /Е.Рудакова. -М.;Музыка,1982.-188с.
14. Риземан О. , Воспоминания С.В.Рахманинова/записанные О. фон Риземаном, Пер.с англ.,-М.;Радуга,1992.-256с.
15. Третьякова Л.С. , С.В.Рахманинов /Л.С.Третьякова.-М.; Знание,1973.- 47с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.В.РАХМАНИНОВА, 4 класс
Урок по программе Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С.Шмагиной, 4 класс, 4 четверть. Цель урока - подвести к осознанию образа Родины как одной из главных тем искусства на основе сравнительно...
Методическая разработка урока по предмету «Музыка» для учащихся 7-х классов "Сюжеты и образы духовной музыки на примере «Высокой мессы» И. С. Баха и «Литургии» С. В. Рахманинова"
Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.Обобщить знания о музыке И. С. Баха;продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, с...
Урок мужества "Достоинство и честь", посвященный Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг в Афганистане
Урок мужества "Достоинство и честь", посвященный Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг в Афганистане...
Отчёт о проведении Дня памяти о россиянах , исполнявших служебный долг за пределами Отечества
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества – дата, призванная почтить память воинов-интернационалистов, исполнявших интернациональный долг за пределами границ сво...
Уноси моё сердце в звенящую даль.Образы романсов С.В. Рахманинова
Творчество С.В.Рахманинова значимо для русской музыки. Это невероятный человек вобравший в себя всю красоту и искренность русской музыки, всю её небывалую чистоту и мелодичность. Человек для которого ...
Классный час "День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества"
Классный час посвящен дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества....
Пятиминутка "День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества".
Пятиминутки ко Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами отечества....