опера «Руслан и Людмила»
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Класс: 2
Цель: формирование представлений об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Задачи:
образовательные | развивающие | воспитательные |
- выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.Глинки; - познакомить с Увертюрой, Маршем Черномора и заключительным хором из оперы «Руслан и Людмила» - раскрыть через художественный образ тему добра и зла
| - развивать вокально-хоровые навыки, умение анализировать, осмыслять музыку - развивать музыкальный слух
| - воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку - воспитывать культуру слушания, исполнения
|
Оборудование: компьютер, проектор
Музыкальный материал: слушание - Увертюра, Марш Черномора и заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила»; ВХР: «Профессия мама»
Дидактический материал: презентация, цветные карточки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_16_03.docx | 52.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки
Технологическая карта урока музыки в 2 Д классе 3 четверти
ФИО: Борсукова Светлана Алексеевна
УМК: Школа России (Лутцева Е.А., Зуева Т.П.)
Тема: опера «Руслан и Людмила»
Класс: 2
Цель: формирование представлений об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Задачи:
образовательные | развивающие | воспитательные |
- выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.Глинки; - познакомить с Увертюрой, Маршем Черномора и заключительным хором из оперы «Руслан и Людмила» - раскрыть через художественный образ тему добра и зла | - развивать вокально-хоровые навыки, умение анализировать, осмыслять музыку - развивать музыкальный слух | - воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку - воспитывать культуру слушания, исполнения |
Оборудование: компьютер, проектор
Музыкальный материал: слушание - Увертюра, Марш Черномора и заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила»; ВХР: «Профессия мама»
Дидактический материал: презентация, цветные карточки
Этапы | Деятельность | Формы деятельности | Виды деятельности | Методы | УУД | Планируемые результаты | ||||
учителя | учащихся | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Мотивационно-целевой этап | Музыкальное приветствие Музыкальное приветствие. У: - Здравствуйте ребята! Д: - Здравствуйте! Мотивация к теме урока - Наш сегодняшний урок я хочу начать хорошо известными поэтическими строчками: У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… Ребята, а знаете ли вы, какому поэту принадлежат эти строки? Слайд 1 Когда А.С.Пушкину было всего 20 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила». Это первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина; волшебная сказка, вдохновлённая древнерусскими былинами. -Посмотрите на слайд (слайд 2). Как вы думаете, куда мы сегодня с вами пойдём? -Кто был в театре? -Что там делают? Как себя ведут? -Но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать на какой спектакль мы пойдём? Для этого Вам нужно будет разгадать кроссворд.
5.Шестиструнный музыкальный инструмент (гитАра). -Что получилось? - Что такое опера? - Какая тема нашего урока? -Наша сегодняшняя тема : «Опера Руслан и Людмила». Какую цель мы себе поставим? Чтобы познакомится с прекрасной оперой «Руслан и Людмила», мы послушаем увертюру, Марш Черномора и заключительный хор оперы «Руслан и Людмилы» | Музыкальное приветствие Слушают учителя А.С.Пушкин В театр Смотрят спектакли Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера" Опера Опера — музыкально-драматическое произведение в котором поют. Опера «Руслан и Людмила» Познакомимся с оперой | Ф Ф Ф Ф | Слушание | Метод художественного контекста Метод художественного контекста Метод забегания вперед и возвращения назад | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной де- ятельности. | Знают правила поведения в театре | Р: организуют себя на уроке, умеют развивать мотивы и интересы своей деятельности. П: Умеют наблюдать, читать, слушать. К: уметь доносить свою позицию | Положительно относятся к процессу познания. | |
Содержательно –процессуальный этап | Вводная беседа Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. - Хотите узнать, что было 175 лет назад? Давайте перенесемся на 175 лет назад. …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила. - Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором. По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь. Теперь предлагаю вам прослушать некоторые музыкальные произведения из оперы. Слушание Мы послушаем "Увертюра" Вопросы перед слушанием - Какое настроение у музыки? Какие эмоции она выражает? - Как мы слушаем произведение? Показ - Какое настроение у музыки? Какие эмоции она выражает? Послушайте внимательно произведение 2 раз и ответьте на вопросы: -Какой тут возникает образ? - Какую картину вы можете себе представить, слушая музыку? - К инструментальной или вокальной музыке оно относится? -Выберите карточку, которая соответствует образу Руслана Повторное слушание -Какой тут возникает образ? - Какую картину вы можете себе представить, слушая музыку? - К инструментальной или вокальной музыке оно относится? -Выберите карточку, которая соответствует образу Руслана -Вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера -Добро в сказке борется со злом. Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина? (слайд) Коварный, злобный Черномор, Семейства нашего позор, Рожденный карлой, с бородою... ...Умен, как бес, и зол ужасно. Притом же, знай, к моей беде, В его чудесной бороде Таится сила роковая... – Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин. -Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор в произведении -Какими чертами характера обладает главный герой? -Как музыка звучит, чтобы передать характер героя? Слушание -Какими чертами характера обладает главный герой? -Как музыка звучит, чтобы передать характер героя? Послушайте внимательно произведение 2 раз и ответьте на вопросы: – Определите, какой из жанров он для этого выбирает? -По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный? -Выберите карточку, которая соответствует образу Черномора Повторное слушание – Определите, какой из жанров он для этого выбирает? -По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный -Обсуждение задания. -А как вы думаете, какой музыкой у Глинки заканчивается опера? Сейчас послушаем финал оперы. Слушание -Какой музыкой у Глинки заканчивается опера? Как звучал финал оперы? Послушайте произведение второй раз и ответьте: -Кто исполняет это произведение? - Какую картину вы можете себе представить, слушая музыку? - Что же победило добро или зло? - Изобразите с помощью линии, как звучит музыка. Повторное слушание -Кто исполняет это произведение? -Какой хор? - Какую картину вы можете себе представить, слушая музыку? - Что же победило добро или зло? Обсуждение задания -Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили. ВХР - Какую песню вы пели на прошлых уроках? -Давайте прослушаем её ещё раз эту песню и ответим на вопросы. - О чём это песня? - Какие чувства в ней переданы? - Но песню мы будем не просто слушать, а под слова Вся наша планета лишь мамами согрета, (руки вверх через стороны) Бегут ручьи, цветет весна. (руки вниз через стороны) Вся наша планета от доброго их света (Руки вправо, влево над головой) Любви и радости полна. (Руки вправо, влево внизу) - Можете тихо пропевать слова. Показ песни - О чём это песня? - Какие чувства в ней переданы? - Сейчас я предлагаю вам подготовить наши голосовые связки, чтобы красиво спеть эту песню. Распевание а) Дыхательная гимнастика -Давайте представим, что у нас сдувается мячик. На выдохе произносим звук «с». Ветер Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф-ф-ф… И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф… (выдох спокойный) Дует сильны ветерок – ф-ф-ф-ф-ф… И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф… (активный выдох) Произнести скороговорку (слайд) От топота копыт пыль по полю летит. - Вижу вы теперь готовы исполнить песню! Повторение песни «Профессия мама» Есть день шахтера и день металлурга, Пожарника день и день хирурга. Профессий много, скажем прямо, Но главная все же профессия - мама. Вы знаете, мамы ни дня не скучают, В работе и дома - везде успевают. И выглядят, словно с обложки журнала, Такая уж это профессия - мама. Вся наша планета лишь мамами согрета, Бегут ручьи, цветет весна. Вся наша планета от доброго их света Любви и радости полна. Есть мамы у всех, и даже у папы, Мама была моложе когда-то. Профессия главная, прямо скажем, И бабушка - это мама со стажем. Припев 2 раза - Какую песню мы сейчас исполнили? - Подведем небольшой итог, выполним небольшую работу. Записывайте номер задания и ответ. Будьте внимательны! Заданий 1. Выберите композитора, автора оперы "Руслан и Людмила"
Задание 2 Выбирите имя чародея-карлика, похитившего княжну Людмилу, со свадебного пира:
Задание 3 Опера - это музыкальный спектакль, в котором герои...
Внимательно прослушайте фрагменты произведений и ответьте на следующие вопросы. (Увертюра, Марш Черномора, заключительный хор) Задание 4. - Какой из этих фрагментов произведений является вступлением к опере? (1- Увертюра) Задание 5 В каком из этих фрагментов произведений, в название есть имя злого чародея-карлика? (2 – Марш Черномора) | В сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка-неведимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладинец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу Праздничное, победное Образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана Инструментальной. Определяют характер героя с помощью цветных карточек Коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы. Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто Жанр марш Звучание колокольчиков Определяют характер героя с помощью цветных карточек Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная Хор Смешанный Победа Добро Изображают с помощью линии как звучит музыка Профессия мама Выполняют движения О маме Радость, любовь Распеваются Поют песню Профессия мама Выполняют задания | Ф Ф Ф Ф И Ф Ф Ф Ф,И Ф Ф,И Ф Ф,И Ф Ф,И Ф И | Слушание Слушание Слушание Слушание Слушание Слушание Слушание МРД, пение, слушание пение | Размышления о музыке Размышления о музыке Содержательный анализ музыкального произведения Цвет-образ Художественного контекста Содержательный анализ музыкального произведения Размышления о музыке Содержательный анализ музыкального произведения, цвет-образ Размышления о музыке Содержательный анализ музыкального произведения, цвет-образ Размышления о музыке Размышления о музыке | Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. | Знают основных закономерностей музыкального искусства (опера, увертюра) умение эмоционально и осознанно относиться к классической музык Использует правильное певческое дыхание Ясно выговаривает слова песни; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения. Знают сюжет литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов | П:усвоение музыкальных терминов Р: Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. К: Умеют работать индивидуально и в паре, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций К: уметь доносить свою позицию К: участво-вать в кол-лективном обсуждении проблем; К (участвуют в хоровом ис-полнении му-зыкальных произведе-ний, слушют и понимают других) Р: Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | Понимают чувства персонажей музыкальных произведений | |
Рефлексивно-оценочный этап | - Над какой темой урока мы сегодня работали? - Смогли мы достичь цели, которую мы поставили себе в начале урока? - С помощью каких произведений мы достигли цели? - Домашнее задание: продолжить слушать произведения из оперы. -Дополните фразы: На уроке мне понравилось… Сегодня у меня получилось… Сегодня я узнал… Было трудно… | Ведут диалог с учителем Подводят итоги урока | Ф Ф,И | Метод возвращения к пройденному | Владение основами самоконтроля, само- оценки, и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Р: Умеют оценивать правильность выполнения задачи. | Испытывают эмоциональный подъем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для 3 классапо программе Е.Д.Критская. Тема "Оперы "Руслан и Людмила", "Орфей и Эвридика", "Снегурочка"
Тест для 3 класса разработан с целью проверки знаний по пройденным операм М.И. Глинки "Руслан и Людмила", К.В. Глюка "Орфей и Эвридика", Н.С. Римского-Корсакова "Снегурочка"...
опера Руслан и Людмила
Данный материал представляет собой учебную презентацию по предмету музыка по программе Критской Е.Д. для 3 класса. Тема урока "М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила". Презентация содержит репродукции К...
опера "Руслан и Людмила"
Презентация к уроку музыки 2 класс "Школа России"...
В музыкальном театре. Опера "Руслан и Людмила"
Презентация к уроку музыки, 2 класс....
М.И. Глинка опера "Руслан и Людмила"
презентация М.И. Глинка опера "Руслан и Людмила"...
Опера Руслан и Людмила
Основные цели:1.Показать интонационно-образную природу музыкального искусства на примере музыки М.И. Глинки, маршевой музыки.2. Развивать умение использовать полученные знания при прослуши...