Рабочая программа по музыке для 2 класс. Инклюзивное обучение.
методическая разработка по музыке (2 класс)
Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на выявление и развитие музыкальных певческих способностей детей со сложной структурой дефекта, а также на приобретение ими определённых знаний, умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_2_klass_variant_7.2.doc | 988 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Музыка» разработана для 2 класса на основе нормативно – правовых документов:
- Приказа Министерства образования российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/ 2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Учебного плана образовательного учреждения.
- Программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель И.В. Евтушенко под редакцией В.В. Воронковой - М.: «Просвещение», 2013 год).
Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на выявление и развитие музыкальных певческих способностей детей со сложной структурой дефекта, а также на приобретение ими определённых знаний, умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности.
В основу настоящей программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта. При составлении программы учитывались: уровень подготовки ученика, запрос родителей, а так же физические и физиологические возможности ребенка.
Целью музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является овладение музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Отличительные особенности программы: одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание рабочей программы введен региональный компонент в разделе: «Музыка моего народа».
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение.
Структурно и содержательно программа для 2 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков музыки в 1 классе.
Программа составлена для учащихся, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе VIII вида в инклюзивном классе.
Срок реализации настоящей программы - 1 учебный год. В соответствии с учебным планом на изучение предмета во 2 классе выделено 1 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год.
Форма организации учебного процесса: индивидуальный маршрут в классе, инклюзивное образование.
Основными методами и приемами работы с обучающимся являются:
- наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальных инструментах, использование аудиозаписи);
- зрительно-двигательный (показ игрушек, ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);
- совместные действия ребенка и взрослого;
- подражание действиям взрослого;
- жестовая инструкция;
- собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.
Используемые технологии в образовательном процессе:
- личностно-ориентированная технология;
- индивидуализация учебного процесса;
- игровая технология;
- ИКТ-технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Обоснование выбора учебно-методического комплекта. Специального учебника для инклюзивного обучения школьников нет, поэтому программа ориентирована на учебно-методический комплект «Музыка. 2 класс», автором которого являются Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2015 г. Данное учебное пособие соответствует требованиям ФГОС, рекомендован Министерством образования Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, для преподавания в 2 классе.
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Во 2-м классе обучающийся должен знать:
- высокие и низкие, долгие и короткие звуки;
- музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта);
- характер и содержание музыкальных произведений;
- музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).
Обучающийся получит возможность научиться:
- исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;
- различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
- исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
- ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
- различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей.
- Содержание учебного предмета
Программа по музыке состоит из трёх разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Пение. Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — до 2. Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне. Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла). Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения. Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.
Слушание музыки. Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и длительности (долгие — короткие). Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях. Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта.
Объём материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлечённых понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно — логическое мышление. Игра на музыкальных инструментах. Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на металлофоне.
Формы работы. На уроках, в процессе работы по данному предмету разработано последовательное использование следующих упражнений: музыкально-ритмические движения; упражнения с использованием простейших ударных и шумовых инструментов; вокальные упражнения.
Такая классификация позволяет систематизировать работу в данном направлении.
В процессе обучения на уроках активно применяются различные упражнения, в основу которых положены многократные повторения умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
ΙV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата урока |
1 | Вводный урок. Повторение песен за 1 класс | 1 | 01.09 |
2 | На горе-то калина. Русская народная песня | 1 | 08.09 |
3 | Элементы музыкальной грамоты Звуки по высоте и длительности | 1 | 15.09 |
4 | 1 | 22.09 | |
5 | Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита | 1 | 29.09 |
6 | 1 | 06.10 | |
7 | П. Чайковский. «Болезнь куклы». Из «Детского альбома». | 1 | 13.10 |
8 | Музыкальные инструменты | 1 | 20.10 |
9 | 1 | 27.10 | |
10 | К. Сен-Сане. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных». | 1 | 10.11 |
11 | 1 | 17.11 | |
12 | Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» | 1 | 24.11 |
13 | Поем любимые песни. | 1 | 01.12 |
14 | 1 | 08.12 | |
15 | С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк» | 1 | 15.12 |
16 | Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника | 1 | 22.12 |
17 | Оркестр народных инструментов. Состав оркестра народных инструментов. (гусли, балалайка, домра, гармонь, рожок, свиристель и др.) | 1 | 12.01 |
18 | 1 | 19.01 | |
19 | 1 | 26.01 | |
20 | Слушание музыки. А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка» | 1 | 02.02 |
21 | Военные марши и спортивные. Спортивная музыка. | 1 | 09.02 |
22 | Плавное и отрывистое звучание мелодии. С.Рахманинов «Итальянская полька». | 1 | 16.02 |
23 | 1 | 02.03 | |
24 | Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского | 1 | 09.03 |
25 | Народные танцы: хоровод, кадриль, лезгинка, краковяк | 1 | 16.03 |
26 | 1 | 23.03 | |
27 | Слушание музыки. Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева | 1 | 06.04 |
28 | Я и музыка | 1 | 13.04 |
29 | Музыка в жизни моей семьи | 1 | 20.04 |
30 | Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». | 1 | 27.04 |
31 | Музыка для релаксации. Музыка для отдыха. | 1 | 04.05 |
32 | Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита | 1 | 11.05 |
33 | Музыка в кино и мультфильмах | 1 | 18.05 |
34 | Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского | 1 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...