Рабочая программа по музыке для 2 класс. Инклюзивное обучение.
методическая разработка по музыке (2 класс)

Спиридонова Светлана Геннадьевна

Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на выявление и развитие музыкальных певческих способностей детей со сложной структурой дефекта, а также на приобретение ими определённых знаний, умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_2_klass_variant_7.2.doc988 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по  курсу «Музыка» разработана  для  2 класса на основе нормативно – правовых документов:

  1. Приказа Министерства образования российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/ 2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  2. Учебного плана образовательного учреждения.
  3. Программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (Программы для  подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель И.В. Евтушенко под редакцией В.В. Воронковой - М.: «Просвещение», 2013 год).

Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на выявление и развитие музыкальных певческих способностей детей со сложной структурой дефекта, а также на приобретение ими определённых знаний, умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности.

В основу настоящей программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта. При составлении программы учитывались: уровень подготовки ученика, запрос родителей, а так же физические и физиологические возможности ребенка.

Целью музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является овладение музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Исходя из целей, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.

Задачи образовательные:

  • формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
  • формировать музыкально-эстетический словарь;
  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
  • совершенствовать певческие навыки;
  • развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

  • помочь самовыражению через занятия музыкальной деятельностью;
  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
  • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
  • активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

  • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Отличительные особенности программы: одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание рабочей программы введен региональный компонент в разделе: «Музыка моего народа».

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

  • слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
  • выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, заданиях и тестах;
  • хоровое и сольное пение.  

Структурно и содержательно программа для 2 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков музыки в 1 классе.

Программа составлена  для учащихся, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе VIII вида в инклюзивном классе.

Срок реализации настоящей программы - 1 учебный год. В соответствии с учебным планом на изучение предмета во 2  классе выделено 1 часа в неделю.  Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год.  

Форма организации учебного процесса: индивидуальный маршрут в классе, инклюзивное образование.

Основными методами и приемами работы с обучающимся являются:

  • наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальных инструментах,   использование аудиозаписи);
  • зрительно-двигательный (показ игрушек, ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);
  • совместные действия ребенка и взрослого;
  • подражание действиям взрослого;
  • жестовая инструкция;
  • собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.

Используемые технологии в образовательном процессе:

  • личностно-ориентированная технология;
  • индивидуализация учебного процесса;
  • игровая технология;
  • ИКТ-технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Обоснование выбора учебно-методического комплекта. Специального учебника для инклюзивного обучения школьников нет, поэтому программа ориентирована на учебно-методический комплект «Музыка. 2 класс»,  автором которого являются Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2015 г.  Данное учебное пособие соответствует требованиям ФГОС, рекомендован Министерством образования Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, для преподавания в 2 классе.

II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Во 2-м классе обучающийся должен знать:

  • высокие и низкие, долгие и короткие звуки;
  • музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта);
  • характер и содержание музыкальных произведений;
  • музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;
  • различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
  • исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
  • ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
  • различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.
  • участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей.

  1.  Содержание учебного предмета

Программа по музыке состоит из трёх разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.

Пение. Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — до 2. Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне. Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла). Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения. Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.

Слушание музыки. Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и длительности (долгие — короткие).  Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях. Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта.

Объём материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлечённых понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно — логическое мышление. Игра на музыкальных инструментах. Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на металлофоне.

Формы работы. На уроках, в процессе работы по данному предмету разработано последовательное использование следующих упражнений: музыкально-ритмические движения; упражнения с использованием простейших ударных и шумовых инструментов; вокальные упражнения.

Такая классификация позволяет систематизировать работу в данном направлении.

В процессе обучения на уроках активно применяются различные упражнения, в основу которых положены многократные повторения умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

ΙV. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата урока

1

Вводный урок.  Повторение песен за 1 класс

1

01.09

2

На горе-то калина. Русская народная песня

1

08.09

3

Элементы музыкальной грамоты

Звуки по высоте и длительности

1

15.09

4

1

22.09

5

Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита

1

29.09

6

1

06.10

7

П. Чайковский. «Болезнь куклы». Из «Детского альбома».

1

13.10

8

Музыкальные инструменты

1

20.10

9

1

27.10

10

К. Сен-Сане. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных».

1

10.11

11

1

17.11

12

Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»

1

24.11

13

Поем любимые  песни. 

1

01.12

14

1

08.12

15

С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк»

1

15.12

16

Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника

1

22.12

17

Оркестр народных инструментов.

Состав оркестра народных инструментов. (гусли, балалайка, домра, гармонь, рожок, свиристель и др.)

1

12.01

18

1

19.01

19

1

26.01

20

Слушание музыки. А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка»

1

02.02

21

Военные марши и спортивные. Спортивная музыка.

1

09.02

22

Плавное и отрывистое звучание мелодии.

С.Рахманинов «Итальянская полька».

1

16.02

23

1

02.03

24

Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского

1

09.03

25

Народные танцы: хоровод, кадриль, лезгинка, краковяк

1

16.03

26

1

23.03

27

Слушание музыки. Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева

1

06.04

28

Я и музыка

1

13.04

29

Музыка в жизни моей семьи

1

20.04

30

Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка».

1

27.04

31

Музыка для релаксации. Музыка для отдыха.

1

04.05

32

Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита

1

11.05

33

Музыка в кино и мультфильмах

1

18.05

34

Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского

1

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...