Рабочая программа по музыке 4 класс .
рабочая программа по музыке (4 класс)

Ишбулатова Лилия Загировна

Рабочая программа по музыке 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_4_klass.docx456.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

D:\Desktop\Титульники\Музыка 4 кл.jpeg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.

В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).

Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования

мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.

Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,

элементов музыкального языка, композиционных принципов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания

является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

  1. становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
  2. развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
  3. формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.

Важнейшими задачами в начальной школе являются:

  1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
  2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
  3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
  4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
  5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:

а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);

б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);

г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.

  1. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
  2. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно- образного строя отечественной музыкальной культуры.
  3. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области

«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»;

модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»;

модуль № 8 «Музыка в жизни человека».

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,

«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 4 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Русские композиторы-классики

Творчество выдающихся отечественных композиторов

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель

Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты

Симфоническая музыка

Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина

Европейские композиторы-классики

Творчество выдающихся зарубежных композиторов

Мастерство исполнителя

Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского

Русские композиторы-классики

Творчество выдающихся отечественных композиторов

Mодуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»

Балет. Хореография — искусство танца

Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов

Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»

Тональность. Гамма

Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при ключе)

Гармония

Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио

Ритмический рисунок

Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура

Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Музыка на войне, музыка о войне

Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)

Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»

Край, в котором ты живёшь

Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты

Сказки, мифы и легенды

Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах

Жанры музыкального фольклора

Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты

Народные праздники

Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников

Фольклор народов России

Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества

Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»

Музыка народов Европы

Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал

Музыка Испании и Латинской Америки

Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры. Профессиональные композиторы и исполнители

Музыка США

Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Африканские ритмы, трудовые песни негров. Спиричуэлс. Джаз. Творчество Дж. Гершвина

Музыка Японии и Китая

Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника

Певец своего народа

Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов — ярких представителей национального музыкального стиля своей страны

Диалог культур

Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов)

Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»

Джаз

Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы, триоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов.

Исполнители современной музыки

Творчество одного или нескольких исполнителей современной музыки, популярных у молодёжи

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

Духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:

первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально- исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.

Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологического воспитания:

бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:

  1. Овладение универсальными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

  • сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
  • выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально- исполнительских навыков;

с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;

сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,

причина — следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.

Работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

  1. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Невербальная коммуникация:

воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);

передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.

Вербальная коммуникация:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность (сотрудничество):

стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;

переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.

  1. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,

умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;

осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;

имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;

с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:

Модуль «Музыка в жизни человека»:

исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;

воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);

осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.

Модуль «Народная музыка России»:

определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;

определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,

ударные, струнные;

определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;

различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;

создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на

основе освоенных фольклорных жанров.

Модуль «Музыкальная грамота»:

классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;

различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;

различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;

различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;

понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;

ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;

исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

Модуль «Классическая музыка»:

различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;

различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;

различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,

вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;

характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;

соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.

Модуль «Музыка народов мира»:

различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,

струнных, ударно-шумовых инструментов;

различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и

называть типичные жанровые признаки.

Модуль «Музыка театра и кино»:

определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);

различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;

различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;

отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.

Модуль «Современная музыкальная культура»:

иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;

различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);

анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;

исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Репертуар

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

для слушания

для пения

для музицирования

Модуль 1. Классическая музыка

1.1.

Русские

1

0

0

Тайна рождения песни.

Знакомство с;

Устный опрос;

http://school-

композиторы-

Многообразие

творчеством;

классики

жанров вокальной музыки.

выдающихся;

collection.edu.ru/catalog/

Музыкальные произведения по

композиторов;

выбору: исполнение С. Т.

;

Рихтера, С.

отдельными фактами;

Я. Лемешева, И. С. Козловского,

из их биографии.;

М. Л.

Слушание музыки.;

Ростропович

Фрагменты;

вокальных;

;

инструментальных;

;

симфонических;

сочинений. Круг;

характерных образов;

(картины природы;

;

народной жизни;

;

истории и т. д.).;

;

1.2.

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель

1

0

1

Ведущие музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Музыкальные произведения по выбору: Ф. Мендельсон.

Концерт для

скрипки с оркестром; К. Сен- Санс.

Концерт № 1 для виолончели

«Паспорт; инструмента» —; исследовательская; работа;

;

предполагающая; описание внешнего; вида и особенностей; звучания инструмента;

;

способов игры нанём;

;

исследовательская; творческая работа;

;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

2

Модуль 2. Музыка театра и кино

2.1.

Балет. Хореография — искусство танца

5

0

0

Сюжет музыкального спектакля. Фильмы-сказки. Музыкальные произведения по выбору:

«Морозко»

(режиссер А. Роу, композитор Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М.

Юзовский,

композитор Г. Гладков),

«Приключения Буратино» (режиссер

Л. Нечаев, композитор А. Рыбников)

Музыка в мультфильмах. Музыкальные произведения по выбору: М. П. Мусоргский.

«Картинки с выставки» из мультфильма «Картинки с выставки»

(1984); П. И. Чайковский.

«Детский

альбом» из мультфильма

«Детский

альбом» (1976), мультфильм

«Щелкунчик» (1973); музыкальные

характеристики героев в мультфильмах российских режиссеров-аниматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Норштейна, Г.

Бардина, А. Петрова и др. «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин),

«Приключения Кота Леопольда» (Б.

Савельев, Н. Кудрина),

«Крокодил

Гена и Чебурашка» (В. Шаинский)

Опера и балет. Музыкальные произведения на выбор: М. И. Глинка.

Опера «Руслан и Людмила»; Н. А.

Римский-Корсаков. Балет

«Снегурочка»

Просмотр и обсуждение видеозаписей — знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов. Музыкальная викторина на знание балетной музыки.;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

5

Модуль 3. Музыкальная грамота

3.1.

Тональность. Гамма

1

0

0

Мелодический рисунок

Определение на слух устойчивых звуков. Игра

«устой — неустой». Пение упражнений — гамм с названием нот, прослеживание по нотам. Освоение понятия «тоника». Упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу».;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

1

Модуль 4. Музыка в жизни человека

4.1.

Музыка на войне, музыка о войне

2

0

1

Музыка о красоте родной земли и красоте человека.

Музыкальные произведения по выбору: С. Рахманинов.

«Весенние воды» на слова Ф. И. Тютчева, «В молчаньи ночи тайной» на слова А. А. Фета,

«Здесь хорошо», «Ночь печальна Полонез, мазурка, вальс.

Музыкальные произведения по выбору: полонез ля мажор Ф. Шопена; Г. Струве «Полонез дружбы»; Вальсы Ф Шопена: си минор, ми минор, ми бемоль мажор; мазурки Ф. Шопена: № 47 (ля минор),

№ 48 (фа мажор) и № 1 (си бемоль мажор)

Катюша. Слова М. Исаковского Музыка М. Блантера

Песенка фронтового шофёра.

Слова Б. Ласкина Музыка Б.Мокроусова

Чтение учебных и художественных текстов, посвящённых военной музыке. Слушание, исполнение музыкальных произведений военной тематики. Знакомство с историей их сочинения и исполнения.;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

2

Модуль 5. Народная музыка России

5.1.

Край, в котором ты живёшь

1

0

0

Многообразие жанров народных песен. Музыкальные произведения по выбору: «Ой, мороз, мороз»,

«Тройка», «Полюшко-поле»; Музыка А. Алябьева. «Вечерний звон» (слова И. Козлова); В. Комраков.

«Прибаутки» (слова народные); А. Абрамов. «Реченька» (слова Е. Карасёва)

Разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков.;

Письменный контроль;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

5.2.

Сказки, мифы и легенды

2

0

1

Музыкальность поэзии А. С. Пушкина. Музыкальные произведения по выбору: М. И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина); Г. В. Свиридов.

«Метель» («Осень»); П. И. Чайковский. Опера

«Золотой петушок»; М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

Оперы-сказки русских композиторов. Музыкальные произведения по выбору: М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»; Н. А. Римский- Корсаков. Оперы «Снегурочка»,

«Золотой петушок»; П. И. Чайковский.

«Черевички»

Просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний.;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

5.3.

Жанры

музыкального фольклора

2

0

0

Инструменты русского народного оркестра. Музыкальные произведения по выбору: И. П. Ларионов.

«Калинка»; «Колокольчик» (сл. И. Макарова); М. Матвеев.

«Матушка, матушка, что во поле пыльно» Лирические песни в русской музыкальной традиции

И. П.

Ларионов.

«Калинка

Различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая.

Определение,

характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика и др.), состава исполнителей.;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

5.4.

Народные праздники

3

0

1

Народный   театр Народные и духовные песнопения. Музыкальные

произведения по выбору: М. И. Глинка.

«Камаринская»; И. П. Ларионов.

«Калинка»; «Вот мчится тройка почтовая» в исп. М. Вавича; А. Гурилёв. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова).

«Колокольчик» (сл. И. Макарова); М. Матвеев.

«Матушка, матушка, что во поле пыльно»

Народные и церковные праздники: музыкальные образы. Музыкальные произведения по выбору: «Ай, как мы масленицу дожидали»,

«Полянка»,

«Проводы зимы», «Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая»

«Ай, как мы масленицу дожидали»

Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей

Российской Федерации.;

Письменный контроль;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

5.5.

Фольклор народов России

1

0

0

Народные мелодии в обработке композиторов

Знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей

Российской Федерации. Определение характерных черт, характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

5.6.

Фольклор в творчестве

профессиональных музыкантов

1

0

0

Музыкальные образы в балетах И. Ф. Стравинского.

Музыкальные произведения по выбору: И. Ф. Стравинский. Балеты: «Петрушка»,

«Жар-птица», «Байка»

Диалог с учителем о значении фольклористики. Чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора.;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

10

Модуль 6. Музыкальная грамота

6.1.

Гармония

1

0

0

Мелодическое движение и интервалы

Различение на слух интервалов и аккордов. Различение на слух мажорных и минорных аккордов.;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

1

Модуль 7. Музыка народов мира

7.1.

Музыка народов Европы

1

0

0

Фольклор и музыкальные традиции наших соседей. Музыка Белоруссии, Прибалтики. Музыкальные произведения по выбору: "Косил Ясь конюшину" в исп. группы Песняры; Р. Паулс "Колыбельная", латышская народная песня «Вей ветерок

Р. Паулс "Колыбельная

Сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России.;

Практическая работа;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

7.2.

Музыка Испании и Латинской Америки

0

http://school- collection.edu.ru/catalog/

7.3.

Музыка США

0

http://school-

collection.edu.ru/catalog/

7.4.

Музыка Японии и Китая

1

Музыка Средней Азии. Музыка Японии и Китая. Музыкальные произведения по выбору:

казахские народные песни

«Богенбай батыр»,

«Сабалак»; японская народная песня

«Вишня»; китайская народная песня "Жасмин"

Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран.

Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

7.5.

Певец своего народа

1

0

0

Выразительность музыкальной речи: интонация. Музыкальные произведения по выбору: А. П. Бородин. Ноктюрн из Квартета

№ 2; П. И. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром; С. В. Рахманинов. «Сирень», Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели

Знакомство с творчеством композиторов.   Сравнение их сочинений с народной музыкой. Определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала.;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

3

Модуль 8. Классическая музыка

8.1.

Симфоническая музыка

1

0

0

Выразительность музыкальной речи: интонация. Музыкальные произведения по выбору: А. П. Бородин. Ноктюрн из Квартета

№ 2; П. И. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром; С. В. Рахманинов. «Сирень», Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели

Слушание фрагментов симфонической музыки.

«Дирижирование» оркестром.;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

8.2.

Европейские композиторы- классики

1

0

0

Особенности камерной музыки. Музыкальные произведения по выбору: Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор).

Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка

№ 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор).

Полонез (ля мажор); Этюд № 12 (до минор)

Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты

вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории

и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки.

Определение жанра, формы.;

Письменный контроль;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

8.3.

Мастерство исполнителя

1

0

0

Рисование образов программной музыки

Знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки.

Изучение программ, афиш консерватории,

филармонии.;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

3

Модуль 9. Современная музыкальная культура

9.1.

Джаз

0.5

0

0

Музыкальная обработка

классических произведений

Знакомство с творчеством джазовых музыкантов.

Узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других музыкальных стилей и направлений.;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

9.2.

Исполнители современной музыки

0.5

0

0

Музыкальная обработка

классических произведений

Просмотр видеоклипов современных исполнителей. Сравнение их композиций с другими направлениями

и стилями (классикой, духовной, народной музыкой).;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

1

Модуль 10. Музыкальная грамота

10.1.

Тональность. Гамма

1

0

0

Элементы двухголосия

Определение на слух устойчивых звуков. Игра

«устой — неустой». Пение

упражнений — гамм с названием нот, прослеживание по нотам. Освоение понятия «тоника». Упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу».;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

10.2.

Ритмический рисунок

1

0

0

Музыкальные вариации. Музыкальные произведения по выбору: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, М. И. Глинки

Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз.;

Практическая работа;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

2

Модуль 11. Музыка народов мира

11.1.

Диалог культур

1

0

0

Диалог культур

Знакомство с творчеством композиторов.   Сравнение их сочинений с народной музыкой. Определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала.;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

1

Модуль 12. Классическая музыка

12.1.

Русские

композиторы- классики

1

0

0

Композитор – имя ему народ. Музыкальные произведения по выбору: П. Чайковский. «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова); Н. Римский- Корсаков.

Опера "Снегурочка" ("Пляска скоморохов"); А. Гурилёв.

«Домик- крошечка» (сл. С. Любецкого).

«Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова); М. Матвеев.

«Матушка, матушка, что во поле пыльно»; М. Глинка. Опера

«Иван Сусанин» (хор

«Разгулялися, разливалися

Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты

вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории

и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки.

Определение жанра, формы.;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

12.2.

Европейские композиторы- классики

1

0

0

Знаменитые скрипачи и скрипичные мастера. Музыкальные произведения по выбору: исполнительское творчество А. Вивальди, А. Корели, Н. Паганини, Н. Кавакос; П. И. Чайковский.

Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; Л. ван Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; И. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор

М. Матвеев.

«Матушка, матушка, что во поле пыльно»

Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты

вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории

и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки.

Определение жанра, формы.;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

12.3.

Мастерство исполнителя

1

1

0

Знаменитые виолончелисты. Музыкальные произведения по выбору: исполнительское творчество М. Растроповича, П. Казальс, Н. Андре, В.

Максимова; К. Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром

№ 1; Й. Гайдн. Концерт № 1 для виолончели с оркестром

Знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки.

Изучение программ, афиш консерватории,

филармонии.;

Контрольная работа;

http://school- collection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

3

Модуль 13. Современная музыкальная культура

13.1.

Исполнители современной музыки

0

http://school-

collection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО

ПРОГРАММЕ

34

1

4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

план

факт

1.

Тайна рождения песни. Многообразие жанров вокальной музыки.

1

0

0

Устный опрос;

2.

Ведущие музыкальные инструменты симфонического оркестра.

1

0

0

Письменный контроль;

3.

М. И. Глинка. Гармония оркестра

1

0

0

Письменный контроль;

4.

Многообразие жанров народных песен. В. Комраков.

«Прибаутки»

1

0

0

Устный опрос;

5.

Музыкальность поэзии А. С. Пушкина

1

0

1

Практическая работа;

6.

Мелодический рисунок

1

0

0

Письменный контроль;

7.

Мелодическое движение и интервалы

1

0

0

Письменный контроль;

8.

Элементы двухголосия

1

0

0

Письменный контроль;

9.

Музыка о красоте родной земли и красоте человека.

1

0

1

Практическая работа;

10.

Полонез, мазурка, вальс

1

0

0

Письменный контроль;

11.

Особенности камерной музыки.

1

0

0

Устный опрос;

12.

Рисование образов программной музыки

1

0

0

Письменный контроль;

13.

Знаменитые скрипачи и скрипичные мастера.

1

0

1

Практическая работа;

14.

Знаменитые виолончелисты.

1

0

0

Устный опрос;

15.

Музыкальная обработка классических произведений

1

0

0

Устный опрос;

16.

Народные и духовные песнопения.

1

0

1

Практическая работа;

17.

Народные и церковные праздники: музыкальные образы.

1

0

1

Практическая работа;

18.

Инструменты русского народного оркестра

1

0

0

Письменный контроль;

19.

Лирические песни в русской музыкальной традиции.

1

0

0

Устный опрос;

20.

Народный театр

1

0

0

Устный опрос;

21.

Народные мелодии в обработке композиторов

1

0

0

Устный опрос;

22.

Оперы-сказки русских композиторов.

1

0

0

Письменный контроль;

23.

Музыкальные образы в балетах И. Ф. Стравинского

1

0

0

Устный опрос;

24.

Фольклор и музыкальные традиции наших соседей.

1

0

1

Практическая работа;

25.

Музыка Средней Азии. Музыка Японии и Китая.

1

0

0

Устный опрос;

26.

Музыкальные вариации.

1

0

1

Практическая работа;

27.

Сюжет музыкального спектакля. Фильмы- сказки.

1

0

0

Устный опрос;

28.

Музыка в мультфильмах.

1

0

0

Письменный контроль;

29.

Опера и балет. Балет

«Снегурочка

1

0

0

Устный опрос;

30.

Оперетта и мюзикл. Мюзикл

«Кошки»

1

0

0

Устный опрос;

31.

Увертюры к опере, балету, мюзиклу. Увертюра "Сон в летнюю ночь"

1

0

0

Письменный контроль;

32.

Выразительность музыкальной речи: интонация.

1

0

0

Устный опрос;

33.

Промежуточная аттестация. Тест.

1

1

0

Тестирование;

33.

Диалог культур Композитор – имя ему народ

1

0

0

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Музыка. 4 класс /Критская Е.Д.; Сергеева Г.П.;

Шмагина Т.С.;

Акционерное общество «Издательство;

«Просвещение»; ; Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1 Критская,Е. Д. Музыка. 1-4 класс [Текст] : учеб для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2017

  1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1-4 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2017
  2. Музыка. Фонохрестоматия. 1-4 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2017 – электрон. опт. диск (CD-Rom). 5 Сергеева,Г. П. Музыка.

Рабочие программы. 1-4 [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2021

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://school-collection.edu.ru/catalog/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Ноутбук учителя, интерактивная доска, проектор

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

1. http://school-collection.edu.ru http://nachalka/info/about/193

3. http://nsc.1september.ru/urok.

Промежуточная аттестация по музыке 4 класс.(Тест.)

Пояснительная записка

Контрольно – измерительные материалы предназначены для проведения процедуры промежуточной аттестации учащихся 4 класса по учебному предмету «Музыка».

Контрольно-измерительные материалы составлены на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с действующей рабочей программой по учебному предмету «Музыка».

Цель промежуточной аттестации - оценить общеобразовательную подготовку учащихся по музыке за курс 4 класса.

Форма проведения промежуточной аттестации – контрольное тестирование.

Итоговая работа по музыке за курс 4 класса в форме контрольного тестирования соответствует содержанию учебника Критской Е. Д., Сергеевой Г. П., Шмагиной Т. С. по музыке для 4 класса.

Итоговое контрольное тестирование представлено в одном варианте и рассчитано на 45

минут.

В   ходе   выполнения   контрольного   тестирования   по   музыке   ученик   должен        будет

продемонстрировать уровень сформированности личностных, предметных и метапредметных результатов:

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные результаты

Обучающийся :

  • имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
  • имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
  • знает музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально- сценические жанры: балет, опера, мюзикл.

- определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.

  • определяет свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.

КОДИФИКАТОР

Контрольно - измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по МУЗЫКЕ в 4 классе

  1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе

КОД

ОПИСАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ

ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

1.

Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр,

длительность, громкость, высота.

2.

Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и

длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.

3.

Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи.Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки.

Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.

4.

Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие

контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.

5.

Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей

основных жанров музыки: песня, танец, марш.

6.

Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль.

Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано).

7.

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).

Творческое соревнование.

8.

Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой

круг календарных праздников.

9.

Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации. Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре,

национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия.

10.

Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер.

11.

Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.

12.

Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная

форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое.

13.

Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской

музыки. Средства музыкальной выразительности.

14.

Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские,

мужские, детские).

15.

Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый,

эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура.

Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.

16.

Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном

материале. Форма рондо.

17.

Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические

особенности песен народов мира.

18.

Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.

19.

Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и

мультфильмам.

  1. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе

КОД

ОПИСАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТАПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

2.1

Понимание изученных понятий.

2.2

Знание основ музыкальной грамоты.

2.3

Знание смысла понятий "композитор", "исполнитель".

2.4

Знание названий изученных жанров и форм музыки.

2.5

Знание наиболее популярных в России музыкальных инструментов.

2.6

Знание государственных символов России.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по МУЗЫКЕ в 4 классе

Предмет: музыка

Учебник:   Музыка: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.

Вид контроля: промежуточный

Назначение работы: Оценить уровень общеобразовательной подготовки по музыке учащихся 4 класса общеобразовательной организации за год.

Цель: оценить уровень усвоения учащимися 4 класса предметного содержания курса музыки за год начальной школы, и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

Что проверяется

Уровень

Баллы

Элемент содержания

Базовый

Повышенный

1

15

+

1

2

8

+

1

3

18

+

1

4

19

+

1

5

15

+

1

6

15

+

1

7

15

+

1

8

19

+

1

9

15

+

1

10

12

+

1

11

15

+

1

12

15

+

1

13

15

+

1

14

6

+

1

15

1,2.3,4

+

7

16

1,6,8,15,18

+

2

Текст промежуточной аттестации для учащихся 4 класса по музыке.

Вариант 1

Задание № 1. Выбери правильный ответ и обведи его.

  1. Инструментальная музыка – это…

А) произведения для исполнения на музыкальных инструментах Б) произведения для исполнения голосом

В) все музыкальные произведения

  1. Струнный щипковый инструмент, который может изобразить морскую гладь воды, волны:

А) гусли        Б) арфа        В) балалайка

  1. Сценическое произведение, в котором смысл передают с помощью жестов:

А) симфония        Б) балет        В) опера

  1. Композитор – это…

А) тот, кто пишет песни        Б) тот, кто пишет музыку        В) тот, кто сочиняет

  1. Самый большой музыкальный инструмент?

А) Орган        Б) Рояль        В) Барабан

  1. Этот инструмент чаще можно услышать в джазовом или эстрадном оркестре:

А) виолончель        Б) баян        В) саксофон

  1. Какой инструмент не издает музыкальный звук?

А) барабан        Б) скрипка        В) гитара

  1. К русским композиторам не относится…

А) П.Чайковский        Б) Ф.Шопен        В) С.Прокофьев

  1. Какой группы инструментов нет в оркестре?

А) Струнные        Б) Духовые        В) Клавишные

  1. Выберите правильный ответ.

А) Куплетная форма состоит из куплета и припева. Б) Куплетная форма состоит из припева и запева. В) Куплетная форма состоит из запева и припева.

  1. Что такое симфонический оркестр?

А) коллектив певцов

Б) группа струнных музыкальных инструментов

В) коллектив музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах

  1. Человека, который руководит хором или оркестром, называют:

А) руководитель        Б) дирижер        В) композитор

  1. Какой инструмент относится к струнным?

А) труба        Б) литавры        В) виолончель

  1. Как называется ансамбль из двух исполнителей?

А) хор        Б) дуэт        В) соло

Задание № 2. Соедини линиями средство музыкальной выразительности и его определение.

  1. РИТМ        А) скорость движения в музыке
  2. МЕЛОДИЯ        Б) чередование коротких и длинных звуков
  3. ТЕМБР        В) сила звучания в музыке
  4. ТЕМП        Г) настроение в музыке
  5. ДИНАМИКА        Д) окраска голоса, звука
  6. ЛАД        Е) высота звука, голоса
  7. РЕГИСТР        Ж) главная мысль музыкального произведения

Задание № 3. Запиши ответы так, чтобы последняя буква слова была первой буквой следующего.

  1. Низкий мужской голос.
  2. Герой оперы, который играл на гуслях.
  3. Музыкальный жанр, в котором все слова поются.
  4. Музыкальный инструмент, голос которого немного ниже скрипки.
  5. Ансамбль из трех исполнителей.
  6. Самый большой музыкальный инструмент.
  7. Знаки для записи музыки.
  8. Музыкальный струнный щипковый инструмент симфонического оркестра.

Критерии оценивания:

Задание № 1. Выбери правильный ответ и обведи его.

№ п/п

Вариант 1

1.

А

2.

Б

3.

Б

4.

Б

5.

А

6.

В

7.

А

8.

Б

Задание № 2. Соедини линями понятия и определения. За каждый правильный ответ – 1 балл.

В- 1

1-Б

3-Д

4-А

5-В

6-Г

7-Е

Задание № 3. Отгадать и записать слова.

Вариант 1: Бас, Садко, опера, альт, трио, орган, нота, арфа.

Вариант 2: Контрабас, смычок, квартет, трио, оркестр, регистр, ритм, мелодия. Всего – 8 слов.

5 и более слов – 2 балла, 4 слова и меньше – 1 балл, не приступал к заданию – 0 баллов. Итого: 23 балл.

Оценка «5» - 23 -20 баллов

Оценка «4» - 19 – 14 баллов

Оценка «3» -13 – 9 баллов

Оценка «2» - 8 – 0 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...