Здоровьесберегающие технологии и их применение на уроках музыки и во внеклассной работе
методическая разработка по музыке

Рыбакова Лариса Владимировна

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть разработка мер по здоровьесбережению – одна из важных задач, которая стоит сегодня перед школой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, монотонность, статичные формы организации, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей.

Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке, падению интереса к учению, ухудшению здоровья не только учащихся, но и учителей.

Понимая актуальность данной проблемы, нам, педагогам необходимо вести поиск методов оздоровления детей в условиях школы. Выбранные способы и приемы деятельности должны быть эффективными, несложными в применении, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе.

Именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровье сберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы.

Говоря о роли музыки для здоровья, мы не можем не задать вопроса: а может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

Немало труда в изучении влияния музыки на здоровье человека вложили философы Ж. Ж. Руссо, Г. Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, психологи и

нейрофизиологи В. Леви, Л. Я. Дорфман, А. Н. Леонтьев, педагоги и музыканты Карл Орф, Д. К. Кирнарская, Л. В. Куриленко. Большой интерес и результаты в области влияния музыки на умственную деятельность детей представляют работы таких учёных как В. Б. Полякова, Л. П. Трегубова, В. Ф. Коновалова, О. В. Лаврова.

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ

«Музыка – не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья».

(В.М.Бехтерев).

Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но обычно мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на состояние человека.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.), указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе — концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства. Он указывал, что такое очищение (катарсис) подобно устранению необузданного пафоса, как и субъективного буйства — следовательно, обновлению моральных

критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности, последнее идентифицируется с жизнью и устремлениями общества.

Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека.

Особое место в воздействии на человека в индийской музыкотерапии занимает пение.

Вокальное искусство более естественно по сравнению с инструментальным, поэтому считается более высоким.

В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа. Сначала вызывается активность в уме. Ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. При этом вибрации в виде дыхания через внутренние органы (область живота, легких, носоглотки) образуют голос. Голос выражает позицию ума, ложную или истинную. Он также обладает силой магнетизма как идеальный природный инструмент.

Во Франции и Голландии музыкотерапия широко используется и в практике психотерапии, и в хирургии. При этом музыка подбирается с учетом ее физиологического воздействия на организм, особенностей человека, его заболевания. В Голландии музыка используется и при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Определенная классическая музыка оказывает позитивное влияние на сердечно-сосудистую систему человека, помогает справиться с одиночеством, улучшает самочувствие человека .

Известный французский отоларинголог А. Томатис исследовал влияние звуков высокой частоты на психику человека. Он показал, что человек не просто слышит: воспринимаемые им колебания воздействуют на нервы внутреннего уха и, преобразуясь там, в электрические импульсы, направляются в мозг . В США музыкотерапия получила признание после

второй мировой войны, когда она успешно применялась при лечении эмоциональных расстройств у ветеранов. Дальнейшее развитие музыкотерапии отмечалось после демонстрации ее эффективности в работе с детьми и престарелыми людьми. В США в 1950 г. создана Национальная ассоциация музыкальной терапии.

В Германии в 1985 г. при медицинском факультете университета Виттен Хердеке был создан Институт музыкальной терапии, где музыкотерапия применяется во многих областях медицины: детской и общей психиатрии, педиатрии, невропатологии, интенсивной терапии и др.

История оставила немало фактов, свидетельствующих о терапевтических возможностях музыкального искусства. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей.

Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.

С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации всему миру стало известно, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Но еще академик Б. В. Асафьев рассматривал колокольный звон и его типы как особую сферу народной музыки.

Западные ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом.

Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная

музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию.

Но самое большое воздействие на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали – «эффект Моцарта». Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.

Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований.

Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшению обмена веществ и активизации восстановительных процессов. В начале ХХ века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине все большее распространение получает, наряду с фитотерапией и арт-терапией, музыкотерапия – восстановление здоровья при помощи занятий музыкой.

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 г. Музыкотерапия становится признанной наукой. В целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук.

Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых,

страдающих от соматических и психических заболеваний.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. И. И. Мечников в «Этюдах оптимизма» предлагает сохранить в жизни оптимизм, призвав на помощь красоту окружающего мира. Он считал, что для сохранения памяти до глубокой старости нужно слушать много музыки, стараясь запоминать мелодии. Многие выдающиеся поэты пользовались дополнительной подпиткой от музыки и живописи (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок, О.Э. Мандельштам и другие), что давало дополнительную мощь их таланту. Интересно по этому поводу сказал Ч. Дарвин: «Если бы мне пришлось пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере один раз в неделю. Быть может, путем такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались».

Музыка, помогающая создать гармонию тела и души: Клаудио Монтеверди – мадригалы; Жан Батист Люлли – сюиты для оркестра; Антонио Вивальди – концерты для двух мандолин; Кристоф Виллибальд Глюк – опера «Орфей и Эвридика»; Вольфганг Амадей Моцарт – можно сказать, любое его произведение дает заряд положительной энергии; Людвиг ван Бетховен – его музыка оказывает огромное воздействие на человека;

Фридерик Шопен – его романтические по стилю        произведения

действуют        на        человека        умиротворенно,        заставляя        верить        в        долгую безмятежную жизнь; Джузеппе Верди – прежде всего оперы «Риголетто»,

«Травиата», не меньшее влияние        на        психику        человека        оказывает        его

«Реквием»; Лео Делиб – опера «Лакме», балеты «Сильвия», «Коппелия»,

музыка которого эффективна на занятиях с детьми с нарушением опорно- двигательного аппарата;   Клод   Дебюсси   –   основоположник музыкального импрессионизма, направления, опирающегося на отражение настроения при помощи оттенков цветов, звука. Не случайно его произведения носят поэтические названия: «Девушка с волосами как лен»,

«Что видел восточный ветер», «Лунный свет», «Арабески», «Маски». Музыка коммуникативного характера, создающая атмосферу взаимного доверия, вызывающая положительные эмоции: Бетховен – Романс для скрипки с оркестром фа-мажор; Мендельсон–Бартоли – Концерт для скрипки с оркестром ми-минор, 2-я и 3-я  части; Сметана – симфоническая поэма

«Влтава»; Моцарт – симфония «Юпитер» до-мажор, 2-я часть, симфония ля- мажор, 1-я часть, «Маленькая ночная серенада», 2-я часть, Фортепианная соната ля-мажор, тема с пятью вариациями. Музыка реактивного характера, разрешающая аффективно-динамическую реакцию, своего рода катарсис. Рекомендуется двухтемная музыка, вызывающая интенсивные отрицательные и положительные реакции: Бетховен – Пятая симфония, 1-я часть; соната «Апассионата», 2-я и 3-я части; Шуберт – Неоконченная симфония, 1-я часть; Чайковский – Первый концерт для фортепьяно с оркестром, 1-я часть; Шуман – Четвертая симфония ре-минор, 2-я часть; Дворжак – Девятая симфония ля-минор, 2-я часть; Равель – «Болеро». Для профилактики утомляемости, при нервном истощении рекомендуется слушать «Утро» Грига; «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского; романс

«Вечерний звон»; мотив песни «Русское поле»; «Времена года» Чайковского;

«Лунный свет» Дебюсси; «Грезы» Шумана: они улучшают внимание, помогают сосредоточиться.

Размеренная речь, пение, шум природы могут замедлять сердцебиение, регулировать пульсацию. Избавлению от гипертонии может способствовать музыка Баха, Бартока, Чайковского, Шопена, Сибелиуса. Стимулируют работу желез внутренней секреции журчание ручья, шум

прибоя, звук водопада, шелест листьев, шуршание колосьев. Стабилизирует давление музыка Шопена, Штрауса, «Лебединое озеро» Чайковского. Нормализуют кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона, Концерт Баха для двух скрипок. Снимает головную боль и невроз прослушивание знаменитого полонеза Огинского. Нормализуют сон и работу мозга сюита Грига «Пер Гюнт», Концерт Моцарта для кларнета. Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей. Для уменьшения раздражительности, чувства разочарования и для повышения чувства бренности жизни и своей принадлежности к большой жизни природы, частью которой являешься - Бах

«Кантата № 2», Бетховен «Лунная соната», Прокофьев «Соната «Ре», Франк

«Симфония ре-минор».

Для уменьшения   чувства   тревоги,   неуверенности   в благополучном конце происходящего - Шопен «Мазурка и прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодия».

Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть, - Бетховен «Шестая симфония» (2-я часть), Брамс

«Колыбельная», Шуберт «Аве, Мария», Шуберт «Анданте из квартета», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей - Бах

«Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Сибелиус «Финляндия». Для снятия эмоциональных симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - Бах «Концерт ре-минор для скрипки», Барток «Соната для фортепиано», Бруквер «Месса ми-минор», Бах «Кантата

№ 21», Барток «Квартет № 5».

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением     - Бетховен «Фиделио», Моцарт «Дон Жуан», Лист

«Венгерская   рапсодия   №   1»,   Хачатурян   «Сюита«Маскарад»,   Гершвин

«Американец в Париже».

Для поднятия общего жизненного тонуса: улучшения самочувствия; повышения активности; улучшения настроения - Бах «Прелюдия» и «Фуга ми-минор», Бетховен Увертюра «Эгмонт», Чайковский «Шестая симфония» (3-я часть), Шопен «Прелюдия», оратории № 28 и № 1, Лист «Венгерская рапсодия № 2».

Ритмические инструменты особенно пригодны для воздействия на двигательные расстройства. Ритм бубна повышает уровень природного этанола (природный алкоголь), что может способствовать лечению от алкоголизма. Струнные инструменты действуют своим проникновенным длительным и ясным звуком, способствующим душевной гармонии, психическому успокоению.

Ксилофон и другие так называемые металлофоны побуждают к общению и контакту.

Итак, музыку используют в лечебных и оздоровительных целях. Музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение, может способствовать укреплению иммунной системы, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активизирует восстановительные процессы. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную песню.

Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке.

Музыка может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают учащихся. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровьесберегающие технологии.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ

МУЗЫКИ

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть разработка мер по здоровьесбережению – одна из важных задач, которая стоит сегодня перед школой. Актуальная задача современной школы – это сохранение здоровья учащихся. Важно грамотно соотносить учебную нагрузку и методы работы с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, как вокалотерапия, логоритмика, ритмотерапия, музыкотерапия, фольклорная арттерапия, музыкально-рациональная психотерапия, терапия творчеством, сказкотерапия, улыбкотерапия – актуальная тенденция обновления образования.

Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.

Любая музыка ассоциируется лично для каждого человека с каким - то событием, вызывает определенные эмоции. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.

Ритм вальса оказывает успокоительное воздействие. Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе, мягкие ритмы успокаивают.

Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

Эмоциональная окраска образов, возникающих при музицировании, различна в зависимости от индивидуальных особенностей степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей человека.

Музыку можно использовать как способ улучшения эмоционального

фона на уроке - она внесет гармонию во взаимоотношения в коллективе. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Учитель должен ставить перед собой задачу целенаправленного воздействия музыки на ребенка с учетом его настроения, возраста, пола, сезона и даже времени суток.

Подбирая музыку для урока, необходимо учитывать класс, предыдущий урок в этом классе, какой по счету урок, кабинет (если нет постоянного) и другие факторы, которые могут проявиться во время работы. При подборе музыки, чтобы не влиять на эмоциональную память учащихся, лучше использовать классику, так как молодые люди ее редко слушают. Ритм музыки может регулировать темп урока. После прослушивания музыки во время выполнения заданий урока напряженность уменьшается.

Музыкотерапия используется как в процессе слушания музыки, так и в процессе непосредственно самих упражнений. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по- разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции.

Для снятия стресса или, наоборот, активизации эмоциональной сферы личности ребенка используется музыка для релаксации, а также записи звуков природы (шум моря, леса, грозы и т.д.). Также составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапия. Ведь известно, что когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство, остальное – во внутренние органы.

Упражнение «Шум моря».

Учащиеся   слушают    звуки    моря,    а    затем    им    предлагается

«подышать», как море.

Делаем тихий, мягкий вдох животом и плавно поднимаем вверх руки.

А потом выдыхаем «Ш».

Выдыхаем долго-долго, втягиваем живот, чтоб вышел весь воздух.

Мягко опускаем руки и снова вдыхаем.

Упражнение «Я – дирижер!»

Под звучание симфонического оркестра каждый из учащихся дирижирует воображаемым оркестром. Это упражнение увеличивает заинтересованность ребят, способствует процессу восприятия музыкального отрывка и приносит психотерапевтический эффект.

Вокалотерапия.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. На Руси всегда считали, что поет в человеке душа и пение есть её естественное состояние! Поэтому пение – работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально- выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех важнейших зон.

Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье.

Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.

В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе. Пение как средство лечения

назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Главное качество певческого вдоха – бесшумность – при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха.

После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания») то с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь; Э - улучшает работу головного мозга;

И        -        лечит        глаза,        уши,        стимулирует        сердечную        деятельность,

«прочищает» нос;

О        -        оживляет        деятельность        поджелудочной        железы,        устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы - лечит уши, улучшает дыхание.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ ОМ – снижает кровяное давление; АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных

СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать) В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие; Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание; К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

Большое значение имеет и интенсивность произношения («пропевания») звуков. При заболеваниях сердца или легких она должна быть низкой или средней. При терапии внутренних органов более высокой. Для   усиления   концентрации    лечебного    воздействия    произносимых или «пропеваемых» звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находится подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на уроках хорового пения можно применять музыкально – ритмические упражнения.

Они выполняют релаксационную функцию (переключение внимания на другой вид деятельности – уже отдых).

Ритмотерапия - специфические упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Способствуют развитию чувства

ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом.

Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают.

Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.

Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний - это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

К ритмотерапии можно отнести и игры под музыку. Разнообразные танцевальные движения в игре и в танце, включаемые в структуру урока музыки, непосредственно влияют на эмоциональное состояние ребенка, и не только развивают фантазию и творческое воображение детей, но и снимают и

физическое напряжение. Удовлетворения, полученные в процессе движения обычно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в организме, улучшается дыхание и кровообращение. Веселые игры и танцы возбуждают нервную систему и вызывают усиленную деятельность в высших отделах головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами.

Фольклоротерапия. Воздействуя на психику детей своим непривычным «манерным» проявлением, народная песня в одних случаях снимает, а в других активизирует эмоциональную восприимчивость учащимися явлений и фактов окружающего мира. В детях менее эмоциональных эти песни активизируют способность более ярко выражать свои ощущения в общении с природой, с поколением старших людей, формируют прочные устойчивые и положительные ощущении от песенного исполнительства. Задорные частушки традиционные народные плясовые песни (такие, как, например, «Калинка», «Светит месяц», «Во кузнице») оказывают бодрящее влияние на нервную систему и общий тонус организма детей, вызывают ощущение роста сил и притока энергии. Негромкое же умеренное исполнение лирических народных песен, напротив, оказывает успокаивающее, а иногда даже убаюкивающее действие. Их напевность и медленный темп вызывают у детей состояние покоя, а попутно и активизируют в их физической природе способность тонко слышать и различать комплекс звуков. Не случайно такие русские народные песни, как

«Вниз по матушке по Волге», «Ой, да ты калинушка», белорусскую народную песню «Реченька» и другие, дети любят особенно.

Общеизвестно, что народная песенность представляет собой самостоятельную и независимую интонационную систему, отражающую специфику народного музыкального мышления, адекватного сочетания звуков в природе. Кроме того, устойчивое и неустойчивое тяготение друг к другу звуков народной песни отражает специфическое эмоциональное

настроение поющего и способно мощно влиять на психику слушающего. Научить слышать интонационной свойство народной песни, а затем и самостоятельно воспроизводить запомнившиеся интонации - значит, помочь детям адекватно воспринимать и переживать   явления   окружающего мира. А исполнение и слушание народных песен неизбежно «заряжает» соответствующими эмоциями и исполнителей, и слушателей. Поэтому именно народную песню мы можем рассматривать как одну из эффективных форм развития свойств человеческой психики и тем более детской, а главное

– средствомсбережение хрупкого    психического      здоровья     детей.

Смысл исполнения народных песен заключается в положительном для физического здоровья детей значения пения как физиологического процесса.

Дети поют русские народные песни, разучивают пляски, игры, хороводы, играют на русских народных инструментах в ансамбле и оркестре. Музыкальный фольклор увлекает ребят в свое собственное пространство и оттуда позволяет увидеть жизнь совсем иначе - чище, чем она порой есть, возвышенней, целостней. Дети связывают с песнями свою радость и начинают петь их не только тогда, когда их попросят, но и когда хочется, когда поет душа.

Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и в инсценировании русских народных песен. Использование может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.

В фольклоротерапии используются различные   виды взаимодействия с природой, музыкой, голосом, словами, которые оказывают на психическое и физическое здоровье человека только

благоприятное влияние. Здесь могут включаться все многообразие существующих форм: речевая, музыкально-вокальная, танцевальная терапия и театрализованное представление.

Сказкотерапия. Музыкальная терапия сплетается со сказкотерапией прежде всего через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке. Сказкам свойственны тайны и волшебство, что помогает ребенку более открыто и заинтересованно вживаться в предложенные образы.

Улыбкотерапия. Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

Терапия изобразительным искусством.

Цвет и звук, изобразительное искусство и музыка имеют глубинные связи не только в истории художественной культуры, но и в арт-терапии.

Именно поэтому произведения изобразительного искусства, используемые на уроках музыки, имеют не только образовательный, но еще и арт-терапевтический характер.

Упражнение «Спящая царевна».

Учащиеся рассматривают репродукцию картины В. М. Васнецова

«Спящая царевна». Им предлагается представить себя в образах разных сказочных персонажей картины, и замереть в характерной для этого персонажа   позе.   Затем   я   дотрагиваюсь   до   них   по   очереди   и   все

«просыпаются», и танцуют в соответствии с выбранными образами под музыку П. Чайковского из балета «Спящая красавица».

Упражнение «Ковер - самолет».

В этом упражнении детям предлагается полетать на ковре-самолете

вместе с Иваном Царевичем. Учащиеся рассматривают репродукции картин В. М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке» и «Ковер-самолет». Под спокойную музыку они закрывают глаза и представляют себя Иваном Царевичем или Царевной, дети «летят» в воздухе на ковре-самолете. Необходимо по очереди дотрагиваться до них, и они рассказывают, что видят внизу, под собой, вверху, не страшно ли им лететь, холодно или тепло, легко ли дышится, хочется взлететь еще выше или спуститься на землю.

Игровые технологии. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление

от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Дыхательная гимнастика. На уроках музыки можно использовать элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, систематическое выполнение которой обеспечивает эффективное лечебно-профилактическое действие. Ее результаты поистине удивительны. С помощью нескольких несложных динамических дыхательных упражнений, часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос. В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой применяется очень широко: ее рекомендуют выполнять не только при заболеваниях дыхательной системы, но и при различных сердечно-сосудистых болезнях.

Дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, в организме нормализуется кровообращение. Дыхательная гимнастика снимает усталость головного мозга, нормализует давление, очищает лёгкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород.

В основе дыхания лежит следующий приём: короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Производя шумный, короткий, активный вдох носом, обучающийся в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание. Эта гимнастика показана всем детям и как метод лечения, и как профилактический метод. После такой гимнастики повышается работоспособность на уроке, легче усваивается материал.

Урок музыки в школе обладает психотерапевтическим воздействием в учебно-образовательном процессе. Деятельность учителя

музыки предполагает поиск новых современных технологий по здоровьесбережению, что позволит добиться положительных изменений в здоровье школьников. Укрепление психики и здоровья ребенка на таких уроках происходит при различных видах деятельности. Доброжелательный и эмоциональный тон учителя, а также индивидуальный подход к каждому ребенку, создание положительной атмосферы на уроке благоприятно влияет на здоровье учащихся. Рациональное построение урока с учетом эффективности учебной деятельности, а также смена видов деятельности на уроке повышает заряд энергии, бодрости, эмоционально положительный настрой.

Список литературы

  1. Антипова,        Л.        П.        Использование        здоровьесберегающих        технологий        в образовательном процессе / Л. П. Антипова // Начальная школа.-2011.-

№8.- 106-108 с.

  1. Безруких, М. М., Сонькин В. Д., Безобразова В. Н. Здоровьесберегающая школа: [Текст] /
  2. М. М. Безруких // Первое сентября. - 2006. № 12. – 104-125 с.
  3. Зыкова, М. Н. Фольклоротерапия. Структурирование жизни через обряд [Текст] / М. Н.
  4. Зыкова. - М.: Моск. психолого-социальный институт / Флинта, 2006. – 80 с.
  5. Назарова, Л. Д. Фольклорная арт – терапия [Текст] / Л. Д. Назарова . - М.: Речь, 2002 г. - 224 с. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы. / [Текст] / В. И. Ковалько. -

7. М.: Вако, 2007. – 296 с.

8. Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. / [Текст] / В.

9. И. Ковалько. - М.: Вако, 2005. - 208 с.

10.Монро, Д.        21 урок        Мерлина. Магические знания друидов. / [Текст] / Д. Монро. – К.:

11.София, 1996. - 277 с.

  1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Электронный ресурс]. - http: // znania.ru/stati/news_school.asp.
  2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: [Текст]: Учебное пособие.- М.:
  3. Народное образование, 1998. – 256 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного и уроки в начальной школе»

Здоровье человека - тема достаточно актуальна. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Ос...

Научно – исследовательский проект по внедрению здоровьесберегающей технологии через организацию физкультминуток на уроках

Проектная работа на тему «Влияние физкультминуток на здоровье ученика» была выбрана с целью раскрытия роли движений в развитии психики и интеллекта ученика. Поэтому, цель моей работы - изучить р...

Применение здоровьесберегающих технологий в Начальной школе на уроках английского языка

Использование сдоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в Начальной школе...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА И КАК СРЕДСТВО ОТ ПЕРЕГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ.

Эта статья размещена в помощь учителям для правильной организации урока, который должен пройти максимум плодотворно, но при этом дети не должны уставать на нем....

Использование здоровьесберегающих технологий на примере физкультминуток на уроках английского языка в начальной школе для введения и закрепления лексики

Работа содержит теоретический материал по теме и подборку стишков для проведения физкультминуток по различным темам программы, которые могут быть полезны моим коллегам....