Сценарий фольклорного праздника "Рождественские колядки"
методическая разработка (3, 4 класс)

Бондаревская Наталья Викторовна

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, тестовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Смогут использовать полученные знания в повседневной жизни.

Цель: Формировать любовь к народным традициям через знакомство с русскими народными праздниками.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с обрядом  колядования на Руси;
  2. Развитие музыкальных способностей учащихся, создание позитивного настроения;
  3. Обучение навыкам сценического артистизма, умения переживать и воплощать художественный образ;
  4. Формирование  эстетического  вкуса и расширение кругозора учащихся;
  5. Формирование:  гражданского самосознания, любви к Родине;
  6. Воспитание любви, уважения и интереса к русским народным праздникам;
  7. Воспитание у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Предполагаемый результат:

Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, проявят интерес к русскому народному творчеству. будут использовать его в повседневной жизни.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Сценарий     фольклорного праздника

(классного часа, праздника, литературно-музыкальной композиции и т.д.)

«Рождественские колядки»

(название)

3 - 4  класс

 

 

Автор: Бондаревская Наталья Викторовна,

учитель музыки 

(название учебного предмета)

МБОУ г. Мурманска СОШ № 34

(краткое наименование ОУ в соответствии с уставом)

 

 

Мурманск

2020

Содержание:

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………….3 стр.
  2. Сценарий праздника «Рождественские колядки» ……………………….….5 стр.
  3. Список литературы ……………………………………………………………12 стр.
  4. Приложение №1. Описание игр: «Шла коза по лесу»,

 «К нам коза пришла»…………………………………………………………13 стр.

  1. Приложение №2 . Информация о проведении праздника…………………..14 стр.

Пояснительная записка.

      Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

     Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, тестовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Смогут использовать полученные знания в повседневной жизни.

Цель: Формировать любовь к народным традициям через знакомство с русскими народными праздниками.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с обрядом  колядования на Руси;
  2. Развитие музыкальных способностей учащихся, создание позитивного настроения;
  3. Обучение навыкам сценического артистизма, умения переживать и воплощать художественный образ;
  4. Формирование  эстетического  вкуса и расширение кругозора учащихся;
  5. Формирование:  гражданского самосознания, любви к Родине;
  6. Воспитание любви, уважения и интереса к русским народным праздникам;
  7. Воспитание у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Предполагаемый результат:

Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, проявят интерес к русскому народному творчеству. будут использовать его в повседневной жизни.

Материалы и оборудование:

  1. Предметы русского быта и прикладного искусства.
  2. Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.
  3. Костюм для ведущей
  4. Костюмы детские (Коза, цыгане)
  5. Угощения (фрукты, пряники, печенье, конфеты)
  6. Фонограммы русских народных мелодий

Действующие лица:

  1. Ведущая (учитель или старшеклассница)
  2. Две Хозяйки
  3. Колядовщики, Коза, цыгане, ряженые   - участники ансамбля народной песни

Форма проведения мероприятия:  фольклорный праздник.

Место проведения мероприятия:  актовый зал

Сценарий предназначен для учащихся 3-4 классов

Сценарий праздника  «Рождественские колядки»

Звучит народная музыка, входит ведущая.

Ведущая: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них Святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как проходит этот праздник.

Недавно мы с вами отметили зимний праздник Рождество Христово – это  религиозный праздник. Само слово, Рождество, говорит о том, что кто- то родился. По библейской легенде, 7 января, у Пресвятой Девы Марии, в городе Вифлееме родился, Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество – это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Наши прадеды очень ждали и любили этот праздник. В деревнях, в храмах и церквях, проходят праздничные богослужения. В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год и будущий урожай.

      В старину на Руси говорили: «Солнце поворачивало на лето, зима – на мороз!». Наступал  самый  светлый зимний, народный праздник – Святки («Святки», т. к. народные гуляния попадают на святые дни: Рождество и Крещение). Святки начинались на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения (с 7 по 19 января).

       В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния: по дворам ходили толпы ряженых – молодые девушки и парни, которые переодевались в разных зверей и цыган. Они стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных: медведя, козу, быка, коня и т.д. Ходили с колядками, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.

      Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками». «Козюльки» – это такие пряники, да не простые, а в форме животных.

        Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.

Давайте  с вами посмотрим, как проходил этот праздник. 

С  песней «Авсень» в зал входят колядовщики (группа детей (8-15 человек) в народных костюмах, впереди ребенок с рождественской звездой). Подходят к первому дому.

Ребенок 1: Коляда, коляда, отворяйте ворота

Ребенок 2: Доставайте сундучки, подавайте пятачки.

Ребенок 3: Хоть рубль, хоть пятак, не уйдем из дома так!

Ребенок 4: Дайте нам конфетку, а можно и монетку.

Все вместе: Не жалейте ничего, наступило Рождество!

Ребенок 5: Слезайте с печи, подавайте калачи!

Ребенок 6: Открывайте сундучок, вынимайте пятачок.

Все: Пришла Коляда – отворяй ворота!

        Ворота отворяй и гостей принимай!

Ребенок 7: Здравствуйте,  Хозяюшка! (кланяются)

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Ребенок 1: Мы пришли к вам не с помехой, а с весельем и потехою!

Ребенок 2: Ангел с неба к нам спустился,

                   И сказал: - Иисус родился.

                   Мы пришли его прославить,

                  И вас с праздником поздравить.

Исполнение песни  «Рождество Христово»

Ребенок 3: В небе светится звезда, в час святого Рождества…

                    Приходила Коляда, обходила все дома,

Ребенок 4: В двери, с окнами стучалась, шла смеялась и игралась..

                   А за шумной Колядой, колядовщики гурьбой…

Ребенок 5: Все ликуют и хохочут, песню громкую поют:

                        «Уродилась Коляда, накануне Рождества.»

Исполнение  песни  «Как пойдем мы колядовать»

Хозяйка: Все на святки, все на святки

                Заходите – ка ребятки,

                И авсень и коляда

                Отворяю  ворота.

Ребенок 6: А что такое святки?

Ребенок 7: Праздник этот самый длинный,

                  Он веселый и старинный.

Ребенок 1: Наши предки пили, ели,

                    Веселились две недели.

Ребенок 2:  Наряжались и шутили

                   Праздник ждали и любили

Ребенок  3:  Так давайте же сейчас

                    Встретим мы его у нас.

Ребенок 4: Воробушек летит, хвостиком вертит,

                  А вы, люди, знайте, столы застилайте,

                   Гостей принимайте, Рождество встречайте!

Хозяйка: Гости дорогие, я вас дожидалась.

                Двор просторный, щи мои жирны,

                Сдобные лепешки не лезут в окошки,

                 А горячие блины на печи пылают!

Ребенок 5: Чем вы нас, хозяюшка одарите?

 Ребенок 6: Денег мешок или каши горшок?

Ребенок 7: Кувшин молока или кусок пирога?

Ребенок 1:  Будете нас дарить – будем вас хвалить,

 Ребенок 2:  А не будете нас дарить – будем вас корить.

Все: Коляда, коляда! Подавай пирога!

Хозяйка: Ах, вы хитрые ребятки

                Отгадайте – ка загадки.

  1. Скатерть белая, весь мир одела. (снег)
  2. Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (лёд)
  3. Гуляет в поле – да не конь.

Летает на воде – да не птица. (метель)

  1. Старик у ворот тепло уволок,

Сам не бежит и стоять не велит. (мороз)

  1. Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (самовар)

Песенка - колядка:  Как Христово Рождество

                                   Подкатилось под окно.

                                   Наша-то колядка

                                   Не мала, не велика.

                                   Под окошком шьет,

                                   Пирожки подает.

                                  Тут в хозяйском домку

                                  Дадут оладью в медку.

Ребенок 4:  (говорком).

Кто даст пирога — тому рожь густа,

С зернышка пирог, с полузернышка — блинок.

Ребенок 5:  (выкрикивает).

Кто даст пирога, — тому двор живота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

Ребенок 6:    Кто не даст пирога —

                     Тому куричья нога,

                     Да лопата, корова горбата.

Ряженые 1+2:   Не браните коляду, не журите коляду!
                 Мы не сами идём, мы козу ведём!

Ряженый 1: Где коза ходит, там пшеница родит!  

Ряженый 2: Где коза хвостом, там жито кустом!  

Ряженый 1: Где коза рогом, там жито стогом!        

Коза сначала кланяется, затем пляшет под музыку, резко останавливается

Хозяйка:  А что случилось? Почему Коза остановилась?

Ряженый 2: Наша Коза просит угощения. Тогда она ещё попляшет.

Ряженый 1: Нашей Козе немого надо: ведёрочко гречки на перепечки.

Ряженый 2: Решето овса, сверху колбаса, да три куска сала, чтобы Коза плясать стала.

Хозяйка дарит Козе угощение, после чего она снова пляшет,  затем раскланивается.

Хозяйка. Будем мы с Козой играть и веселье продолжать.

Проводится игра «Шла коза по лесу…»  Приложение №1

Ребенок 3:  Не пора ли вам хозяева Колядовщиков дарить!

Хозяйка:   Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
                    Да тепленький пирог,  да маслице, творог.

Все вместе: Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много-много лет!

 Спасибо этому дому, а мы пойдем к другому.

С песней «Авсень» уходят ко 2-му дому. Останавливаются.

Ребенок 4:    Коляда – маляда, золотая борода

                   Позолоченный усок, по рублю за волосок.

Ребенок 5:  У доброго мужика родись рожь хороша:

                  Колоском густа, а соломой пуста,

                  У скупого мужика родись рожь хороша:

                   Колоском пуста, а соломой густа.

Ребенок 6: Уж как наша коляда, ни мала, ни велика,

                    Она в дверь к вам идет всем поклон шлет!

Все: Коляда, коляда! Подавай пирога!

Ребенок 7: Эй, хозяева, вставайте!

Голос из дома: Это кто тут орёт, спать не даёт?

Все: Это мы, колядовщики!

Голос из дома:  И охота вам в такой мороз с тёплой печки вставать, петь да колядовать! Уходите, а то я вас метлой!

Поют песенку:  У Федула жена очень жадная была.

                            У ней шуба не зашита и рубаха не помыта,

                            Да и муж не дюж, лентяй, неуклюж.

Голос из дома: Расходитесь по домам!  Ничего я вам не дам!

Все: Кто не даст лепёшки, завалим окошки! Кто не даст пирога, сведём корову за рога! Кто не даст хлеба, уведём деда! Кто не даст ветчины, тому расколем чугуны! А коня за хвост уведём на мороз!.

Ребенок 7: Жадные какие хозяева, а мы пойдем к другому.

С песней «Авсень» уходят. Подходят к 3-му дому.

Ребенок 1: К вам на святки пришли колядки —

                   Открывайте ворота, выносите пирога.

Ребенок 2: Здравствуйте, хозяюшка!

Хозяйка: Здравствуйте, гости долгожданные!

Раздаются голоса: Ряженых пускаете?

Хозяйка: А как же! Какие же святки без ряженых? Заходите гости дорогие, распотешьте нас !

Выходят ряженные: Цыган и цыганка с козой.

Цыганка : Вот цыган козу ведет, а коза с цыганом нейдет,

                 Он ее подгоняет, он ее вожками, она его рожками !

Все смеются. Коза бегает, всех бодает.

Хозяйка: Вот коза нас насмешила!

Ряженые. Как зашли, мы зашли, да в чужую хату!
                  Щедрый день, добрый день!
Ряженый 1: Не браните коляду, не журите коляду!
Ряженый 2: Мы не сами пришли, мы козу привели!

Ряженый 1: Вот она козуля, рождественская бодуля
Ряженый 2: Где рогом поведёт там жито взойдёт!

Ряженый 1:  Проходи-ка, детвора, в рождественские ворота!

Игра “ К нам коза пришла…”.

Ребенок 3:  Уж ты, бабушка, подай, ты, Варварушка, подай.
                  Подавай, не  ломай, Неси целый каравай.

Хозяйка: Вы играли, но не пели, угощенья захотели.)

Исполнение песни  «Добрый тебе вечер»

Хозяйка: Уж вы пели в удивленье, заслужили угощенья. (одаривает колядовщиков)

Исполнение песни  «Спасибо хозяюшка, за мягкие пирожки»

Все : «Сеем-веем, посеваем»  С Рождеством вас поздравляем!

Ребенок 3:С  Новым годом!

Ребенок 4: Со всем родом!

Ребенок 5: Чтоб здоровы бы

Ребенок 6: Много лет жили!

Ребенок 7:   Спасибо этому дому, пойдем к другому.  

С песней «Авсень» уходят.

Ведущая: Ох, и хороши же были наши ряженые, повеселили нас, а наколядовали - то сколько, ели унесли.

     Сегодня вы познакомились, как праздновали на Руси зимний народный праздник Святки, услышали рождественские песни и колядки, разгадали  загадки, поиграли, повеселились.

    Теперь и вы, уже на следующий год вместе с родителями, друзьями можете разучить песни, колядки, нарядиться, отметить  замечательный праздник.

В ваших силах положить начало этой славной традиции.

     Наш праздник подошел к концу.

 Желаю вам счастья, да крепкого здоровья.

Чтоб вы радостны были, да до ста лет жили!

Звучит народная музыка.

Список литературы.

  1. Куприянова Л.Л. Фольклор в школе. – М: Всероссийское музыкальное общество, 1991.
  2. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Программно – методические материалы 1-4 классы. М: Мнемозина, 2008.
  3. Кулагина Е.В. Репертуар современных фольклорных ансамблей и самодеятельных народных хоров. – М: Музыка, 1985.
  4. Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. – М: Просвещение, 1995.
  5. Науменко Г. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры. – М: Сов. Композитор, 1977-1988.
  6. Науменко Г. М  Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах Ч.1,2. – М: РИФМЭ, 1999.
  7. Науменко Г.М.  Фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления – М: ЛИНКА – ПРЕСС,  2000.
  8. Светова О.Е., Никольская Е.В., Фольклорные праздники – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  9. Терещенко А.В. История культуры русского народа. –  М: ЭКСМО, 2007.

Приложение №1

Игра «Шла коза по лесу»

Участники игры встают в круг и берутся за руки. Коза становится на середину круга. Хоровод двигается по кругу и поет:

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу. 
Давай, Коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем!

И ручками помашем, помашем, помашем!

И весело попляшем, попляшем, попляшем!

При словах «Шла коза по лесу…» коза с закрытыми глазами кружится., при слова «Нашла себе принцессу..» останавливается и открывает глаза, выбирает ту принцессу, которая оказывается перед ней, и выводит на середину круга. Вместе они выполняют то, о чем говорится в песне: прыгают, хлопают  в ладоши, пляшут.

Игра «К нам коза пришла»

Двое детей образуют ворота. Через которые  проходят остальные дети с песней. На слова: “ А самого маленького оставила”, ворота закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.

К нам коза пришла, коляду привела
Сама прошла, всех детей провела,
А самого маленького оставила.

 

Приложение№2

Информация о проведении праздника.

Праздник прошел в январе 2020г в МБОУ г. Мурманска СОШ№34.

Предварительная работа:

Этапы

Дата

Задачи

Содержание

1

16.11.19-13.01.20

- Определить тему мероприятия;

- изучить литературу по теме, сформировать представление о празднике;

- разработать сценарий мероприятия;

- подобрать музыкальное сопровождение;

- распределить роли и обязанности;

- разработать и изготовить атрибуты, костюмы;

- проведение репетиций по сценарию.

Была изучена методическая и дополнительная литература. Для знакомства с праздником участники анп «Ягодка» подготовили презентацию. После изучения материалов по празднику разработан сценарий, распределены  роли, разработаны костюмы, изготовлены атрибуты. Под руководством педагога были разучены рождественские песни и колядки с сопровождением шумовых народных инструментов. Репетиции проходили в актовом зале, где участники коллектива работали над своими ролями. Особое внимание уделялось взаимодействию между собой.

2

13.01.20

- Проведение праздника в соответствии с планом.

Мероприятие «Колядки» было проведено в соответствии со сценарным планом.

3

14.01.20

- Просмотр видео-материала с  проведенного мероприятия;

- анализ  проведённого мероприятия;

Колядки проводились после уроков для 3-4 классов. В результате проведения мероприятия участники анп «Ягодка» проявили свои индивидуальные и творческие качества, а также показали свои импровизационные способности. Наличие ярких костюмов, настрой ведущих, актерская игра позволили держать внимание  зрителей на протяжении всего сценария и поднять настроение всем участникам процесса.  Анп «Ягодка» получили положительные отзывы от учащихся 3-4 кл  и классных руководителей. Поступило предложение продолжать эту традицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»

Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...

Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"

Это сценарий фольклорного праздника для учащихся начальных классов и их родителей. Содержание данного материала раскрывает детям обычаи проведения данного праздника, порядок проведения масленичной нед...

Фольклорный праздник "Колядки"

Фольклорный праздник "Колядки" для учащихся 1-4 классов...

сценарий праздника "Святки - колядки"

Сценарий написан для совместного выступления учеников начальной школы со студентами Советского политехнического колледжа...

Сценарий рождественского обряда «Колядки»

Сценарий празднования казачьего обряда "Колядки", который празднуется и наши дни....