Сценарий фольклорного праздника "Рождественские колядки"
методическая разработка (3, 4 класс)
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.
Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, тестовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
Смогут использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель: Формировать любовь к народным традициям через знакомство с русскими народными праздниками.
Задачи:
- Знакомство учащихся с обрядом колядования на Руси;
- Развитие музыкальных способностей учащихся, создание позитивного настроения;
- Обучение навыкам сценического артистизма, умения переживать и воплощать художественный образ;
- Формирование эстетического вкуса и расширение кругозора учащихся;
- Формирование: гражданского самосознания, любви к Родине;
- Воспитание любви, уважения и интереса к русским народным праздникам;
- Воспитание у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Предполагаемый результат:
Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, проявят интерес к русскому народному творчеству. будут использовать его в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий фольклорного праздника "Рождественские колядки" | 41.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий фольклорного праздника
(классного часа, праздника, литературно-музыкальной композиции и т.д.)
«Рождественские колядки»
(название)
3 - 4 класс
Автор: Бондаревская Наталья Викторовна,
учитель музыки
(название учебного предмета)
МБОУ г. Мурманска СОШ № 34
(краткое наименование ОУ в соответствии с уставом)
Мурманск
2020
Содержание:
- Пояснительная записка ……………………………………………………….3 стр.
- Сценарий праздника «Рождественские колядки» ……………………….….5 стр.
- Список литературы ……………………………………………………………12 стр.
- Приложение №1. Описание игр: «Шла коза по лесу»,
«К нам коза пришла»…………………………………………………………13 стр.
- Приложение №2 . Информация о проведении праздника…………………..14 стр.
Пояснительная записка.
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.
Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, тестовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
Смогут использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель: Формировать любовь к народным традициям через знакомство с русскими народными праздниками.
Задачи:
- Знакомство учащихся с обрядом колядования на Руси;
- Развитие музыкальных способностей учащихся, создание позитивного настроения;
- Обучение навыкам сценического артистизма, умения переживать и воплощать художественный образ;
- Формирование эстетического вкуса и расширение кругозора учащихся;
- Формирование: гражданского самосознания, любви к Родине;
- Воспитание любви, уважения и интереса к русским народным праздникам;
- Воспитание у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Предполагаемый результат:
Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, проявят интерес к русскому народному творчеству. будут использовать его в повседневной жизни.
Материалы и оборудование:
- Предметы русского быта и прикладного искусства.
- Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.
- Костюм для ведущей
- Костюмы детские (Коза, цыгане)
- Угощения (фрукты, пряники, печенье, конфеты)
- Фонограммы русских народных мелодий
Действующие лица:
- Ведущая (учитель или старшеклассница)
- Две Хозяйки
- Колядовщики, Коза, цыгане, ряженые - участники ансамбля народной песни
Форма проведения мероприятия: фольклорный праздник.
Место проведения мероприятия: актовый зал
Сценарий предназначен для учащихся 3-4 классов
Сценарий праздника «Рождественские колядки»
Звучит народная музыка, входит ведущая.
Ведущая: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них Святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как проходит этот праздник.
Недавно мы с вами отметили зимний праздник Рождество Христово – это религиозный праздник. Само слово, Рождество, говорит о том, что кто- то родился. По библейской легенде, 7 января, у Пресвятой Девы Марии, в городе Вифлееме родился, Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество – это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.
Наши прадеды очень ждали и любили этот праздник. В деревнях, в храмах и церквях, проходят праздничные богослужения. В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год и будущий урожай.
В старину на Руси говорили: «Солнце поворачивало на лето, зима – на мороз!». Наступал самый светлый зимний, народный праздник – Святки («Святки», т. к. народные гуляния попадают на святые дни: Рождество и Крещение). Святки начинались на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения (с 7 по 19 января).
В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния: по дворам ходили толпы ряженых – молодые девушки и парни, которые переодевались в разных зверей и цыган. Они стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных: медведя, козу, быка, коня и т.д. Ходили с колядками, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.
Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками». «Козюльки» – это такие пряники, да не простые, а в форме животных.
Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.
Давайте с вами посмотрим, как проходил этот праздник.
С песней «Авсень» в зал входят колядовщики (группа детей (8-15 человек) в народных костюмах, впереди ребенок с рождественской звездой). Подходят к первому дому.
Ребенок 1: Коляда, коляда, отворяйте ворота
Ребенок 2: Доставайте сундучки, подавайте пятачки.
Ребенок 3: Хоть рубль, хоть пятак, не уйдем из дома так!
Ребенок 4: Дайте нам конфетку, а можно и монетку.
Все вместе: Не жалейте ничего, наступило Рождество!
Ребенок 5: Слезайте с печи, подавайте калачи!
Ребенок 6: Открывайте сундучок, вынимайте пятачок.
Все: Пришла Коляда – отворяй ворота!
Ворота отворяй и гостей принимай!
Ребенок 7: Здравствуйте, Хозяюшка! (кланяются)
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Ребенок 1: Мы пришли к вам не с помехой, а с весельем и потехою!
Ребенок 2: Ангел с неба к нам спустился,
И сказал: - Иисус родился.
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить.
Исполнение песни «Рождество Христово»
Ребенок 3: В небе светится звезда, в час святого Рождества…
Приходила Коляда, обходила все дома,
Ребенок 4: В двери, с окнами стучалась, шла смеялась и игралась..
А за шумной Колядой, колядовщики гурьбой…
Ребенок 5: Все ликуют и хохочут, песню громкую поют:
«Уродилась Коляда, накануне Рождества.»
Исполнение песни «Как пойдем мы колядовать»
Хозяйка: Все на святки, все на святки
Заходите – ка ребятки,
И авсень и коляда
Отворяю ворота.
Ребенок 6: А что такое святки?
Ребенок 7: Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный.
Ребенок 1: Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Ребенок 2: Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили
Ребенок 3: Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Ребенок 4: Воробушек летит, хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте, столы застилайте,
Гостей принимайте, Рождество встречайте!
Хозяйка: Гости дорогие, я вас дожидалась.
Двор просторный, щи мои жирны,
Сдобные лепешки не лезут в окошки,
А горячие блины на печи пылают!
Ребенок 5: Чем вы нас, хозяюшка одарите?
Ребенок 6: Денег мешок или каши горшок?
Ребенок 7: Кувшин молока или кусок пирога?
Ребенок 1: Будете нас дарить – будем вас хвалить,
Ребенок 2: А не будете нас дарить – будем вас корить.
Все: Коляда, коляда! Подавай пирога!
Хозяйка: Ах, вы хитрые ребятки
Отгадайте – ка загадки.
- Скатерть белая, весь мир одела. (снег)
- Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (лёд)
- Гуляет в поле – да не конь.
Летает на воде – да не птица. (метель)
- Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (мороз)
- Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (самовар)
Песенка - колядка: Как Христово Рождество
Подкатилось под окно.
Наша-то колядка
Не мала, не велика.
Под окошком шьет,
Пирожки подает.
Тут в хозяйском домку
Дадут оладью в медку.
Ребенок 4: (говорком).
Кто даст пирога — тому рожь густа,
С зернышка пирог, с полузернышка — блинок.
Ребенок 5: (выкрикивает).
Кто даст пирога, — тому двор живота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
Ребенок 6: Кто не даст пирога —
Тому куричья нога,
Да лопата, корова горбата.
Ряженые 1+2: Не браните коляду, не журите коляду!
Мы не сами идём, мы козу ведём!
Ряженый 1: Где коза ходит, там пшеница родит!
Ряженый 2: Где коза хвостом, там жито кустом!
Ряженый 1: Где коза рогом, там жито стогом!
Коза сначала кланяется, затем пляшет под музыку, резко останавливается
Хозяйка: А что случилось? Почему Коза остановилась?
Ряженый 2: Наша Коза просит угощения. Тогда она ещё попляшет.
Ряженый 1: Нашей Козе немого надо: ведёрочко гречки на перепечки.
Ряженый 2: Решето овса, сверху колбаса, да три куска сала, чтобы Коза плясать стала.
Хозяйка дарит Козе угощение, после чего она снова пляшет, затем раскланивается.
Хозяйка. Будем мы с Козой играть и веселье продолжать.
Проводится игра «Шла коза по лесу…» Приложение №1
Ребенок 3: Не пора ли вам хозяева Колядовщиков дарить!
Хозяйка: Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Да тепленький пирог, да маслице, творог.
Все вместе: Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много-много лет!
Спасибо этому дому, а мы пойдем к другому.
С песней «Авсень» уходят ко 2-му дому. Останавливаются.
Ребенок 4: Коляда – маляда, золотая борода
Позолоченный усок, по рублю за волосок.
Ребенок 5: У доброго мужика родись рожь хороша:
Колоском густа, а соломой пуста,
У скупого мужика родись рожь хороша:
Колоском пуста, а соломой густа.
Ребенок 6: Уж как наша коляда, ни мала, ни велика,
Она в дверь к вам идет всем поклон шлет!
Все: Коляда, коляда! Подавай пирога!
Ребенок 7: Эй, хозяева, вставайте!
Голос из дома: Это кто тут орёт, спать не даёт?
Все: Это мы, колядовщики!
Голос из дома: И охота вам в такой мороз с тёплой печки вставать, петь да колядовать! Уходите, а то я вас метлой!
Поют песенку: У Федула жена очень жадная была.
У ней шуба не зашита и рубаха не помыта,
Да и муж не дюж, лентяй, неуклюж.
Голос из дома: Расходитесь по домам! Ничего я вам не дам!
Все: Кто не даст лепёшки, завалим окошки! Кто не даст пирога, сведём корову за рога! Кто не даст хлеба, уведём деда! Кто не даст ветчины, тому расколем чугуны! А коня за хвост уведём на мороз!.
Ребенок 7: Жадные какие хозяева, а мы пойдем к другому.
С песней «Авсень» уходят. Подходят к 3-му дому.
Ребенок 1: К вам на святки пришли колядки —
Открывайте ворота, выносите пирога.
Ребенок 2: Здравствуйте, хозяюшка!
Хозяйка: Здравствуйте, гости долгожданные!
Раздаются голоса: Ряженых пускаете?
Хозяйка: А как же! Какие же святки без ряженых? Заходите гости дорогие, распотешьте нас !
Выходят ряженные: Цыган и цыганка с козой.
Цыганка : Вот цыган козу ведет, а коза с цыганом нейдет,
Он ее подгоняет, он ее вожками, она его рожками !
Все смеются. Коза бегает, всех бодает.
Хозяйка: Вот коза нас насмешила!
Ряженые. Как зашли, мы зашли, да в чужую хату!
Щедрый день, добрый день!
Ряженый 1: Не браните коляду, не журите коляду!
Ряженый 2: Мы не сами пришли, мы козу привели!
Ряженый 1: Вот она козуля, рождественская бодуля
Ряженый 2: Где рогом поведёт там жито взойдёт!
Ряженый 1: Проходи-ка, детвора, в рождественские ворота!
Игра “ К нам коза пришла…”.
Ребенок 3: Уж ты, бабушка, подай, ты, Варварушка, подай.
Подавай, не ломай, Неси целый каравай.
Хозяйка: Вы играли, но не пели, угощенья захотели.)
Исполнение песни «Добрый тебе вечер»
Хозяйка: Уж вы пели в удивленье, заслужили угощенья. (одаривает колядовщиков)
Исполнение песни «Спасибо хозяюшка, за мягкие пирожки»
Все : «Сеем-веем, посеваем» С Рождеством вас поздравляем!
Ребенок 3:С Новым годом!
Ребенок 4: Со всем родом!
Ребенок 5: Чтоб здоровы бы
Ребенок 6: Много лет жили!
Ребенок 7: Спасибо этому дому, пойдем к другому.
С песней «Авсень» уходят.
Ведущая: Ох, и хороши же были наши ряженые, повеселили нас, а наколядовали - то сколько, ели унесли.
Сегодня вы познакомились, как праздновали на Руси зимний народный праздник Святки, услышали рождественские песни и колядки, разгадали загадки, поиграли, повеселились.
Теперь и вы, уже на следующий год вместе с родителями, друзьями можете разучить песни, колядки, нарядиться, отметить замечательный праздник.
В ваших силах положить начало этой славной традиции.
Наш праздник подошел к концу.
Желаю вам счастья, да крепкого здоровья.
Чтоб вы радостны были, да до ста лет жили!
Звучит народная музыка.
Список литературы.
- Куприянова Л.Л. Фольклор в школе. – М: Всероссийское музыкальное общество, 1991.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Программно – методические материалы 1-4 классы. М: Мнемозина, 2008.
- Кулагина Е.В. Репертуар современных фольклорных ансамблей и самодеятельных народных хоров. – М: Музыка, 1985.
- Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. – М: Просвещение, 1995.
- Науменко Г. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры. – М: Сов. Композитор, 1977-1988.
- Науменко Г. М Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах Ч.1,2. – М: РИФМЭ, 1999.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления – М: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.
- Светова О.Е., Никольская Е.В., Фольклорные праздники – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М: ЭКСМО, 2007.
Приложение №1
Игра «Шла коза по лесу»
Участники игры встают в круг и берутся за руки. Коза становится на середину круга. Хоровод двигается по кругу и поет:
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу, по лесу,
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, Коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем!
И ручками помашем, помашем, помашем!
И весело попляшем, попляшем, попляшем!
При словах «Шла коза по лесу…» коза с закрытыми глазами кружится., при слова «Нашла себе принцессу..» останавливается и открывает глаза, выбирает ту принцессу, которая оказывается перед ней, и выводит на середину круга. Вместе они выполняют то, о чем говорится в песне: прыгают, хлопают в ладоши, пляшут.
Игра «К нам коза пришла»
Двое детей образуют ворота. Через которые проходят остальные дети с песней. На слова: “ А самого маленького оставила”, ворота закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.
К нам коза пришла, коляду привела
Сама прошла, всех детей провела,
А самого маленького оставила.
Приложение№2
Информация о проведении праздника.
Праздник прошел в январе 2020г в МБОУ г. Мурманска СОШ№34.
Предварительная работа:
Этапы | Дата | Задачи | Содержание |
1 | 16.11.19-13.01.20 | - Определить тему мероприятия; - изучить литературу по теме, сформировать представление о празднике; - разработать сценарий мероприятия; - подобрать музыкальное сопровождение; - распределить роли и обязанности; - разработать и изготовить атрибуты, костюмы; - проведение репетиций по сценарию. | Была изучена методическая и дополнительная литература. Для знакомства с праздником участники анп «Ягодка» подготовили презентацию. После изучения материалов по празднику разработан сценарий, распределены роли, разработаны костюмы, изготовлены атрибуты. Под руководством педагога были разучены рождественские песни и колядки с сопровождением шумовых народных инструментов. Репетиции проходили в актовом зале, где участники коллектива работали над своими ролями. Особое внимание уделялось взаимодействию между собой. |
2 | 13.01.20 | - Проведение праздника в соответствии с планом. | Мероприятие «Колядки» было проведено в соответствии со сценарным планом. |
3 | 14.01.20 | - Просмотр видео-материала с проведенного мероприятия; - анализ проведённого мероприятия; | Колядки проводились после уроков для 3-4 классов. В результате проведения мероприятия участники анп «Ягодка» проявили свои индивидуальные и творческие качества, а также показали свои импровизационные способности. Наличие ярких костюмов, настрой ведущих, актерская игра позволили держать внимание зрителей на протяжении всего сценария и поднять настроение всем участникам процесса. Анп «Ягодка» получили положительные отзывы от учащихся 3-4 кл и классных руководителей. Поступило предложение продолжать эту традицию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»
Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....
Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"
Россия, Россия, края дорогие,...
Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"
Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...
Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"
Это сценарий фольклорного праздника для учащихся начальных классов и их родителей. Содержание данного материала раскрывает детям обычаи проведения данного праздника, порядок проведения масленичной нед...
Фольклорный праздник "Колядки"
Фольклорный праздник "Колядки" для учащихся 1-4 классов...
сценарий праздника "Святки - колядки"
Сценарий написан для совместного выступления учеников начальной школы со студентами Советского политехнического колледжа...
Сценарий рождественского обряда «Колядки»
Сценарий празднования казачьего обряда "Колядки", который празднуется и наши дни....