Якутские музыкальные инструменты
методическая разработка по музыке (4 класс)

Мальцева Алена Евгеньевна

Методическая разработка урока "Якутские музыкальные инструменты" - 4 класс 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВИДЫ УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. Дүнүр якутский бубен

Слайд 2

« Дьөлөккөй күпсүүр »

Слайд 3

Күпсүүр

Слайд 4

«Дьа5а»

Слайд 5

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. кылысах-кырыымпа

Слайд 6

Тацсыр ( тангсыр ) (малые, альтовые, басовые)

Слайд 7

ВАРГАННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Хомус



Предварительный просмотр:

Музыка 4 класс.

Тема: Музыкальные инструменты.

Цель: знакомство с тембрами якутских музыкальных инструментов, умение проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, формулировка выводов.

Планируемые результаты:

предметные: научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы, владеть первоначальными навыками игры на музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

метапредметные: регулятивные - составлять план и последовательность действий; познавательные - ставить и формулировать проблемы; коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника;

личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкально исполнительской деятельности.

Оборудование: компьютер, наглядный материал, раздаточный материал, текст песни.

Музыкальный материал:

https://youtu.be/bCd486HJrkg (показать отрывки)

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие.

- Начинаем урок с распевки.

До — воробышка гнездо.

Ре — деревья во дворе.

Ми котенка покорми

Фа — в лесу кричит сова.

Соль — играет детвора.

Ля — запела вся земля.

Си — поём мы для того,

Чтобы вновь вернуться к до.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

Начинается урок.

ІІ. Работа по теме.

- Каждый народ создавал самобытные музыкальные инструменты. По мере роста культуры постепенно обогащался и инструментарий: одни инструменты веками сохранялись и частично дошли до нас в «первобытном» виде, другие развивались, совершенствовались, третьи – забывались и исчезали.

- В культуре каждого народа имеются свои традиционные музыкальные инструменты, соответствующие и отражающие жизненный уклад, быт, мировоззрение. Хотя, у народа саха музыкальный инструментарий не был так богат. В развитии якутского инструментария огромную роль сыграл основоположник профессионального якутского музыкального искусства Марк Николаевич Жирков. В результате исследований, основываясь на устных рассказах знатоков старины, он собрал и дал описание 14 разных видов инструментов, среди которых имеются такие инструменты, как «улахан чардаат күпсүүр» – большой кюпсюр и «дьөлөккөй күпсүүр» – выдолбленный кюпсюр.

ІII. Знакомство с якутскими музыкальными инструментами.

- Все музыкальные инструменты подразделяются в первую очередь на три группы: 1. Ударные 2. Струнные 3. Духовые

УДАРНЫЕ:

- Дүнүр якутский бубен – состоит из деревянного обода, обтянутого кожей и с железной крестовиной, увешанной колокольчиками. Табык – кожа животного натягивалась между двумя столбами, обрамлёнными сверху и снизу брусками. Виды: көй табык кыырай табык кэрэ табык лөкөй табык. Мас хобо – ударный инструмент, который представляет собой маленькие пустые коробочки.

Чардаат купсуур – мембранный бубен с резонатором в виде старийного надмогильного сооружения “Чардаат. По преданию “купсуур” использовался как музыкальный барабан на торжественных церемониях. Бабаар купсуур – барабан из девяти шкур белого жеребца, который устанавливали в специально сооружённом бревенчатом “Бабаар”. Барабанщик играет на “Баабар куспуур” перед торжественными обращением алгысчыта (белого шамана) к пантеону богов, жителей девятислойного Верхнего мира. Аранас купсуур – большой бочкообразный барабан, обтянутый с обеих сторон торцов кожей. Барабан устанавливали на двух столбах, украшенных орнаментом или сэргэ “Сатанах”.

«Дьөлөккөй күпсүүр» – барабан из выдолбленных брёвен, обтянутых с обоих концов кожей, с тремя большими дырками на верхней части ствола. Күпсүүр– состоит из, обтянутовыдолбленного деревай с обеих концов кожей, били по ним колотушкой.

«Дьа5а» – самый звонкий шумовой инструмент. Ее изготавливают из осины, вокруг вставляют маленькие бубенчики внутри которых вкладывают разные бусинки, для создания шумового эффекта.

«Купсуур» (Кюпсюр) – ударный музыкальный инструмент, подобный барабану. Изготавливают из хорошей лиственницы, выковыривают внутренний слой. Верхнюю ударную часть закрывают специально выделанной коровьей шкурой.

«Былаайах» (Былаях) – палочка для кюпсюря. Изготавливают из осины, ударяющую часть закрывают из коровьей шкуры не удаляя мех.

СТРУННЫЕ:

Среди струнных музыкальных инструментов саха можно выделить кырыымпу - якутскую скрипку, на которой исполнитель наигрывает популярные народные напевы. Существует 2,3,4-струнные кырыымпы.

Якутский кылысах-кырыымпа изобретен нашими предками на основе военного или охотничьего лука, тетива которого служила струной, а смычком был другой лук. Говорят, в старину кырыымпа была в каждом доме, и каждый уважающий себя мужчина должен был уметь играть на ней. Кырыымпа, по утверждению М.Н. Жиркова – это исконно якутский музыкальный инструмент. Ее старое название «кылысах» созвучно с названием туркменских скрипок - «кыйах» и «геджак». К тому же термин «кылысах» у народа саха применяется и в певческом искусстве, а воспроизвести его можно только на струнно-смычковом безладовом музыкальном инструменте.

Тацсыр (тангсыр) (малые, альтовые, басовые) – струнно-щипковый трехструнный инструментквартового строя (d, a, e). У древних якутов Верхнего Вилюя существовал струнно-смычковый-щипковый инструмент. Играли на нем смычком и пальцем. Первый вариант реконструированного тангсыра отличался от настоящего. Дека из кожи, которая не подходила для нашего сухого климата. На грифе не было порожков-ладов. В основу якутского трехструнного тангсыра квартового строя легли инструменты народов Средней Азии и русской домры.

Кылыhах (кылысах) – струнно-щипковый инструмент. В современной исполнительской практике используется созданное семейство трехструнных кылыhах – прима, секунда, альт, контрабас в роли аккомпанирующих инструментов. Раньше струнно-смычковый инструмент «кыллаах кырыымпа» называли кылыhах.

ВАРГАННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

Якутский хомус отличается характерным звуком, изготовляется из стали и считается классическим шаманским инструментом.

Хомус — древний музыкальный варган, известен в мире около 5 тыс. лет. Представляет собой дуговой металлический инструмент с большой круглой петелькой. Имеет несколько разновидностей: деревянный хомус, выполненный из лиственницы; костяной хомус, у которого язычок выполнен из кости; хомус с кольцевой держалкой на корпусе; хомус с двумя язычками.

Как правило, изготавливают его из дерева или кости, современные образцы делают кроме того из железа. Отличаются якутские хомусы между собой не только по материалу изготовления, но и по своему строению.

Формы инструмента могут быть различные, можно встретить миниатюрные хомусы, а так же и несколько увеличенные в размерах. Размеры влияют на уровень и чистоту звука на его глубину и тональность. С помощью этого удивительного музыкального инструмента, можно даже передавать человеческую речь. Шаманы в Якутии часто пользовались им как ритуальным инструментом. Своё сакральное значение якутские хомусы сохраняют и сегодня.

Вибрация язычка и управление звуком происходит за счет артикуляции и дыхания, а задаваемый ритм – дело техники и индивидуальные навыки каждого человека. В якутском хомусе существует полочка для зубов, а на деках есть внутреннее сечение, управлять таким инструментом очень легко причём, на любой скорости, можно быстро и свободно меняется его громкость, тональность.

В заключении можно сделать следующие выводы: В якутских инструментах отразилась характерная национальная самобытность, которая и составляет всю прелесть и неповторимость звучания якутских народных музыкальных инструментов. В настоящее время народные инструменты возрождаются и завоевывают популярность не только в республике, но и за её пределами. Культура родного края должна войти в сердце каждого человека и стать неотъемлемой частью его души. Для этого необходимо знать историю, культуру своего народа, сохранять самобытность неповторимой якутской национальной музыкальной культуры в целом.

III . Работа над песней “У моей России”

- Ребята, с какой песней мы познакомились на прошлом уроке?

- Какой инструмент может сопровождать эту песню?

IV. Подведение итогов (Рефлексия)

- Итак, ребята, с какими инструментами мы сегодня познакомились?

- Как называется окраска, звучание музыкальных инструментов?

Молодцы, спасибо за работу на уроке. Дома сравните свой тембр голоса, своих родственников с тембрами музыкальных инструментов и нарисуйте.




 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов

Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...

Культурологический проект "Русские народные музыкальные инструменты и инструменты Орловской области"

Проект расширит музыкальный кругозор учащихся о русских народных инструментах и инструментах родного края, познакомит с известным композитором Е.Дербенко и его ансамблем....

Якутские музыкальные инструменты

Якутские музыкальные инструменты...

Дополнительный информационный материал для 1 класса "Музыка, её звуки и инструменты" по теме "Знакомство с музыкальными инструментами"

Наглядно-методическое пособие по музыке для 1 класса по теме "Знакомство с музыкальными инструментами"...