Рабочая программа по музыке 1 дополнительный класс (РАС)
рабочая программа по музыке (1 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант для детей с РАС); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; основных положений художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного образования» / Музыка. Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. C. Шмагина; с использованием УМК «Школа России», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_1_dopolnitelnyy_klass_ras.docx | 42.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант для детей с РАС); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; основных положений художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного образования» / Музыка. Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. C. Шмагина; с использованием УМК «Школа России», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2).
При создании программы учитывались потребности современного российского общества, возрастные и психофизиологические особенности младших школьников с расстройствами аутистического спектра. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов - музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Психологическая характеристика ребенка
……………………………………………………………………………………………..
Глобальная цель музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию.
Задачи музыкального образования младших школьников с РАС:
- воспитание интереса, эмоционального отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; понимания истории, традиций, музыкальной культуры разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление багажа первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового или индивидуального исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет
реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику с РАС.
Программа по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Кроме основных задач, на уроке музыки реализуются специальные цели, связанные с особенностями детей с расстройствами аутистического спектра, так для большинства из них характерна моторная недостаточность. Учитывая эти особенности, перед учителем встают специфические задачи:
- учить детей владеть основными движениями;
- учить управлять мышечным тонусом;
- учить владеть темпом и устойчивостью при выполнении движений;
- координировать связь движений с изменением музыки;
- учить отражать движениями характер, динамику, ритм произведений.
В связи с особенностями речевого развития детей, в программу включены упражнения, способствующие коррекции речи. Дети с РАС зачастую имеют трудности звукопроизношения, у них отсутствует слуховое внимание, координация между слухом и голосом, поэтому, обучая их пению, следует учитывать эти специфические особенности. При пении предпочтение следует отдавать песням, текст которых не содержит неправильно произносимых учащимися звуков. Все певческие навыки вырабатываются постепенно.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями:
«Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства»,
«Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как
способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии;
- формирование общего представления и музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
К окончанию 1 дополнительного класса у ученика будет сформирована:
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
- Познавательный интерес к новому учебному материалу.
- Предпосылки к способности оценить результаты своей учебной деятельности.
- Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи.
- Знание моральных норм на бытовом уровне.
- Этические чувства — стыда, вины, совести.
- Понятие - здоровый образ жизни.
- Элементарные основы экологической культуры.
- Эстетические чувства на основе знакомства с произведениями детской художественной культуры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | ||||||||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | И Муза вечная со мной | 8 ч | 1. | И Муза вечная со мной | 1 ч | 1. | Движение в музыке, изобразительность | 1 ч | 1. | Музыкальная речь | 8 ч |
2. | Движение в музыке, изобразительность | 6 ч | 2. | О чем говорит музыка | 9 ч | ||||||
8 ч | 7 ч | 10 ч | 8 ч |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Основные виды деятельности | Дата | |||
план | факт | ||||||
I четверть – 8 часов И Муза вечная со мной - 8 часов | |||||||
1 | «И муза вечная со мной!». Изучение и первичное закрепление новых знаний | 1 | Научится: слушать музыку на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Познакомятся с назначением основных учебных принадлежностей и правилам их использования. | ||||
2 | «3 кита» в музыке. Изучение и закрепление новых знаний; урок-игра | 1 | Научится: определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева). Сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; принимать различные позиции во взаимодействии. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 | Марш. Закрепление знаний, выработка умений и навыков; урок-игра | 1 | Научится: определять для кого написан марш (характер, настроение), марш спортивный, детский, футбольный, игрушечный (музыка П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»; использовать речь для регуляции своего действия. | ||
4 | Танец. Виды танца. Изучение и закрепление новых знаний; урок-игра | 1 | Научится определять характерные черты разных танцев ( на примере «Вальса- шутки» Шостаковича Д.Д., русской плясовой, польки); проявлять активность в решении познавательных задач. | ||
5 | Песня. Изучение нового мате- риала; урок- экскурсия | 1 | Научится определять характер песни, роль аккомпанемента в передаче образа. («Сурок» муз. Л. Бетховена); проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. | ||
6 | Душа музыки – мелодия. Обобщение и систематиза ция знаний; урок-игра. | 1 | Научиться определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П.И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; принимать различные позиции во взаимодействии. | ||
7-8 | Музыка осени. Изучение нового мате- риала; Экскурсия в парк. | 2 | Научится слушать мотивы осенних мелодий ( на примере произведений П.И. Чайковского «Осенняя песня», Г. Свиридова «Осень»); объяснять термины: мелодия, аккомпанемент, мелодия – главная мысль музыкального произведения. | ||
II четверть – 7 часов И Муза вечная со мной - 1 часов Движение в музыке, изобразительность – 6 часов | |||||
9 | Урок- обобщение и систематиза ция знаний; урок- концерт. | 1 | Научится определять простейшие музыкальные жанры, определять настроение и характер музыки, выразительно исполнять песню , дирижировать под музыку; формулировать собственное мнение и позицию. | ||
10 | Движение в музыке. Изобразительность в музыке Сообщение и усвоение новых знаний; урок-экскурсия. | 1 | Научится: слушать музыку, анализировать произведение, проводить интонационно-образный анализ на примере музыки Н.А. Римского- Корсакова «3 чуда».аучатся: слушать музыку, анализировать произведение, проводить интонационно-образный анализ на примере музыки Н.А. Римского- Корсакова «3 чуда»; аргументировать свою позицию, строить монологичное высказывание. | ||
11 | Как музыка передает движение Сообщение и усвоение новых знаний; урок-игра Танец. | 1 | Научится: проводить интонационно-образный анализ на примере музыки Н.А. Римского –Корсакова «Полёт шмеля», «3 чуда»; выделять характерные особенности (изобразительность) в музыке; узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. | ||
12 | Что изображает музыка? Сообщение и усвоение новых знаний, урок-загадка. | 1 | Научится анализировать музыкальное произведение, объяснять понятия темп, оркестр, аккомпанемент, характер музыки. Формулировать выводы, осознавать, что все жизненные явления можно передавать в музыке (Д. Кабалевский «Кавалерийская», пьеса «3 медведя»); строить монологичное высказывание, вести диалог. | ||
13 | Изобразител ьность в при-роде. Обобщение и систематиза ция знаний; урок- экскурсия | 1 | Научится понимать изобразительные особенности и возможности музыкальных звуков и их сочетаний на примере музыки из альбома «Времена года» П.И. Чайковского); осуществлять поиск необходимой информации. | ||
14 | Изобразительность в деятельности людей. Сообщение и усвоение новых знаний; урок-игра. | 1 | Научится определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать. | ||
15 | Изобразительность в жизни людей. Обобщение и систематизация знаний, урок –путешествие. | 1 | Научится осознавать, что все события в жизни человека, находят своё отражение в ярких музыкальных и художественных образах (на примере произведения М.И.Глинки «Попутная песня»). | ||
16 | Картины природы в музыке. Обобщение и закрепление изученного материала; урок-экскурсия. | 1 | Научится проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения - чувства, характер, настроение (на примере произведений П.И.Чайковского | ||
17 | Обобщение; повторение изученного материала, урок-игра. | 1 | Научится: анализировать музыкальные сочинения, обобщать, формулировать выводы, выделять характерные изобразительные особенности. | ||
III четверть – 10 часов Движение в музыке, изобразительность – 1 час О чем говорит музыка – 9 часов | |||||
18 | О чём говорит музыка. Мысли и чувства в музыке. Изучение и закрепление но-вых знаний; урок-игра | 1 | Научится: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы (на примере пьесы Л.Бетховена «Весёлая.Грустная», Д.Б. Кабалевского «Разные ребята») обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; ставить и формулировать проблемы. | ||
19 | Что выражает музыка Обобщение и систематизация знаний; урок-игра. | 1 | Научится: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы (на примере попевок «Дон-дон», «Звонкий звонок», песни о маме); ставить вопросы, формулировать свои затруднения (с помощью педагога). | ||
20 | Как музыка выражает черты характера. Изучение нового материала; урок – сказка.. | 1 | Научится: проводить интонационно-образный анализ на примере музыки Д.Б. Кабалевского «Три подружки», попевки «Разные ребята», песни «Монтёр», передавать разговор- диалог героев, настроение пьесы, создаём словесный портрет; использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы. | ||
21 | Чувства и переживания. Закрепление нового материала; урок-игра. | 1 | Научится: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, определять по характеру музыки персонажей, создавать словесный портрет (на примере пьес П.И.Чайковского из «Детского альбома»- «Болезнь куклы», «Новая кукла») ;самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; аргументировать свою позицию | ||
22 | Что музыка изображает? Изучение нового материала; урок-игра. | 1 | Научится: анализировать музыкальные произведения, пони-мать для чего нужны изобрази-тельные средства в музыке, импровизировать на музыкальных инструментах( на примере пьесы Д.Б. Кабалевского «Кавалерийская», «Полёт шмеля» Н.А. Римского-Корсакова); ориентироваться в разнообразии способов решения задач; аргументировать свою позицию. | ||
23 | Что музыка выражает, а что изображает. Обобщение и систематизация знаний; урок-путешествие | 1 | Научится: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений (на при-мере песни Л. Книппера «Полюшко»); ориентироваться в разнообразии способов решения задач; слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей. | ||
24 | Единство изобразительности и выразительности. Обобщение и систематизация знаний; урок-игра. | 1 | Научится: проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения ( на примере «Попутной песни» М.И. Глинки); понимать как связаны между собой выразительность в музыке и изобразительные моменты; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | ||
25 | Картины природы в музыке. Закрепление изученного материала; урок-экскурсия | 1 | Научится: проводить интонационно- образный анализ инструментального произведения- чувства, характер, настроение ( на примере музыки П.И. Чайковского «Времена года»- весна); ставить вопросы, обращаться за помощью. Слушать собеседника. | ||
IVчетверть – 8 часов Музыкальная речь - 8 часов | |||||
26 | Обобщение; повторение изученного материала; урок- игра. | 1 | Научится: понимать единство выразительных и изобразительных особенностей и возможностей музыкальных звуков и их сочетаний. Понимать роль музыки в собственной жизни; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | ||
27 | Музыкальная речь. Выразительные средства музыки. Темп. Изучение и закрепление новых знаний; урок –игра. | 1 | Научится: слушать музыку (на примере произведения С.С. Прокофьева «Болтунья»); использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации. Понятие скороговорки. Упражнение «Карусель»; адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | ||
28 | Средства музыкальной выразительности. Изучение нового материала; урок-игра | 1 | Научится: проводить интонационно-образный анализ произведения; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (выразительные и изобразительные). На примере пьесы «Зайчик дразнит медвежонка» муз. Д.Б. Кабалевского | ||
29 | Ритм в музыке - это ритм жизни. Значение. Рефлексия и оценивание способа действия; урок-игра. | 1 | Научится: различать понятия звук, нота, ритм, исполнять простейшие ритмы; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.( на примере фрагмента из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» - «Кот в сапогах и беленькая кошечка»); использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы. | ||
30 | Душа музыки -мелодия. Обобщение и систематизация знаний; урок-игра. | 1 | Научится: определять характерные черты жанров в музыке ( на приме-ре произведений «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П.И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; принимать различные позиции во взаимодействии. | ||
31 | Тембр – вырази-тельное средство в музыке. Изучение и закрепление новых знаний; урок-сказка. | 1 | Научится: определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов, названия инструментов. ( на примере симфонической сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева - темы героев, названия инструментов); строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. | ||
32 | Симфоническая сказка «Петя и волк». Оркестр. Обобщение и систематизация знаний; урок-путешествие в филармонию. | 1 | Научится: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, исполнять различные по характеру музыкальные произведения (на примере симфонической сказки С.С. Прокофьева; | ||
33 | Обобщение. Закрепление изученного материала; урок-концерт. | 1 | Научится: понимать триединство композитор- исполнитель- слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят своё отражение в ярких музыкальных и художественных образах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...