Рабочая программа по музыке 4 класс Школа России
рабочая программа по музыке (4 класс)
Рабочая программа + КТП по музыке для 4 класса УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_muzyke_4_klass_moyo.docx | 34.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная школа г. Лысково
Рабочая программа по музыке
(базовый уровень)
4 класс
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Пешехонова Людмила Борисовна,
учитель начальных классов, I категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке разработана и составлена на основе авторской программы «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной (М.: Просвещение, 2014) к учебнику для 4 класса общеобразовательной школы авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (М.: Просвещение, 2021) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа адресована обучающимся четвёртых классов общеобразовательных школ.В соответствии с Федеральным базисным учебным образовательным планом на изучение курса «Музыка» в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа – 34 учебных недели.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям
России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Для достижения поставленных целей изучения предмета музыка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развивать эмоционально-осознанное отношение к музыкальным произведениям;
понимать их жизненное и духовно-нравственное содержание;
осваивать музыкальные жанры – простые (песня, танец, марш) и более сложные (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучать особенности музыкального языка;
формировать музыкально-практические умения и навыки музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческие способности детей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные УУД:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные УУД:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1: «Россия – Родина моя» (4 ч)
Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»
Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! Обобщение.
Раздел 2: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч)
Святые земли Русской. Илья Муромец.
Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.
Родной обычай старины.
Раздел 3: «День, полный событий» (5 ч)
В краю великих вдохновений.
Что за прелесть эти сказки! Три чуда.
Ярмарочное гулянье.
Святогорский монастырь.
Зимнее утро. Зимний вечер.
Приют, сияньем муз одетый. Обобщение.
Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч)
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Оркестр русских народных инструментов.
Народные праздники. «Троица».
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Народные музыкальные игры. Обобщение.
Раздел 5: «В концертном зале» (5 ч)
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
Счастье в сирени живёт…
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
«Патетическая» соната.
Царит гармония оркестра. Обобщение.
Раздел 6: «В музыкальном театре» (6 ч)
Опера «Иван Сусанин».
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Исходила младёшенька.
Русский Восток.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Балет «Петрушка».
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Театр музыкальной комедии. Обобщение.
Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч)
Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Исповедь души. Революционный этюд.
Различные жанры фортепианной музыки.
Мастерство исполнителя.
В интонации спрятан человек.
Музыкальные инструменты – гитара.
Музыкальный сказочник.
«Рассвет на Москве-реке» Обобщение.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Россия-Родина моя | 4 |
2. | О России петь, что стремиться в храм | 4 |
3. | День, полный событий | 5 |
4. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло | 5 |
5. | В концертном зале | 5 |
6. | В музыкальном театре | 6 |
7. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 6 |
Итого: | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «МУЗЫКА»
№ п/п | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности обучающихся. | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
«Россия – Родина моя» (4ч) | ||||
1 | Вся Россия просится в песню… Мелодия. Стр. 6 - 11 | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | ||
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. Стр. 12 - 15 | |||
3 | Ты откуда русская, зародилась, музыка?
Стр. 16 - 17 | |||
4 | Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! Стр.18 - 21 | |||
«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч) | ||||
5 | Святые земли Русской. Илья Муромец. Стр. 24 - 27 | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | ||
6 | Кирилл и Мефодий. Стр. 28 - 29 | |||
7 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Стр. 30 - 31 | |||
8 | Родной обычай старины. Светлый праздник. Стр.32 - 35 | |||
«День, полный событий» (5 ч) | ||||
9 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. Стр. 38 - 39 | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.). Определять вид музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. | ||
10 | Зимнее утро. Зимний вечер. Стр. 40 - 43 | |||
11 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Стр. 44 - 47 | |||
12 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Стр. 48 - 51 | |||
13 | Приют, сияньем муз одетый. Стр.52 - 54 | |||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч) | ||||
14 | Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Стр. 56 - 59 | Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты. Овладевать приёмами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | ||
15 | Оркестр русских народных инструментов. Стр.60 - 61 | |||
16 | Музыкант-чародей. Стр.62 - 63 | |||
17 | Народные праздники. Наш оркестр. Стр. 64 - 67 | |||
18 | «Троица» Андрея Рублёва. Стр.68 - 70 | |||
«В концертном зале» (5 ч) | ||||
19 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Стр.72 - 77 | Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | ||
20 | Счастье в сирени живет… Стр. 78 - 79 | |||
21 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…». Стр. 80 - 83 | |||
22 | «Патетическая» соната. Стр. 84 - 87 | |||
23 | Царит гармония оркестра. Стр. 88 - 90 | |||
«В музыкальном театре» (6 ч) | ||||
24 | Опера «Иван Сусанин». Стр. 92 - 97 | Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | ||
25 | Исходила младёшенька. Стр. 98 - 99 | |||
26 | Русский восток. Сезам, откройся! Стр. 100 - 101 | |||
27 | Восточные мотивы. Стр.102 - 103 | |||
28 | Балет «Петрушка». Стр. 104 - 105 | |||
29 | Театр музыкальной комедии. Стр.106 - 108 | |||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч) | ||||
30 | Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. Стр. 110 - 111 | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать своё отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятельность. | ||
31 | Исповедь души. Революционный этюд. Стр. 112 - 115 | |||
32 | Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. Стр. 116 - 119 | |||
33 | Музыкальные инструменты- гитара. Музыкальный сказочник. Стр. 120 - 123 | |||
34 | «Рассвет на Москве-реке». Стр. 124 - 127 исс | |||
Итого: 34 часа | ||||
ё |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014.
- Фонохрестоматия музыкального материала (mp3).
- Хрестоматия учебного материала.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
№ 1 от 30.08.2019 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
__________ Романютина Т.В.
30.08.2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")
МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...
Рабочая программа по музыке Критская "Школа России"
Программа для 1- 4 классов...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 1 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 2 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 3 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 4 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России"
Рабочая программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена в соответствии с основными Положениями ФГОС второго поколения, концепцией духовно-нравственного...