Рабочая программа по музыке для 1 класса
рабочая программа по музыке (1 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Музыка», 1Б класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Календарные сроки | Основное содержание | Формы, методы, виды деятельности урока | Оборудование, контрольно-измерительные материалы | |
Плани руемые | Факти ческие | |||||
Раздел «Музыка вокруг нас» 16 часов | ||||||
Динамическая пауза (ролевая игра) И муза вечная со мной! | 02.09 | Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель. | Фронтальная. Размышление. Слушание. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши | ||
Динамическая пауза (игра, вождение хоровода) Хоровод муз. | 09.09 | Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. | Фронтальная. Творческие задания. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Динамическая пауза (ролевая игра) Повсюду музыка слышна. | 16.09 | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора». | Фронтальная. Размышление. Музицирование. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши | ||
Динамическая пауза ( исполнение танцев) Душа музыки – мелодия. | 23.09 | Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня- напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец- движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса. | Фронтальная. Музицирование. Слушание. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Динамическая пауза (ролевая игра) Музыка осени. | 30.09 | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен. | Фронтальная. Размышление. Музицирование. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Динамическая пауза (ролевая игра) Сочини мелодию. | 07.10 | Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент». | Фронтальная. Творческие задания. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши | ||
Динамическая пауза (игра) Азбука, азбука каждому нужна… | 14.10 | Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Игра в увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. | Фронтальная. Музицирование. Слушание. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Динамическая пауза (игра) Обобщающий урок 1 четверти. | 21.10 | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 1 четверть. | Фронтальная. Музицирование. Творческие задания. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Музыкальные инструменты | 11.11 | Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». | Фронтальная. Творческие задания. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши | ||
«Садко». Из русского былинного сказа. | 18.11 | Наблюдение народного творчества. Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка». | Фронтальная. Наблюдение. Сравнение. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Звучащие картины. | 25.11 | Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами. | Фронтальная. Наблюдение. Сравнение. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Разыграй песню. | 02.12 | Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки. | Фронтальная. Творческие задания. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Пришло Рождество, начинается торжество. | 09.12 | Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества. | Коллективная. Творческие задания. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Родной обычай старины. | 16.12 | Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок. | Фронтальная. Творческие задания. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Добрый праздник среди зимы. | 23.12 | Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. | Коллективная. Творческие задания. Исполнение песен. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши | ||
Обобщающий урок 2 четверти. | 13.01 | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. | Коллективная. Творческие задания. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Раздел «Музыка и ты» 17 часов | ||||||
Край, в котором ты живешь. | 20.01 | Сочинения отечественных композиторов о Родине. Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. | Фронтальная. Музицирование. Слушание. Творческие задания. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, рабочая тетрадь, цв.карандаши | ||
Поэт, художник, композитор. | 27.01 | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова. | Фронтальная. Наблюдение. Сравнение. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Музыка утра. | 03.02 | Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку. | Фронтальная. Наблюдение. Слушание. Творческие задания. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, альбом, краски, иллюстрации «Времена года» | ||
Музыка вечера. | 10.02 | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение в тему через жанра - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки. | Фронтальная. Наблюдение. Слушание. Творческие задания. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв. карандаши, альбом, краски | ||
Музыкальные портреты. | 17.02 | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов. | Фронтальная. Творческие задания | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, альбом, краски | ||
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
| 03.03 | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора. | Фронтальная. Театрализация. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, костюмы сказочных героев | ||
У каждого свой музыкальный инструмент. | 10.03 | Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. | Фронтальная. Театрализация. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши | ||
Музы не молчали. | 17.03 | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества. | Фронтальная. Музицирование. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Мамин праздник. | 31.03 | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки. | Фронтальная. Музицирование. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши | ||
Обобщающий урок 3 четверти. | 07.04 | Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть. | Коллективная. Творческие задания. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Музыкальные инструменты. | 14.04 | Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта. | Фронтальная. Слушание. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | 21.04 | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины | Фронтальная. Слушание. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Музыка в цирке. | 28.04 | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления. | Фронтальная. Музицирование. Слушание. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Дом, который звучит. | 05.05 | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка. | Фронтальная. Театрализация. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши | ||
Опера-сказка. | 12.05 | Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка. | Фронтальная. Музицирование. Творческие задания. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши | ||
«Ничего на свете лучше нету». | 14.05 | Музыка для детей: мультфильмы. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы. | Фронтальная. Музицирование. Слушание. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация | ||
Обобщающий урок. (Урок-концерт.) | 19.05 | Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год. Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта. | Коллективная. Творческие задания. | Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...