Методическая разработка "Использование приемов мнемотехники на музыкальных занятиях"
методическая разработка по музыке
Использование приемов мнемотехники в работе музыкального руководителя в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Использование приемов мнемотехники на музыкальных занятиях" | 17.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинка»
Использование приёмов мнемотехники на музыкальных занятиях
Подготовила:
музыкальный руководитель
Алиева Эльмира Османовна
г. Новый Уренгой
2021 г.
Детская природа ясно требует наглядности.
Учите ребенка пяти неизвестным ему словам,
И он будет долго и напрасно мучиться над ними;
Но свяжите с картинками двадцать таких слов
- и ребенок усвоит их на лету»
К. Д. Ушинский
В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Поэтому знания должны стать не столько целью, сколько средством развития ребенка.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.
В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.
МНЕМОТЕХНИКА- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Актуальность мнемотехники для дошкольников в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Мнемотехнику можно использовать во всех видах муз. деятельности.
С помощью мнемотаблиц на первых занятиях можно рассказать детям, что такое музыка:
«Есть удивительный мир звуков. Но в него можно попасть только с помощью самого главного и самого музыкального ключа – это скрипичный ключ. Музыку можно записать специальными значками, они называются нотами и живут на специальных пяти линеечках – домиках. Это нотный стан. Все звуки по нотам исполняет специальный человек. Это музыкант. Музыканту для исполнения музыки нужны специальные музыкальные инструменты. Музыку можно исполнять и другим важным инструментов, который всегда есть у нас – это наш голос. Голосом можно исполнять хоровую песню. Это песня так называется, потому что ее поют много людей. Есть и другая музыка. Ее исполняют голосом, когда засыпают или укладывают детей спать. Это колыбельная песня. Под музыку можно и шагать. Это – марш. Такая музыка звучит на параде, на любом торжественном празднике. А еще под музыку можно просто весело танцевать. Это – пляска. Такая музыка звучит на праздниках и разных веселых мероприятиях для радости и хорошего настроения. Вот что такое музыка!»
Мнемотаблицы можно использовать при разучивании танцев и хороводов.
Сначала пойти от простого, выучить с детьми картинки, обозначающие движения. Например: рука-хлопки, черепаха-мелкий дробный шаг, юла-кружение вокруг себя, лошадка –подскоки, лодочка-кружение лодочкой в паре, лебеди-медленное кружение в паре. Сделать карточки, затем с детьми их рассмотреть, обсудить, показать правильное выполнение танцевального движения, а затем, предложила детям выбрать ту картинку, на которое похоже танцевальное движение.
Мнемотехника также помогает в разучивании песенного материала.
Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают. Также переучивание неправильного произношения окончания слов для них происходит очень мучительно.
Используется мнемотаблица и в обучении детей игре на музыкальных инструментах. Например: 2 раза исполняют бубны, за ними 3 раза ложки.
Метод мнемотехники используется на различных музыкальных развлечениях и праздниках, когда дети по мнемотаблице угадывают сказочного персонажа, который должен прийти к ним в гости. Или, по мнемодорожке дети должны угадать, какую песню они должны исполнить. Иногда, по мнемотаблице дети угадывают, что они будут делать на празднике (петь, танцевать или играть). На праздниках, связанных с сюрпризами и подарками, по мнемотаблице дети находят место хранения этих подарков и сюрпризов. Такое применение мнемотехники обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и повышает интерес детей к занятиям музыкой.
Я считаю, что эта технология очень актуальна, полезна, просто необходима в работе как для музыкального руководителя, так и для воспитанников ДОУ.
Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуйций
Литература:
- Большева Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011
- Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». Москва, 2007.
- Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с использованием мнемотехники, (к открытому занятию "Праздник для звука Р") 1 класс 7 вид
Конспект открытого логопедического занятия для учащихся 1 класса (7 вида). Тема: Праздник для звука «Р» Цели: • закрепление правильного произношения звука «р» в связной р...
Использование приемов мнемотехники в начальной школе как приём формирования познавательных универсальных учебных действий (УУД).
Работа с мнемотехникой в начальной школе....
ОПЫТ РАБОТЫ «Методы и приемы здоровьесбережения на музыкальных занятиях в ДОУ»
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстро утомляется, у него не устойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. В решении воспитательных,образовательн...
Использование этимологического анализа и приемов мнемотехники при изучении словарных слов
Существует много различных приемов обучения для решения проблемы написания так называемых словарных слов. Появилось много ...
Моделирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи приемами мнемотехники
Моделирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи приемами мнемотехники...
Использование приемов мнемотехники на занятиях группы продленного дня в начальной школе (обучающиеся с ОВЗ)
Использование мнемотехнических приемов не только ускоряет и упрощает процесс запоминания, но и развивает психические процессы у дошкольников. Дети с большим инт...
использование приемов мнемотехники на занятиях в ГПД в начальной школе для детей с ОВЗ.
в исследованиях педагогов и психологов подчеркивается сложная иерархия структуры нарушений познавательной деятельности при ЗПР церебрально-органического генеза.Она проявляется в дефицитарности п...