Методическая разработка "Использование приемов мнемотехники на музыкальных занятиях"
методическая разработка по музыке

Алиева Эльмира Османовна

Использование приемов мнемотехники в работе музыкального руководителя в детском саду.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинка»

Использование приёмов мнемотехники на музыкальных занятиях

Подготовила:

музыкальный руководитель

                         Алиева Эльмира Османовна

г. Новый Уренгой

2021 г.


Детская природа ясно требует наглядности.

Учите ребенка пяти неизвестным ему словам,

И он будет долго и напрасно мучиться над ними;

Но свяжите с картинками двадцать таких слов

- и ребенок усвоит их на лету»

К. Д. Ушинский

В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Поэтому знания должны стать не столько целью, сколько средством развития ребенка.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.

МНЕМОТЕХНИКА- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. 

Актуальность мнемотехники для дошкольников в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Мнемотехнику можно использовать во всех видах муз. деятельности.

С помощью мнемотаблиц на первых занятиях можно рассказать детям, что такое музыка:

«Есть удивительный мир звуков. Но в него можно попасть только с помощью самого главного и самого музыкального ключа – это скрипичный ключ. Музыку можно записать специальными значками, они называются нотами и живут на специальных пяти линеечках – домиках. Это нотный стан. Все звуки по нотам исполняет специальный человек. Это музыкант. Музыканту для исполнения музыки нужны специальные музыкальные инструменты. Музыку можно исполнять и другим важным инструментов, который всегда есть у нас – это наш голос. Голосом можно исполнять хоровую песню. Это песня так называется, потому что ее поют много людей. Есть и другая музыка. Ее исполняют голосом, когда засыпают или укладывают детей спать. Это колыбельная песня. Под музыку можно и шагать. Это – марш. Такая музыка звучит на параде, на любом торжественном празднике. А еще под музыку можно просто весело танцевать. Это – пляска. Такая музыка звучит на праздниках и разных веселых мероприятиях для радости и хорошего настроения. Вот что такое музыка!»

Мнемотаблицы можно использовать при разучивании танцев и хороводов.

Сначала пойти от простого, выучить с детьми картинки, обозначающие движения. Например: рука-хлопки, черепаха-мелкий дробный шаг, юла-кружение вокруг себя, лошадка –подскоки, лодочка-кружение лодочкой в паре, лебеди-медленное кружение в паре. Сделать карточки, затем с детьми их рассмотреть, обсудить, показать правильное выполнение танцевального движения, а затем, предложила детям выбрать ту картинку, на которое похоже танцевальное движение.

Мнемотехника также помогает в разучивании песенного материала.

Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают. Также переучивание неправильного произношения окончания слов для них происходит очень мучительно.

Используется мнемотаблица и в обучении детей игре на музыкальных инструментах. Например: 2 раза исполняют бубны, за ними 3 раза ложки.

Метод мнемотехники используется на различных музыкальных развлечениях и праздниках, когда дети по мнемотаблице угадывают сказочного персонажа, который должен прийти к ним в гости. Или, по мнемодорожке дети должны угадать, какую песню они должны исполнить. Иногда, по мнемотаблице дети угадывают, что они будут делать на празднике (петь, танцевать или играть). На праздниках, связанных с сюрпризами и подарками, по мнемотаблице дети находят место хранения этих подарков и сюрпризов. Такое применение мнемотехники обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и повышает интерес детей к занятиям музыкой.

Я считаю, что эта технология очень актуальна, полезна, просто необходима в работе как для музыкального руководителя, так и для воспитанников ДОУ.

Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю.

Я делаю и понимаю.

Конфуйций


Литература:

  1. Большева Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011
  2. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». Москва, 2007.
  3. Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с использованием мнемотехники, (к открытому занятию "Праздник для звука Р") 1 класс 7 вид

Конспект  открытого логопедического занятия для учащихся 1 класса (7 вида). Тема: Праздник для звука «Р» Цели: •     закрепление правильного произношения звука «р» в связной р...

ОПЫТ РАБОТЫ «Методы и приемы здоровьесбережения на музыкальных занятиях в ДОУ»

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстро  утомляется, у него не устойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность.  В решении воспитательных,образовательн...

Использование этимологического анализа и приемов мнемотехники при изучении словарных слов

Существует  много  различных  приемов  обучения  для  решения  проблемы  написания  так  называемых  словарных  слов. Появилось  много ...

Моделирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи приемами мнемотехники

Моделирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи приемами мнемотехники...

Использование приемов мнемотехники на занятиях группы продленного дня в начальной школе (обучающиеся с ОВЗ)

Использование мнемотехнических приемов не только ускоряет и упрощает процесс запоминания, но и развивает психические процессы у дошкольников. Дети с большим инт...

использование приемов мнемотехники на занятиях в ГПД в начальной школе для детей с ОВЗ.

в исследованиях педагогов и психологов подчеркивается сложная иерархия структуры нарушений познавательной деятельности при ЗПР церебрально-органического генеза.Она проявляется в дефицитарности  п...