Программа внеурочной деятельности "ДоМиСолька"
рабочая программа по музыке (1 класс)

Программа внеурочной деятельности по музыке 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа 51.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8.  

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (985)317-36-94;

email: 2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

ГБОУ Школа №2065

Протокол №

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ Школа №2065

___________________Н.С.Файдюк

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                                                                         по  внеурочной деятельности

« ДоМиСолька»

г. Москва

2020-2021

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Направленность программы музыкального внеурочного занятия «ДоМиСолька» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.

         В  основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
-
принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
-
принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 -
принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

        Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

       Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

      Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

    При планировании работы внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС начального общего образования) учитывается основная цель:

формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

       Задачи внеурочной деятельности:

  1. Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
  2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
  3. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
  4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
  5. Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
  6. Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.
  7. Развивать творческие способности младших школьников.


Возраст  ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 10 лет.

Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы.

 Постановка музыкальных номеров, инсценировка  эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в музыкальном часе дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.

     Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

 

Режим занятий    

Расписание занятий внеурочной деятельности «ДоМиСолька» строится из расчета два  занятия в неделю. Каждое  занятие длится 35 минут. Образовательный процесс  строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.

             Личностные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

             Регулятивные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

          Познавательные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах

Коммуникативные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

     

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

     Занятия внеурочной деятельности «ДоМиСолька» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой, правилами поведения, противопожарный инструктаж учащихся. В конце занятия – музыкальная игра «Угадай мелодию».

1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»

       Содержание

     «Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. 

Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.

      Формы – музыкально-театрализованные упражнения, конкурс «Шумовые и музыкальные загадки», «Шумовой оркестр».

       Методическое обеспечение:

Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. «Музыка», учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста – Москва, 1998,

«Детский оркестр»,

музыкальные записи, музыкальная игра «Угадай мелодию» (презентация).

2. Тема «Разбудим голосок»

       Содержание

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.

«Голос – одежда нашей речи».  В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

      Методическое обеспечение:

В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург – 2000,

М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" – 2005,

3. Тема «Развитие голоса»

         Содержание

       В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

       Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.

       Методическое обеспечение:

В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000

Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999

4. Тема «Фольклор»

         Содержание

      Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа  расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

       Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.

       Методическое обеспечение:

Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки.

«Рождество» - пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997.

Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 1993

Видеокамера, компьютер, проектор, экран.

5. Тема «Музыка»

      Содержание

Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.

      Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

       Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.

        Методическое обеспечение:

Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - М.: Просвещение, 1989

В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990

Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991

 компьютер, проектор, экран.

6. Тема «Творчество»

        Содержание

      В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят  интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

       Формы – творческие игры, конкурсы.

       Методическое обеспечение:

Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - М. "Аквариум" – 1999

Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010

Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010

Видеокамера, компьютер, проектор, экран.

7. Тема «Радуга талантов»

       Содержание

«Радуга талантов»  - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок. 

По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Важна и непосредственная организация показа концерта: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, костюмы, музыкальное сопровождение.

      Методическое обеспечение: сборник сценариев  О.Емельяновой.      

 компьютер, проектор, экран.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Компьютер,

музыкальный центр (караоке),

диски с записью музыкальных сказок,

диски с музыкой (классической и детской),

музыкальные инструменты.

                              Тематический план занятий  в 1  классе

п/п

Тема занятия

Форма занятия

              Кол-во часов

Дата

прове

дения

всего

теорет.

прак

тич

1

Тема: «Шумовые и музыкальные звуки» 

Групповая игра (занятие в классе)

6

1

1

1

5

Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию»

2

Разучивание песни «Теперь мы первоклашки». Игра на различение ритма «Кулачки и ладошки» Е.Тиличеева.

Групповая и индивидуальная игра

1

-

1

3

Знакомство с игрой «Охотники и зайцы» Е.Тилитчеева.

 Работа над выразительностью песни «Теперь мы первоклашки».

групповая

1

-

1

4

Пение детских песен караоке. Знакомство с игрой  «У медведя во бору».

групповая

1

-

1

5

Разучивание игры-хоровода «Гости ходят в огород» Д.Кабалевского.

групповая

1

-

1

6

Работа над игрой-хороводом «Гости ходят в огород»

групповая

1

-

1

7

Тема: «Разбудим голосок».

Групповая игра (занятие в классе)

8

1

-

-

8

1

Распевание.

8

«Вокальная гимнастика».

Вокально-хоровые и дыхательные упражнения (занятие в классе)

1

-

1

9

Упражнение на развитие дыхания.

Парная и индивидуальная деятельность

1

-

1

10

Разучивание песни «Наступила осень»

групповая

1

-

1

11

Работа над песней «Наступила осень».

Разучивание движений танца «Облачко и солнышко».

групповая

1

-

1

12

Повторение разученных песен.

Работа над танцем «Облачко и солнышко»

групповая

1

-

1

11

 Разучивание песни «Дружба-это здорово» А.Кудряшова. Работа над танцем.

Групповая

1

-

1

12

Работа над песней «Дружба – это здорово»

групповая

1

-

1

13

Знакомство с игрой «Музыкальный платочек». Разучивание

групповая

1

-

1

14

Повторяем разученные песни и игры.

групповая

1

-

1

15

Тема: Развитие голоса»

Сольная и хоровая деятельность

15

1

-

-

15

1

Разучивание песни «Давайте играть»

16

Работа над песней «Давайте играть»

групповая

1

-

1

17

Разучивание танца «Давайте играть»

групповая

1

-

1

18

Работа над танцем.

групповая

1

-

1

19

Разучивание игровых упражнений : цветок, передай флажок, осенние листья.

групповая

1

-

1

20

Разучивание песни «Зимушка». Разучивание движений танца снежинок.

групповая

1

-

1

21

Работа над песней «Зимушка». Разучивание танца.

групповая

1

-

1

22

Работа над танцем. Повторение разученных песен .

групповая

1

-

1

23

Разучивание песни «Первый снег». Знакомство с игрой на различение тембра «Догадайся, кто поёт» Тиличеева.  

групповая

1

-

1

24

Работа над песней «Первый снег» , разучивание движений танца «Первый снег»

групповая

1

-

1

25

Работа над танцем. Знакомство с игрой «Весёлые музыканты».

групповая

1

-

1

26

Повторение разученных песен и игр.

групповая

1

-

1

27

Разучивание песни «Ёлочка» А.Кудряшова

групповая

1

-

1

28

Работа над песней «Елочка». Повторение разученных танцев.

групповая

1

-

1

29

Исполнение новогодних песен.

групповая

1

-

1

30-31

 Тема: «Музыка»

Групповая

22

2

1.5

1

20,5

1

Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки»

32

«Музыка-здоровье-жизнь»

групповая

1

0,25

0,75

33

Разучивание игры  на различение тембра «На чём играем?» Тиличеева. Повторение песен

групповая

1

-

1

34

«Композитор –исполнитель –слушатель»

Музыкальная игра (занятие в классе)

1

0,25

0,75

35

Разучивание песни «У моей России»

групповая

1

-

1

36

Работа над песней «У моей России». Повторение танца «Давайте играть»

Групповая игра (занятие в классе)

1

-

1

37

Разучивание песни «Наша Армия». Марш под музыку песни.

групповая

1

-

1

38

Работа над песней «Наша Армия». Исполнение песни «У моей России»

групповая

1

-

1

39

Работа над выразительностью песни «Наша Армия» Разучивание марша «Мы шагаем как солдаты».

групповая

1

-

1

40

Разучивание песни «Мой папа». Работа над маршем.

групповая

1

-

1

41

Работа над песней «Мой папа». Игра «На чём играем?» Тиличеева.

групповая

1

-

1

42

Повторение разученных песен и танцев.

групповая

1

-

1

43

Разучивание песни «Мой подарок маме»

групповая

1

-

1

44

Работа над песней Разучивание танца под музыку «Вальса» Глинки

групповая

1

-

1

45

Работа над песней и танцем.

групповая

1

-

1

46

Разучивание парного танца «Течёт ручей».Повторение песни «Наша Армия»

групповая

1

-

1

47

Разучивание песни «Песенка о бабушке»

Работа над танцем  «Течёт ручей»

групповая

1

-

1

48

Работа над песней. Повторение танца под музыку «Вальса» Глинки

групповая

1

-

1

49

Разучивание песни «Весеннее настроение» М.Матвеева. Повторение разученных игр.

групповая

1

-

1

50

Разучивание танца «Губки бантиком». Повторение разученных песен

групповая

1

-

1

51

Работа над  танцем «Губки бантиком».

Игра «чей кружок быстрее соберется?».

групповая

1

-

1

52

Тема: «Фольклор»

групповая

8

1

0,5

0,25

7,5

0,75

Р.н.п. "Во поле береза стояла", "В хороводе были мы".

53

Музыкальные игры русского народа «Бояре», «Музыкальный ручеек».

Групповая игра (занятие в классе)

1

-

1

54-55

Разучивание школьных частушек. Игра на ложках.

групповая

2

0,25

1,75

56-57

Сочинение частушек

Работа в парах.

2

-

2

58

Разучивание песни «9 мая». Игра «Шёл козел».

групповая

1

-

1

59

Работа над песней «9 мая»

групповая

1

-

1

60

Тема: «Творчество»

Групповая и индивидуальная работа

4

1

-

-

4

1

Музыкально-театрализованная импровизация. Песенки персонажей музыкальной сказки "Песенка веселых козлят" из детской оперы "Волк и семеро козлят" (муз. М.Коваля, сл. Е.Манучаровой)

Пластическая импровизация «Весёлые козлята»

61

«Я маленький композитор».

Игра на музыкальных инструментах

Работа в парах (занятие в классе)

1

-

1

62-63

Разучивание песни «Моя семья». Повторение танца «Губки бантиком»

Групповая игра (на свежем воздухе, в зале)

2

-

2

64-65

Тема: «Радуга талантов»

групповая

2

2

-

-

2

2

Повторение разученных песен и танцев.

66

Концерт «Радуга талантов»

групповая

1

-

1

66

3

63

                                     

ЛИТЕРАТУРА

1. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999

2. Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990

3. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999

4. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000

5. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005

6. Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010

7. Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010

8. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990

9. Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991