Программа внеурочной деятельности "ДоМиСолька"
рабочая программа по музыке (1 класс)
Программа внеурочной деятельности по музыке 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 51.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (985)317-36-94; email: 2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
ПРИНЯТО: на педагогическом совете ГБОУ Школа №2065 Протокол № | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ Школа №2065 ___________________Н.С.Файдюк |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности
« ДоМиСолька»
г. Москва
2020-2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы музыкального внеурочного занятия «ДоМиСолька» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.
В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
При планировании работы внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС начального общего образования) учитывается основная цель:
формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи внеурочной деятельности:
- Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
- Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
- Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
- Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
- Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
- Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.
- Развивать творческие способности младших школьников.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 10 лет.
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы.
Постановка музыкальных номеров, инсценировка эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в музыкальном часе дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Режим занятий
Расписание занятий внеурочной деятельности «ДоМиСолька» строится из расчета два занятия в неделю. Каждое занятие длится 35 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
-готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) | -формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; -эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. | - адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности; - активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- самостоятельно включаться в творческую деятельность -осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. | -осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах |
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | -адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Занятия внеурочной деятельности «ДоМиСолька» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой, правилами поведения, противопожарный инструктаж учащихся. В конце занятия – музыкальная игра «Угадай мелодию».
1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
Содержание
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки.
Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
Формы – музыкально-театрализованные упражнения, конкурс «Шумовые и музыкальные загадки», «Шумовой оркестр».
Методическое обеспечение:
Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. «Музыка», учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста – Москва, 1998,
«Детский оркестр»,
музыкальные записи, музыкальная игра «Угадай мелодию» (презентация).
2. Тема «Разбудим голосок»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Методическое обеспечение:
В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург – 2000,
М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" – 2005,
3. Тема «Развитие голоса»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
Методическое обеспечение:
В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999
4. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
Методическое обеспечение:
Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки.
«Рождество» - пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997.
Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 1993
Видеокамера, компьютер, проектор, экран.
5. Тема «Музыка»
Содержание
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.
Методическое обеспечение:
Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - М.: Просвещение, 1989
В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991
компьютер, проектор, экран.
6. Тема «Творчество»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы – творческие игры, конкурсы.
Методическое обеспечение:
Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - М. "Аквариум" – 1999
Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010
Видеокамера, компьютер, проектор, экран.
7. Тема «Радуга талантов»
Содержание
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Важна и непосредственная организация показа концерта: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, костюмы, музыкальное сопровождение.
Методическое обеспечение: сборник сценариев О.Емельяновой.
компьютер, проектор, экран.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Компьютер,
музыкальный центр (караоке),
диски с записью музыкальных сказок,
диски с музыкой (классической и детской),
музыкальные инструменты.
Тематический план занятий в 1 классе
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Дата прове дения | ||
всего | теорет. | прак тич | ||||
1 | Тема: «Шумовые и музыкальные звуки» | Групповая игра (занятие в классе) | 6 1 | 1 1 | 5 | |
Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию» | ||||||
2 | Разучивание песни «Теперь мы первоклашки». Игра на различение ритма «Кулачки и ладошки» Е.Тиличеева. | Групповая и индивидуальная игра | 1 | - | 1 | |
3 | Знакомство с игрой «Охотники и зайцы» Е.Тилитчеева. Работа над выразительностью песни «Теперь мы первоклашки». | групповая | 1 | - | 1 | |
4 | Пение детских песен караоке. Знакомство с игрой «У медведя во бору». | групповая | 1 | - | 1 | |
5 | Разучивание игры-хоровода «Гости ходят в огород» Д.Кабалевского. | групповая | 1 | - | 1 | |
6 | Работа над игрой-хороводом «Гости ходят в огород» | групповая | 1 | - | 1 | |
7 | Тема: «Разбудим голосок». | Групповая игра (занятие в классе) | 8 1 | - - | 8 1 | |
Распевание. | ||||||
8 | «Вокальная гимнастика». | Вокально-хоровые и дыхательные упражнения (занятие в классе) | 1 | - | 1 | |
9 | Упражнение на развитие дыхания. | Парная и индивидуальная деятельность | 1 | - | 1 | |
10 | Разучивание песни «Наступила осень» | групповая | 1 | - | 1 | |
11 | Работа над песней «Наступила осень». Разучивание движений танца «Облачко и солнышко». | групповая | 1 | - | 1 | |
12 | Повторение разученных песен. Работа над танцем «Облачко и солнышко» | групповая | 1 | - | 1 | |
11 | Разучивание песни «Дружба-это здорово» А.Кудряшова. Работа над танцем. | Групповая | 1 | - | 1 | |
12 | Работа над песней «Дружба – это здорово» | групповая | 1 | - | 1 | |
13 | Знакомство с игрой «Музыкальный платочек». Разучивание | групповая | 1 | - | 1 | |
14 | Повторяем разученные песни и игры. | групповая | 1 | - | 1 | |
15 | Тема: Развитие голоса» | Сольная и хоровая деятельность | 15 1 | - - | 15 1 | |
Разучивание песни «Давайте играть» | ||||||
16 | Работа над песней «Давайте играть» | групповая | 1 | - | 1 | |
17 | Разучивание танца «Давайте играть» | групповая | 1 | - | 1 | |
18 | Работа над танцем. | групповая | 1 | - | 1 | |
19 | Разучивание игровых упражнений : цветок, передай флажок, осенние листья. | групповая | 1 | - | 1 | |
20 | Разучивание песни «Зимушка». Разучивание движений танца снежинок. | групповая | 1 | - | 1 | |
21 | Работа над песней «Зимушка». Разучивание танца. | групповая | 1 | - | 1 | |
22 | Работа над танцем. Повторение разученных песен . | групповая | 1 | - | 1 | |
23 | Разучивание песни «Первый снег». Знакомство с игрой на различение тембра «Догадайся, кто поёт» Тиличеева. | групповая | 1 | - | 1 | |
24 | Работа над песней «Первый снег» , разучивание движений танца «Первый снег» | групповая | 1 | - | 1 | |
25 | Работа над танцем. Знакомство с игрой «Весёлые музыканты». | групповая | 1 | - | 1 | |
26 | Повторение разученных песен и игр. | групповая | 1 | - | 1 | |
27 | Разучивание песни «Ёлочка» А.Кудряшова | групповая | 1 | - | 1 | |
28 | Работа над песней «Елочка». Повторение разученных танцев. | групповая | 1 | - | 1 | |
29 | Исполнение новогодних песен. | групповая | 1 | - | 1 | |
30-31 | Тема: «Музыка» | Групповая | 22 2 | 1.5 1 | 20,5 1 | |
Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки» | ||||||
32 | «Музыка-здоровье-жизнь» | групповая | 1 | 0,25 | 0,75 | |
33 | Разучивание игры на различение тембра «На чём играем?» Тиличеева. Повторение песен | групповая | 1 | - | 1 | |
34 | «Композитор –исполнитель –слушатель» | Музыкальная игра (занятие в классе) | 1 | 0,25 | 0,75 | |
35 | Разучивание песни «У моей России» | групповая | 1 | - | 1 | |
36 | Работа над песней «У моей России». Повторение танца «Давайте играть» | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | - | 1 | |
37 | Разучивание песни «Наша Армия». Марш под музыку песни. | групповая | 1 | - | 1 | |
38 | Работа над песней «Наша Армия». Исполнение песни «У моей России» | групповая | 1 | - | 1 | |
39 | Работа над выразительностью песни «Наша Армия» Разучивание марша «Мы шагаем как солдаты». | групповая | 1 | - | 1 | |
40 | Разучивание песни «Мой папа». Работа над маршем. | групповая | 1 | - | 1 | |
41 | Работа над песней «Мой папа». Игра «На чём играем?» Тиличеева. | групповая | 1 | - | 1 | |
42 | Повторение разученных песен и танцев. | групповая | 1 | - | 1 | |
43 | Разучивание песни «Мой подарок маме» | групповая | 1 | - | 1 | |
44 | Работа над песней Разучивание танца под музыку «Вальса» Глинки | групповая | 1 | - | 1 | |
45 | Работа над песней и танцем. | групповая | 1 | - | 1 | |
46 | Разучивание парного танца «Течёт ручей».Повторение песни «Наша Армия» | групповая | 1 | - | 1 | |
47 | Разучивание песни «Песенка о бабушке» Работа над танцем «Течёт ручей» | групповая | 1 | - | 1 | |
48 | Работа над песней. Повторение танца под музыку «Вальса» Глинки | групповая | 1 | - | 1 | |
49 | Разучивание песни «Весеннее настроение» М.Матвеева. Повторение разученных игр. | групповая | 1 | - | 1 | |
50 | Разучивание танца «Губки бантиком». Повторение разученных песен | групповая | 1 | - | 1 | |
51 | Работа над танцем «Губки бантиком». Игра «чей кружок быстрее соберется?». | групповая | 1 | - | 1 | |
52 | Тема: «Фольклор» | групповая | 8 1 | 0,5 0,25 | 7,5 0,75 | |
Р.н.п. "Во поле береза стояла", "В хороводе были мы". | ||||||
53 | Музыкальные игры русского народа «Бояре», «Музыкальный ручеек». | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | - | 1 | |
54-55 | Разучивание школьных частушек. Игра на ложках. | групповая | 2 | 0,25 | 1,75 | |
56-57 | Сочинение частушек | Работа в парах. | 2 | - | 2 | |
58 | Разучивание песни «9 мая». Игра «Шёл козел». | групповая | 1 | - | 1 | |
59 | Работа над песней «9 мая» | групповая | 1 | - | 1 | |
60 | Тема: «Творчество» | Групповая и индивидуальная работа | 4 1 | - - | 4 1 | |
Музыкально-театрализованная импровизация. Песенки персонажей музыкальной сказки "Песенка веселых козлят" из детской оперы "Волк и семеро козлят" (муз. М.Коваля, сл. Е.Манучаровой) Пластическая импровизация «Весёлые козлята» | ||||||
61 | «Я маленький композитор». Игра на музыкальных инструментах | Работа в парах (занятие в классе) | 1 | - | 1 | |
62-63 | Разучивание песни «Моя семья». Повторение танца «Губки бантиком» | Групповая игра (на свежем воздухе, в зале) | 2 | - | 2 | |
64-65 | Тема: «Радуга талантов» | групповая | 2 2 | - - | 2 2 | |
Повторение разученных песен и танцев. | ||||||
66 | Концерт «Радуга талантов» | групповая | 1 | - | 1 | |
66 | 3 | 63 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999
2. Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990
3. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999
4. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
5. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005
6. Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
7. Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010
8. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
9. Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991