Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано Зам. директора по УВР МКОУ «Богучарская СОШ №2» ________ /Анохина О.Ю./ 30 августа 2020 г. | Утверждаю Директор МКОУ «Богучарская СОШ №2» __________ /Булах И.П./ приказ от 31 августа 2020 г. № ____ |
Рабочая программа по предмету
«Музыка»
(компонент ООП НОО)
Срок освоения: 4 года
Составители: учителя начальных классов
Гоцкина Е.А, Дяченко Э. Ф
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей ________________
протокол № 1 от 26.08.2020 г.
Руководитель ШМО ______/______________/
- Планируемые результаты
изучения курса музыка в 1-4 классах
Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
-воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
-реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
-реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
2. Содержание курса
Содержание материала | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности | |
1 класс (33 часа) | |||
Музыка вокруг нас (16 ч) 1.1. Роль музыки в повседневной жизни человека. 9 час. И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки — мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор — исполнитель — слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Обобщающий урок I четверти. «Садко» (из русского былинного сказа). 1.2. Мир музыкальных инструментов. 7 час. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы Раскрываются следующие содержательные линии. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Детский альбом. П. Чайковский. Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Колыбельная Волховы, песня Садко «Заиграй! те, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский' Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский'Корсаков. Гусляр Садко. В. Кикта. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1'я часть «Орнамент»). В. Кикта. Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Татаринова. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.'В. Глюк. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.'С. Бах. Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Пастушеская песенка. На тему из 5'й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; Капельки. В. Павленко, слова Э. Бог' дановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др. Азбука. А. Островский, слова З. Петровой; Алфа! вит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек. В. Дроцевич, слова В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова, и др. Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народная песня; Пастушья, французская народная песня; Дударики!дудари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна. Почему медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова. Зимняя сказка. Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.(Урок-путешествие) Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) Комбинированный урок. (Урок - игра) Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок Урок закрепления нового материала. | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором),играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. | |
Раздел 2. «Музыка и ты» (17 часов) 2.1.Чувства человека в музыке. (9 час) Край, в котором ты живёшь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку (Баба-Яга.Русская сказка). У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины. Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка и жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки. Обобщающий урок III четверти. 2.2. Музыкальные образы. 8 час. Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. Ничего на свете лучше нету... Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Обобщающий урок IV четверти.— заюночи-тельный урок-концерт. Примерный музыкальный материал Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. Утро. Из сюиты -Пер Понт». Э. Григ. Добрый день. Я. Дубравин. слова В. Суслова; Утро. Л. Парихалалзс, слова Ю. Лопухина; Солнцеугрузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили. Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Наигрыш. А. Шнитке; Утро в лесу. В. Салманов; Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря. Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин; Вечер. Из •Детской музыки». С. Прокофьев; Вечер. В. Салманов; Вечерняя сказка. А. Хачатурян. Menyim. Л.-А. Моцарт. Волтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Баба Яга. Дсгская народная игра. У каждого свои музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен. Симфония Л5 2 ("Богатырская^). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин. Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня; Песня о ма.1сньком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова; Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова. Волынка. И.-С. Бах. Колыбельная. М. Кажлаев; Колыбельная. Ген. Гладков. Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин. Кукушка. К. Дакеи. Спасибо. И. Арссев, слова 3. Петровой; Праздник бабушек и.мал». М. Славкин, слова Е. Каргановой. Выходной марш; Колыбельная (слова В. Лебедева-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский; Клоуны. Д. Кабалевский. Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Ковать, слова Е. Манучаровой. Заключительный хор. Из оперы «Муха-цокотуха». М. Красен, слова К. Чуковского. Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского; Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садовского; Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татари-нова; Бубенчики, американская народная песня, русский текст К). Хазанова; Ты откуда, музыка? Я. Дубравин, слова В. Суслова. Бременские музыканты. Из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю. Энтина | Урок изучения и закрепления новых знаний. Комбинированный урок (Урок-концерт.) Урок экскурсия. Урок обобщение. Проектная деятельность. Урок обобщения и систематизации знани | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. | |
2 класс (34 часа). | |||
Россия — Родина моя (3 ч). Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). Примерный музыкальный материал Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова. Патриотическая песня. М. Глинка., слова А. Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Нанимаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. Л. Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева | Урок изучения и закрепления новых знаний. Комбинированный урок Проектная деятельность. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок обобщение. Урок – спектакль. | Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. Исполнять Гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе). Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения. Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках. | |
День, полный событий (6 ч) Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы... Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Раскрываются следующие содержательные линии. Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано - его выразительные возможности. Песенность, танцеваль-ность, маршевоеть в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Обобщающий урок / четверти. Примерный музыкальный материал Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; Детская музыка. Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Нанимаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. Л. Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева | Урок введения новых знаний Урок – игра Проектная деятельность Экскурсия Урок – обобщения | Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пении, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение. Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе). Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения. Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках | |
«О России петь — что стремиться в храм» (5 ч) Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Христово. Раскрываются следующие содержательные линии. Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев. Народные песнопения о Сергии Радонежском. | Урок введения новых знаний Урок – экскурсия Проектная деятельност Урок- игра Урок –обобщения | Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни на уроке и дома. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания в рабочей тетради | |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч) «Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе. Певцы русской старины (Баян.Садко). Певцы русской старины (Лель). Звучащие картины. «Прощание с Масленицей».(обобщение). Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Примерный музыкальный материал Светит месяц; Камаринская, плясовые наигрыши. Наигрыш. А. Шнитке. Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни. Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев. Камаринская. П. Чайковский. Прибаутки, В. Комраков, слова народные; Реченька. Л. Абрамов, слова Е. Карасева. Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.(Урок-путешествие) Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) Комбинированный урок. (Урок - игра) Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок Урок закрепления нового материала. | Разыгрыватьнародные шровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы. Общаться и взаимодействоватьв процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлятьопыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Исполнятьвыразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши па традиционных народных праздниках. Подбиратьпростейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России. Узнаватьнародные мелодии в сочинениях русских композиторов. Выявлять особенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкальною фольклора. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | |
В музыкальном театре (5ч) Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сиены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. Раскрываются следующие содержательные линии. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танце вольность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы — характеристики главных действующих лиц. Финал. Примерный музыкальный материал Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка, Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; Марш. Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский. Русла» и Людмила. Онера (фрагменты). М. Глинка. Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового | Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов. Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развития образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | ||
В концертном зале (5 часов) Симфоническая сказка «Петя и Волк». Раскрываются следующие содержательные линии. Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов И различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Обобщающий урок II/ четверти. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки; увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.-А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. Примерный музыкальный материал Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев. Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт; Увертюра. К опере «Свадьба Фигаро*. В.-Л. Моцарт; Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песня о картинах. Ген. Гладков, слова Л. Кушнера | Урок введения новых знаний Урок – экскурсия Проектная деятельност Урок- игра Урок –обобщения | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школных праздниках. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Соотносить характер звучащей музыки с се нотной записью. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. Выполнять творческие задания из рабочей тетради | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (6 ч) Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. И всё это — Бах! Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? Раскрываются следующие содержательные линии. Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия — рисунок, лад — цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского. Обобщающий урок IV четверти — заключительный урок-концерт. Примерный музыкальный материал Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал', Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах. Весенняя. В.-А. Моцарт, слова И.-Ф. Овербек, пер. Т. Сикорскои; Колыбельная. Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский. Тройка; Весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель*. Г. Свиридов. Кавалерийская; Клоуны; Карусель (слова И. Ра-хилло). Д. Кабалевский. Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин, слова М. Плянковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитин, слова Ю. Мориц; До чего оке грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хаита | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.(Урок-путешествие) Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) Комбинированный урок. (Урок - игра) Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок Урок закрепления нового материала. | Пониматьтриединство деятельности композитора — исполнителя - слушателя. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнятьразличные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества. Оцениватьсобственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. Определятьвзаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Участвоватьв концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества. Участвоватьв подготовке и проведении заключительного урока-концерта. Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками | |
3 класс (34 часа). | |||
Россия — Родина моя (5 ч) Мелодия - душа музыки, природа и музыка. Звучащие картины. Виват, Россия! Наша слава — русская держава. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля... Да будет во веки веков сильна... Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки- Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка. Примерный музыкальный материал Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. Л. Чайковский; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого; Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстою. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести Л. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Ниватныс канты. Неизвестные авторы XVIII в.; Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни. Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. | Урок введения новых знаний Урок – экскурсия Проектная деятельность Урок- игра Урок –обобщения | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.). Петь мелодии с ориентации на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. Выполнять творческие задания из рабочей тетради | |
День, полный событий (4 ч) Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э.Григ). Обобщающий урок I четверти. Примерный музыкальный материал Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Заход солнца. Э. Григ, слова Л. Мунка, пер. С. Свиридеико; Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева; Колыбельная, П. Чайковский, слова Л. Майкова; Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев; Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского; Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.(Урок-путешествие) Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) Комбинированный урок. (Урок - игра) Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок Урок закрепления нового материала. | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, .поэзии. Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга. Выразительно, интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре. Выявлятьассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений. Участвоватьв сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради. | |
О России петь — что стремиться в храм (4 ч) Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Примерный музыкальный материал Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов; Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. Лее, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева; Прелюдия №1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер. Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока. Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Валлада о князе Владимире. Слова А. Толстого | Обнаруживатьсходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определятьобразный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Знакомитьсяс жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представлениео религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради | ||
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч) Настрою гусли на старинный лад... Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель... Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н. Римского-Корсакова; Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина); Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко; хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. РимскиЙ-Корсаков; Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор.Vizпролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки. Русские, украинские народные песни | Выявлятьобщность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрыватьнародные песни по ролям, участвовать в коллективных играх. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Принимать участие в традиционных праздниках народов России. Участвоватьв сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительно, интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради. | ||
В музыкальном театре (6 ч) Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Понта. Севера песня родная. «Героическая*. Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена. Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка их выразительные возможности (И.-С.Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка. Обобщающий урок III четверти. Примерный музыкальный материал Концерт № I для фортепиано с оркестром, 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский; Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И. -С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. -В. Глюк; Мелодия. П. Чайковский; Каприс № 24. Н. Паганини; Пер Лот. Сюита № 1 (фрагменты). Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ. Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен; Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. Контрабас; К Элизе; Весело. Грусно. Л. Бетховен; Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; Волшебный смычок.норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.(Урок-путешествие) Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) Комбинированный урок. (Урок - игра) Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок Урок закрепления нового материала. | Наблюдатьза развитием музыки разных форм и жанров. Узнаватьстилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделироватьв графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различатьна слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называтьисполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (5 ч) Чудо-музыка. Острый ритм — джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателе в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз - искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж. Горшвини симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Обобщающий урок IV четверти — заключительный урок-концерт Примерный музыкальный материал Мелодия. П. Чайковский; Утро. Из сюиты «Пер Понт». Э. Григ; Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев. Весна; Осень; Тройка, Из Музыкальных иллюстраций к повести Л. Пушкина «Метель*, Г. Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина. Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-Л. Моцарт; Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт. Симфония № 9. Финал Л. Бетховен. Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой; Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Музыканты, немецкая народная песня; Камертон, норвежская народная песня. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.(Урок-путешествие) Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) Комбинированный урок. (Урок - игра) Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок Урок закрепления нового материала. | Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться вэлементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки.Определятьпринадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Участвоватьв подготовке заключительного урока-концерта. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради. | |
4 класс (34 часа) | |||
Россия — Родина моя (3 ч) Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выразишь словами, звуком на душу навей... Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! Раскрываются следующие содержательные линии: Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Примерный музыкальный материал Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов; Вокализ. С. Рахманинов; Песня о России. В. Локтев, слова О. Высотской; Родные места. Ю. Антонов, слова М. Пляцковского. Ты, река ль моя, реченька, русская народная песня; Колыбельная в обраб. А. Лядова; У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; Л мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова; Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев; Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.(Урок-путешествие) Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) Комбинированный урок. (Урок - игра) Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок Урок закрепления нового материала. | Размышлятьо музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально восприниматьнародное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрыватьнародные песни, участвовать в коллективных играх-драматизаииях. Общаться и взаимодействоватьв процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнаватьобразцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизироватьна заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. | |
О России петь — что стремиться в храм... (4 ч) Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияшс. Ролной обычай старины. Светлый праздник. Раскрываются следующие содержательные линии. Нравственные подвиги святых земли Русской(равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский и др.), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Обобщающий урок I четверти. Примерный музыкальный материал Земле Русская, стихира; Кылина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых; Сим-фония№ 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин; Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодшо, обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски; Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого; Тропарь праздника Пасхи; Ангел вопи-яше. Молитва. П. Чесноков; Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всеношной». С. Рахманинов; Не шум шумит, русская народная песня; Светлый праздник* Финал Сюиты-фантазии №1 для двух фортепиано. С. Рахманинов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.(Урок-путешествие) Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) Комбинированный урок. (Урок - игра) Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок Урок закрепления нового материала. | Сравниватьмузыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлятьвыразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждатьо значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинятьмелодии на поэтические тексты. Осуществлятьсобственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради. | |
День, полный событий (6 ч) Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый... Раскрываются следующие содержательные линии. Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальноемузицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина. Обобщающий урок 1 четверти. Зимнее утро. Зимний вечер. Приют, сияньем муз одетый. Примерный музыкальный материал В деревне. М. Мусоргский; Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский; Пастораль, Из Музыкальных иллюстраций к повести Л. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский; У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни. Зимняя дорога. В. Шебалин, стихи А. Пушкина; Зимняя дорога. Ц. Кюи, стихи Л. Пушкина; Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина. Три чуда. Вступление ко IIдействию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков. Девицы, красавицы; Умекак по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.(Урок-путешествие) Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) Комбинированный урок. (Урок - игра) Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок Урок закрепления нового материала. | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина Пониматьособенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознаватьих художественный смысл. Анализировать и обобщатьжанровостилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради. Участвоватьв коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.). Определятьвиды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради | |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч) Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздники. (Троица). Раскрываются следующие содержательные линии. Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационное™. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица А. Рублева. Обобщающий урок II четверти. Примерный музыкальный материал Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни; Солнце, в дом войди; Светлячок; Сулико, грузинские народные песни; Аисты, узбекская народная песня; Колыбельная, английская народная песня; Колыбельная, неаполитанская народная песня; Санта Лючия, итальянская народная песня; Вишня, японская народная песня. Концерт № I для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский; Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский; Ты воспой, воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов; Светит месяц, русская народная песня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Троицкие песни | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.(Урок-путешествие) Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) Комбинированный урок. (Урок - игра) Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок Урок закрепления нового материала. | Пониматьособенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознаватьих художественный смысл. Анализировать и обобщать жанровостилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради. Участвоватьв коллективной музыкально-творческой деятельности, в инспенировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.). Определятьвиды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради. | |
В концертном зале (5 ч) Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. Счастье в сирени живет... Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы... Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. Раскрываются следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы Примерный музыкальный материал Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин; Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. Рахманинов, на слух и по нотному письму, графическому изображению.молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы... Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. Раскрываются следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы Примерный музыкальный материал Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин; Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. Рахманинов, на слух и по нотному письму, графическому изображению.слова Е. Бекетовой; Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко; Полонез ля мажор; Вальс си минор; Мазурки ля минор, фа мажор, си-бемоль мажор. Ф. Шопен; Желание, Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского; Соната № 8 («Патетическая») (фрагменты). Л. Бетховен. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова; Арагонская хота, М. Глинка. Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.(Урок-путешествие) Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) Комбинированный урок. (Урок - игра) Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок Урок закрепления нового материала. | Определять и соотноситьразличные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) Наблюдатьза процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректироватьсобственное исполнение. Соотноситьособенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. Наблюдатьза процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнаватьпо звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передаватьв пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректироватьсобственное исполнение. Соотноситьособенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради. | |
В музыкальном театре (6 ч) Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (IIдействие). За Русь мы все стеной стоим... (III действие). Сцена в лесу (IV действие). Исходила младешенька. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии. Раскрываются следующие содержательные линии'. События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема — характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских ком-позиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. Обобщающий урок III четверти. Примерный музыкальный материал Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из XII действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка; Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска персидокиз оперы «Хованщина». М. Мусоргский; Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Колыбельная; Танец с саблями из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. Первая картина. Из балета «Петрушка*. И. Стравинский. Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Песня Элизы(«Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. Звездная река. Слова и музыка В. Семенова; Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Острый ритм. Дж. Гершвин, слова Л. Гершвина | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.(Урок-путешествие) Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) Комбинированный урок. (Урок - игра) Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок Урок закрепления нового материала. | Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определятьособенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвоватьв сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (7 ч) Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке. Раскрываются следующие содержательные линии. Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная вы- разительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, ангорская песня). Обработка. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского. Обобщающий урок ГУ четверти — заключительный урок-концерт. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.(Урок-путешествие) Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) Комбинированный урок. (Урок - игра) Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок Урок закрепления нового материала. | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе , коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений. Лично оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятельность. Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений. Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...