Рабочая программа по музыке, 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Коменская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: на заседании педагогического совета | Согласовано: Зам. директора по УВР | Утверждаю: Директор «МОУ «Коменская СОШ» |
Протокол № 47 | ______________ М.С. Гончарова | ____________ Г.А. Баторова |
от 29 августа 2019 г. | От 29 августа 2019 г. | Приказ № 261 от 2 сентября 2019 г |
Рабочая программа
По учебному курсу «Музыка»
4 класс
На 2019 – 2020 учебный год
Составитель: Арефьева Алёна Ивановна
учитель начальных классов
c. Кома 2019 г.
Пояснительная записка
Программа по музыке для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по музыке, завершённой предметной линии учебников «Музыка», авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. (УМК «Школа России»).
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказа Минобр науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (ред. Приказов Минобр науки России от 26.11.2010 № 124, от 22.09.2011 № 2357).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (начальная школа) (М. Просвещение, 2011).
- Приказа Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждениях на 2014-2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.02.2011г. № 197-76 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».
- Письма МОиН РФ от 16.08.10г №03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования».
- Письма МОиН РФ от 10.02.11г №03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
- Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области на 2015-2016 учебный год
Цели и задачи изучения курса
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования:
• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
- Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
- Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
- Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
- Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
- Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
- Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Учебно – тематический план изучения предмета
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Контроль |
1. | «Россия – Родина моя» | 3 | |
2. | «О России петь – что стремиться в храм…». | 4 | |
3. | «День, полный событий» | 6 | 1 |
4. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». | 3 | 1 |
5. | В концертном зале. | 5 | 1 |
6. | В музыкальном театре. | 6 | |
7. | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». | 7 | 1 |
8. | Всего: | 34 | 4 |
Содержание программы
Раздел 1: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! Обобщение.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).
Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Святые земли Русской. Илья Муромец.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Родной обычай старины.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник.
Кирилл и Мефодий. Обобщение.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.
Раздел: «День, полный событий» (6 ч.)
В краю великих вдохновений.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Что за прелесть эти сказки! Три чуда.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Ярмарочное гулянье.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Святогорский монастырь.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Зимнее утро. Зимний вечер.
Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
Приют, сияньем муз одетый. Обобщение.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Оркестр русских народных инструментов.
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Народные праздники. «Троица».
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Народные музыкальные игры. Обобщение.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел: «В концертном зале» (5 ч.)
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром)
Счастье в сирени живет…
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
«Патетическая» соната.
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Царит гармония оркестра. Обобщение.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
Раздел: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Опера «Иван Сусанин».
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Исходила младешенька.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Русский восток.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,
Балет «Петрушка»
балета.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Театр музыкальной комедии. Обобщнеие.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч.)
Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Исповедь души. Революционный этюд.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Мастерство исполнителя.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
В интонации спрятан человек.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Музыкальные инструменты- гитара.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
Музыкальный сказочник.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
«Рассвет на Москве-реке» Обобщение.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Знать/понимать:
- Жанры музыки (песня, танец, марш);
- Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
- Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Уметь:
- Выявлять жанровое начало музыки;
- Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
- Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Учебно – методический комплекс
- Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. – Музыка. Рабочие программы 1-4 класс. – М.: Просвещение. – 2011
- Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Музыка 4 класс. Учебник. – М.: Просвещение.- 2014
- Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Музыка 4 класс. Рабочая тетрадь для учащихся.– М.: Просвещение.- 2014
- Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Коллекция ЦОР по музыке (компакт-диск).– М.: Просвещение. – 2011
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.
Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для проведения демонстраций учителем или для постоянной экспозиции в кабинете начальных классов.
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса).
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся), Данное оборудование используется при проведении фронтальных ученических работ.
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое кол-во |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241. | Д | |
Критская, Е. Д. Музыка. 4 класс, учебник для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2014. | К | |
Критская, Е. Д. Музыка. 4 класс, рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Г. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2014. | Д | |
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. Пособие для учителя / Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011. | Д | |
Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2011. | К | |
Печатные пособия | ||
1. | Портреты композиторов. | Д |
2. | Таблица «Музыкальные инструменты». | Д |
3. | Таблица «Нотная грамота». | Д |
Технические средства обучения | ||
1. | Ноутбук. | Д |
2. | Мультимедиа проектор. | Д |
3. | Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций. | Д |
4. | Интерактивная доска | Д |
5. | Фотоаппарат. | П |
6. | Магнитофон. | Д |
7. | Музыкальный центр. | Д |
Экранно-звуковые пособия | ||
1. | Критская, Е. Д. Музыка. 1-4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие/ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - Режим доступа: http://prosv.ru/inetod/rnusl-4/index.htm | Д |
2. | Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_l- 4kl/index.html | Д |
3. | Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей. | Д |
4. | Музыка. Фонохрестоматия. 3 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2013.-1 электрон, опт. диск (CD-Rom). | К |
Единые образовательные ресурсы | ||
1. | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru | |
2. | Электронные образовательные ресурсы. http://eorhelp.ru | |
3. | Российский образовательный портал. http://www.school.edu.ru | |
4. | Начальная школа - детям, родителям, учителям. Библиотека ресурсов для учителя начальной школы. http://www.nachalka.com | |
5. | ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки. http://pedsovet.org/m | |
6. | Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов. http://www.it-n.ru | |
Специализированная учебная мебель | ||
1. | Столы ученические. | К |
2. | Стулья. | К |
3. | Стеллажи для книг и оборудования. | Д |
4. | Мебель для проекционного оборудования. | Д |
5. | Мебель для хранения таблиц и плакатов. | Д |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты освоения материала в соответствии с ФГОС | ||||||||||||||||
план | факт | предметные | метапредметные | личностные | |||||||||||||||||
Россия — Родина моя (3ч) | |||||||||||||||||||||
1 | Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» | Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увле ченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятель ностью. Откликнуться на музыкальное произведе ние и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Научится: понимать что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Получит возможность научиться: получать общие представления о музыкальной жизни современного социума. | Познавательные: формирование целостной художественной картины мира; Коммуникативные: формирование умения слушать, Регулятивные: Участие в коллективной работе. | Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;Отклик на звучащую на уроке музыку, Заинтересован ность. | ||||||||||||||||
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | Понимание интонацион но-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразитель ности и изобразитель ности в музыке | Научится: понимать названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты Получит возможность научиться: передавать настроение музыки в пении | Познавательные: формирование целостной художественной картины мира Коммуникативные: формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека. Регулятивные: Участие в коллективной работе. | Понимание смысла духовного праздника. Освоить детский фольклор. | ||||||||||||||||
3 | Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! | Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Научится: понимать названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты Получит возможность научиться: передавать настроение музыки в пении | Формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных основани | |||||||||||||||||
«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч) | |||||||||||||||||||||
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец. Урок – путешествие. | Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Научится: понимать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», названия изученных произведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Получит возможность научиться: откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками, определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях | Познавательные: Умение сравнивать музыку.Слышать настроение звучащей музыки Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; Регулятивные: договаривать ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике | ||||||||||||||||
5 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. | Научится: откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками, определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; Получит возможность научиться: осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, составлять рассказ по рисунку; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли | Познавательные: Научатся выделять характерные осо бенности марша, выполнять задания творческого характе ра.Коммуникативные: опосредованно вступать в диалог с автором художест венного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценокРегулятивные: осуществлять поиск наиболее эффектив ных способов реализации целей с учетом имеющихся условий. | Проявлять чувства, отклик на звучащую на уроке музыку | ||||||||||||||||
6 | Родной обычай старины. | Показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; -выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование). | Научится: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка. Получит возможность научиться: определять основные жанры музыки (песня, танец, марш), наблюдать за использованием музыки в жизни человека. | Познавательные: Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца Коммуникативные: приобрести опыт общения со слушателями Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах. | Демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. | ||||||||||||||||
7 | Кирилл и Мефодий. | Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств | Научится : понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), Получит возможность научиться: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи | Познавательные: Определять своеобразие маршевой музыки.Отличать маршевую музыку от танцевальной музыки. Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | ||||||||||||||||
«День, полный событий» (6 ч) | |||||||||||||||||||||
8 | В краю великих вдохновений. Урок – игра. | Выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнитель ской деятельности (пение, музицирование | Научится: понимать названия изученных произведений и их авторов. Получит возможность научиться: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш) | Познавательные: Выбор характерных движений для музыки. Найти слова для мелодии «Мамы» Чайковского. Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффектив ных способов достижения результат | Отклик на звучащую на уроке музыку, охотно участво вать в коллектив ной творческой деятельности | ||||||||||||||||
9 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения | Научится: понимать названия изученных произведений и их авторов.Получит возможность научиться: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), | Определять, оце нивать, соотно сить содержа ние, образную сферу и музы кальный язык | |||||||||||||||||
10 | Ярмарочное гулянье. Урок – викторина | Отклик на звучащую на уроке музыку, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
| Научится: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке Получит возможность научиться: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: читать простое схематическое изображение. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир | ||||||||||||||||
11 | Святогорский монастырь. Обобщение. | Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Научится: передавать с помощью пластики движений, разный характер колокольных звонов. Получит возможность научиться: распознавать, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познаватель ную цель.Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | ||||||||||||||||
12 | Зимнее утро. Зимний вечер. | Выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнитель ской деятельности (пение, музицирование); выска зывать собственное мне ние в отношении музы кальных явлений, выдви гать идеи и отстаивать собственную точку зрения | Научится: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | ||||||||||||||||
13 | Приют, сияньем муз одетый. | Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание | Научится: участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлени ями.Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника. | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. | ||||||||||||||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч) | |||||||||||||||||||||
14 | Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; продемонстри ровать понимание интона ционно-образной природы музыкального искусства | Научится: определять названия изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная – запев, припев; вариации). Получит возможность научить ся: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные:договари ваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | ||||||||||||||||
15 | Оркестр русских народных инструментов. | ||||||||||||||||||||
16 | Народные праздники. «Троица». Урок – конференция. | Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музы кального искусства, взаи мосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств | Научится: понимать названия музыкальных театров, особенности музыкальных жанров опера, названия изученных жанров и форм музыки. Получит возможность научиться эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. | ||||||||||||||||
«В концертном зале» (5 ч) | |||||||||||||||||||||
17 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства | Научится: понимать названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: композитор, исполнитель, слушатель, дирижер, определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Получит возможность научиться участвовать в ролевых играх | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | ||||||||||||||||
18 | Счастье в сирени живет… | ||||||||||||||||||||
19 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Обобщение. | Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музы кального искусства, взаимосвязи выразитель ности и изобразительнос ти в музыке, многознач ности музыкальной речи в ситуации сравнения про изведений разных видов искусств | Научится понимать смысл понятий – солист, хор, увертюра, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Получит возможность научиться : воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельност | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. | |||||||||||||||||
20 | «Патетичес кая» соната. Урок – сказка | Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музы кального искусства, взаи мосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств | Научится понимать смысл понятий – солист, хор, увер тюра, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Получит возможность научи ться : воплощать выразитель ные и изобразительные особен ности музыки в исполнительс кой деятельности. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | ||||||||||||||||
21 | Царит гармония оркестра. | ||||||||||||||||||||
«В музыкальном театре» (6 ч) | |||||||||||||||||||||
22 | Опера «Иван Сусанин». | Эмоционально откликнуться на музыкальное произведе ние и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведе ния отдельных форм и жанров (пение, драматиза ция, музыкально-пласти ческое движение, инстру ментальное музицирова ние, импровизация и др.). | Научиться: понимать названия изученных жанров (сюита) и форм музыки, выразитель ность и изобразительность музыкальной интонации, опре делять и сравнивать характер, настроение и средства музы кальной выразительности в музыкальных произведениях. Получит возможность научиться: узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов. | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | ||||||||||||||||
23 | Опера «Иван Сусанин». | ||||||||||||||||||||
24 | Исходила младешенька. Урок - конкурс | Узнавать изученные музыкальные произведе ния и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкаль ное произведение и выра зить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений | Научится: определять и срав нивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкаль ные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопро вождения. Получит возможность научиться: называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | ||||||||||||||||
25 | Русский восток. |
Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов | Научится: определять и сравнивать характер, настрое ние и средства выразитель ности в музыкальных произве дениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Получит возможность на учиться: определять различ ные виды музыки (вокальной, инструментальной;сольной, хоровой, оркестровой); участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности; слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию. | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | ||||||||||||||||
26 | Балет «Петрушка» Обобщение. | Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятель ность и корректировать ее | Научится: определять и сравнивать характер, настрое ние и средства выразитель ности в музыкальных произве дениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Получит возможность научиться: определять различные виды музыки (вокальной, инструменталь ной;сольной, хоровой, оркестровой | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позиц | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | ||||||||||||||||
27 | Театр музыкальной комедии. | Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музы кального искусства, взаи мосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Научится: определять и сравнивать характер, настрое ние и средства выразительнос ти в музыкальных произведе ниях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Получит возможность научи ться: определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной;сольной, хоровой, оркестровой). | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | |||||||||||||||||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч) | |||||||||||||||||||||
28 | Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музы кальный язык народного и профессионального музы кального творчества; ис полнять музыкальные про изведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкаль но-пластическое движе ние, инструментальное музицирование, импровизация и др.). | Научится: узнавать название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музыкаль ный язык. Получит возмож ность научиться: анализи ровать художественно-образ ное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства;срав нивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. | ||||||||||||||||
29 | Исповедь души. Революцион ный этюд. | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Научится: узнавать название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музыкаль ный язык. Получит возможность научиться: анализировать художествен но-образное содержание, музы кальный язык произведений мирового музыкального искусства | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. | ||||||||||||||||
30 | Мастерство исполнителя. Урок – игра. | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музы кальный язык народного и профессионального музы кального творчества;проде монстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Научится: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Получит возможность научиться: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | ||||||||||||||||
31 | В каждой интонации спрятан человек. | Узнавать изученные музыкальные произведе ния и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллектив ной творческой деятель ности при воплощении различных музыкальных образов | Научится: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкаль ного фольклора, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Получит возможность научиться: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. | ||||||||||||||||
32 | Музыкальные инструменты- гитара. | Узнавать изученные музыкальные произведе ния и называть имена их авторов; исполнять музы кальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструменталь ное музицирование, импро визация и др.);продемонст рировать знания о различ ных видах музыки, пев ческих голосах, музыкаль ных инструментах, составах оркестро | Научится: определять и сравнивать характер, настрое ние и средства выразительности в музыкаль ных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения Получит возможность научиться: называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусств | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | ||||||||||||||||
33 | Музыкальный сказочник. Урок – фантазия. | ||||||||||||||||||||
34 | «Рассвет на Москве-реке» Обобщение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...