Рабочая программа по музыке 1-4 кл
рабочая программа по музыке
Представлен проект программы по музыке с 1 класса по 4 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_1-4_kl.docx | 87.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приложение №1 к основной образовательной программе НОО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»
г.Нижневартовск
Рассмотрено: на заседании МО протокол № 5 от « 14 » 05 2020 г. | Согласовано: Зам.дир. по УР __________________________ «31» августа 2020г. |
Принято на заседании педагогического совета Протокол №__ от « 31» августа 2020г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ "СШ №29" ____________ Т.В. Бачинина Приказ № 263 от «31» августа 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
(наименование учебного предмета)
Начальное общее образование (1-4 классы)
(уровень образования)
2020-2021 учебный год
(срок реализации программы)
Слепова Ольга Ивановна
(Ф.И.О. учителей, разработавших рабочую программу)
Аннотация
к рабочей программе по музыке
для 1-4 классов
Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов составлена в соответствии
- с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273;
- примерной основной образовательной программой начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. №1/15)
- с требованиями основной образовательной программы НОО МБОУ «СШ №29»
- с авторской программой Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Структура программы:
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
2.Содержание учебного предмета
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
Планируемые результаты изучения
учебного предмета, курса
1 класс
Обучающиеся научатся:
- Воспринимать музыку различных жанров;
- Эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образов звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
2 класс
К концу второго класса учащиеся должны знать:
- какова роль музыки в повседневной жизни человека;
- основные понятия и музыкальные термины, виды музыкальной деятельности, принципы развития музыки, формы музыкальных сочинений, виды театров, жанры музыки;
- музыкальные произведения, называть их авторов;
- песенность - отличительная черта русской музыки;
- мелодия - основной элемент музыкальной речи;
- ритм, темп, динамика; тембр - элементы музыкальной речи;
- разнообразие образов - разнообразие интонации;
- мажор и минор;
- названия хоров и могли различать их по звучанию;
- термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
К концу второго класса учащиеся должны уметь:
- эмоционально откликаться на музыку разных жанров;
- определять характер и настроение музыкальных произведений с ярковыраженным жизненным содержанием;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов;
- продемонстрировать понимание интонационно – образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусства;
- выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;
- определять на слух звучание мажора и минора;
- внимательно слушать музыку, размышлять, наблюдать;
- спеть соло (выразительность пения - наиболее важный аспект выступления);
- более самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности);
- определять строение простых двух - и трёхчастных произведений; рондо;
- узнавать по внешнему виду и звучанию новые для себя инструменты;
- определять на слух звучание мажора и минора;
- внимательно слушать музыку, размышлять, наблюдать;
- спеть соло (выразительность пения - наиболее важный аспект выступления);
- привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека.
К концу второго класса учащиеся должны владеть:
- певческими навыками, выразительным исполнением песен.
- навыками элементарногомузицирования на простейших инструментах.
- навыками исполнения музыкальных произведений отдельных форм и жанров:пение, драматизация, музыкально–пластическое движение, импровизация и др..
- элементами музыкальной грамоты.
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
3 класс
К концу третьего класса учащиеся должны знать:
- Какова роль музыки в повседневной жизни человека.
- Основные понятия и музыкальные термины, виды музыкальной деятельности,
принципы развития музыки, формы музыкальных сочинений, виды театров,
жанры музыки.
- Музыкальные произведения, называть их авторов.
К концу третьего класса учащиеся должны уметь:
- Эмоционально откликаться на музыку разных жанров.
- Определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко
выраженным жизненным содержанием.
- Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.
- Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
- Продемонстрировать понимание интонационно- образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности
в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений
разных видов искусства.
- Выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике.
К концу третьего класса учащиеся должны владеть:
- Певческими навыками, выразительным исполнением песен.
- Навыками элементарногомузицирования на простейших инструментах.
- Навыками исполнения музыкальных произведений отдельных форм и жанров:
пение, драматизация, музыкально – пластическое движение, импровизация и др..
- Элементами музыкальной грамоты.
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
4 класс
К концу четвертого класса учащиеся должны знать:
- Какова роль музыки в повседневной жизни человека.
- Основные понятия и музыкальные термины, виды музыкальной деятельности,
принципы развития музыки, формы музыкальных сочинений, виды театров,
жанры музыки.
- Музыкальные произведения, называть их авторов.
К концу четвертого класса учащиеся должны уметь:
- Эмоционально откликаться на музыку разных жанров.
- Определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко
выраженным жизненным содержанием.
- Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.
- Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
- Продемонстрировать понимание интонационно - образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности
в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений
разных видов искусства.
- Выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике.
К концу четвертого класса учащиеся должны владеть:
- Певческими навыками, выразительным исполнением песен.
- Навыками элементарногомузицирования на простейших инструментах.
- Навыками исполнения музыкальных произведений отдельных форм и жанров:
пение, драматизация, музыкально – пластическое движение, импровизация и др..
- Элементами музыкальной грамоты.
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
По итогам освоения программы музыка
Выпускник научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.).
- Содержание учебного предмета, курса.
На изучение учебного предмета «Музыка» в начальной школе отводится 1 час в неделю.
Курс рассчитан в 1 классе на 33 часа, во 2-х – 4-х классах на 34 часа в год.
В 1 классе – 33 ч
в 2 классе – 34ч
в 3 классе – 34ч
в 4 классе – 34ч
1 класс
(1 ч в неделю; всего 33 ч)
Раздел 1. «Музыка вокруг нас». (16 ч)
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Хоровод, хор.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».Наблюдение народного творчества. Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
Раздел 2. «Музыка и ты». (15 ч)
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова-краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Сочинения отечественных композиторов о Родине.Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
Музыка для детей: мультфильмы. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.
2 класс.
(1 ч в неделю; всего 34 ч)
Раздел 1. «Россия — Родина моя». (2 ч)
Песенность, как отличительная черта русской музыки. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе. Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.
Раздел 2. «День, полный событий». (7 ч)
Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм». (7 ч)
Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции.Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Различные виды музыки: хоровая, оркестровая. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». (4ч)
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».
Раздел 5. «В музыкальном театре». (6 ч)
Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Раздел 6. «В концертном зале». (3 ч)
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». (5 ч)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).
3 класс.
(1 ч в неделю; всего 34 ч)
Содержание программы третьего года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для II класса. Действие принципа концентричности и метода «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении) проявляется не только на уровне тематического повторения разделов, но и в том, что некоторые произведения из программы уроков музыки для I и II классов повторяются в III классе с новыми заданиями, на новом уровне их осмысления детьми.
Раздел 1. «Россия — Родина моя». (5 ч)
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел 2. «День, полный событий». (3 ч)
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм». (7 ч)
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». (3 ч)
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел 5. «В музыкальном театре». (7 ч)
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел 6. «В концертном зале». (5 ч)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». (4 ч)
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.
4 класс
(1 ч в неделю; всего 34 ч)
Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для III класса. Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.
Раздел 1. «Россия — Родина моя». (5ч)
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие жанров народных песен. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Раздел 2. «День, полный событий». (6 ч)
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Раздел 3. «В музыкальном театре». (6 ч)
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Раздел 4. «В концертном зале». (4 ч)
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 5. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». (3 ч)
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 6. «О России петь — что стремиться в храм». (4 ч)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». (6 ч)
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
4.Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
Раздел 1. Музыка вокруг нас | ||
1 | Тема 1. «И Муза вечная со мной!» | 1 |
2 | Тема 2. Хоровод. | 1 |
3 | Тема 3. Повсюду музыка слышна. | 1 |
4 | Тема 4. Душа музыки – мелодия. | 1 |
5 | Тема 5. Музыка осени. | 1 |
6 | Тема 6. Сочини мелодию. | 1 |
7 | Тема 7. «Азбука, азбука каждому нужна…». | 1 |
8 | Тема 8. Музыкальная азбука. | 1 |
9 | Тема 9. Музыкальные инструменты народов. | 1 |
10 | Тема 10. «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 |
11 | Тема 11. Музыкальные инструменты. | 1 |
12 | Тема 12. Звучащие картины. | 1 |
13 | Тема 13. Разыграй песню. | 1 |
14 | Тема 14. Пришло Рождество, начинается торжество. | 1 |
15 | Тема 15. Родной обычай старины. | 1 |
16 | Тема 16. Добрый праздник среди зимы. | 1 |
Раздел 2. Музыка и ты | ||
17 | Тема 1. Край, в котором ты живешь. | 1 |
18 | Тема 2. Художник, поэт, композитор. | 1 |
19 | Тема 3. Музыка утра. | 1 |
20 | Тема 4. Музыка вечера. | 1 |
21 | Тема 5. Музы не молчали. | 1 |
22 | Тема 6. Музыкальные портреты. | 1 |
23 | Тема 7. Мамин праздник. | 1 |
24 | Тема 8. Разыграй сказку. | 1 |
25 | Тема 9. Музыкальные инструменты. | 2 |
26 | Тема 10. «Чудесная лютня» | 1 |
27 | Тема 11. Музыка в цирке. | 1 |
28 | Тема 12. Дом, который звучит. | 1 |
29 | Тема 13. Опера-сказка. | 2 |
30 | Тема 14. «Ничего на свете лучше нет». | 1 |
31 | Тема 15. Афиша. Программа. | 1 |
Итого | 33ч |
2 класс
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
Раздел 1. Россия – Родина моя | ||
1 | Тема 1. Музыкальные образы родного края. | 1 |
2 | Тема 2. Гимн России. | 1 |
Раздел 2.День, полный событий | ||
3 | Тема 1. Мир ребенка в музыкальных образах. | 1 |
4 | Тема 2. Музыкальный инструмент – фортепиано. | 1 |
5 | Тема 3. Природа и музыка. Прогулка. | 1 |
6 | Тема 4. Танцы, танцы, танцы… | 1 |
7 | Тема 5. Эти разные марши. | 1 |
8 | Тема 6. Расскажи сказку. | 1 |
9 | Тема 7. Колыбельные. | 1 |
Раздел 3. О России петь, что стремиться в храм | ||
10 | Тема 1. Великий колокольный звон. | 1 |
11 | Тема 2. Святые земли русской. | 2 |
12 | Тема 3. Молитва. | 1 |
13 | Тема 4. Рождество Христово. | 2 |
14 | Тема 5. Обобщение темы «О России петь – что стремиться в храм». | 1 |
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло | ||
15 | Тема 1. Русские народные инструменты. | 1 |
16 | Тема 2. Фольклор – народная мудрость. | 1 |
17 | Тема 3. Музыка в народном стиле. | 1 |
18 | Тема 4. Обряды и праздники русского народа. | 1 |
Раздел 5. В музыкальном театре | ||
19 | Тема 1. Детский музыкальный театр. Опера. | 1 |
20 | Тема 2. Балет. | 1 |
21 | Тема 3. Театр оперы и балета. | 1 |
22 | Тема 4. Волшебная палочка дирижера. | 1 |
23 | Тема 5. Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинки. | 1 |
24 | Тема 6. В музыкальном театре. | 1 |
Раздел 6. В концертном зале | ||
25 | Тема 1. Симфоническая сказка. | 1 |
26 | Тема 2. Сюита М.П.Мусоргского «Картинки с выставки». | 1 |
27 | Тема 3. Звучит нестареющий Моцарт. | 1 |
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | ||
28 | Тема 1. Волшебный цветик – семицветик. И все это – Бах. | 1 |
29 | Тема 2. Все в движении. | 1 |
30 | Тема 3. Музыка учит людей понимать друг друга. | 1 |
31 | Тема 4. Два лада. | 1 |
32 | Тема 5. Могут ли иссякнуть мелодии? Итоговый тест. | 1 |
Итого | 34ч |
3 класс
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
Раздел 1. Россия – Родина моя | ||
1 | Тема 1. Мелодия - душа музыки. | 1 |
2 | Тема 2. Природа и музыка. | 1 |
3 | Тема 3. Виват, Россия! | 1 |
4 | Тема 4. Кантата «Александр Невский». | 1 |
5 | Тема 5. Опера «Иван Сусанин». | 1 |
Раздел 2.День, полный событий | ||
6 | Тема 1. Образы природы в музыке. | 1 |
7 | Тема 2. Портрет в музыке. | 1 |
8 | Тема 3. Детские образы. | 1 |
Раздел 3. О России петь, что стремиться в храм | ||
9 | Тема 1. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. | 1 |
10 | Тема 2. Древнейшая песнь материнства. | 1 |
11 | Тема 3. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! | 1 |
12 | Тема 4. Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. | 1 |
13 | Тема 5. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 |
14 | Тема 6. О России петь, что стремиться в храм. | 1 |
15 | Тема 7.Обобщение по темам первого полугодия. | 1 |
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло | ||
16 | Тема 1. Настрою гусли на старинный лад. | 1 |
17 | Тема 2. Певцы русской старины. | 1 |
18 | Тема 3. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». | 1 |
Раздел 5. В музыкальном театре. | ||
19 | Тема 1. Опера «Руслан и Людмила». | 2 |
20 | Тема 2. Опера «Орфей и Эвридика». | 1 |
21 | Тема 3. Опера «Снегурочка». | 1 |
22 | Тема 4. Балет «Спящая красавица». | 1 |
23 | Тема 5. В современных ритмах (мюзиклы). | 1 |
24 | Тема 6. В музыкальном театре. | 1 |
Раздел 6. В концертном зале. | ||
25 | Тема 1. Музыкальное состязание (концерт). | 1 |
26 | Тема 2. Музыкальные инструменты (флейта и скрипка). | 1 |
27 | Тема 3. Сюита «Пер Гюнт». | 1 |
28 | Тема 4. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. | 2 |
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | ||
29 | Тема 1. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. | 1 |
30 | Тема 2. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. | 1 |
31 | Тема 3. Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский). | 1 |
32 | Тема 4. Прославим радость на земле. Итоговый тест. | 1 |
Итого | 34ч |
4 класс
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
Раздел 1. Россия – Родина моя | ||
1 | Тема 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» | 1 |
3 | Тема 2. Что не выразишь словами, звуком на душу навей. | 1 |
4 | Тема 3. «Ты откуда, русская, зародилась музыка». | 1 |
5 | Тема 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | 2 |
Раздел 2.День, полный событий | ||
6 | Тема 1. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья». | 1 |
7 | Тема 2. «Что за прелесть эти сказки». | 1 |
8 | Тема 3. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 2 |
9 | Тема 4. Романсы на стихи Пушкина. «Приют,сияньем муз одетый». | 1 |
Тема 5. Зимнее утро. Зимний вечер. Чайковский «У камелька» | 1 | |
Раздел 3. В музыкальном театре | ||
10 | Тема 1. Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». | 2 |
11 | Тема 2. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. | 1 |
12 | Тема 3. Русский Восток. Восточные мотивы. Музыка Хачатуряна. | 1 |
13 | Тема 4. Балет «Петрушка» | 1 |
14 | Тема 5. Театр музыкальной комедии. Мюзикл. | 1 |
Раздел 4. В концертном зале | ||
15 | Тема 1. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). | 1 |
16 | Тема 2. Мусоргский «Картинки с выставки» «Старый замок». | 1 |
17 | Тема 3. «Не молкнет сердце чуткое Шопена...». | 1 |
18 | Тема 4. Патетическая соната Бетховена. | 1 |
Раздел 5. Гори, гори ясно, чтобы не погасло | ||
19 | Тема 1. Композитор – имя ему народ. | 1 |
20 | Тема 2. Оркестр русских народных инструментов. | 1 |
21 | Тема 3. Народные праздники. Троица. | 1 |
Раздел 6. О России петь, что стремиться в храм | ||
22 | Тема 1. Святые земли Русской. | 1 |
23 | Тема 2. Праздников праздник, торжество из торжеств. | 2 |
24 | Тема 3. Создатели славянской письменности. | 1 |
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | ||
25 | Тема 1. Прелюдия. Исповедь души. | 1 |
26 | Тема 2. Мастерство исполнителя. (Гитара). | 2 |
27 | Тема 3. В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
28 | Тема 4. Музыкальный сказочник. | 1 |
29 | Тема 5. Рассвет на Москве-реке. Итоговый тест. | 1 |
Итого | 34ч | |
Всего за 3 года обучения | 135ч |
5.Контрольно-измерительные материалы промежуточной аттестации.
2 класс
Промежуточная аттестация по музыке проходит в тестовой форме.
Критерии оценивания теста
В каждом вопросе возможен только один правильный ответ, за который даётся один балл. В соответствии с набранными баллами выставляется оценка по следующим данным:
- 17-19 баллов – «5»;
- 13-16 баллов – «4;
- 7-12 баллов – «3»;
- 1- 6 баллов – «2»;
- 0 баллов – «1».
Итоговый тест
1. Что такое гимн:
А) песня о дружбе
Б) песня о Родине
В) музыкальная эмблема государства
2.Назовите музыкальный символ России:
а) Герб России
б) Флаг России
в) Гимн России
3.Назовите авторов-создателей Гимна России:
а) П.Чайковский, М.Мусоргский
б) А.Александров, С.Михалков
в) И.Крутой, И.Николаев
4. Найдите лишнее: Три «кита» в музыке – это…
а) Песня, пословицы, марш
б) Песня, частушка, марш
в) Песня, танец, марш
5.Приведите в соответствие:
1) «Марш деревянных солдатиков» а) С. Прокофьев
2) «Шествие кузнечиков» б) П. Чайковский
6.Найдите лишнее: Названия колокольных звонов России:
а) Благовест
б) Праздничный трезвон
в) Громкий
г) Набат
7.Выберите верное:
Какой колокольный звон призывал людей на пожар или войну?
а) Благовест
б) Праздничный трезвон
в) Набат
8.Назовите композитора, который сочинил кантату «Александр Невский»:
а) П.И.Чайковский
б) С.С.Прокофьев
в)М.П.Мусоргский
9. Какой музыкальный инструмент относится к группе народных инструментов?
а) Скрипка
б) Балалайка
в) Флейта
10.Назовите русский народный праздник, одним из обычаев которого было колядование:
а) Новый год
б) Рождество Христово
в)Пасха
11.Назовите весенние русские народные праздники:
а) Новый год, масленица
б) Рождество, встреча весны
в) Масленица, встреча весны
12.Верно ли утверждение:
Музыка в народном стиле – это музыка, которую написал композитор, но очень похожая на народную музыку.
а) Верно
б) Неверно
13.Что такое опера?
а) Спектакль, в котором актеры только танцуют
б) Спектакль, в котором актеры только поют
14.Назовите композитора оперы «Руслан и Людмила»
а) П.И.Чайковский
б) М.И.Глинка
в) А.С.Пушкин
15.Назовите композитора симфонической сказки «Петя и волк»:
а) М.П.Мусоргский
б) С.С.Прокофьев
в) И.С.Бах
г) Д.Б.Кабалевский
16.Назовите композитора произведения «Картинки с выставки»
а) П.И.Чайковский
б) М.П.Мусоргский
в) С.С.Прокофьев
17.Найди лишнее: В произведение «Картинки с выставки» входит:
а) «Балет невылупившихся птенцов»
б) «Старый замок»
в) «Песня о картинах»
г) «Избушка на курьих ножках, Баба-Яга»
д) «Богатырские ворота»
18.Верно ли утверждение:
Мажор – это светлый веселый лад в музыке.
а) Верно
б) Неверно
19.Музыкальная викторина.
3 класс
Промежуточная аттестация по музыке проходит в тестовой форме.
Критерии оценивания теста
В каждом вопросе возможен только один правильный ответ, за который даётся один балл. В соответствии с набранными баллами выставляется оценка по следующим данным:
- 14-15 баллов – «5»;
- 11-13 баллов – «4;
- 6-10 баллов – «3»;
- 1- 5 баллов – «2»;
- 0 баллов – «1».
Итоговый тест.
1.
Композитор | Жанр | Название произведения |
I С. Прокофьев | 1 Опера | А) «Спящая красавица» |
II М. Глинка | 2 Балет | Б) «Иван Сусанин» |
III Н. Римский-Корсаков | 3 Опера | В) «Александр Невский» |
IV П. Чайковский | 4 Кантата | Г) «Снегурочка» |
Найди соответствия между жанрами, названиями музыкальных произведений и их авторами. Впиши нужные цифры и буквы.
I._________ II.___________ III._________ IV.____________
2.Оцените утверждение: Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.
А) верно
б) неверно
3.Выберите наиболее точное определение: Кантата – это…
а) большое произведение, состоящее из нескольких частей.
Б) большое произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, оркестра.
В) произведение для хора и оркестра.
4. Назовите композитора, сочинившего оперу «Иван Сусанин»:
а) П.И.Чайковский
б) С.С.Прокофьев
в) М.И.Глинка
5. Назовите композитора, сочинившего «Детский альбом»:
а) П.И.Чайковский
б) С.С.Прокофьев
в) М.И.Глинка
г) М.П.Мусоргский
6.Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:
а) песня
б) былина
в) романс
7.Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:
а) балалайка
б) рожок
в) гусли
8.Выберите жанр, который по-другому называют «музыкальное состязание»:
а) симфония
б) концерт
9.Приведите в соответствие:
1) скрипка а) духовой инструмент
2) флейта б) Клавишный инструмент
3)рояль в) струнно-смычковый инструмент
10.Приведите в соответствие:
1)Опера а) Спектакль, в котором актеры только танцуют
2)Балет б) Спектакль, в котором актеры поют, танцуют, говорят
3)Мюзикл в)Спектакль, в котором актеры только поют
11.Найди лишнее: В произведение «Пер Гюнт» входят следующие части:
а) «Утро»
б) «В пещере горного короля»
в) «Балет невылупившихся птенцов»
г) «Танец Анитры»
д) «Смерть Озе»
12.Оцените утверждение: Джаз – это музыкальное направление XX века, особенностью которого являются острый ритм и импровизация.
А) верно б) неверно
13.Самый высокий женский голос называется.
А) бас
Б) меце-сопрано
В) тенор
Г) сопрано
Д) баритон
14.С помощью чего артисты балета передают зрителю свой образ, свои чувства и эмоции?
А)Пением, танцем, мимикой
Б)Танцем, мимикой, словом
В)Танцем, мимикой, пантомимой
15.Музыкальная викторина.
4 класс
Промежуточная аттестация по музыке проходит в тестовой форме.
Критерии оценивания теста
В каждом вопросе возможен только один правильный ответ, за который даётся один балл. В соответствии с набранными баллами выставляется оценка по следующим данным:
- 18-20 баллов – «5»;
- 14-17 баллов – «4;
- 9-13 баллов – «3»;
- 1- 8 баллов – «2»;
- 0 баллов – «1».
Итоговый тест.
1.Приведите в соответствие:
а) солдатская 1) «Ты река ли, моя реченька»
б) хороводная 2) «Солдатушки, бравы ребятушки»
в) игровая 3) «А мы просо сеяли»
г) лирическая 4) «Милый мой хоровод»
2.Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником:
а) П.И.Чайковский
б) Н.А.Римский – Корсаков
в) М.И.Глинка
3.Выберите правильный ответы: В оркестр русских народных инструментов входят:
а) скрипка, бубен, балалайка
б) бубен, виолончель, домара
в) виолончель, барабан, флейта
г) балалайка, гусли, бубен
д) баян, флейта, гусли
4.Приведите в соответствие:
а) Струнные инструменты 1) рожок
б) Ударные инструменты 2) бубен
в) Духовые 3) гусли
5.Приведите в соответствие:
а) С.В.Рахманинов 1) «Старый замок»
б) М.П.Мусоргский 2) «Полонез»
в) Ф.Шопен 3) «Сирень»
6.Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:
а) Н.А.Римский-Корсаков
б) М.И.Глинка
в) П.И.Чайковский
7.Назовите композитора балета «Петрушка»:
а) М.И.Глинка
б) П.И.Чайковский
в) И.Ф.Стравинский
8.Выберите композитора, которого по-другому называют «музыкальным сказочником».
а) П.И.Чайковский
б) М.П.Мусоргский
в) Н.А.Римский-Корсаков
г) М.И.Глинка
9.Найди лишнее: Произведения Н.А.Римского-Корсакова – это…
а) «В пещере горного короля»
б) «Шехеразада»
в) «Садко»
г) «Снегурочка»
10.Соберите музыкальные слова.
ТА НО _______________________
ЗЫ МУ КА ___________________
СНЯ ПЕ ______________________
Я МЕ ДИ ЛО _________________
11.Какой праздник называют «Светлым праздником»?
а) Троица
б) Пасха
в) Рождество Христово
г) Масленица
12.Оркестровое вступление к опере или балету.
А) увертюра
Б) каватина
В) либретто
Г) ария
13.Жанр оперы «Иван Сусанин»:
А)сказочная
Б)былинная
В)историческая
14.Какой из этих танцев исполняется плавно и мягко?
а) вальс
б) камаринская
в) полька
15.Человек, который слушает музыку:
а) исполнитель;
б) слушатель;
в) солист.
16.Как называется исполнитель, который исполняет произведение один?
а) солист;
б) певец;
в) танцор.
17.Музыкальный спектакль, в нём действующие лица поют в сопровождении оркестра?
А)Балет
Б)Опера
В)Мюзикл
18.Человек, который пишет музыку это...
а) мастер
б) певец
в) композитор
19.Песня, которую поют на Рождество, называется:
а) частушка
б) колядка
в ) хороводная
20.Музыкальная викторина.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Система освоения результатов
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса предмета «Музыка» в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиям. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется таким образом:
- 90% и более – Отлично
- 75-90% - Хорошо
- 50-75% - Удовлетворительно
- Менее 50% - Неудовлетворительно
При выполнении практической работы и тестовой работы, содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
Недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется:
Отметка «5» - верное выполнение всех заданий.
Отметка «4» - решение заданий с ошибкой.
Отметка «3» - решение половины всех заданий.
Отметка «2» - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.
Оценка устных ответов учащихся:
Отметка «5»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.
Отметка «3»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Пение
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Отметка «5»:
- знание мелодической линии и текста песни;
- чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
- выразительное исполнение.
Отметка «4»:
- знание мелодической линии и текста песни;
- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.
Отметка «3»:
- допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
- неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
- пение невыразительное.
Отметка «2»:
- исполнение неуверенное, фальшивое.
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
- Кроссворды.
- Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
- «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
- Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.).
- Ведение тетради по музыке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...