Рабочая программа "Хоровое обучение"
рабочая программа по музыке (2 класс)
Рабочая программа "Хоровое обучение", рассчитанное на 2 года по доп.образованию для детей 7-9 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Хоровое обучение | 382.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №471
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом Протокол от ________20__ г. № | УТВЕРЖДАЮ Приказ от ________20__ г. №____ Директор школы _____________/И.В.Сидорова/ |
С учетом мнения родителей – Протокол Совета Родителей От 20 г. № |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Хоровое обучение»
Возраст учащихся: 7-9 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик:
Бабушкина Валерия Николаевна,
педагог дополнительного образования.
Санкт-Петербург, 2020
Пояснительная записка
Направленность программы
Данная программа имеет художественную направленность.
Уровень освоения программы - общекультурный
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 7 до 9 лет, проявляющих интерес к музыкальной деятельности, к пению в хоре, желанию выступать с коллективом. Для успешной реализации программы учащиеся должны владеть музыкальными данными: чувством ритма, чистотой интонирования, музыкальной памятью.
Свойства психологии детей младшего школьного возраста (7-11 лет) таковы, что ярко выраженной особенностью их является безграничная фантазия и гибкость мышления. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения детьми окружающего мира, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе заложено использование этой особенности при передаче эмоционального состояния и самовыражения в исполнении песен.
Объем и сроки освоения программы
Общее количество учебных часов – 144ч.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Цель образовательной программы:
Формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкально-эстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство.
Задачи:
Обучающие
- сформировать основные вокально – хоровые навыки: певческая установка, дыхание, звукообразование, чистота интонации, четкая дикция, пение в ансамбле;
-Создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром и слушания музыки;
Развивающие
- развить музыкальные способности: ладогармонический слух, музыкальную память, метроритм;
- способствовать развитию осмысленного выразительного исполнения вокально – хоровых произведений;
- стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств;
Воспитательные
- создать условия для воспитания культурного слушателя, подготовленного к полноценному эстетическому восприятию музыкального искусства;
- Формировать у детей интерес и любовь к музыкальному искусству; понимание народного, классического и современного музыкального творчества;
- способствовать развитию в детской среде коммуникативные качества личности: ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
Условия набора и формирование групп
При приеме на первый год обучения проводится собеседование с ребенком и его родителями, а также прослушивание для выявления уровня учащегося в сфере музыкальных данных.
Критерии отбора:
- чистота интонирования
- наличие чувства ритма
- артистизм
- наличие музыкальной памяти
Занятия проводятся в одно или разновозрастных группах.
В группы второго года принимаются дети, завершившие обучение по программе первого года обучения, а также имеющие достаточный уровень подготовки в области музыкальных способностей, определяемый по результатам входного тестирования для второго года обучения.
Наполняемость групп:
1 год обучения – 15 человек
2 год обучения – не менее 12 человек
Особенности организации образовательного процесса.
В соответствии с содержанием учебного плана и поставленными для данного занятия задачами определяется вид занятия: диагностическое занятие, вводное занятие, практическое занятие, творческая мастерская, музыкальная гостиная, творческая встреча, концерт, конкурс, репетиция, фестиваль и др.
Формы проведения занятий
Основной формой работы являются учебные занятия: практические и теоретические занятия в рамках учебного плана.
А также и другие формы:
• Участие в коллективных межпредметных проектах, обеспечение праздничных мероприятий.
• Участие в вокальных творческих конкурсах – городских, всероссийских, международных.
• Проведение совместных мероприятий учащихся, педагогов и родителей:
индивидуальные консультации, родительские собрания, праздники.
• Посещение концертов.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: коллективная (работа с хором), групповая (проведения занятия в малых группах ), индивидуальная (работа с солистами).
Режим занятий
Занятия групповые. Проводятся:
2 раза в неделю по 1 часу на 1-ом и 2-ом году обучения (72 часа в год), с учетом рекомендаций определенных в СанПиН 2.4.4.3172-14
Материально-техническое обеспечение программы
Музыкальный инструмент (фортепиано или синтезатор)
Музыкальный центр
Компьютер и процессор
Экран для демонстрации презентаций, фильмов и т.д.
Микрофоны
Нотные хрестоматия
Кадровое обеспечение программы
По данной программе может работать педагог дополнительного образования со специальным или высшим музыкальным образованием и первой или высшей категорией , соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта.
Планируемые результаты реализации программы.
По итогам реализации программы у учащихся будут сформированы:
Предметные
- музыкальные способности: ладогармонический слух, музыкальная память, метроритм;
-сформируется осмысленное выразительное исполнение вокально – хоровых произведений;
- образное мышление, воображения, эмоциональное восприятие музыки, культура чувств;
Метапредметные
- сформируются основные вокально – хоровые навыки: певческая установка, дыхание, звукообразование, чистота интонации, четкая дикция, пение в ансамбле;
-у учащихся сформируется определенный музыкальный багаж, рассчитанный на 2 года обучения;
Личностные
- сформируется культурный слушатель, подготовленный к полноценному эстетическому восприятию музыкального искусства;
- сформируется у детей художественный вкус, понимание народного, классического и современного музыкального творчества;
- разовьётся способность к сотрудничеству, доброжелательному общению;
Учебный план
- 1 год обучения
№ п/п | Название раздела (темы) | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | Теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседы, прослушивания |
2 | Вокально – хоровая работа | 12 | 4 | 8 | Творческие задания |
3 | Хоровое сольфеджирование | 6 | 3 | 3 | Практические задания |
4 | Работа над репертуаром (народная, классическая, современная музыка) | 41 | 8 | 33 | Практические задания |
5 | Слушание музыки | 5 | 1 | 4 | беседы |
6 | Концертная деятельность | 5 | - | 5 | концерты |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - | Отчетный концерт |
Итого | 72 | 18 | 54 |
- Учебный план
2 год обучения
№ п/п | Название раздела (темы) | Количество часов | Формры конотроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседы, прослушивания |
2 | Вокально – хоровая работа | 12 | 4 | 6 | Творческие задания |
3 | Хоровое сольфеджио | 6 | 3 | 3 | Практические задания |
4 | Работа над репертуаром (народная, классическая, современная музыка) | 41 | 8 | 33 | Практические задания |
5 | Слушание музыки | 5 | 1 | 4 | беседы |
6 | Концертная деятельность | 5 | - | 5 | концерты |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - | Отчетный концерт |
Итого | 72 | 18 | 54 |
- Календарный учебный график
- Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3)
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во уч.недель | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 год | 10 сентября | май | 36 | 72 | 2 раза в неделю по 1 часу |
2 год | 1 сентября | май | 36 | 72 | 2 раза в неделю по 1 часу |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №471
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом Протокол от ________20__ г. № | УТВЕРЖДАЮ Приказ от ________20__ г. №____ Директор школы _______________/И.В.Сидорова/ |
С учетом мнения родителей – Протокол Совета Родителей От 20 г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Хоровое обучение»
«Росинки»
Год обучения: первый
ФИО педагога, реализующего программу:
Бабушкина Валерия Николаевна
Занимаемая должность:
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург, 20..
Пояснительная записка
Особенности организации образовательного процесса 1 года обучения.
Объем и сроки освоения программы
Общее количество учебных часов – 72 ч. в год
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения.
Наполняемость групп:
1 год обучения – не менее 15 человек
Режим занятий
Занятия групповые. Проводятся:
2 раза в неделю по 1 часу на 1-ом году обучения (72 часа в год), с учетом рекомендаций определенных в СанПиН 2.4.4.3172-14
Задачи:
Обучающие
- сформировать основные вокально – хоровые навыки: певческая установка, дыхание, звукообразование, четкую дикция, пение в ансамбле;
- сформировать навык осмысленного выразительного исполнения вокально – хоровых произведений.
сформировать умение решать муз-художественные задачи совместно с другими участниками ансамбля.
Развивающие
- развить музыкальные способности: чистоту интонирования, музыкальную память, метроритм;
- развить эмоциональную выразительность, эстетическое восприятие и творческое воображение.
- развить у учащихся чувство ансамбля – умение слышать себя и партнеров.
Воспитательные
- воспитывать культуру слушателя; любовь к вокальному искусству; норм поведения на сцене;
- формировать у детей чувство патриотизма, уважение к музыкальному наследию
- способствовать развитию ответственности, организованности, требовательности к себе
- развить навыки совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы;
Условия реализации программы
Занятия проводятся в одно- или разновозрастных группах.
При приеме на первый год обучения проводится собеседование с ребенком и его родителями, а также прослушивание для выявления уровня учащегося в сфере музыкальных данных.
Критерии отбора:
- чистота интонирования
- наличие чувства ритма
- артистизм
- наличие музыкальной памяти
Планируемые результаты и способы их проверки.
По итогам реализации программы у учащихся сформируются:
Личностные
- культура слушателя; любовь к вокальному искусству; нормы поведения на сцене;
- сформируется у детей чувство патриотизма, уважение к музыкальному наследию
- сформируется чувство ответственности, организованность, требовательность к себе
- приобретёт навыки совместной работы, умение работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы;
Предметные
- разовьются музыкальные способности: чистота интонирования, музыкальная память, метроритм;
- разовьется эмоциональная выразительность, эстетическое восприятие и творческое воображение.
- сформируется у учащихся чувство ансамбля – умение слышать себя и партнеров.
Метапредметные
- сформируются базовые навыки детского хорового исполнительства: певческая установка, дыхание, звукообразование, четкая дикция, пение в ансамбле;
- сформируется навык осмысленного выразительного исполнения вокально – хоровых произведений.
сформируется умение решать муз-художественные задачи совместно с другими участниками ансамбля.
В рамках освоения общеобразовательной общеразвивающей программы 1 года обучения результатом является участие учащегося в хоровой деятельности школьного уровня. Демонстрация музыкальных способностей на открытом итоговом занятии.
Календарно- тематическое планирование
1 год обучения
№ занят | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факту | |||
1-2 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, гигиене и охране голоса. | 2 | ||
3-4 | 1.Вокально-хоровая работа 2.Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. | 2 | ||
5 | Разучивание песни. Работа над дикцией. | 1 | ||
6 | Дыхательные и артикуляционные упражнения. Работа над песней. | 1 | ||
7 | Звуковедение. | 1 | ||
8 | Работа над тембровой окраской голоса. | 1 | ||
9 | Сценическая отработка номера. | 1 | ||
10 | Хоровое сольфеджирование | 1 | ||
11-12 | 1. Знакомство с нотной грамотой 2.Пение гаммы по нотам | 2 | ||
13 | Формирование гласных , округление, ровное звуковедение. | 1 | ||
14 | Произношение согласных, выделение логического ударения. | 1 | ||
15-16 | 1.Упражнения на развитие пения легато 2.Пение небольших мелодических попевок. | 2 | ||
17-18 | 1.Гамма в нисходящем и восходящем движении. 2.Трезвучия | 2 | ||
19-20 | 1.Работа над репертуаром 2.Уверенное знание текста | 2 | ||
21 | Чистота интонирования | 1 | ||
22-23 | 1.Пение по группам, ровность звучания. 2.Пение а капелла | 2 | ||
24 | Разбор песни. | 1 | ||
25-26 | 1.Укрепление дикционных навыков 2.Работа над ритмом | 2 | ||
27 | Выразительное исполнение песни. | 1 | ||
28-29 | 1.Дыхательные и артикуляционные упражнения. 2.Дыхательно-певческие упражнения. Понятие «цепное дыхание» | 2 | ||
30 | Повторение выученных песен. | 1 | ||
31-32 | 1.Жанровое разнообразие музыки. Беседа. 2.Слушание и анализ музыкальных произведений. | 2 | ||
33-34 | 1. Музыкальная игра «Эхо». 2. Типы голосов. | 2 | ||
35-36 | 1. Артикуляционные речевки. Работа над песнями. 2. Звуковедение. Разучивание песни. | 2 | ||
37-38 | 1. Отработка вокально-хоровых навыков. 2.Работа по группам | 2 | ||
39-40 | 1. Быстрая смена дыхания между фразами. 2.Фразировка. | 2 | ||
41 | Пение закрытым ртом. | 1 | ||
42- 43-44 | 1.Формирование гласных 2.Твердая атака 3.Ровное звуковедение | 3 | ||
45 | Разбор песни. | 1 | ||
46-47 | 1.Чистота интонации, понятие Унисон. 2.Стройное пение в ансамбле | 2 | ||
48-49 | 1.Выразительное пение. Динамика. 2.Пение а капелла | 2 | ||
50-51 | 1. Уверенное знание текста. 2. Пение без дирижера. | 2 | ||
52-53 | 1.Сценическая отработка номера. 2.Культура поведения на сцене. | 2 | ||
54 | Работа с микрофоном. | 1 | ||
55 | Исполнение песни с солистом. | 1 | ||
56-57 | 1.Пение в ансамбле. 2.Упражнения на расширение общего диапазона | 2 | ||
58 | Двухголосное пение. | 1 | ||
59-60 | 1.Подбор репертуара для конкурсных выступлений. 2.Артистизм, владение собой во время выступления. | 2 | ||
61-62 | 1.Видеопросмотр и анализ выступлений образцовых детских коллективов. 2.Репетиции песен на концертной площадке. | 2 | ||
63 | Создание сценического образа. | 1 | ||
64-65 | 1.Концертная деятельность 2.Подбор репертуара | 2 | ||
66-67 | 1. Роль песни в жизни человека. Беседа. 2.Культура поведения на сцене. | 2 | ||
68-69 | 1. Повторение изученных песен 2.Подготовка к концерту. | 2 | ||
70-71 | 1.Создание сценического образа 2.Работа над сценическим образом | 2 | ||
72 | Итоговое занятие. Награждения. | 1 |
Содержание программы 1-го года обучения
I. Вводное занятие
Теория. Введение в программу. Тематический план занятий. Техника безопасности на занятиях. Гигиена и охрана голоса.
Практика. Ознакомление с помещением. Тест «Правила техники безопасности».
2. Вокально – хоровая работа
Теория.
Певческая установка. Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Навык правильного открытия рта. В меру открытый рот, пение без напряжения. Мягкая атака, лёгкий фальцетный звук. Ровное звуковедение, округление гласных.
Певческое дыхание и его роль в звукообразовании. Формирование плавного и экономного выдыхания во время исполнения музыкальной фразы. Знакомство с навыками цепного дыхания. Управление силой звука, вид атаки и способ звуковедения, а также через эмоциональный настрой певца. Приём звуковедения легато и стаккато, их характеристика. Управление артикуляционным аппаратом.
Практика.
Упражнения на правильное положение головы, расслабление мышц шеи и лица; на произвольно управляемое брюшное и грудобрюшное дыхание; на поступенно- восходящих и нисходящих звукорядах. Выработка умения петь в унисон, простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх или вниз, направленные на отработку различных приёмов голосоведения. Артикуляционная гимнастика, произношение парных глухих и звонких согласных, упражнения на подвижность языка и работу губ. Пение упражнений, развивающих координацию слуха и голоса. Пение с одновременным движением рук, показывающим направление мелодического движения.
3.Хоровое сольфеджирование.
Теория.
Звукоряд, гамма, скрипичный ключ, знаки альтерации, нотный стан, клавиатура. Понятия лад, тональность. Мажор, минор. Устойчивые и неустойчивые ступени. Строение мажорной гаммы. Тон – полутон. Секвенция. Длительности: целая нота, половинная, четвертная, восьмая. Ритмослоги «та», «ти – ти». Размер 2/4. Такт, тактовая черта. Сильная и слабая доля. Интервалы. Канон.
Практика.
Пение выученного музыкального материала с названием нот и показом по ручному стану. Пение гамм, ладовых секвенций, ступеней. Определение на слух интервалов, ладов. Повторение ритмической модели за педагогом, ритмическое оформление слов, фраз, стихов. Работа с ритмическими моделями по таблицам, карточкам, ИКТ. Двухголосные упражнения. Сольфеджирование доступных по трудности песен. Умение петь с сопровождением и без него.
4.Работа над репертуаром
Теория.
Разбор общей характеристики содержания произведения в доступной для учащихся форме: метро-ритмических особенностей, художественного образа, характера мелодии, фразировка, динамические оттенки, темп.
Практика.
Основные этапы работы над произведением: исполнение педагогом, стройное пение в интонационном и ритмическом отношении; умение прислушиваться к голосам поющих, не выделяться. Отрабатывание фразировки, нюансов, штрихов; пение со словами под дирижёрский жест; создание музыкального образа и достижение эмоционально – выразительного и осознанного исполнения.
5.Слушание музыки
Теория.
Музыка и изобразительность. Понятие о музыкальных жанрах и формах
Практика.
П. И. Чайковский «Детский альбом». Р. Шуман «Альбом для юношества». К. Сен – Санс «Карнавал животных» и т. д.
6.Концертная деятельность
За учебный год 1 классе должно быть пройдено около 20 произведений, часть из которых приходится на ознакомление. На концертах и фестивалях исполняется подготовленный репертуар.
7. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов за год.
Практика. Обсуждение результатов. Награждение
Репертуар 1-го года обучения
Русские народные прибаутки «Скок-поскок», «Барашеньки», «Андрей-воробей»
Каноны: «Во поле береза стояла», «Братец Яков», «У кота».
Русские народные песни:
«Блины»
«Как у наших у ворот»
«Как пошли наши подружки»
« Со вьюном я хожу»
«Я на камушке сижу»
Украинская народная песня «Веснянка»
Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент»
Белорусская народная песня «Реченька»
Классическая музыка
Л.Бетховен «Сурок»
Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой»
Ф.Грубер «Ночь тиха»
Н.А.Римский-Корсаков «Белка»
В.А. Моцарт «Детские игры», «Весенняя».
Р.Шуман «Совёнок».
Произведения современных композиторов:
Я.Дубравин «Добрый день»
С.Баневич. «Солнышко проснется»
Е.Зарицкая «Музыкант»
В.Я.Шаинский «Песня мамонтенка»
М.Мусоргский «Стрекотунья-белобока»
А.Островский «Пусть всегда будет солнце»
Р.Паулс «Пять Сказочек»
Е.Попляновой Слон и скрипочка.
Р.Роджерса Звуки музыки.
Б.Савельев «Из чего наш мир состоит»
С.Соснин «Солнечная капель»
Г.Струве «Моя Россия»
Г.Струве «Стрекотунья-белобока
Е.Ботяров «Песенка о Солнышке»
В.Алексеев «Сказки детства»
В.Алексеев «Весенний этюд»
Е. Крылатов «Колыбельная Умки»
Оценочные и методические материалы
№ | Диагностический материал | Цель контроля | Форма фиксации результатов |
1 | Тест на определение уровня музыкальных данных.
См Приложение 1 | Входящий тест (проверка музыкального слуха) Приложение 3 | Таблица №1 (результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы) |
2 | Промежуточный контроль (проверка музыкального слуха в динамике) | Таблица №1 (результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы) | |
3 | Итоговый контроль(проверка музыкального слуха в динамике) | Таблица №1 (результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы) | |
4 | Анкета | Диагностика мотивационного компонента музыкально-эстетических вкусов детей | Уровень: низкий, средний, высокий |
Тест - игра на изучение чувства ритма См Приложение 2 | Проверка музыкального слуха | Баллы 1-5 | |
Диагностика чувства тембра См Приложение 2 | Проверка музыкального слуха | Баллы 1-5 |
Приложение 1
Таблица №1
Результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы
(заполняется в начале, середине и в конце учебного года)
Фамилия, имя ребёнка____________________________________________
Возраст_______________________________________________
Дата: этапа (1) __________________________________________________
промежуточного этапа (2) ___________________________________________________
контрольного этапа (3) _____________________________________________________
Уровень музыкальных данных | Метро-темпо-ритм | Чувство тембра | Чувство звуковысотности | Гармоническое чувство | Музыкальная память | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Высокий | |||||||||||||||
Средний | |||||||||||||||
Низкий |
АНКЕТА
Диагностика мотивационного компонента музыкально-эстетических вкусов детей
Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты.
- Ты любишь музыку?
- Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
- Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
- Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
- Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
- Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
- Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
- Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
- Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
- Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
- Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:
- низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
- средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
- высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).
Тест "Музыкальный магазин"
Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.
Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:
- народная вокально-хоровая музыка;
- народная инструментальная музыка;
- народная вокально-инструментальная музыка;
- классическая вокально-хоровая музыка;
- классическая инструментально-симфоническая музыка;
- классическая вокально-инструментальная музыка;
- современная классика авангардного направления;
- современная развлекательная музыка;
- духовная музыка.
Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.
Критерии оценки:
- низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
- средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
- высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.
Приложение 2
Практические диагностические тесты
1. Тест - игра на изучение чувства ритма
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал
1. Детская песня "Елочка"
2. Детская песня "Добрый жук"
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.
Критерии оценки:
- точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
- воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
- адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень
- неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.
2. Диагностика чувства тембра
Тест - игра "Тембровые прятки"
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:
- детского голоса;
- женского голоса;
- мужского голоса;
- хора;
- струнных смычковых инструментов;
- деревянных духовых инструментов;
- медных духовых инструментов;
- фортепиано;
- оркестра.
Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.
Критерии оценки:
- низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;
- средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
- высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №471
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом Протокол от ________20__ г. № | УТВЕРЖДАЮ Приказ от ________20__ г. №____ Директор школы _______________/И.В.Сидорова/ |
С учетом мнения родителей – Протокол Совета Родителей От 20 г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Хоровое обучение»
«Росинки»
Год обучения: второй
Ф.И.О. педагога, реализующего программу:
Бабушкина Валерия Николаевна
Занимаемая должность:
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург, 20..
Особенности организации образовательного процесса.
Объем и сроки освоения программы
Общее количество учебных часов – 72 ч. в год
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения.
Наполняемость групп:
1 год обучения – не менее 12 человек
Режим занятий
Занятия групповые. Проводятся:
2 раза в неделю по 1 часу на 2-ом году обучения (72 часа в год), с учетом рекомендаций определенных в СанПиН 2.4.4.3172-14
Особенности организации образовательного процесса 2-го года обучения
При приеме на второй год обучения принимаются учащиеся, завершившие обучение по программе первого года обучения, а также имеющие достаточный уровень подготовки в области музыкальных способностей , определяемых по результатам входного тестирования для второго года обучения.
Критерии отбора:
- чистота интонирования
- наличие чувства ритма
- артистизм
- наличие музыкальной памяти
Занятия проводятся в одно- или разновозрастных группах.
Задачи:
Обучающие
- сформировать основные вокально – хоровые навыки: выработка единой манеры исполнения , цепного дыхания, пение а капелла, пение в ансамбле и хоре;
- совершенствуем формирование умения решать муз-художественные задачи совместно с другими участниками ансамбля.
- Расширение и закрепление диапазона певческого голоса учащихся; выработка у учащихся чистого двухголосия;
Развивающие
- развивать и формировать художественный вкус, обогащать музыкальный кругозор учащихся;
- продолжать развивать эмоциональную выразительность, эстетическое восприятие и творческое воображение.
- формирование у учащихся восприятия стилевых особенностей исполняемых произведений.
Воспитательные
- сформировать бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, чувство патриотизма.
развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- продолжать развивать навыки совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивать смысл и последствия своих действий;
Планируемые результаты и способы их проверки.
По итогам реализации программы у учащихся сформируются:
Личностные
- сформируется бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, чувство патриотизма.
- сформируется потребность и интерес к занятиям вокального и хорового искусства;
- сформируются навыки совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивать смысл и последствия своих действий;
Предметные
- сформируются основные вокально – хоровые навыки: выработка единой манеры исполнения , цепного дыхания, пение а капелла, пение в ансамбле и хоре;
- сформируется умения решать муз-художественные задачи совместно с другими участниками ансамбля.
- укрепится и расширится диапазона певческого голоса учащихся; у учащихся сформируется навык исполнения чистого двухголосия;
Метапредметные
- сформируется художественный вкус, обогатится музыкальный кругозор учащихся;
- учащиеся научатся эмоционально и выразительно исполнять песенный репертуар, используя необходимые знания и творческое воображение.
- у учащихся сформируется восприятия стилевых особенностей исполняемых произведений.
Календарно- тематическое планирование
2 год обучения
№ занят | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факту | |||
1-2 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, гигиене и охране голоса. | 2 | ||
3-4 | 1.Вокально-хоровая работа 2.Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. | 2 | ||
5 | Разучивание песни. Работа над дикцией. | 1 | ||
6 | Понятие цепное дыхание, артикуляционные упражнения. Работа над песней. | 1 | ||
7 | Упражнения на закрепление и расширение диапазона. | 1 | ||
8 | Работа над тембровой окраской голоса. | 1 | ||
9 | Сценическая отработка номера. | 1 | ||
10 | Хоровое сольфеджирование | 1 | ||
11-12 | 1. Знакомство с нотной грамотой 2.Пение по нотам | 2 | ||
13 | Формирование гласных , округление, ровное звуковедение. | 1 | ||
14 | Произношение согласных, выделение логического ударения. | 1 | ||
15-16 | 1.Упражнения на расширение диапазона 2.Пение двух-голосных небольших мелодических попевок. | 2 | ||
17-18 | 1.Гамма в нисходящем и восходящем движении. 2.Трезвучия | 2 | ||
19-20 | 1.Работа над репертуаром 2.Уверенное знание текста | 2 | ||
21 | Чистота интонирования | 1 | ||
22-23 | 1.Пение по группам, ровность звучания. 2.Пение а капелла | 2 | ||
24 | Разбор песни. | 1 | ||
25-26 | 1.Укрепление дикционных навыков 2.Работа над ритмом | 2 | ||
27 | Выразительное исполнение песни. | 1 | ||
28-29 | 1.Пение песен разных стилей. 2.Дыхательно-певческие упражнения. Понятие «цепное дыхание» | 2 | ||
30 | Повторение выученных песен. | 1 | ||
31-32 | 1.Жанровое разнообразие музыки. Беседа. 2.Слушание и анализ музыкальных произведений. | 2 | ||
33-34 | 1. Понятие мелодический и ритмический каноны. 2. Типы голосов. | 2 | ||
35-36 | 1. Артикуляционные речевки. Работа над песнями. 2. Звуковедение. Разучивание песни. | 2 | ||
37-38 | 1. Отработка вокально-хоровых навыков. 2.Работа по группам | 2 | ||
39-40 | 1. Быстрая смена дыхания между фразами. 2.Фразировка. | 2 | ||
41 | Пение закрытым ртом. | 1 | ||
42- 43-44 | 1.Формирование гласных 2.Твердая атака 3.Ровное звуковедение | 3 | ||
45 | Разбор песни. | 1 | ||
46-47 | 1.Чистота интонации в двухголосии. Слушание и исполнение интервалов. 2.Стройное пение в ансамбле | 2 | ||
48-49 | 1.Выразительное пение. Динамика. 2.Пение а капелла | 2 | ||
50-51 | 1. Уверенное знание текста. 2. Пение без дирижера. | 2 | ||
52-53 | 1.Сценическая отработка номера. 2.Культура поведения на сцене. | 2 | ||
54 | Работа с микрофоном. | 1 | ||
55 | Исполнение песни с солистом. | 1 | ||
56-57 | 1.Пение в ансамбле. 2.Упражнения на расширение общего диапазона | 2 | ||
58 | Двухголосное пение а капелла. | 1 | ||
59-60 | 1.Подбор репертуара для конкурсных выступлений. 2.Артистизм, владение собой во время выступления. | 2 | ||
61-62 | 1.Видеопросмотр и анализ выступлений образцовых детских коллективов. 2.Репетиции песен на концертной площадке. | 2 | ||
63 | Создание сценического образа. | 1 | ||
64-65 | 1.Концертная деятельность 2.Подбор репертуара | 2 | ||
66-67 | 1. Роль песни в жизни человека. Беседа. 2.Культура поведения на сцене. | 2 | ||
68-69 | 1. Повторение изученных песен 2.Подготовка к концерту. | 2 | ||
70-71 | 1.Создание сценического образа 2.Работа над сценическим образом | 2 | ||
72 | Итоговое занятие. Награждения. | 1 |
- Содержание
- 2-го года обучения
1. Вводное занятие
Теория. Введение в программу. Тематический план занятий. Техника безопасности на занятиях.
Практика. Повторение программы первого года обучения
2. Вокально – хоровая работа
Теория. Совершенствование и развитие вокально-хоровых навыков. Понятие задержка дыхания. Цепное дыхание. Работа над чистотой интонации и унисоном в хоре в различных тесситурных условиях. Навыки кантиленного пения.
Практика. Упражнения на задержку дыхания; исполнение длинных фраз на одном дыхании. Комплекс упражнений, вырабатывающих цепное дыхание. Упражнения на развитие правильного формирования звука, пение одного звука на крещендо и диминуэндо. Тембр певческого голоса. Упражнения, помогающие выработке навыков выразительного пения. Упражнения на развитие правильного формирования звука, пение одного звука. Простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх и вниз, направленные на отработку различных приёмов голосоведения, расширения и укрепления диапазона.
3. Хоровое сольфеджирование
Теория. Ладотональность. Тональности с одним ключевым знаком. Знакомство с музыкальными терминами. Три вида минора. Построение интервалов в тональности. Ритмические группы, размер ¾, 4/4. Затакт. Интервалы.
Практика. Пение сенквенций с названием нот. Пение гамм вслух и про себя, с различными нюансами, попеременно между двумя группами, с педагогом, в разных темпах. Исполнение ритмических канонов. Чтение ритма ритмослогами с тактированием и с дирижированием. Построение интервалов, пение, определение на слух. Пение двухголосия с прямым и противоположным движением голосов.
4. Работа над репертуаром
Теория. Народные песни. Русская и зарубежная классика. Современные хоровые произведения. Выработка актуальных технологических методов обучения на решение конкретных репертуарных трудностей. Беседы об авторах произведений: историческая эпоха, в которой жили авторы исполняемых произведений, стилевые, жанровые и другие особенности произведений, раскрытие поэтического содержания. Расширение репертуара за счёт большего включения произведений русской и зарубежной классики.
Практика. Работа над пением без сопровождения, a capella.
5. Слушание и анализ музыкальных произведений.
Теория . Вокальные и инструментальные жанры. Знакомство с жанрами хоровой музыки: гимны, кантаты, оратории. Программно – изобразительная музыка.
Практика. И. С. Бах «Кофейная кантата». И. Гайдн Оратория «Времена года». П. И. Чайковский «Времена года»
6. Концертная деятельность
Репетиции на сцене. Выступление подготовленного репертуара на концертах, фестивалях.
7. Итоговое занятие
Теория. Подведение итогов за год.
Практика. Обсуждение результатов. Награждение
Репертуар 2-го года обучения
Русские народные песни:
«Во кузнице»
«Вдоль по улице метелица метет»
«Как пошли наши подружки»
« Со вьюном я хожу»
«Солдатушки, бравы ребятушки»
«Комара женить мы будем» шуточная р.н.п.;
«Со вьюном я хожу» канон р.н.п.;
«Во поле береза стояла» канон р.н.п.;
«Выходили мы» калядка-канон р.н.п.;
«Ходила младешенька»
Украинская народная песня «Веснянка»
Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент»
Белорусская народная песня «Реченька»
Классическая музыка
И.С.Бах «За рекою старый дом»
Л.Бетховен «Пастушья песня»
Р.Глиэр «Вечер»
Н.А.Римский-Корсаков «Проводы зимы»
Э.Григ «Лесная песнь», «Заход солнца»
Произведения современных композиторов:
Е.Зарицкая Светлячок.
М.Мусоргский «Стрекотунья-белобока»
А.Островский «Пусть всегда будет солнце»
Р.Паулс «Пять Сказочек»
Б.Савельев «Из чего наш мир состоит»
С.Баневич «Солнышко проснется»
М.Ройтерштейн. «Хоровые забавы», «Ой, ладушки»
Г.Струве «Стрекотунья-белобока
И.Шварц «Ленинградские мальчишки»
С.Ранда «Родина моя»
В.Алексеев «Сказки детства»
В.Алексеев «Весенний этюд»
В.Семенов «Звездная река»
А.Ермолов «Мы-дети России»
Диагностическая карта освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Программа «Хоровое обучение»
Год обучения 2 год
№ | ФИ ученика | Личностные | Метапредметные | Предметные | Средний балл | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||
сентябрь | декабрь | май | сентябрь | декабрь | май | сентябрь | декабрь | май | сентябрь | декабрь | май | сентябрь | декабрь | май | сентябрь | декабрь | май | сентябрь | декабрь | май | сентябрь | декабрь | май | сентябрь | декабрь | май | |||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Диагностическая карта
Результатом освоения программы «Хоровое обучение» 2 года обучения являются следующие показатели:
Личностные
Сформирован интерес к занятиям, учащийся регулярно посещает занятия и участвует в концертном хоре.
Балл:1-3
Метапредметные
Учащийся эмоционально и выразительно исполняет песни разных стилей и жанров. Балл: 1-5
Предметные
Освоение базовых вокально-хоровых навыков; знание музыкальной грамоты, музыкальных терминов.
Балл: 1-5
18-16 высокий балл, 15-9 – средний балл, 8 и ниже – низкий балл
Методическое обеспечение
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактический материал | Формы подведения итогов | Техническое оснащение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вводное занятие | игра-путешествие | Игровые приемы, беседа, ИКТ | Карточки-задания, маршрутные листы | опрос | Компьютер, экран, проектор | |
2 | Вокально – хоровая работа | Групповая, учебная | Системный метод | Методический материал | Вокальное пение | Музыкальный инструмент |
3 | Хоровое сольфеджио | Теоритическая, практическая | Практические | Нотное пособие по сольфеджио | Вокальное пение | Проигрыватель |
4 | Работа над репертуаром | Индивидуальная, групповая | Творческие приёмы | Сборники произведений | Вокальное пение | Музыкальный центр, инструмент |
5 | Слушание музыки | Беседа | ИКТ | Портреты композиторов | опрос | Музыкальный центр |
6 | Концертная деятельность | концерты | Исполнительский | партитуры | Формирование сценической культуры | Синтезатор, микрофоны |
7 | Итоговое занятие | концерты | беседа | Карточки - рекомендации | награждение | Комтьютер, экран, проектор |
Методические материалы
Список литературы для педагога
- Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 2000.-214с.
- Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 2002.-64с.
- Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка», 2000.-110с.
- Думченко А.Ю. «Развитие вокально-хоровых навыков в младшем хоре детской хоровой студии».- Санкт-Петербург 2008г.
- Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 2010.-40с.
- Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
- Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: «Музыка», 2004.-50с.
- Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 2000, 222с.
- Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 2006.-68с.
- Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 2007.-135с.
- Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.- М.: «Академия», 2002.-352с.
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 2007.-142с.
Список литературы для учащихся и родителей
- Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов», 2010
- Далецкий О. Н. «О пении»,2010
- Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению», 2011
- Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006
- Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»,2013
- Павлищева О.П. «Высокая позиция звука», 2013
- Усова И.М. «Старшая группа детского хора», 2000
Интернет-источники
https://vmiremusiki.ru/ - В мире музыки. О музыке, авторах и исполнителях
http://melodinka.ru/kontaktyi.html - Мелодинка. Всероссийский заочный музыкальный конкурс
https://soundtimes.ru/ - Музыка для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа . Обучение грамоте(чтение, письмо)
ФГОС. Прописи В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой. "Школа России"...
Рабочая программа "Обучение грамоте" УМК "Гармония"
Рабочая программа курса обучение грамоте УМК "Гармония" по букварю "Мой первый учебник" и прописям "Хочу хорошо писать" (автор М.С. Соловейчик и др.) В пояснительной записк...
Рабочая программа Обучение грамоте. 1 класс.
Планирование уроков письма и чтения по УМК "Школа 2100"...
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
Рабочая программа обучение грамоте 1 класс программа "Перспективная начальная школа"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по интегрированному курсу» Обучение грамоте»(письмо и чтение) для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, а...
Рабочая программа Обучение грамоте УМК Гармония
Рабочая программа Обучение грамоте УМК Гармония (М.С. Соловейчик)...
рабочая программа Обучение грамоте. Азбука. 1 класс Климанова УМК Перспектива
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД, технологические карты....