Биография Арама Хачатуряна
материал по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Арам Хачатурян
В начале 20 века в шумном и жарком Тифлисе (теперь этот город называется Тбилиси) в семье печатника родился четвертый сынишка, которого назвали Арамом. Никто не знал, что, с детства наслушавшись народных песен, которые лились со всех сторон из всех дворов и улиц, маленький мальчик научится на полуразломанном рояле на слух подбирать любую мелодию и вдобавок кое-что к ней присочинять, а потом поедет в Москву и станет учиться и на биолога, и на музыканта. Те, кто занимается в музыкальной школе, знают, сколько времени и сил надо приложить, чтобы получить хорошую отметку, и только после музыкальной школы и училища можно поступить, если получится, в консерваторию. Но очень одаренного юношу приняли в Гнесинское училище, несмотря на то, что он не знал нотной грамоты, и руки у него не были поставлены, и он не умел играть ни на одном музыкальном инструменте.
Очень много Араму Ильичу Хачатуряну предстояло постигнуть. Но он упорно учился, и все время сочинял музыку. А когда окончил консерваторию, то лучшим его сочинением был вальс к драме Лермонтова «Маскарад». На занятиях в музыкальной школе звучит этот, как сейчас говорят, шлягер, как и «Танец с саблями» из балета «Гаяне».
Произведения Арама Ильича играли наши лучшие исполнители, которые гастролировали по всему миру. Так его произведения узнали не только на родине, но и за рубежом. Он был желанным гостем у королевы Бельгии, у Чарли Чаплина, у Стравинского, у Сибелиуса, у папы Римского.
Краткая биография Арама Хачатуряна
Арам Ильич Хачатурян был рожден весной в 1903 году в Грузии. Его семья была армянской национальности. Его отец работал переплетчиком. Арам с детства занимался игрой на фортепиано и духовых инструментах. Мальчик состоял в капелле. Родителям не нравилось его увлечение, и они не давали ему заниматься музыкой серьезно. Грузинские и азербайджанские песни запали в душу Арама в детстве и запомнились на всю жизнь.
В 18 лет молодой человек приехал в Россию, в Москву. Сначала он пошел в университет, но быстро понял, что ему не интересна биология (именно её он сначала собирался изучать). Арам был зачислен в музыкальное училище через год. Его предметами были фортепиано и виолончель.
Потом Арам поехал в Армению, он работал в доме культуры.
Через три года молодой человек поступил в консерваторию. Он снова переехал в Москву. Окончил Арам учебу отлично. Преподаватели очень гордились своим учеником. Потом он пошел в аспирантуру. После смерти музыканта его имя было внесено на доску лучших выпускников.
Наступил самый плодотворный период биографии музыканта. Он сочиняет много произведений для оркестра. В своих сочинениях музыкант объединяет армянские народные мелодии с европейскими четкими формами.
Когда началась Вторая мировая война, Арам стал писать песни и марши, которые поднимали в людях патриотический дух. Их крутили по радио. Во время войны музыкант жил в гостинице в Перми. Он написал там свой знаменитый балет, который шел в театре на протяжении 25 лет. Композитору этот факт был очень дорог. За это произведение музыкант получил премию. И оно принесло ему славу по всему миру.
После войны, в 1954 году, Арам создал еще один балет, который стал популярным во многих странах мира.
Музыкант также работал в театре и кино. Он писал музыку для разных фильмов и спектаклей.
В 50-х годах Арам работал дирижером. Он ездил по России и Европе. Он был преподавателем консерватории. Многие из его учеников стали известными композиторами и музыкантами.
Потом музыкант работал секретарем и академиком.
Композитор скончался весной 1978 года.
В честь музыканта были названы улицы в разных странах, самолет, выпущены марки, поставлены памятники, в Армении стоит дом–музей пианиста. В столице Армении проводится конкурс имени композитора с 2003 года. Конкурсанты соревнуются в игре на фортепиано, скрипке, виолончели. Именно на этих инструментах играл музыкант. Также в Армении существует фестиваль имени музыканта.
Gayane (Гаянэ)
Балет на музыку Арама Хачатуряна в четырех актах с прологом. Сценарист К. Державин, балетмейстер H. Анисимова, художник Н. Альтман, дирижер П. Фельдт.
Премьера состоялась 9 декабря 1942 года в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр), город Молотов (Пермь).
Действующие лица:
- Ованес, председатель колхоза
- Гаянэ, его дочь
- Армен, чабан
- Нунэ, колхозница
- Карен, колхозник
- Казаков, начальник экспедиции
- Неизвестный
- Гико, колхозник
- Айша, колхозница
- Агроном, колхозники, геологи, пограничники и начальник пограничной охраны
Действие происходит в Армении в 1930-е годы XX века.
Темная ночь. В густой сетке дождя возникает фигура неизвестного. Настороженно прислушиваясь и озираясь, он освобождается от парашютных строп. Сверившись с картой, он убеждается в том, что находится у цели. Дождь стихает. Далеко в горах мерцают огни селения. Незнакомец сбрасывает комбинезон и остается в гимнастерке с нашивками за ранение. Сильно прихрамывая, он уходит в сторону селения.
1. Солнечное утро. В колхозных садах кипит весенняя работа. Не торопясь, лениво идет на работу Гико. Спешат девушки лучшей бригады колхоза. С ними бригадир — молодая веселая Гаянэ. Гико останавливает ее, говорит о своей любви, хочет обнять. На дороге показывается молодой чабан Армен. Гаянэ радостно бежит ему навстречу. Высоко в горах, у становища чабанов Армен нашел куски руды и показывает их Гаянэ. Гико ревниво наблюдает за ними.
В часы отдыха колхозники затевают пляски. Гико хочет, чтобы Гаянэ танцевала с ним, пытается обнять. Армен ограждает девушку от назойливых ухаживаний. Гико взбешен и ищет повода для ссоры. Схватив корзину с саженцами, Гико с яростью швыряет ее, с кулаками кидается на Армена. Между ними становится Гаянэ и требует, чтобы Гико ушел.
Прибегает молодой колхозник Карен и сообщает о приезде гостей. В сад входит группа геологов во главе с начальником экспедиции Казаковым. За ними следует неизвестный. Он нанялся донести багаж геологов и остался с ними. Колхозники радушно приветствуют приезжих. Неугомонные Нунэ и Карен начинают пляску в честь гостей. Танцует и Гаянэ. С восхищением следят гости за пляской Армена. Раздается сигнал к началу работы. Ованес показывает приезжим сады. Гаянэ остается одна. Она любуется далекими горами и садами родного колхоза.
Возвращаются геологи. Армен показывает им руду. Находка чабана заинтересовала геологов и они собираются в разведку. Армен берется их сопровождать. За ними следит неизвестный. Гаянэ нежно прощается с Арменом. Гико, увидев это, охвачен ревностью. Неизвестный сочувствует Гико и предлагает дружбу и помощь.
2. После работы у Гаянэ собрались друзья. Входит Казаков. Гаянэ и ее подруги показывают Казакову вытканный ими ковер, затевают игру в жмурки. Приходит пьяный Гико. Колхозники советуют ему уйти. Проводив гостей, председатель колхоза пытается поговорить с Гико, но тот не слушает и назойливо пристает к Гаянэ. Девушка в гневе прогоняет Гико.
Из похода возвращаются геологи и Армен. Находка Армена — не случайность. В горах обнаружено месторождение редкого металла. Задержавшийся в комнате Гико, становится свидетелем разговора. Геологи собираются в путь. Армен с нежностью дарит Гаянэ цветок, принесенный с горного склона. Это видит Гико, проходя с неизвестным мимо окон. Вместе с экспедицией отправляются в путь Армен и Ованес. Казаков просит Гаянэ сохранить мешок с образцами руды.
Ночь. В дом Гаянэ входит неизвестный. Он притворяется больным и в изнеможении падает. Гаянэ помогает ему подняться и спешит за водой. Оставшись один, он начинает искать материалы геологической экспедиции. Возвратившаяся Гаянэ понимает, что перед ней враг. Угрожая, неизвестный требует от Гаянэ выдачи материалов. Во время схватки падает ковер, закрывающий нишу. Там мешок с кусками руды. Неизвестный берет мешок, связывает Гаянэ и поджигает дом. Огонь и дым наполняют комнату. В окно вскакивает Гико. На его лице ужас и смятение. Увидев палку, забытую неизвестным Гико понимает, что преступник — его недавний знакомый. Гико выносит Гаянэ из объятого пламенем дома.
3. Звездная ночь. Высоко в горах расположилось становище колхозных чабанов. Проходит наряд пограничников. Чабан Измаил развлекает свою любимую Айшу игрой на свирели. Айша начинает плавный танец. Собираются пастухи. Приходит Армен, он привел геологов. Здесь, у подножия скалы, он нашел руду. Чабаны исполняют народный танец «Хочари». Их сменяет Армен. Горящие факелы в его руках разрезают ночную мглу.
Приходит группа горцев и пограничников. Горцы несут найденный ими парашют. На советскую землю проник враг! Над долиной занялось зарево. В селении пожар! Все устремляются туда.
Бушует пламя. В его отблесках мелькнула фигура неизвестного. Он пытается скрыться, но со всех сторон к горящему дому бегут колхозники. Неизвестный прячет мешок и теряется в толпе. Толпа схлынула. Неизвестный настигает Гико, просит его молчать и за это дает пачку денег. Гико швыряет деньги ему в лицо и хочет задержать преступника. Гико ранен, но продолжает бороться. На помощь прибегает Гаянэ. Гико падает. Враг направляет оружие на Гаянэ. Подоспевший Армен выхватывает револьвер у врага, которого окружают пограничники.
4. Осень. В колхозе собрали обильный урожай. Все сходятся на праздник. Армен спешит к Гаянэ. Армена останавливает детвора и затевает вокруг него танец. Колхозники несут корзины с фруктами, кувшины с вином. Прибывают приглашенные на праздник гости из братских республик — русские, украинцы, грузины. Наконец Армен видит Гаянэ. Радостью и счастьем полна их встреча. На площадь стекается народ. Здесь и старые друзья колхозников — геологи и пограничники. Лучшей бригаде вручают знамя. Казаков просит Ованеса отпустить Армена учиться. Ованес соглашается. Один танец сменяется другим. Ударяя в звонкие бубны, танцуют Нунэ и ее подруги. Гости исполняют свои национальные пляски — русскую, лихой украинский гопак.
Тут же на площади накрыты столы. С поднятыми бокалами все славят свободный труд, нерушимую дружбу советских народов, прекрасную Родину.
В конце 1930-х годов Арам Хачатурян (1903-1978) получил заказ на музыку к балету «Счастье». Спектакль с традиционным для того времени сюжетом о счастливой жизни «под сталинским солнцем» готовился к Декаде армянского искусства в Москве. Хачатурян вспоминал: «Весну и лето 1939 года я провел в Армении, собирая материал для будущего балета „Счастье". Здесь-то и началось глубочайшее изучение мелодий родного края, народного творчества». Через полгода, в сентябре, балет поставили в Армянском театре оперы и балета им. А. А. Спендиарова, а через месяц показали в Москве. Несмотря на большой успех, были отмечены недостатки в сценарной и музыкальной драматургии.
Через несколько лет композитор вернулся к работе над музыкой, ориентируясь на новое либретто, написанное Константином Державиным (1903-1956). Переработанный балет, названный по имени главной героини «Гаянэ», готовился к постановке в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова, но начавшаяся Великая Отечественная война поломала все планы. Театр был эвакуирован в город Молотов (Пермь), куда для продолжения работы приехал композитор.
«Осенью 1941 года я вернулся к работе над балетом,— вспоминал Хачатурян. — Сегодня может показаться странным, что в те дни суровых испытаний могла идти речь о балетном спектакле. Война и балет? Понятия действительно несовместимые. Но как показала жизнь, в моем замысле отобразить тему великого всенародного подъема, единения людей перед лицом грозного нашествия не было ничего странного. Балет был задуман как патриотический спектакль, утверждающий тему любви и верности Родине. По просьбе театра уже после окончания партитуры я дописал „Танец курдов" — тот самый, который стал позднее называться „Танцем с саблями". Я начал сочинять его в три часа дня и, не отрываясь, работал до двух часов ночи. Утром следующего дня были переписаны оркестровые голоса, и состоялась репетиция, а вечером — генеральная репетиция всего балета. „Танец с саблями" сразу же произвел впечатление и на оркестр, и на балет, и на присутствующих в зале».
Первыми исполнителями успешной премьеры в Молотове были Наталья Дудинская (Гаянэ), Константин Сергеев (Армен), Борис Шавров (Гико).
Музыка к балетам «Гаянэ» и «Спартак» относится к числу лучших произведений Хачатуряна. Музыка «Гаянэ» отличается широким симфоническим развитием с использованием лейтмотивов, ярким национальным колоритом, темпераментом и красочностью. Она органично включает в себя подлинные армянские мелодии. Запоминается проникнутая нежным чувством колыбельная Гаянэ. Многие десятилетия настоящим шлягером был полный огня и мужественной силы «Танец с саблями», напоминающий «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина. Постоянный втаптывающий ритм, острые гармонии, вихревой темп помогают созданию яркого образа сильного, смелого народа.
Первые изменения в сюжетной основе произошли уже в 1945 году, когда Кировский театр, вернувшись в Ленинград, доработал «Гаянэ». В спектакле исчез пролог, число диверсантов увеличилось до трех, Гико стал мужем Гаянэ. Появились новые герои — Нунэ и Карэн, их первыми исполнителями стали Татьяна Вечеслова и Николай Зубковский. Сменилась и сценография, новым художником стал Вадим Рындин. Спектакль перерабатывался в том же театре в 1952 году.
В 1957 году балет «Гаянэ» был поставлен в Большом театре с новым иллюстративно-натуралистическим сценарием Бориса Плетнева (3 акта, 7 картин с прологом). Балетмейстер Василий Вайнонен, режиссер Эмиль Каплан, художник Вадим Рындин, дирижер Юрий Файер. Главные партии на премьере танцевали Раиса Стручкова и Юрий Кондратов.
До конца 1970-х годов балет успешно шел на советских и зарубежных сценах. Из интересных решений следует отметить дипломный спектакль Бориса Эйфмана (1972) в ленинградском Малом театре оперы и балета (позже новые редакции балета хореограф создал в Риге и Варшаве). Балетмейстер, с согласия автора музыки, отказался от шпионов и сцен ревности и предложил зрителю социальную драму. Сюжет повествовал о первых годах становления советской власти в Армении. Муж Гаянэ Гико — сын кулака Мацака — не может предать отца. Гаянэ, выросшая в бедной семье, искренне любит мужа, но поддерживает новую власть, возглавляемую Арменом. Запомнилось, как «красный клин» комсомольцев «исторически обусловленно» давил Мацака. Уступкой старым стереотипам стало убийство отцом-богатеем родного сына. Премьеру танцевали Татьяна Фесенко (Гаянэ), Анатолий Сидоров (Армен), Василий Островский (Гико), Герман Замуэль (Мацак). Спектакль выдержал 173 представления.
В XXI веке балет «Гаянэ» исчез со сцен театров — прежде всего из-за неудачного сценария. Отдельные сцены и номера спектакля Нины Анисимовой продолжают ежегодно исполняться в выпускных спектаклях Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. «Танец с саблями» остается нередким гостем на концертных эстрадах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биография В.Бианки
Презентация для ознакомления с творчеством писателя. Здесь отражён его жизненный путь и произведения для детей....
Биография И.С.Никитина
Краткая биография, важные моменты из жизни...
Биография поэтов и писателей
Презентация к урокам литературное чтение 3 класс Ефросининой...
Урок музыки в 3 классе. Тема "Биография музыкальных инструментов"
Цель урока предусматривает обобщение знаний о группах и инструментах симфонического оркестра,а также знакомство с особенностями тембра отдельных инструментов. В качестве музыкального м...
Презентация. Степан Писахов. Биография и сказки. Викторина.
Сведения о жизни писателя, его картины, сказки и викторина по данному материалу...
Презентация биографии М.Ю. Лермонтова
Презентация биографии М.Ю. Лермонтова может быть использована на уроке литературного чтения в 4 классе при изучении данной темы....
"Немеркнущий подвиг и слава защитников Отечества в годы Великой Отечественой войны: "Биография Родины - биография одной семьи
"Творческая работа, принимавшая участие в районном краеведческом кункурсе: "Немеркнущий подвиг и слава народа", посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне" секция: "Биография Родины - б...