Рабочая программа по музыке 1 класс УМК "ШКОЛА РОССИИ"
рабочая программа по музыке (1 класс)
Рабочая программа по предмету «Музыка» для первого класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.
Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.docx | 72.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Козловская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на заседании МС Протокол № « 1 » от « 28 » августа 2019 г. Руководитель МС __________________ Бутыркина Е.А. | Согласовано: Заместитель директора по УВР ____________ Леликова О.Н.
« 30 » августа 2019 г. | Утверждаю. Директор школы _______________ Титова Д.В. Приказ № 95 от « 31 » августа 2019 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
МУЗЫКА
1 класс
на 2019-2020 учебный год
Личковаха Светлана Владимировна – учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
с. Козловка
2019 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса « Музыка» в 1 классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке ( музыкальном произведении) в устной форме ( в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям
- умение устанавливать простые аналогии ( образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество ( общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
- узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты ( рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты ( гармонь, баян. Балалайка);
- проявлять навыки вокально- хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
- владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов( быстро- медленно) динамики (громко- тихо)
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Содержание учебного предмета
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
«Музыка вокруг нас» – 16 часов
И Муза вечная со мной!
Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
Хоровод муз.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.
Повсюду музыка слышна.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».
Душа музыки - мелодия.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня- напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец- движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
Музыка осени.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
Сочини мелодию.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции.
Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
«Азбука, азбука каждому нужна…».
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
Музыкальная азбука.
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.
Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
Музыкальные инструменты.
Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции.
Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».
«Садко». Из русского былинного сказа.
Наблюдение народного творчества.
Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
Музыкальные инструменты.
Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа – фортепиано.
Звучащие картины.
Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.
Разыграй песню.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
«Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
«Музыка и ты » - 17 часов
Край, в котором ты живешь.
Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
Художник, поэт, композитор.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
Музыка утра.
Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
Музыка вечера.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Вхождение в тему черезжанра - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
Музыкальные портреты.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.
Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.
Музы не молчали.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
Мамин праздник.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.
Музыкальные инструменты.
Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты.
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство
исполнителя-музыканта.
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
Музыка в цирке.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
Дом, который звучит.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость.
Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
Опера-сказка.
Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
«Ничего на свете лучше нету».
Музыка для детей: мультфильмы. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.
Повторение пройденного. (Урок-концерт.)
Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта.
Тематическое планирование
по МУЗЫКЕ
Класс 1
Учитель Личковаха Светлана Владимировна
Количество часов по учебному плану 33 в неделю 1 час.
Рабочая программа по музыке составлена на основании:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- примерной программы по музыке;
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Козловская СОШ;
- учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2019-2020 уч. год;
- положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ Козловская СОШ;
- авторской программы по музыке Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, УМК «Школа России».
- перечня учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2019-2020 уч. год.
Программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Учебник Е.Д. Критская учебник «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2013 г.
Календарно – тематическое планирование уроков музыки в 1 классе на 2019-2020 уч. год (приложение)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Дата | |||||||||||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | По плану | По факту | ||||||||||||
«МУЗЫКА ВОКРУГ НАС» (16 ч) | ||||||||||||||||
«И Муза вечная со мной!» (Урок-путешествие) | 1 | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель. Уметь выявлять характер музыки, принимать организованное участие в общей игре; соблюдать основные правила урока слушать не перебивая музыку. | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполне-нии музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель | Понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель», муза. Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку. Владеть первоначальными певческими навыками, Участвовать в коллективном пении. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике. Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений. Передавать настроение музыки в пении. Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Давать определения общего характера музыки. | |||||||||||
Хоровод муз | 1 | Знать понятия: хор, хоровод Уметь участвовать в хороводах, выполнять движения по кругу | Участвовать в совместной деятель-ности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов | ||||||||||||
Повсюду музыка слышна (Урок - игра) | 1 | Знать понятия: композитор Уметь сочинять мелодию на заданный текст. Понимать музыкальное настроение. | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач | Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнитель-ской деятельности. Выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. Определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях. Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш). Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. | |||||||||||
Душа музыки – мелодия | 1 | Знать понятия: мелодия, марш, танец, песня. Уметь откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме; понимать значение мелодии в музыке | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | Различать тембр музыкального инструмента - скрипки, Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии. Самостоятельно выполнять упражнения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. | |||||||||||
Музыка осени (экскурсия в парк) | 1 | Уметь определять настроение стихотворений, музыкальных произведений; -сопоставлять голоса человека с голосом скрипки; -пробуждать навыки эмоционального восприятия музыки; -владеть способами певческой деятельности | Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека | Различать тембр музыкального инструмента - скрипки, Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, Осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии. Самостоятельно выполнять упражнения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. | |||||||||||
Сочини мелодию | 1 | Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, уметь сочинять мелодию на заданный текст Уметь выделять смысловое содержание мелодии и аккомпанемента в музыке | Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач | ||||||||||||
«Азбука, азбука каждому нужна...» (урок-игра) | 1 | Знать понятия: азбука, куплетная форма Уметь петь по движению руки учителя, начало, конец, кульминация -определять графику мелодию песен | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | Узнавать изученные произведения. Участвовать в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук. Правильно передавать мелодию песни. Узнавать изученные произведения. Участвовать в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук. | |||||||||||
Музыкальная азбука | 1 | Знать понятия: ноты, звуки, нотный стан, скрипичный ключ Уметь запоминать и называть ноты по графике, по руке | Знакомиться с элементами нотной записи. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека | ||||||||||||
Обобщающий урок 1 четверти. | 1 | Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, ноты, звуки, нотный стан, скрипичный ключ | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музици-рования. Чувство сопричастности к культуре своего народа | Уметь размышлять о музыке. Высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям. Создавать собственные исполнительские интерпретации. | |||||||||||
Музыкальные инструменты. | 1 | Знать понятия: народная музыка. Уметь определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей | Исполнять песни (соло, ансамблем, хором) | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления | Сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов. Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего характера музыки. Внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах. Определять на слух звучание народных инструментов. | |||||||||||
«Садко». Из русского былинного сказа | 1 | Знать понятия: народная музыка. Уметь определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей | Исполнять песни (соло, ансамблем, хором) | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления | ||||||||||||
Музыкальные инструменты. | 1 | Знать понятия: музыка авторская (композиторская) Уметь определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано; -проводить сравнительный анализ музыкальных произведений на основе своеобразно-го звучания музы-кальных инструментов | Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость | Распознавать духовые и струнные инструменты. Вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов. Исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Узнавать музыкальные инструменты по изображениям. Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты. | |||||||||||
Звучащие картины. | 1 | Знать понятия: отличия народной от профессиональной музыки. Лад. Уметь приводить примеры, отвечать на вопросы; -выделять принадлежность музыки к народной или композиторской | Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Укрепление культурной, этнической и граж-данской идентич-ности в соответ-ствии с духовными традициями семьи и народа | ||||||||||||
Разыграй песню. | 1 | Уметь: выразительно исполнять песню; составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста | Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость | Планировать свою деятельность, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста. Находить нужный характер звучания. Импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. Соблюдать при пении певческую установку, петь выразительно, слышать себя и товарищей. Вовремя начинать и заканчивать пение. Понимать дирижерские жесты. | |||||||||||
Пришло Рождество, начинается торжество; Родной обычай старины. | 1 | Уметь выразительно исполнять колядки Знать понятия: народные праздники, рождественские песни Уметь петь тихо, выразительно, слышать себя и товарищей | Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | ||||||||||||
Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. | 1 | Уметь: определять настроение, характер музыки; посильным образом участвовать в ее исполнении | Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, про-дуктивное сотру-дничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | Узнавать освоенные музыкальные произведения. Давать определения общего характера музыки. Принимать участие в играх, танцах, песнях. Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям.Создавать собственные интерпретации. Исполнять знакомые песни | |||||||||||
Музыка и ты (17 ч) | ||||||||||||||||
Край, в котором ты живешь. | 1 | Знать понятия: Родина, малая Родина Уметь объяснять их, -исполнять песню с нужным настроением, -высказываться о характере музыки, выучить песни о своем крае, -определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять разли-чные по характеру музыкальные сочи-нения. Сравнивать речевые и музыка-льные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессиональ-ного творчества. | Развитие эмоци-онально-открытого, позитивно-ува- жительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг | Высказывать, какие чувства возникают, когда исполняешь песни о Родине. Различать выразительные возможности – скрипки. | |||||||||||
Поэт, художник, композитор. | 1 | Знать -виды искусства имеют собственные средства выразительности; Уметь находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже | Импровизировать (вокальная, инстру-ментальная, танце-вальная импровиза-ции) в характере основных жанров музыки. Разучи-вать и исполнять образцы музыкаль-но-поэтического творчества (скоро-говорки, хороводы, игры, стихи). | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения | Воспринимать художественные образы классической музыки. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего характера музыки. Ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. | |||||||||||
Музыка утра. | 1 | Уметь проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение) Понимать как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная; -как музыка рассказывает о жизни природы | Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи | По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе. Находить нужные слова для передачи настроения. | |||||||||||
Музыка вечера. | 1 | Уметь проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение) | Импровизировать (вокальная, инстру-ментальная, танце-вальная импровиза-ции) в характере основных жанров музыки. | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека | По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. | |||||||||||
Музы не молчали. | 1 | Знать понятие портрет Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений -уметь рассказывать о понравившейся музыке. -характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, образа-портрета. | Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | Определять характер музыки и передавать ее настроение. Описывать образ русских воинов. Сопереживать музыкальному образу, внимательно слушать. | |||||||||||
Музыкаль-ные портреты. | 1 | Знать/ понимать: образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи. | Уметь: вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки, соединять слуховые впечатления детей со зрительными. | Вслушиваться в музыкальную ткань произведения. На слух определять характер и настроение музыки. Соединять слуховые впечатления детей со зрительными. | ||||||||||||
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | 1 | Знать понятия: солист, хор. Уметь объяснять понятия: отечество, подвиг, память, выразительно исполнять песни, -определять характер музыки и передавать ее настроение, -описывать образ русского воина | Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. | |||||||||||
Мамин праздник. | 1 | Знать фамилии, имена, отчества композиторов и названия музыкаль-ных произведений, звучащих на уроке Уметь проводить музыкальный анализ сочинений | Разучивать и исполнять образцы музыкальнопоэтического творчества | Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям | Передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями. | |||||||||||
Обобщающий урок. Музы не молчали. | 1 | Уметь анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни | Разучивать и исполнять образцы музыкаль-но поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека | Уметь размышлять о музыке. Высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям. Создавать собственные исполнительские интерпретации. | |||||||||||
У каждого свой музыкальный инструмент. | 1 | Знать особенности звучания музыкальных инструментов (фортепиано, волынка) Уметь проводить анализ, обобщать, формулировать выводы | Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач | Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. | |||||||||||
Музыкальные инструменты | 1 | Знать понятия: старинные и современ-ные инструменты Уметь на слух определять звучание лютни, гитары, клавесина и фортепиано | Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности | Сравнивать звучание музыкаль-ных инструментов. Узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию. Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. | |||||||||||
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | 1 | Знать понятие опера Уметь выразительно исполнять фрагменты из опер | Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | Размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщать характеристику музыкальных произведений. Воспринимать художественные образы классической музыки. Расширять словарный запас. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. | |||||||||||
Музыка в цирке | 1 | Уметь выразительно исполнять фрагменты из музыки к мультфильму | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | Определять жанровую принад-лежность музыкальных произве-дений, песня- танец – марш. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. | |||||||||||
Дом, который звучит. | 1 | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, музыкальная азбука, основные жанры, мелодия, аккомпанемент, старинные и современные музыкальные инструменты, народная и композиторская музыка, выразительная и изобразительная музыка | Разучивать и исполнять образцы музыкальнопоэтического творчества | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | |||||||||||
Опера-сказка. | 1 | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека | Называть понравившееся произведение, давая его характеристику. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. Анализировать муз. произведения, определять настроение, выделять характер построения: инструментальное или вокальное, тембровое звучание тем. | ||||||||||||
«Ничего на свете лучше нету...» Афиша. Программа | 1 | Разучивать и исполнять образцы музыкальнопоэтического творчества | Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное предста-вление. Понимание роли музыки в собственной жизни | Через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей. | ||||||||||||
Обобщающий урок. | 1 | Разучивать и исполнять образцы музыкаль-нопоэтического творчества | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности | Уметь размышлять о музыке. Высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям. Создавать собственные исполнительские интерпретации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")
МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...
Рабочая программа по музыке Критская "Школа России"
Программа для 1- 4 классов...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 1 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 2 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 3 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 4 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России"
Рабочая программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена в соответствии с основными Положениями ФГОС второго поколения, концепцией духовно-нравственного...