Рабочая программа по музыке 2 класс
рабочая программа по музыке (2 класс)
Рабочая программа разработана на основе Авторской программы курса «Музыка» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по музыке 2 класс | 44.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Авторской программы курса «Музыка» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2014 г.
Рабочая программа реализуется через учебный комплекс «Музыка» авторов Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. М. Просвещение, 2016.
Согласно учебному плану МБОУ Васильевская СОШ на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
- музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, участие в спектаклях и концертах);
- способности определять характер и настроение музыки с учетом терминов и определений;
- владеть некоторыми основами нотной грамоты (названия нот, темпов, тембров);
- определять по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, фортепиано, скрипка, арфа, флейта);
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерский жест).
Обучающийся получит возможность научиться:
– представлению о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– основам музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитию художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– различию основных видов музыкально-творческой деятельности;
– воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса, школы.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– уважительного отношения к культуре других народов;
– навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
– этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
I. «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Урок 1. Мелодия. Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность как отличительная черта русской музыки.
Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Этот урок знакомит учащихся с песнями Ю.Чичкова (сл. К.Ибряева) «Здравствуй, Родина моя!» и Г. Струве (сл. Н Соловьевой) «Моя Россия» - о Родине, о родном крае. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.
Урок 3. Гимн России. Р/К Музыкальные образы родного края;Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.
II. «День, полный событий» (6 ч.)
Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано). Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.
Урок 5. Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
Урок 6. Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.
Урок 7. Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Урок 9. Обобщающий урок (по темам 1-8). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).
III. «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.)
Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картины. Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов («Великий колокольный звон» М.П.Мусоргского).
Урок 11. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата («Александр Невский» С.С.Прокофьев). Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.
Урок 12. Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения.
Урок 13. Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»).
Урок 14. Рождество Христово! Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление о религиозных традициях. Народные славянские песнопения.
Урок 15. Музыка на Новогоднем празднике. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику – «Новый год».
Урок 16. Обобщающий урок. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за триместр.
IV. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Урок 17. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.
Урок 18. Разыграй песню. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».
Урок 19. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.
Урок 20. Обряды и праздники русского народа.
Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.
V. «В музыкальном театре» (6 ч.)
Урок 21. Сказка будет впереди. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога.
Урок 22. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Урок 23. Театр оперы и балета. Балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Балерина. Танцор. Кордебалет. Драматургия развития. Театры оперы и балета мира. Фрагменты из балетов.. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Урок 24. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
Урок 25. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Урок 26. «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Обобщение тем 17-25. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников.
VI. «В концертном зале » (3 ч.)
Урок 27. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
Урок 28. «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.
Урок 29. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)
Урок 30. Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах! Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.
Урок 31. Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
Урок 32. «Два лада» Природа и музыка. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Урок 33. Мир композитора (П. Чайковский, С. Прокофьев). Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Первый (международный конкурс П.И.Чайковского). Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева, П. Чайковского).
Урок 34. Обобщающий урок триместра. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за триместр и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. Тест.
Содержание примерного музыкального материала
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.
«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Кантата С. ПрокофьевА «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские».
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
«Наигрыш». А. Шнитке.
Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
«Камаринская». П. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
Масленичные песенки.
Песенки-заклички, игры, хороводы.
«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М.Коваль.
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М.Глинка.
«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.
Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
«Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.А.Моцарт.
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.А.Моцарт.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М.Глинка.
«Песня о картинах». Г.Гладков, слова Ю.Энтина.
«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.С.Бах.
«Весенняя». В.А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т.Сикорской.
«Колыбельная». Б.Флис — В.А.Моцарт, русский текст С.Свириденко.
«Попутная песня», «Жаворонок». М.Глинка, слова Н.Кукольника.
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П.Чайковский.
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г.Свиридов.
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д.Кабалевский.
«Музыкант». Е.Зарицкая, слова В.Орлова.
«Пусть всегда будет солнце». А.Островский, слова Л.Ошанина.
Раздел 3. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов на изучение |
1. | Тема №1. “Россия – Родина моя” | 3 |
2 | Тема №2. “День, полный событий” | 6 |
3 | Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм” | 7 |
4. | Тема №4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” | 4 |
5. | Тема №5. “В музыкальном театре” | 6 |
6. | Тема №6. “В концертном зале” | 3 |
7. | Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” | 5
|
Итого | 34 |
Приложение. Календарно-тематическое планирование. «Музыка» 2 класс
№ п/п | Тема урока | Дата план | Дата факт | Коррекция |
Раздел: «Россия – Родина моя!» – 3 часа | ||||
1 | Мелодия | 06.09 | 06.09 | |
2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. | 13.09 | 13.09 | |
3 | Гимн России. Р/К Музыкальные образы родного края | 20.09 | 20.09 | |
Раздел: «День, полный событий» – 6 часов | ||||
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано) | 27.09 | 27.09 | |
5 | Природа и музыка. Прогулка. | 04.10 | 04.10 | |
6 | Танцы, танцы, танцы… | 18.10 | 18.10 | |
7 | Эти разные марши | 25.10 | 25.10 | |
8 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | 01.11 | 01.11 | |
9 | Обобщающий урок по темам 1-8. | 08.11 | 08.11 | |
Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» - 7 часов | ||||
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 15.11 | 15.11 | |
11 | Святые земли Русской. Князь Александр Невский. | 29.11 | ||
12 | Святой преподобный Сергий Радонежский. | 06.12 | ||
13 | Молитва. | 13.12 | ||
14 | Рождество Христово. | 20.12 | ||
15 | Музыка на Новогоднем празднике. | 27.12 | ||
16 | Обобщающий урок. | 10.01 | ||
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 часа | ||||
17 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. | 17.01 | ||
18 | Разыграй песню. | 24.01 | ||
19 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 31.01 | ||
20 | Обряды и праздники русского народа. | 07.02 | ||
21 | Сказка будет впереди. | 14.02 | ||
22 | Детский музыкальный театр. Опера. Балет. | 28.02 | ||
23 | Театр оперы и балета. Балет. | 06.03 | ||
24 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | 13.03 | ||
25 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | 20.03 | ||
26 | «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Обобщение тем 17-25. | 27.03 | ||
Раздел: «В концертном зале» – 3 часа | ||||
27 | Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк»). | 03.04 | ||
28 | «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление | 17.04 | ||
29 | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. | 24.04 | ||
Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 5 часов | ||||
30 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах! | 01.05 | ||
31 | Все в движении. Попутная песня. | 08.05 | ||
32 | «Два лада» Природа и музыка. | 15.05 | ||
33 | Мир композитора (П. Чайковский, С. Прокофьев). | 22.05 | ||
34 | Обобщающий урок триместра. Заключительный урок – концерт. | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...