Раб.программа по музыке
рабочая программа по музыке (2 класс)
Рабочая Программа по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_2_klass.docx | 949.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно – правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г., 22.09.2011 г., 18.12.2012 г., 29.12.2014 г., 18.05.2015 г., 31.12.2015 г.);
- Критская, Е. Д. Музыка. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.
- Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пестеревская основная общеобразовательная школа»;
- Положение о рабочей программе МБОУ «Пестеревская ООШ».
Цели и задачи учебного предмета
Цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Содержание учебного предмета.
№ | Разделы и темы | Кол-во часов | |
1 | Мелодия. | 1 | |
2 | Здравствуй, Родина моя! | 1 | |
3 | Гимн России. | 1 | |
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано) | 1 | |
5 | Природа и музыка. Прогулка. | 1 | |
6 | Танцы, танцы, танцы… | 1 | |
7 | Эти разные марши. Звучащие картины.»Осень, осень, милости просим.» | 1 | |
8 | Расскажи сказку. Колыбельные. Краски осеннего леса. | 1 | |
9 | Колыбельные. мама. | 1 | |
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1 | |
11 | Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. | 1 | |
12 | 1 | ||
13 | Молитва. | 1 | |
14 | 1 | ||
15 | Русские народные инструменты. | 1 | |
16 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 | |
17 | Русские народные праздники: поводы зимы. | 1 | |
18 | 1 | ||
19 | Детский музыкальный театр. Опера. Балет. | 1 | |
20 | 1 | ||
21 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | 1 | |
22 | Опера «Руслан и Людмила» | 1 | |
23 | |||
24 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». | 1 | |
25 | 1 | ||
26 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление | 1 | |
27-28 | «Звучит нестареющий Моцарт».Симфония № 40.Увертюра | 1 1 | |
29 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. | 1 | |
30 | Все в движении. Попутная песня. | 1 | |
31 | Музыка учит людей понимать друг друга. | 1 | |
32 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. | 1 | |
33 | Печаль моя светла. | 1 | |
34 | Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). | 1 | |
Итого | 34 |
Россия – Родина моя (3 ч)
- Музыка в жизни человека (1 час)
- Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Песенность как отличительная черта русской музыки. Государственные символы России (гимн, герб, флаг)
- Основные закономерности музыкального искусства (1 час)
- Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность т изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений.
- Музыкальная картина мира (1 час)
- Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые коллективы. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыка вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Хоры: детский, смешанный. Симфонический оркестр.
День, полный событий (6 ч)
- Музыка в жизни человека (1 час)
- Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песенность, танцевальность, маршевость. Фортепиано, его выразительные возможности.
- Основные закономерности музыкального искусства (4 часа)
- Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Мир ребёнка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, динамика, тембр, лад). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Формы построения музыки.
- Музыкальная картина мира (1 час)
- Интонационное богатство музыкального мира. Инструментальная музыка. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СD, DVD).
О России петь - что стремиться в храм (5 ч)
- Музыка в жизни человека (1 час)
- Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор. Историческое прошлое в музыкальных образах. Духовная музыка в творчестве композиторов. Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Народные песнопения, кантата. Жанры молитвы, хорала. Рождественские песнопения и колядки. Праздники православной церкви.
- Основные закономерности музыкального искусства (3 часа)
- Интонационно-образная природа музыкального искусства. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Опера, кантата.
- Музыкальная картина мира (1 час)
- Интонационное богатство музыкального мира. Народное и профессиональное музыкальное творчество. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4 ч)
- Музыка в жизни человека (1 час)
- Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации. Обряды и праздники русского народа (Масленица).
- Основные закономерности музыкального искусства (2 часа)
- Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Элементы нотной грамоты. Основные приёмы музыкально развития (повтор и контраст). Вариации, рондо.
- Музыкальная картина мира (1 час)
- Интонационное богатство музыкального мира. Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Многообразие этнокультурных традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: образная сфера и музыкальный язык.
В музыкальном театре (5 ч)
- Музыка в жизни человека (1 час)
- Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет. Историческое прошлое в музыкальных образах.
- Основные закономерности музыкального искусства (2 часа)
- Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как выражение эмоций и мыслей человека. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Форма построения музыки: одно- и трёхчастные, рондо.
- Музыкальная картина мира (2 часа)
- Общие представления о музыкальной жизни страны. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СD, DVD). Музыка сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Симфонический оркестр.
В концертном зале (5 ч)
- Музыка в жизни человека (1 час)
- Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песенность, танцевальность, маршевость.
- Основные закономерности музыкального искусства (2 часа)
- Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Развитие музыки. Формы музыки.
- Музыкальная картина мира (2 часа)
- Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Симфонический оркестр. Тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Многообразие исторически сложившихся традиций.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6ч)
- Музыка в жизни человека (1 час)
- Основные образно-эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
- Основные закономерности музыкального искусства (3 часа)
- Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительности и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки. Повтор и контраст. Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений.
- Музыкальная картина мира (2 часа)
- Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские певческие и инструментальные коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали для музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СD, DVD). Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Многообразие исторически сложившихся традиций. Региональные традиции.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Ученик к концу 2 класса научится:
- укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
- развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов;
- эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;
- понимать роль музыки в собственной жизни, реализовывать творческий потенциал;
- формировать уважительное отношение к истории и культуре;
- передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик к концу 2 класса научится:
- реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
- выбирать способы решения проблем поискового характера;
- планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
- уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
- выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений;
- узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради;
- выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
- устанавливать связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально – ритмические движения);
- рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу музыкального произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.
Ученик получит возможность научиться:
- преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- составлять план и последовательность действий;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД
Ученик к концу 2 класса научится:
- наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- использовать общие приемы решения исполнительской задачи;
- самостоятельно сопоставлять народные и профессиональные инструменты;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях;
- определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной, сольной, хоровой, оркестровой);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии;
- передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен;
- осуществлять собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять и выделять необходимую информацию;
- осуществлять поиск необходимой информации;
- осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;
- ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД
Ученик к концу 2 класса научится:
- участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы);
- участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
- участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Ученик получит возможность научиться:
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
- формулировать свои затруднения.
- проявлять активность в решении познавательных задач.
Предметные результаты:
Ученик к концу 2 класса научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
- сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
- ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
- определять виды музыки;
Список используемой литературы
Для учителя:
- Учебное пособие. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс. Учебник. - М.: «Просвещение», 2014
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс. Рабочая тетрадь. – М.: «Просвещение», -2014.
Интернет ресурсы:
- http://mon.gov.ru/
- http://www.gov.ed.ru
- http://www.school.edu.ru
- http://www.edu.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема, тип | Решаемые проблемы; цель деятельности | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
понятия | предметные результаты | универсальные учебные действия | личностные | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Россия – Родина моя | |||||||
1 | Мелодия (У.*, с. 8–9) (вводный урок; урок-экскурсия) | Какому народу близка эта музыка? Цель: учить определять, на что похожа мелодия (песня), кем она написана | Композитор, мелодия, аккомпанемент, песня, ноты, слушатель | Узнают: что такое мелодия и аккомпанемент, назовут, кто сочиняет музыку. Научатся: размышлять | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: использовать общие приёмы решения познавательной задачи. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать и пониматьсобеседника | Показывает наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда | |
2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. (У., с. 10–13) (изучение | Что объединяет песни о Родине? Цель: учить подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций), воплощать ха- | Запев, припев, хор, солист, ис-полнитель. Россия – Родина моя. Музыка о род- | Узнают: смысл понятий: запев, припев, хор, солист, исполнитель, Родина, песня, танец, марш, мелодия. Научатся: петь хором | Регулятивные: формулировать Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов | Проявляет чувство гордости | |
урок-путешествие | рактер и настроение песен о Родине в своём исполнении; по-знакомить с музыкальными образцами родного края | ном крае. Композиторская | и Г. Струве «Моя Россия», воплощая характер и настроение песен о Родине, слушать музыку, устно отвечать на вопросы по содержанию музыкальных произведений | решения учебно-практических Коммуникативные: формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию | и сознательно выстраивает эстетические от-ношения | ||
3 | Гимн России. (У., с. 14–15) (расширение и углубление знаний; урок- историческое путешествие) | Что такое гимн? Цель: познакомить | Гимн, символы России (флаг, герб), памятники архитектуры. Столица. Гимн России – главная песня нашей Родины | Узнают: символы России (флаг, герб, гимн), особенности исполнения гимна, значение понятий: гимн, символы, памятники архитектуры. Научатся: слушать и ис- полнять гимн, исполнять музыальное произведение в хоре, выполнять интонационно-образный анализ музыки | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; адекватно ис-пользовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать и понимать собеседника | Осознает гражданскую идентичность |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
День, полный событий | |||||||
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано) (У., с. 18–19) (расширение и углубление знаний; урок-путешествие в концертный зал) | Что роднит и что от-личает два цикла Цель: научить определять жизненную основу музыкальных произведений, понимать выразительныевозможности фортепиано в создании различных образов | Форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, пианист | Узнают: понятия: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, музыкальный язык, музыкальный аль-бом, интонации. Научатся: называть имена композиторов (Петр Ильич Чайковский,Сергей Сергеевич Прокофьев), музыкальные инструменты, определять, как они связаны между собой (на при-мере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки» | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в по-знавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: выделять Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Проявляет эмоционально-ценностное отношение к музыке; расширяет свою ценностную сферу в процессе общения | |
5 | Природа Прогулка. (У., с. 20–23) (изучение нового материала; урок-путешествие) | Какое время суток определяется в каждой из пьес? Цели: познакомить с пьесами «Утро» | Песенность, танцевальность, маршевость, мелодия, регистр | Научатся: определять, какая из пьес С. Прокофьева изображает утро, а какая – вечер, характеризовать их выразительные возможности на примере пьес «Прогулка» М. Мусоргского Узнают: понятия песенности, танцевальности и | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ставить вопросы; формулировать проблемы; осуществлять сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источни- | Проявляет наличие стремления к красоте и гармонии; приобретает эстетический взгляд |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения, сравнивать контрастные пьесы одного композитора, композиторские стили | маршевости, мелодия, регистр, изобразительность в музыке, что такое регистр, о песенности, танцевальности и маршевости в музыке русских композиторов, об изобразительности в музыке | ков); применять и представлять информацию. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать собеседника; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной | оценивает и сознательно выстраивает эстетические от-ношения | ||||
6 | Танцы, танцы, танцы… (У., с. 24–25) (расширение и углубление знаний; урок-танц-класс) | Как различать многообразие танцевальной музыки? Цели: познакомить с танцами «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки» С. С. Прокофьева; научить определять ритмическую основу музыки, её танцевальные ритмы, характерные движения | Танцевальные жанры (народный, классический бальный танец, современный эстрадный). Танцевальные ритмы. Пластика движений | Узнают: названия танцев: полька, вальс, тарантелла, камаринская, понятия: танцевальные ритмы, пластика движений, танцевальные жанры. Научатся: различать народный и классический танец, определять ритмы танцев; выполнять музыкально-ритмические движения; слушать музыку | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебных, познавательных и творческих задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе | Демонстрирует наличие навыков продуктивного сотрудничества, об-щения; реализует творческий потенциал |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
7 | Эти разные марши. Звучащие картины. (У., с. 26–29) (закрепление нового материала; урок-путешествие | Кому из композиторов принадлежат марши? Как звучит музыка, которую исполняют пианисты, изображённые на картинах? Цель: расширить | Интонация шага, поступь. Ритм марша | Узнают: отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага. Научатся: определять и месяца на примере пьес П. И. Чайковского | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. Коммуникативные: обсуждать совместно вопросы с партнером по учебному взаимодействию перед принятием решения | Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда | |
8 | Расскажи сказку. (У., с. 30–31) (решение частных задач; урок-сказка) | О чём рассказали Цель: сравнить и сопоставить музыкальное развитие и содержание пьес «Нянина сказка» П. И. Чайков- | Мелодия, аккомпанемент, вступление. Сказочные об-разы в музыке | Узнают: значение музыкальных терминов: мелодия, аккомпанемент, вступление, о сказочных образах в музыке. Научатся: находить сход-ство и различие музыкальных сказок («Нянина сказка» П. И. Чайковского | Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения поставленных задач; рисовать услышанное. | Стремится к формированию ассоциативно-образного мышления; имеет позитивную самооценку своих |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ского и «Сказочка» | фьева), рисовать то, что услышали, и сочинять сказку к своему рисунку | Коммуникативные: ставить вопросы; учитывать настроения других людей, их эмоциональное восприятие музыки | музыкально-творческих способностей | ||||
9 | Колыбельные. Мама. (У., с. 32–35) (обобщение и систематизация знаний, урок-игра) | О чём говорит музыка? Что нужно для того, чтобы выразительно исполнить колыбельные песни? Цель: помочь учащимся определить интонацию колыбельной в музыкальных произведениях; развивать умения выделять отличительные черты колыбельной песни, подбирать слова к мелодии, играть на музыкальных ин-струментах, выразительно исполнять колыбельные песни | Темп, динамика, выразительность ис-полнения, интонация колыбельной, фраза. | Узнают: значение музыкальных терминов: темп, динамика, построение музыки, музыкальная форма. Научатся: слушать и выразительно исполнять колыбельные песни на примере пьесы из «Детского аль-бома» П. И. Чайковского «Мама» и песен композиторов Е. Крылатова, А. Ос-тровского, Р. Паулса, различать особенности построения музыки (двухчастная, трёхчастная форма) и его элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев) | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план Познавательные: ставить и формулировать проблему; осуществлять запись, фиксацию информации о музыкальном мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Коммуникативные: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом исполнении песен | Проявляет духовно-нравственные и этические чувства, уважительное отношение к матери |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
«О России петь – что стремиться в храм» | |||||||
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины.(У., (вводный урок; урок-путешествие в художественную галерею) | Как звучит «Великий колокольный звон»? Цели: познакомить с голосами-тембрами колоколов, с разнообразием колокольных звонов, с композиторами, включавшими звоны колоколов в свои произведения; помочь учащимся определить, какая музыка звучит на картинах художников | Голоса-тембры колоколов. Колокольные звоны: благовест, трезвон, перезвон, всполошный, набат, метельный звон. Музыкальный пейзаж | Узнают: названия колокольных звонов, что такое музыкальный пейзаж, звучащие картины, голоса-тембры. Научатся: определять голоса-тембры колоколов, сравнивать их на примере музыки М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские» | Регулятивные: выражать в словесной форме образный смысл и общий замысел произведений; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: выделять необходимую для решения познавательной задачи информацию; рассматривать живописные полотна и определять, какая музыка звучит на картинах, какими средствами живописи художник выразил музыкальное звучание; объяснять, почему некоторые картины называют звучащими. Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Сохраняет внутреннюю позицию школьника на ос-нове положительного отношения к школе; воспринимает музыкальное произведение на ос-нове эмоционально-чувственного развития, сопереживания, чувства со-причастности к истории своей Родины |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
11–12 | Святые земли русской. Александр Невский. (У., с. 42–43) Святые земли русской. Сергий Радонежский. (У., с. 44–45) (изучение | Что такое кантата? Чем дорога народу память подвигов Александра Невского Цели: познакомить с именами святых земли русской; объяснить, что они сделали для Руси, какие подвиги прославили их имена; помочь осмыслить понятия: кантата, народные песни, церковные песнопения | Народные песнопения, церковные песнопения, житие. Кантата. Хор | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: хор, кантата, триптих, народные песнопения, церковные песнопения, житие. Научатся: называть име- на святых, исполнять темы «Песни об Александре Невском» и «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» | Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью и результатами. Познавательные: осуществлять поиск необходимой для реализации учебных задач информации. Коммуникативные: выслуши- вать мнения и идеи одноклассников и использовать их в дальнейшей деятельности; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; проявлять активность | Проявляет этические чувства, чувство со-причастности к истории своей Родины | |
13–14 | Молитва (У., с. 46–47) С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике. | Что такое молитва? Цели: дать понятие молитвы через пьесы из «Детского аль-бома» П. И. Чайковского; развивать умение проводить интонационно-образный | Икона. Молитва. Мелодия. Композитор. Народные славянские песнопения. | Узнают: значение понятий: молитва, икона. Научатся: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки на примере пьес из «Детского альбома» И. Чайковского «Утренняя молитва», | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: договариваться о распределении функ- | Укрепляет культурную, этническую | |
(У., с. 48–51) (Закрепление нового материала, обобщение и систематизация. Урок-концерт) | анализ прослушанного музыкального произведения | Народные церковные праздники, Евангелие, сочельник, колядки | «В церкви». Узнают: значение понятий: народные церковные праздники, сочельник, колядки. Научатся: выразительно исполнять рождественские песнопения | ций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе | ствии с духовными традициями семьи и народа | ||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | |||||||
15 | Русские народные ин-струменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. (У., с. 54–59) (повторение и закрепление изученного материала. Урок-игра) | Какие русские народные инструменты вы знаете? Цель: продолжить знакомить учащихся с музыкальными ин-струментами, с составом оркестра рус-ских народных ин-струментов; помочь учащимся создать инструментальные импровизации; объяснить значение музыкальных понятий: плясовые наигрыши, вариации | Оркестр русских народных инструментов. Пляска. Наигрыш. Вариации. Песня-игра. Песня-диалог. Рус-ские народные песни. Хоровод. Фольклор | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: оркестр русских народных инструментов, вариации, наигрыш, пляска, фольклор, песня-игра, песня-диалог. Научатся: называть народные инструменты, на которых играют музыканты, определять на слух рус-ские народные инструменты, импровизировать в иг-ре на народных инструментах, разыгрывать песни «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли», выразительно | Регулятивные: обдумывать замысел и реализовывать его Познавательные: использовать общие приёмы решения исполнительской задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения их существенных признаков. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; задавать вопросы, необходимые | Демонстрирует наличие навыков продуктивного сотрудничества, об-щения; реализует творческий потенциал |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши | для организации собственной деятельности и сотрудничества | ||||||
16 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. (У., с. 62–65) (изучение ние изученного; урок-путешествие) | Какая из предложенных мелодий звучит в «Детском альбоме» П. И. Чайковского? Цель: развивать умение сопоставлять мелодии произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки» С. С. Прокофьева, находить черты, роднящие их с народными напевами и наигрышами | Авторская музыка Регистр. Мотив. Выразительность | Узнают: значение понятий: авторская музыка Научатся: сочинять мелодию на заданный текст, импровизировать в игре на народных инструмен- тах, понимать и слышать характерные народные ин-тонации, ритмы, тембры, приёмы развития на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская») и «Детской музыки» С. С. Прокофьева («Ходит месяц над лугами», «Вечер») | Регулятивные: самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе. Познавательные: осуществлять поиск необходимой для решения поставленной учебной задачи информации. Коммуникативные: договари-ваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты | Проявляет эмоционально-ценностное отношение к искусству; реали- зует творческий потенциал | |
17–18 | Русские народные праздники: Проводы | Почему в народных песнях часто повторяются и мелодия и слова? | Русский народный праздник. Песенка- | Узнают: значение понятий: русский народный праздник, фольклор, песенка-закличка, выразитель- | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: использовать | Укрепляет культурную, этническую |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
зимы. (У., с. 66–67) Встреча весны.(У., (повторение и закрепление изученного материала; урок-игра) | Цель: познакомить с чертами и приёмами народных праздников; разучить масленичные песни, весенние заклички, детские игры, соответствующие данному празднику | закличка. Выразительность | ность, историю и содержание народных праздников. Научатся: выразительно исполнять обрядовые песни, работать с учебником и дополнительной литературой; выполнять игровые и театрализованные действия | общие приёмы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о рас-пределении функций и ролей | и гражданскую идентичность | ||
В музыкальном театре | |||||||
19–20 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. (У., с. 72–77) (изучение | Как вы думаете, кто в опере исполняет эти темы? Что такое балет? Цель: привлечь внимание учащихся | Музыкальный диалог. Музыкальный театр. Опера. Хор. Солист. Балет. Балерина. Танцор. Примадонна. Дуэт. Трио | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, музыкальный театр, музыкальный диалог, хор, солист, балет, балерина. Научатся: называть имена композиторов, названия произведений (опера М. Коваля «Волк и семеро козлят», балет С. Прокофьева «Золушка»), выразительно исполнять темы героев | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой для решения поставленных учебно-практических и познавательных задач информации. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать собеседника; уметь участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, | Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству; имеет позитивную самооценку своих музыкально-творчес- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
шествие | ный мир театра; научить выразительно исполнять главные темы оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» | оперы, сопоставлять | обсуждать и анализировать соб-ственную музыкальную (певческую, исполнительскую, слушательскую) деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач, с точки зрения музыкального содержания и средств его выражения | ких возможностей | |||
21 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. (У., с. 78–81) (изучение нового материала; урок-путешествие в концертный зал) | Какие оперы и балеты вы видели в театре? Цели: научить ис-пользовать приём свободного дирижирования, передачи характера звучания музыки пластичными движениями; развивать умения слушать музыкальные произведения и узнавать знакомые мелодии в них | Симфонический ор-кестр. Дирижёр – руководитель оркестра. Дири- жёрские жесты | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: симфонический ор-кестр, дирижёр, дирижёрские жесты. Научатся: представлять себя в роли дирижёра и ди- рижировать разными маршами из опер и балетов, участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля | Регулятивные: контролировать и оценивать свою учебную деятельность. Познавательные: обдумывать замысел и реализовывать его Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; учитывать эмоциональное восприятие музыки других учащихся; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | Реализует творческий потенциал в процессе коллективного и инди- видуального музицирования |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
22–23 | Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. (У., с. 82–87) (изучение | В чём сходство и различие сцен в поэтической сказке (поэме) «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина Цель: научить разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе освоения принципов музыкально-симфонического развития, проводить сравнительный анализ музыки | Действие. Солист. Хор. Контраст. Сцена из оперы. Увертюра. Финал | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал. Научатся: проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов, понимать смысл терминов «партитура», «увертюра» на примере музыки М. И. Глинки, слушать и понимать музыку | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию во взаимодействии | Проявляет наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи, театра | |
В концертном зале | |||||||
24–25 | Симфоническая сказка. (С. С. Прокофьев «Петя и волк») (У., с. 90–93) | Каким персонажам сказки принадлежат музыкальные темы? Какие инструменты их исполняют? Цели: объяснить | Концертный зал. Сюжет. Тема. Тембр. Партитура. Симфони- | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура, инструменты симфонического оркестра. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; концентрировать волю | Стремится к развитию эмоционального восприятия музы- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
(изучение | значение понятий: симфоническая сказка, партитура; научить следить по партитуре появление действующих лиц, их разговор между собой, помочь учащимся услышать различное звучание музыкальных инструментов, характеризующих действующих лиц сказки | ческая сказка. Инструменты симфонического оркестра | Научатся: различать | для решения поставленных учебных задач. Познавательные: осуществлять поиск необходимой для реализации учебно-познавательной задачи информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; контролировать свои действия в коллективной работе | кальных произведений; проявляет интерес к от-дельным видам музыкально-практической деятельности | ||
26 | Сюита с. 94 –97) (изучение | Отличаются ли образы рисунков художника В. Гартмана от музыкальных образов М. Мусоргского? Цели: познакомить учащихся с пьесами из фортепианного цикла (сюиты) «Картинки с выставки» | Музыкальный портрет. Сюита. Фортепианные пьесы. Музыкальные впечатления. Музыкальные | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: сюита, музыкальный портрет, о музыкальном творчестве М. П. Мусоргского для детей. Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыки, выделять выразительность и изобрази- | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения поставленных задач. Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; | Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству; стремится к развитию ассоциативно-об- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
и закрепление нового материала;урок-экскурсия на выставку художника) | М. П. Мусоргского; научить выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии | портреты и образы | тельность в музыке на примере фортепианных пьес М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»; определять музыкальные портреты и образы на основе анализа пьес-картинок М. П. Мусоргского | прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | разного мышления | ||
27–28 | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра. (У., с. 98– 103) (закрепление и обобщение знаний; урок- путешествие в концертный зал) | Почему современный поэт В. Боков назвал композитора В. А. Моцарта «нестареющим»? В чём секрет современности музыки Моцарта? Цель: познакомить учащихся с западноевропейской музыкой, с автобиографией | Опера. Симфония. Рондо. Симфоническая партитура. Контраст. Увертюра | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, симфония, рондо, симфоническая партитура, контраст, увертюра,о жизни и творчестве В. А. Моцарта. Научатся: анализировать и сравнивать музыкальные произведения на примере симфонии № 40, оперы «Свадьба Фигаро», «Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта и произведений М. И. Глинки | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: выделять Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; конструктивно вести диалог; слушать и понимать собеседника; управлять коммуникацией: определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Проявляет уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | |||||||
29 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). «И всё это – И.-С. Бах». (У., с. 106– 111) (изучение и закрепление новых знаний; урок-путешествие) | Почему другой немецкий композитор – Людвиг ван Бетховен – сказал о Бахе: «Не ручей – море ему имя!»? Цели: продолжить знакомить учащихся с западноевропейской музыкой, с музыкальными произведениями И.-С. Баха; объяснить значение понятий: органная музыка, орган, менуэт, старинный народный танец мюзет, волынка | Интонация. Мелодия. Динамика. Лад. Тембр. Музыкальный инструмент. Музыкальная речь – интонация. Музыкальный язык. Регистр. Ор-ган. Ритм. Органная музыка. Менуэт | Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: интонация, темп, тембр, мелодия, динамика, лад, регистр, ритм, орган, органная музыка, менуэт, аккомпанемент. Научатся: слушать и отличать на слух тембр органа, анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества | Проявляет интерес практической дея-тельности, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов | |
30 | Всё в движении. Попутная песня. (У., с. 112– 115) (повторение изучен- | Какое чувство выражает музыка? Что помогает услышать характер движения Цель: дать понятие: выразительность, | Выразительность и изобразительность музыки, темп, контраст. Срав- | Узнают: значение понятий: изобразительность | Регулятивные: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для реализации поставлен- | Демонстрирует наличие навыков родуктивного сотрудничества, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ного материала, урок-путешествие) | изобразительность, темп, контраст | нительный анализ произведений | Научатся: анализировать и сопоставлять музыкальные произведения разных композиторов, осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях | ных учебно-практических и по-знавательных задач. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью к учителю, партнеру по сотрудничеству; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | общения, взаимодействия со сверстниками при решении различных творческих (музыкальных) задач | ||
31 | «Музыка учит людей понимать друг друга». (У., с. 116– 117) (повторение изученного материала, урок-путешествие) | Как музыка учит людей понимать друг друга? Цели: помочь учащимся ощутить свои возможности в качестве слушателей | Песня, танец, марш. Композитор, исполнитель, слушатель. Творчество Д. Б. Кабалевского | Узнают: значение понятий: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель. Научатся: понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя на примере музыкальных произведений Д. Б. Кабалевского («Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель» и др.); выполнять интонационно-образный сравнительный анализ произведений | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя в соответствии с поставленной учебной задачей; Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов (музыкальные пьесы Д. Б. Кабалевского) с целью решения конкретных задач). Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Проявляет этические чувства, уважительное отношение к окружающим людям, положительное отношение к музыкальным занятиям |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
32 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. (У., с. 118– 121) (изучение и закрепление полученных знаний; урок-путешествие в картинную галерею) | Какие чувства и настроения близки картине М. Нестерова «Два лада»? Как вы думаете, можно ли при помощи лада создать контрастные музыкальные образы? Цель: вызвать у учащихся чувства сопереживания и одухотворённости, любви | Музыкальный лад. Мажор, минор, краска, тембр. Рисунок. Цвет. Мелодия. Легенда. «Волшебный цветик-семицветик» | Узнают: значение понятий (музыкальных терминов): музыкальный лад, тембр, краска, мелодия. Научатся: на слух определять мажор и минор, называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности на примере картины М. Нестерова «Два лада», картин В. Борисова-Мусатова «Цветущие вишни» и «Осенняя песнь», музыкальных произведений «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского, «Весна» и «Осень» Г. В. Свиридова; выполнять интонационно-образный сравнителный анализ музыки, слушать музыку, исполнять хором песни | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные: ставить и формулировать проблему; ориентироваться в информационном материале учебника; осуществлять поиск необходимой для решения учебной и познавательной задач информации; использовать общие приёмы решения по-ставленных задач. Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию | Стремится к развитию навыков художественного восприятия произведений искусства; проявляет эмоциональную отзывчивость, духовно-нравственные и этические чувства | |
33 | Печаль моя светла. (У., с. 122– 125) (повторе- | Как выразили своё отношение к природе композиторы М. И. Глинка и | Лад. Выразительность. Сопоставле-ние. Ми- | Узнают: значение понятия (музыкального термина) музыкальный лад, особенности звучания музы-кальных произведений | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учи-телем и одноклассниками или | Проявляет наличие эмоционального отношения | |
ние и обобщение полученных знаний, урок-путешествие) | Цели: закрепить понятия мажор и минор; помочь учащимся почувствовать на-строение песен, написанных композиторами на основе минорного лада; дать представление о знаках альтерации – способах повышения и понижения звуков | нор. Мажор. Крас- ка. Тембр. Выразительность | и отдельных мелодий, написанных композиторами в минорном ладе, о знаках альтерации в нотной записи и их назначении. Научатся: понимать ос-новные музыкальные термины и понятия музыкального искусства, рассуждать о выразительных средствах, использованных композиторами для выражения своего отношения к природе в музыкальных произведениях | самостоятельно; оценивать процесс и результат действия; вносить необходимые коррективы Познавательные: формулировать познавательную цель; узнавать, называть и определять объ-екты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию | к искусству, уважение к чувствам и настроениям другого человека, положительное отношение к музыкальным занятиям | ||
34 | Первый. Мир композитора С. С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии? (У., с. 126– 128) (обоб- | Какие сочинения композиторов вы вспоминаете, рассматривая рисунки? Могут ли иссякнуть мелодии? Какие международные музыкальные конкурсы вам известны? Кого | Консерватория. Конкурс. Международные музыкальные конкурсы, фестивали. Мир композитора. Ин-тонация, музыкаль- | Узнают: могут ли иссякнуть мелодии в результате обсуждения проблемного вопроса; (вспомнят) изученные на уроках музыкальные сочинения (ориентируясь на рисунки, характерные мелодии известных произведений) и назовут их авторов, исполнителей и исполнительские коллективы (симфонический ор- | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; осуществлять констатирующий | Сохраняет внутреннюю позицию школьника на ос-нове положительного отношения к школе; воспринимает му-зыкальное | |
щение изученного материала. Заключительный урок-концерт) | В чем состоит мир композитора? Цели: закрепить понятия, полученные на уроках; помочь учащимся вспомнить произведения различных музыкальных жанров и обоб-щить особенности музыкального «почерка» выдающихся рус-ских композиторов – и С. С. Прокофьева | ная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, ор-кестр, дирижёр, концертный зал, изобразительность и выразительность музыки, партитура, лад (мажорный лад, минорный лад) | кестр, оркестр народных инструментов, дуэт, трио, квартет, ансамбль, квинтет); услышат отзывы Научатся проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям, составлять афишу | и прогнозирующий контроль Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: предлагать помощь и договариваться о распределении функций в совместной деятельности; конструктивно и плодотворно работать | произведение на ос-нове эмоционально-чувственного развития, сопереживания, чувства со-причастности к истории своей Родины |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Планирование для 1 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...
Планирование по музыке для 4 класса на основе примерной программы по музыке в соответствии с авторской программой Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...
Планирование для 2 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...