Рабочая программа по музыке для 1 класса
рабочая программа по музыке (1 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вылковская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
Принято педагогическим советом Протокол №___от_________2019 г. | Утверждаю Директор школы__________ Л.В.Коломеец Приказ № ______ от __________2019 г |
Рабочая программа
по музыке
для 1 класса
Составитель: Пенькова Оксана Анатольевна
учитель начальных классов
с.Вылково, 2019 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы «Музыка» (авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина.: Москва, Просвещение, 2011).
1.2.Общие цели учебного предмета
Цель учебного предмета «Музыка» в общеобразовательной школе — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
1.3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану на изучение музыки в 1 классе выделяется 33 часа, 1 час в неделю.
1.4.УМК
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Программа по музыке для 1-4 классов. - М.: Просвещение, 2011г.
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Музыка. Учебник. 1 класс. - М.: Просвещение, 2011г.
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: Просвещение, 2011г.
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс.
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2015г.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
У обучающегося будут сформированы:
– восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
– эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
– положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально - практической деятельности;
– основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
– уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– понимания значения музыкального искусства в жизни человека;
– начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
– первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально - исполнительской деятельности;
– эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
– принимать учебную задачу;
– понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
– осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
– адекватно воспринимать предложения учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать музыкально - исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
– воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;
– принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
– ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);
– использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»);
– находить в музыкальном тексте разные части;
– понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
– читать простое схематическое изображение.
Обучающийся получит возможность научиться:
– соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);
– понимать запись, принятую в относительной сольмизации, включая ручные знаки;
– пользоваться карточками ритма;
– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;
– соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
– принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
– понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
– контролировать свои действия в коллективной работе.
Обучающийся получит возможность научиться:
– исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
– использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
– следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются формирование следующих умений:
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучанииразличных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, ихвоспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | |
Музыка вокруг нас. | 16ч | ||
1 | И муза вечная со мной! | 1ч | |
2 | Хоровод муз. | 1ч | |
3 | Повсюду музыка слышна. | 1ч | |
4 | Душа музыки – мелодия. | 1ч | |
5 | Музыка осени. | 1ч | |
6 | Сочини мелодию. | 1ч | |
7 | Азбука, азбука каждому нужна. | 1ч | |
8. | Музыкальная азбука. | 1ч | |
9 | Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли. | 1ч | |
10 | «Садко» (из былинного сказа). | 1ч | |
11 | Музыкальные инструменты: флейта, арфа. | 1ч | |
12 | Звучащие картины. | 1ч | |
13 | Разыграй песню. | 1ч | |
14 | Пришло Рождество, начинается торжество. | 1ч | |
15 | Родной обычай старины. | 1ч | |
16 | Добрый праздник среди зимы. | 1ч | |
Музыка и ты. | 17ч | ||
17 | Край, в котором ты живешь. | 1ч | |
18 | Поэт, художник, композитор. | 1ч | |
19 | Музыка утра. | 1ч | |
20 | Музыка вечера. | 1ч | |
21 | Музыкальные портреты. | 1ч | |
22 | Разыграй сказку. | 1ч | |
23 | У каждого свой музыкальный инструмент. | 1ч | |
24 | Музы не молчали. | 1ч | |
25 | Музыкальные инструменты. | 1ч | |
26 | Мамин праздник. | 1ч | |
27 | Музыкальные инструменты. Чудесная лютня. | 1ч | |
28 | Звучащие картины. | 1ч | |
29 | Музыка в цирке. | 1ч | |
30 | Дом, который звучит. | 1ч | |
31 | Опера-сказка. | 1ч | |
32 | Ничего на свете лучше нету. | 1ч | |
33 | Афиша. Программа. Музыка в кино. | 1ч |
5.ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММУ
№ урока | Номер изменения | Дата | Основание для внесения изменения | Изменение нумерации уроков | Содержание откорректированных изменений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...