Рабочая программа по музыке. 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс)

Денисова Вера Борисовна

Рабочая  учебная программа по  музыке для  4-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.

В соответствии с  Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass.docx48.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  учебная программа по  музыке для  4-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.

В соответствии с  Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2010
  • Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2010
  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.:
  • Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)

ЦЕЛЬ:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части              духовной культуры школьников.

       ЗАДАЧИ:

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; интереса к народным традициям, культурным ценностям родного края;
  • развитие активного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний о музыке;
  • формирование опыта музицирования;
  • обучение хоровому исполнительству;
  • развивать желание и умение детей воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа;
  • поддерживать желание детей передавать в рисунке настроение музыкального произведения.

Формы взаимодействия МОУ с различными социальными институтами в процессе развития у школьников ценностного отношения к родному краю:

  • Детская картинная галерея: занятия со школьниками, выставка продуктов детского творчества, вечера-встречи с художниками, выдающимися людьми города и края, народные праздники, конкурсы и т.д.
  • Детская библиотека: чтение литературных произведений, беседы по содержанию произведений, выставка продуктов детского творчества,  праздники, конкурсы, вечера-встречи с писателями поэтами родного края, оказание помощи библиотекарям в ремонте книг, участие в акции «Подари книгу библиотеке!
  • Музеи (краеведческий, школьный): проведение занятий, экскурсий, встречи с современными художниками, известными людьми родного края и т.п.
  • Дом детского творчества: посещение дошкольниками студий, кружков, участие в выставках, праздниках, конкурсах, вечерах-встречах.

Учебно-тематический план

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы, зачеты

уроки

лабораторно-практические работы, экскурсии

1.

Россия – Родина моя

6

2.

О России петь – что стремиться в храм…

4

тестирование

3.

День, полный событий

5

4.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

5

5.

В концертном зале

4

6.

В музыкальном театре

4

тестирование

7.

Чтоб музыкантам быть, так надобно уменье…

6

тестирование

Итого:

34

Содержание  программы

        Россия – Родина моя. 6ч.

Раскрываются следующие содержательные линии: Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов.  Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др., особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).

О России петь – что стремиться в храм… 4ч.

Раскрываются следующие содержательные линии: Нравственные подвиги святых земли Русской (равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский и др.), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения.   Праздники Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке  русских композиторов.

День, полный событий 5ч.

Раскрываются следующие содержательные линии. Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.) Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! 5ч.

Раскрываются следующие содержательные линии. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиции сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица). Икона «Троица» А. Рублёва.

В концертном зале 4ч.

Развиваются следующие содержательные линии. Различные жанры м образные сферы вокальной(песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижёры и исполнительские коллективы.  

В музыкальном театре 4ч.

Развиваются следующие содержательные линии. События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные  приёмы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатурян, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры лёгкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.

Чтоб музыкантам быть, так надобно уменье… 6ч.

Развиваются следующие содержательные линии. Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.).  Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.

Схема календарно-тематического планирования учебного предмета на учебный год

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Содержание тематического планирования

Дата

4   а

4  б

план

факт

план

факт

1.

1.

Мелодия  «Ты запой мне ту песню…»

Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки русских композиторов С.В.Рахманинова, М.П.Мусоргского,  П.И.Чайковского С. Рахманинов Концерт №3 для ф-но с оркестром. 1-я часть.  

П.Аедоницкий «Красно солнышко»

4.09

3.09

2.

2.

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»

Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе. Средства музыкальной выразительности в произведениях вокального жанра

11.09

10.09

3.

3.

Как сложили песню. Звучащие картины.  

Тема народной песни в рассказе М.Горького «Как  сложили песню».  Многоголосие картины  К.С.Петрова-Водкина «Полдень»

А мы просо сеяли, рус. нар. песни, обработка   М. Балакирева,

Куплетная форма народной песни.

18.09

17.09

4.

4.

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети?

25.09

24.09

5.

5.

«Я пойду по полю белому...

Фольклор, и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев.  Народные песни.

С.С. Прокофьев  «Александр Невский»;

М. Глинка «Иван Сусанин» Ю. Антонов, сл.М. Пляцковский  «Родные места»;  

2.10

1.10

6.

6.

На великий праздник собралася  Русь»

Фольклор, и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев.  Народные песни.

С.С. Прокофьев  «Александр Невский»;

М. Глинка «Иван Сусанин» Ю. Антонов, сл.М. Пляцковский  «Родные места»;  

9.10

8.10

7.

7.

Святые земли Русской.

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина. «Житие» и дела святых равноапостольных – Кирилла и Мефодия.

16.10

15.10

8

8.

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»  

Образ  осени в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов.  Лирика в поэзии и музыке.  Черты,  присущие музыке русских. Композиторов

П.Чайковский.  Осенняя песнь;   Г. Свиридов. Пастораль. М. Мусоргский  В деревне.

23.10

22.10

9.

9.

«Что за прелесть эти сказки!».

Образы  Пушкинских сказок в музыке русских композиторов. 

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Н. Римский-Корсаков Три чуда. Вступление ко II д. оперы «Сказка о царе Салтане».

6.11

5.11

10.

10.

Музыка ярмарочных гуляний.

Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки. П.Чайковский Девицы, красавицы

 Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». М. Мусоргский  «Борис ..Годунов».

Вступление; Великий колокольный звон.

13.11

12.11

11.

11.

Святогорский монастырь.

Музыка, связанная со Святогорским монастырём. Колокольные звоны. Вступление к опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов»

20.11

19.11

12.

12.

Приют, сияньем муз одетый…»

Музыка Тригорского (Пушкинские горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М. И. Глинки. Жанры вокальных и инструментальных  произведений.

27.11

26.11

13.

13.

Композитор – имя ему народ.  

Народная песня - летопись жизни народа, ее интонационная выразительность.  У каждого народа есть свои песни.  Сходные и различные черты. 

Бульба,  бел.нар. песни. Солнце, в дом войди  груз. нар.песни. Аисты, узб.нар.песня.

Вишня, япон.нар.песня. Ой ты, речка, реченька р.н.песня

4.12

3.12

14.

14.

Музыкальные инструменты России

Оркестр русских народных инструментов.

Многообразие русских народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов.  

Светит месяц, рус.нар. песня. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

11.12

10.12

15.

15.

«Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах

Мифы, легенды. Предания и сказки о музыке и музыкантах. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

П.Аедоницкий «Разговор с елкой»

18.12

17.12

16.

16.

Музыкальные инструменты  Вариации на тему рококо.

Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель. Струнных квартет.  Музыкальный жанр – ноктюрн. Музыкальная форма- вариации. А. Бородин. Ноктюрн 3-я ч.  из квартета №2. П. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром

25.12

24.12

17.

17.

Старый замок. «Счастье в сирени живёт…»

Различные виды музыки: инструментальная . Фортепианная сюита. М.П.Мусоргского  «Картинки с выставки» - «Старый замок» Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы.

15.01

14.01

18.

18.

Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы,

танцы…

Судьба и творчество Ф.Шопена.  Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыка: трехчастная. Ф. Шопен. Полонез Ля мажор; Мазурки №47 ля минор, №48 Фа мажор; №1 Си-бемоль мажор.

22.01

21.01

19.

19.

Патетическая  соната Л.  Бетховена. Годы странствий.

Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра.

Л. Бетховен. Соната №8 (Патетическая

29.01

28.01

20.

20.

Царит гармония оркестра.

Музыкальные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра: смычковые, духовые, ударные.  Дирижер. М. Глинка  Арагонская хота.

5.02

4.02

21.

21

Зимнее утро, зимний вечер

Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки.

П. Чайковский. Зимнее утро; У камелька.  Зимний вечер. М. Яковлев, ст.А. Пушкина. Зимняя дорога. Ц. Кюи, ст.А. Пушкина.

12.02

11.02

22.

22

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны -  польскую и русскую.»За Русь мы все стеной стоим».  Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина. Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация – ария Сусанина.

19.02

18.02

23.

23.

«Исходила младёшенька…»

Характеристика главных героини оперы М. П.Мусоргского «Хованщина» Сравнительный анализ песни  «Исходила младёшенька…» со вступлением к опере.

26.02

25.02

24.

24.

Русский Восток. Восточные мотивы

Поэтизация востока русскими композиторами;  отражение восточных мотивов в творчестве русских композиторов.      Пляска персидок  М. Мусоргского. Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Танец с саблями. А. Хачатурян.

4.03

3.03

25

25.

Балет Стравинского «Петрушка»

Персонаж народного кукольного театра – Петрушка. Музыка в народном стиле.  Оркестровые тембры.

 И. Стравинский   первая картина  из балета «Петрушка».

11.03

10.03

26.

26.

Театр музыкальной комедии.

Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития.   Музыкальный театр  Ростова-на-Дону. Вальс из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус сцена  из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

18.03

17.03

27.

27

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Музыкальные жанры:  прелюдия, этюд. Знакомство с творчеством  Рахманинова и Шопена; Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

8.04

7.04

28.

28.

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Б. Окуджава  Пожелания друзьям; Музыкант.  В. Высоцкий  «Песня о друге» С. Никитин, сл. Ю. Мориц.  «Резиновый Ёжик»; «Сказка по лесу идет».

15.04

14.04

29.

29.

Праздников праздник, торжество из торжеств.

Праздники русской православной церкви -Пасха;  Тема праздника в духовной и народной музыке. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Тропарь праздника Пасхи.  П. Чесноков  «Ангел вопияше». Молитва.  «Богородице Дево, радуйся»   С. Рахманинов

22.04

21.04

30

30.

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов.  С. Рахманинов «Светлый праздник»  финал сюиты-фантазии для двух фортепиано.

29.04

28.04

31.

31.

Народные праздники. «Троица».

Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником.  

«Троица» А.Рублева. Троицкие песни.

Ю.Антонов «Утренняя песенка»

6.05

5.05

32.

32.

В каждой  интонации спрятан человек.

Музыкальные портреты в балетах  С. Прокофьева. Принцип «Тождества и контраста»

С Прокофьев «Золушка»,  «Ромео и Джульетта»

13.05

12.05

33.

33.

Музыкальный сказочник.

Н.А.Римский –Корсаков – величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехеразада». Музыкальные образы. Образы торя в операх и сюите. Музыкальная живопись.  Н. Римский-Корсаков.

«Шехеразада»  фрагменты

Я.Дубравин  «Синеглазая речка»

20.05

19.05

34.

34.

Рассвет на Москве-реке.

Закрепление знаний о музыкальных жанрах, инструментах симфонического оркестра; совершенствование  исполнительские вокальные навыки. Симфоническая картина.  М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».

27.05

26.05

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в выразительных средствах музыки.

- уметь различать музыку народную и композиторскую,

- уметь петь a capella и двухголосие,

- уметь петь и различать разные типы русских народных песен.

Учащиеся должны знать:

- названия различных видов оркестров,

- названия музыкальных инструментов,

- имена русских и зарубежных композиторов – классиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...