Рабочая программа по музыке. 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс)
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass.docx | 48.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2010
- Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2010
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.:
- Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)
ЦЕЛЬ:
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
ЗАДАЧИ:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; интереса к народным традициям, культурным ценностям родного края;
- развитие активного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний о музыке;
- формирование опыта музицирования;
- обучение хоровому исполнительству;
- развивать желание и умение детей воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа;
- поддерживать желание детей передавать в рисунке настроение музыкального произведения.
Формы взаимодействия МОУ с различными социальными институтами в процессе развития у школьников ценностного отношения к родному краю:
- Детская картинная галерея: занятия со школьниками, выставка продуктов детского творчества, вечера-встречи с художниками, выдающимися людьми города и края, народные праздники, конкурсы и т.д.
- Детская библиотека: чтение литературных произведений, беседы по содержанию произведений, выставка продуктов детского творчества, праздники, конкурсы, вечера-встречи с писателями поэтами родного края, оказание помощи библиотекарям в ремонте книг, участие в акции «Подари книгу библиотеке!
- Музеи (краеведческий, школьный): проведение занятий, экскурсий, встречи с современными художниками, известными людьми родного края и т.п.
- Дом детского творчества: посещение дошкольниками студий, кружков, участие в выставках, праздниках, конкурсах, вечерах-встречах.
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контрольные работы, зачеты | ||
уроки | лабораторно-практические работы, экскурсии | |||||
1. | Россия – Родина моя | 6 | ||||
2. | О России петь – что стремиться в храм… | 4 | тестирование | |||
3. | День, полный событий | 5 | ||||
4. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 5 | ||||
5. | В концертном зале | 4 | ||||
6. | В музыкальном театре | 4 | тестирование | |||
7. | Чтоб музыкантам быть, так надобно уменье… | 6 | тестирование | |||
Итого: | 34 |
Содержание программы
Россия – Родина моя. 6ч.
Раскрываются следующие содержательные линии: Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др., особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).
О России петь – что стремиться в храм… 4ч.
Раскрываются следующие содержательные линии: Нравственные подвиги святых земли Русской (равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский и др.), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
День, полный событий 5ч.
Раскрываются следующие содержательные линии. Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.) Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! 5ч.
Раскрываются следующие содержательные линии. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиции сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица). Икона «Троица» А. Рублёва.
В концертном зале 4ч.
Развиваются следующие содержательные линии. Различные жанры м образные сферы вокальной(песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижёры и исполнительские коллективы.
В музыкальном театре 4ч.
Развиваются следующие содержательные линии. События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приёмы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатурян, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры лёгкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Чтоб музыкантам быть, так надобно уменье… 6ч.
Развиваются следующие содержательные линии. Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
Схема календарно-тематического планирования учебного предмета на учебный год
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Содержание тематического планирования | Дата | |||
4 а | 4 б | ||||||
план | факт | план | факт | ||||
1. | 1. | Мелодия «Ты запой мне ту песню…» | Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки русских композиторов С.В.Рахманинова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского С. Рахманинов Концерт №3 для ф-но с оркестром. 1-я часть. П.Аедоницкий «Красно солнышко» | 4.09 | 3.09 | ||
2. | 2. | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» | Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе. Средства музыкальной выразительности в произведениях вокального жанра | 11.09 | 10.09 | ||
3. | 3. | Как сложили песню. Звучащие картины. | Тема народной песни в рассказе М.Горького «Как сложили песню». Многоголосие картины К.С.Петрова-Водкина «Полдень» А мы просо сеяли, рус. нар. песни, обработка М. Балакирева, Куплетная форма народной песни. | 18.09 | 17.09 | ||
4. | 4. | Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. | Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети? | 25.09 | 24.09 | ||
5. | 5. | «Я пойду по полю белому... | Фольклор, и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни. С.С. Прокофьев «Александр Невский»; М. Глинка «Иван Сусанин» Ю. Антонов, сл.М. Пляцковский «Родные места»; | 2.10 | 1.10 | ||
6. | 6. | На великий праздник собралася Русь» | Фольклор, и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни. С.С. Прокофьев «Александр Невский»; М. Глинка «Иван Сусанин» Ю. Антонов, сл.М. Пляцковский «Родные места»; | 9.10 | 8.10 | ||
7. | 7. | Святые земли Русской. | Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина. «Житие» и дела святых равноапостольных – Кирилла и Мефодия. | 16.10 | 15.10 | ||
8 | 8. | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке. Черты, присущие музыке русских. Композиторов П.Чайковский. Осенняя песнь; Г. Свиридов. Пастораль. М. Мусоргский В деревне. | 23.10 | 22.10 | ||
9. | 9. | «Что за прелесть эти сказки!». | Образы Пушкинских сказок в музыке русских композиторов. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Н. Римский-Корсаков Три чуда. Вступление ко II д. оперы «Сказка о царе Салтане». | 6.11 | 5.11 | ||
10. | 10. | Музыка ярмарочных гуляний. | Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки. П.Чайковский Девицы, красавицы Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». М. Мусоргский «Борис ..Годунов». Вступление; Великий колокольный звон. | 13.11 | 12.11 | ||
11. | 11. | Святогорский монастырь. | Музыка, связанная со Святогорским монастырём. Колокольные звоны. Вступление к опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» | 20.11 | 19.11 | ||
12. | 12. | Приют, сияньем муз одетый…» | Музыка Тригорского (Пушкинские горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М. И. Глинки. Жанры вокальных и инструментальных произведений. | 27.11 | 26.11 | ||
13. | 13. | Композитор – имя ему народ. | Народная песня - летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. У каждого народа есть свои песни. Сходные и различные черты. Бульба, бел.нар. песни. Солнце, в дом войди груз. нар.песни. Аисты, узб.нар.песня. Вишня, япон.нар.песня. Ой ты, речка, реченька р.н.песня | 4.12 | 3.12 | ||
14. | 14. | Музыкальные инструменты России Оркестр русских народных инструментов. | Многообразие русских народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Светит месяц, рус.нар. песня. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. | 11.12 | 10.12 | ||
15. | 15. | «Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах | Мифы, легенды. Предания и сказки о музыке и музыкантах. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. П.Аедоницкий «Разговор с елкой» | 18.12 | 17.12 | ||
16. | 16. | Музыкальные инструменты Вариации на тему рококо. | Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель. Струнных квартет. Музыкальный жанр – ноктюрн. Музыкальная форма- вариации. А. Бородин. Ноктюрн 3-я ч. из квартета №2. П. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром | 25.12 | 24.12 | ||
17. | 17. | Старый замок. «Счастье в сирени живёт…» | Различные виды музыки: инструментальная . Фортепианная сюита. М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» - «Старый замок» Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы. | 15.01 | 14.01 | ||
18. | 18. | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | Судьба и творчество Ф.Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыка: трехчастная. Ф. Шопен. Полонез Ля мажор; Мазурки №47 ля минор, №48 Фа мажор; №1 Си-бемоль мажор. | 22.01 | 21.01 | ||
19. | 19. | Патетическая соната Л. Бетховена. Годы странствий. | Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра. Л. Бетховен. Соната №8 (Патетическая | 29.01 | 28.01 | ||
20. | 20. | Царит гармония оркестра. | Музыкальные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра: смычковые, духовые, ударные. Дирижер. М. Глинка Арагонская хота. | 5.02 | 4.02 | ||
21. | 21 | Зимнее утро, зимний вечер | Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки. П. Чайковский. Зимнее утро; У камелька. Зимний вечер. М. Яковлев, ст.А. Пушкина. Зимняя дорога. Ц. Кюи, ст.А. Пушкина. | 12.02 | 11.02 | ||
22. | 22 | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин». | Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны - польскую и русскую.»За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина. Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация – ария Сусанина. | 19.02 | 18.02 | ||
23. | 23. | «Исходила младёшенька…» | Характеристика главных героини оперы М. П.Мусоргского «Хованщина» Сравнительный анализ песни «Исходила младёшенька…» со вступлением к опере. | 26.02 | 25.02 | ||
24. | 24. | Русский Восток. Восточные мотивы | Поэтизация востока русскими композиторами; отражение восточных мотивов в творчестве русских композиторов. Пляска персидок М. Мусоргского. Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Танец с саблями. А. Хачатурян. | 4.03 | 3.03 | ||
25 | 25. | Балет Стравинского «Петрушка» | Персонаж народного кукольного театра – Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры. И. Стравинский первая картина из балета «Петрушка». | 11.03 | 10.03 | ||
26. | 26. | Театр музыкальной комедии. | Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития. Музыкальный театр Ростова-на-Дону. Вальс из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. | 18.03 | 17.03 | ||
27. | 27 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | Музыкальные жанры: прелюдия, этюд. Знакомство с творчеством Рахманинова и Шопена; Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. | 8.04 | 7.04 | ||
28. | 28. | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара) | Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Б. Окуджава Пожелания друзьям; Музыкант. В. Высоцкий «Песня о друге» С. Никитин, сл. Ю. Мориц. «Резиновый Ёжик»; «Сказка по лесу идет». | 15.04 | 14.04 | ||
29. | 29. | Праздников праздник, торжество из торжеств. | Праздники русской православной церкви -Пасха; Тема праздника в духовной и народной музыке. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Тропарь праздника Пасхи. П. Чесноков «Ангел вопияше». Молитва. «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов | 22.04 | 21.04 | ||
30 | 30. | Родной обычай старины. Светлый праздник. | Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. С. Рахманинов «Светлый праздник» финал сюиты-фантазии для двух фортепиано. | 29.04 | 28.04 | ||
31. | 31. | Народные праздники. «Троица». | Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А.Рублева. Троицкие песни. Ю.Антонов «Утренняя песенка» | 6.05 | 5.05 | ||
32. | 32. | В каждой интонации спрятан человек. | Музыкальные портреты в балетах С. Прокофьева. Принцип «Тождества и контраста» С Прокофьев «Золушка», «Ромео и Джульетта» | 13.05 | 12.05 | ||
33. | 33. | Музыкальный сказочник. | Н.А.Римский –Корсаков – величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехеразада». Музыкальные образы. Образы торя в операх и сюите. Музыкальная живопись. Н. Римский-Корсаков. «Шехеразада» фрагменты Я.Дубравин «Синеглазая речка» | 20.05 | 19.05 | ||
34. | 34. | Рассвет на Москве-реке. | Закрепление знаний о музыкальных жанрах, инструментах симфонического оркестра; совершенствование исполнительские вокальные навыки. Симфоническая картина. М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке». | 27.05 | 26.05 |
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в выразительных средствах музыки.
- уметь различать музыку народную и композиторскую,
- уметь петь a capella и двухголосие,
- уметь петь и различать разные типы русских народных песен.
Учащиеся должны знать:
- названия различных видов оркестров,
- названия музыкальных инструментов,
- имена русских и зарубежных композиторов – классиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...