Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (3 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 города Свободного
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол от 29.08.2016 №1 Руководитель методического объединения учителей начальных классов____________Т.Б.Михеева
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ___________Литовко И.В. 30.08.2016 | УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ СОШ № 1 г.Свободного _____________А.В.Сторожева Приказ от ___________ №___ |
Рабочая программа
учебного предмета «Музыка»
для 3 класса
на 2019-2020 учебный год
Учитель Шуманова Ирина Олеговна
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по музыке, программы «Музыка. 1-4 классы» (авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина),основной образовательной программы начального общего образования МОАУ СОШ № 1 г.Свободного, Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов дисциплин (модулей) в МОАУ СОШ № 1 г.Свободного с использованием учебника «Музыка» (авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина).
Рабочая программа рассчитана в 1 классе на 33 часа (33 учебные недели, 1 час в неделю), в 2-4 классах - на 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю).
Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Россия-Родина моя» - 5часа
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантанта, опера. Форма – композиции, приёмы развития и особенности музыкального языка различных произведений. Выразительное, интонационно осмычленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Раздел 2 День, полный событий - 4 часа
Жизненно – музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов ( П. чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э.Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного хароктера. Выразительное, итонационно осмысленное исполнение сочиненений разных жанров и стилей.
Раздел 3.«О России петь – что в стремиться в храм» - 6 часов
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы ( Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери – величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви : вербное воскресенье ( Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988г). Святые земли Русской – княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном служении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Выразительное, интонационно – осмысленное исполнение сочинений различных жанров и стилей. Выполнение творческих работ из рабочей тетради.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 часа
Жанры былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритм былин). Певцы – гусляры. Образы былинных сказателей ( Садко, Баян), певцов – музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, итонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Раздел 5.«В музыкальном театре» - 6 часов
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и ситематизация жизненно – музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем – характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах ( Глинка, Глюк, Римский – Корсаков, Чайковский) Мюзикл – жанр легкой музыки. (Роджерс, Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Раздел 6. «В концертном зале.» - 6 часов
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей и воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. « Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте. ( П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности ( Бах, Глюк, Паганини, Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Особенности драматургии. Музыкальная форма ( двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховина.
Выразительное, итонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих работ в тетради.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5 часов
Музыка – источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природыв музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз – искусство ХХ века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты – исполнители.
Мир музыки С. Прокофьева, П. Чайковского и Э.Грига, певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, итонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих работ в тетради.
Планируемые результаты:
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села;
- Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально творческой деятельности;
- Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
- Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Оценка предметных результатов учащихся осуществляется на уроках через устный и письменный контроль, промежуточную аттестацию по разделам предмета через тестовые работы.
Контрольно-измерительные материалы:
1 | Самостоятельная работа по теме «Россия – Родина моя» |
2 | Самостоятельная работа по теме «День, полный событий» |
3 | Самостоятельная работа по теме «В музыкальном театре» |
4 | Итоговая контрольная работа |
Учебно-тематический план (3 класс)
№ п/п | Раздел | Количество часов | Из них | ||
изучение материала | самостоятельная работа | контрольная работа | |||
1 | Россия – Родина моя | 5 | 5 | ||
2 | День, полный событий | 4 | 3,5 | 0,5 | |
3 | О России петь, что в храм стремиться. | 4 | 4 | ||
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 | 3,5 | 0,5 | |
5 | В музыкальном театре. | 6 | 6 | ||
6 | В концертном зале. | 6 | 5,5 | 0,5 | |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 5 | 5 | 1 | |
Всего: | 34 | 32,5 | 1,5 | 1 |
Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе, 3 класс)
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля | Основные виды учебной деятельности учащихся | Формирование универсальных учебных действий | |
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.) | |||||||
1 | Мелодия душа музыки. | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных исполнений. Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях Отечества. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. | Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; выполнять задания в рабочей тетради; Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. Личностные УУД: Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству | ||
2 | Природа и музыка. Звучащие картины. | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
3 | Виват, Россия! Наша слава - русская держава | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
4 | Кантата «Александр Невский». | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
5 | Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… Да будет во веки веков сильна.. | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
«День, полный событий» (4 ч.) | |||||||
6 | Утро. Вечер. | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно- образное содержание музыкального произведения. Передавать интонационно – мелодические особенности музыкального образа. Находить общность интонации в музыке, поэзии. Разрабатывать Сценарии отдельных сочинений программного характера.Выявлять ассоциативно – образные связи музыкальных и живописных произведений. | Познавательные УУД: соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную. Личностные УУД: Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов | ||
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
8 | В детской! Игры в игрушки. На прогулке. | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
9 | Обобщающий урок по темам «Россия – Родина моя» и «День, полный событий» Проверочная работа | Устный Письменный | Индивидуальный, фронтальный опрос Тест | ||||
«О России петь – что стремиться в храм…» (4 ч.) | |||||||
10 | «Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | Определять образный строй произведений .Ознакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва), песнями, балладой на религиозные сюжеты. Иметь представления о религиозных праздниках и народных традициях их воплощения. | Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), песнями; знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва); иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Коммуникативные УУД: определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Личностные УУД: Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. | ||
11 | Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!» | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
12 | Вербное воскресенье. Вербочки | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
13 | Святые земли Русской (княгиня Ольга и князь Владимир) | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.) | |||||||
14 | Настрою гусли на старинный лад. Певцы русской старины (Баян, Садко, Лель). Былина о Садко и Морском царе. | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Понимать значение повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям. Выполнять творческие задания, в рабочей тетради Принимать участие в традиционных народных праздниках. | Познавательные УУД: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения Личностные УУД: Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов | ||
15 | Звучащие картины. Прощание с масленицей. | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
16 | Обобщающий урок по темам «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Проверочная работа | Устный Письменный | Индивидуальный, фронтальный опрос Тест | ||||
«В музыкальном театре» (6 ч.) | |||||||
17 | Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | Понимать значение дирижера, режиссера, художника – постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных спектаклей. Понимать смысл и значение вступления, увертюры к опере и балету. Воплощать в пении или в пластическом интонировании сценические образы Исполнять интонационно осмыленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер. | Познавательные УУД: накопление слуховых впечатлений и знаний о средствах и формах (вариационная) музыкальной выразительности; умение выполнять задания из рабочей тетради. Коммуникативные УУД: формирование навыков коммуникации, сотрудничества; участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация); рассуждать о значении дирижера в создании музыкального спектакля; Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий. Личностные УУД: Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству. | ||
18 | Опера «Орфей и Эвридика» | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
19 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа. В заповедном лесу | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
20 | Океан – синее море | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
21 | Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
22 | В современных ритмах | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
«В концертном зале»(6 ч.) | |||||||
23 | Музыкальное состязание. | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Знать исполнительские коллективы и имена известных исполнителей. | Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов; Коммуникативные УУД: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной). Личностные УУД: Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. | ||
24 | Музыкальные инструменты – флейта, скрипка. Звучащие картины. | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
25 | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пер Гюнта. Севера песня родная. | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
26 | Обобщающий урок по темам «В музыкальном театре», «В концертном зале» | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
27 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
28 | Мир Бетховена. Повторение темы «В концертном зале» Проверочная работа | Устный Письменный | Индивидуальный, фронтальный опрос Тест | ||||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч.) | |||||||
29 | Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | Выявлять изменение музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. | Познавательные УУД: осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных понятий; понимание знаково-символических средств воплощения содержания в музыке; выполнять задания в рабочей тетради. Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки; формирование волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений. Личностные УУД: Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. | ||
30 | Люблю я грусть твоих просторов | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
31 | Мир Прокофьева. | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
32 | Певцы родной природы. | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
33 | Прославим радость на земле! Радость к солнцу нас зовет. Подготовка к итоговой контрольной работе | Устный | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||
34 | Итоговая контрольная работа | Письменный | Контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...