Урок "Вариации"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Смирнова Людмила Евгеньевна

Знакомство с музыкальной формой вариации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_3_klassa.docx12.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 3 класса

“Вариации”

 Ход  урока.

         Вход  в  класс под  «Барыню».  □  Заголовок  презентации-«Формы (построение ) музыки».

У.  –Здравствуйте,  ребята. Что  у  меня  в  руках?

Д.  –Матрёшка.

У.  –Что  произошло? (разбираю  матрёшку)

Д.  – Была  одна,  а  стало  пять.

У.  – Чем  они  отличаются?

Д.  –Размером.

У.  –А  ещё  чем? Рассмотрим  их   детально:

               - на  фартучке  у  маленькой  нет  ещё  цветочков,

               -потом  появился  бутончик,

               -тут  расцвёл  цветочек,

               -здесь  листиков  стало  больше,

               -а у  самой  большой  матрёшки  узор  стал  более  красочным,  ярким,  богатым.

 □    Мы  заметили,  что  с  матрёшками  произошли  изменения. А  изменение  по  латински-  вариации.  Тема  нашего  сегодняшнего  урока:  «Вариационная  форма  (построение)  музыки.

   □    Дадим  определение:  Вариационная  форма-  это  музыкальная  форма,  состоящая  из  темы  и  её  нескольких  изменённых  повторений  (вариаций). Вариации, как  и  рондо,  вышли  из  народной  музыки,  распространены  у  рожечников,  балалаечников,  гармонистов,  скрипачей.□   (изображение  русских  муз. инструментов)

         

  □    Однажды,  при раскопках  славянского  поселения  археологи  нашли  окарину (глиняную  свистковую  флейту)  4 века  н.э..  По  истёртым  дырочкам  учёные  установили,  что  на  ней  исполняли  такой  наигрыш:  

      (учитель  наигрывает  «Камаринскую»).

   -  Узнаёте?

Д.  –Это  «Камаринская».              

У. □ –Да,  это  русская  мужская  плясовая  песня,  имеющая  бесчисленное  множество  куплетов,  например:

                         

 □           Ой,  комар,  ты  наш  камаринский  мужик,

              Собрался  в  лес,  по  дорожке  бежит.

              Он  бежит-бежит,  пошучивает,

              Свои  усики  покручивает.                   (учитель , исполняя,  прохлопывает  ритм)

     -Давайте  прохлопаем  ритм  вместе  со  мной:  (ученики  читают  текст  и  прохлопывают  ритм).

Мы  имеем  возможность  услышать  «Камаринскую»  в  исполнении трио  владимирских  рожечников, тема  поочерёдно  звучит  в  разных  регистрах  у  высокого,  низкого, рожка, мелодия  изменяется, варьируется                                □             (фотографии вл.  рожечников)

             Слушание  «Камаринской» в  исполнении  владимирских  рожечников.

У.- Чтобы  вы  лучше  почувствовали  изменения,  мы  исполним  «Камаринскую»  вместе.  Я  приглашаю  к  игре на  фортепиано  в  4  руки  в  4  руки  Настю.    

□   -Сначала  тема  звучит  на  фортепиано  без  сопровождения;

     - 1 вариация- появляется  сопровождение  в  виде  трезвучий;

     - 2  вариация-  арпеджио  в  правой  руке;

     - 3  вариация-  мелодия  излагается  аккордами.

□   Тему  мы  играем  с  Настей,  1  вариацию,  когда  появляется  сопровождение- с 1  группой ( ложки),  2  вариацию  с  арпеджио- со  2  группой (бубны, румбы),  3-ю, когда  тема  излагается  аккордами, все  вместе (тутти).

                           Исполнение  вариаций.

А  теперь  я  попрошу  мальчиков  встать,  они   будут  раскомаривать  «Камаринскую». Девочки  будут  им  помогать.

             

                        Звучит  «Камаринская»-скрипичный  квартет.

                        Дети  танцуют.

У.- В  исполнении каких  инструментов  звучала  «Камаринская»?

Д.- В  исполнении скрипок.

У.-  А  точнее, - это  был  квартет, смоленские  скрипичные  традиции.  □

У.- Садитесь,  пожалуйста.

     

Распевание:  

                       

                     Если  хочешь  сидя  петь,

                        Не  садись  ты ,как  медведь.

                        Спину  выпрями  скорей,

                        Ноги  в  пол  упри  смелей.

                        Руки  на  колени  мы  положим  дружно

                        Раз,  два,  три.

                        Наши  плечики  свободны,

                        Петь  приятно  и  удобно.

  «Скок-поскок».

У.- □ (Обращает  внимание  на  фотографию  русского  хоровода  на  слайде).  Какую  песню  мы  сейчас  будем  петь?

Д.-   «Со  вьюном  я  хожу».      □

У-   Верно, русскую  народную  хороводную  песню. Начнём  игру  с  Вики  и  Насти.

        Ребята  играют  2 раза, девочки  выбирают  мальчиков и те  водят. Поют  все  вместе  одноголосно.

                       «Со  вьюном  я  хожу».

У.- А  теперь  мы  создадим  наши  собственные  вариации :      

□                          1 куплет- тему, поём  одноголосно,

                            2 куплет- каноном( две  группы),

                            3 куплет- с  подголоском.

 

 Исполнение  песни   «Со  вьюном  я  хожу»  в  виде  вариаций.

У.- Молодцы, ребята, садитесь.

□  -Как  вы  думаете,  что  это  за  цветы?   (на  слайде   подснежники)

Д.-  Подснежники.

У.-     Да, действительно.

                     Голубенький, чистый

                     Подснежник-цветок,

                     А  подле  сквозистый  

                     Последний снежок.

                              Последние  слёзы  

                              О  горе  былом

                              И  первые  грёзы

                              О счастье  ином…

                                         А. Майков.

Это  эпиграф  к  пьесе  из  цикла «Времена  года» русского  композитора…

Д.- (хором)-П.И.Чайковского.   □

У.- Совершенно верно. Вспомним  наш  пластический  этюд.

                Сначала  появляются  подснежники  на  солнечной  полянке,- 1 ряд.

                Затем на более  затенённых  перелесках  и  опушках ,-2 и 3 ряды.

                В средней  части  дует  лёгкий  ветерок, покачиваются  цветочки  на  тонких                      

                стебельках,  затем  он  затихает  и  цветочки  закрываются., опускают  головки.

              «Подснежник»-звучит  в  исполнении учителя,  ребята  выполняют  этюд.

У.- Скажите, пожалуйста, какая  это  форма?

Д.- Трёхчастная.

У.-Молодцы. Подтвердите  свой  ответ,  вспоминая  схему  3-ёх  частной  формы.

Д.- АВА

У.- 1 и 3 часть  похожи,  2 контрастная

А  сейчас  на  машине  времени  мы  перенесёмся  в  16 век .В  Европе  существовала  традиция  каждое  отъезжающее  с  праздника  семейство провожать  пассакальей  (  в  переводе «проходить  по  улице»).  Тема  в  басу  оставалась  неизменной,  варьировались  верхние  голоса. К 18 веку танец  перестал  существовать, а  жанр  «Пассакалья» остался,  только  характер  стал  возвышенно-сосредоточенным,  трагичным, и лад  всегда  ми  норным. Сейчас   вы  услышите

«Пассакалью»  немецкого композитора  Георга  Фридриха  Генделя.

Гармонический  оборот  в басу  неизменен:   (наиграть)

Для  вас  будет  здесь  сюрприз. Садитесь  поудобнее,  можно  закрыть  глаза,  когда  вы  услышите  знакомую  мелодию-так же  с  закрытыми  глазами  поднимете  руку,  а  потом  опустите и дослушаете  до  конца.

 

        «Пассакалья» Генделя-исполняет  учитель.

У.- Узнали  музыку?

Д.- Да, её  мы  слышали  в  песне  «Сказка».

У.- Да,  во  вступлении к  песне  ивановского  композитора Л.Вихаревой  на  стихи  С.Сон. Этот  приём  называется  □  СТИЛИЗАЦИЯ,  когда  цитируется  музыкальный  материал  или  стиль  какого- либо  композитора  или  эпохи.

Проанализируем  произведение.( Ребята  по  таблице  проводят  анализ) □

Д.- Характер  торжественный,  сосредоточенно- возвышенный,  трагичный, лад  минорный, метр  4-ёх  дольный,  динамика-  то  форте,  то  пиано…

У.- Динамика  контрастная,  что  характерно  для  классиков.

Д.- Форма  вариационная.

У.- Здесь  было  14  вариаций.

Приготовимся  к  исполнению  песни  «Сказка».

    «Сказка»  Л.Вихаревой,сл. С.Сон- исполнение.  □ (  текст  песни).

     

У.-   Подведём  итог  урока.  Мы  познакомились  с  вариационной  формой  музыки.  Сегодня  прозвучали  следующие  произведения: □

          русская  мужская  плясовая  песня

Д.-«Камаринская», □

          русская  народная  хороводная  песня

Д.- «Со  вьюном  я  хожу», □

          пьеса русского  композитора  П.И.Чайковского  из  цикла  «Времена года»-      Д.«Подснежник», □

          произведение  немецкого  композитора Г. Ф Генделя,

Д.-«Пассакалья» □

          песня  ивановских  авторов

Д.- «Сказка».□

Вариации встречаются  практически  во  всех  видах  искусства:  в  декоративно-прикладном-   □    -    мозаика  на  стенах  византийского  храма ( мозаика- кубики          непрозрачного  стекла)

                           □    - А  вот  репродукция  картин  французского  художника  К. Моне-

                                  «Собор  в  Руане». Таких  картин  у него  было  50,  тема- фасад    

                                   собора,  остаётся  неизменным, изменяется  световоздушная  среда :

                                   □     вот собор  ранним  туманным  утром,

                                     □  в  яркий  солнечный  полдень,

                                     □  вечером  при  свете  луны.

Есть  вариации и  в  хореографии  и в литературе.

Предлагаю  вам  в качестве  домашнего  задания  найти  приёмы  вариационного  развития  в  стихотворениях  Д. Хармса  и  С. Маршака.  

На  уроке  все  ребята  активно  работали  в разных  сферах  деятельности, все  заслужили  оценку  «отлично».  Спасибо  за  работу, на  этом  урок  окончен.

Выход  из  класса  под  музыку  песни  «Сказка».