Урок "Вариации"
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Знакомство с музыкальной формой вариации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_3_klassa.docx | 12.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 3 класса
“Вариации”
Ход урока.
Вход в класс под «Барыню». □ Заголовок презентации-«Формы (построение ) музыки».
У. –Здравствуйте, ребята. Что у меня в руках?
Д. –Матрёшка.
У. –Что произошло? (разбираю матрёшку)
Д. – Была одна, а стало пять.
У. – Чем они отличаются?
Д. –Размером.
У. –А ещё чем? Рассмотрим их детально:
- на фартучке у маленькой нет ещё цветочков,
-потом появился бутончик,
-тут расцвёл цветочек,
-здесь листиков стало больше,
-а у самой большой матрёшки узор стал более красочным, ярким, богатым.
□ Мы заметили, что с матрёшками произошли изменения. А изменение по латински- вариации. Тема нашего сегодняшнего урока: «Вариационная форма (построение) музыки.
□ Дадим определение: Вариационная форма- это музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких изменённых повторений (вариаций). Вариации, как и рондо, вышли из народной музыки, распространены у рожечников, балалаечников, гармонистов, скрипачей.□ (изображение русских муз. инструментов)
□ Однажды, при раскопках славянского поселения археологи нашли окарину (глиняную свистковую флейту) 4 века н.э.. По истёртым дырочкам учёные установили, что на ней исполняли такой наигрыш:
(учитель наигрывает «Камаринскую»).
- Узнаёте?
Д. –Это «Камаринская».
У. □ –Да, это русская мужская плясовая песня, имеющая бесчисленное множество куплетов, например:
□ Ой, комар, ты наш камаринский мужик,
Собрался в лес, по дорожке бежит.
Он бежит-бежит, пошучивает,
Свои усики покручивает. (учитель , исполняя, прохлопывает ритм)
-Давайте прохлопаем ритм вместе со мной: (ученики читают текст и прохлопывают ритм).
Мы имеем возможность услышать «Камаринскую» в исполнении трио владимирских рожечников, тема поочерёдно звучит в разных регистрах у высокого, низкого, рожка, мелодия изменяется, варьируется □ (фотографии вл. рожечников)
Слушание «Камаринской» в исполнении владимирских рожечников.
У.- Чтобы вы лучше почувствовали изменения, мы исполним «Камаринскую» вместе. Я приглашаю к игре на фортепиано в 4 руки в 4 руки Настю.
□ -Сначала тема звучит на фортепиано без сопровождения;
- 1 вариация- появляется сопровождение в виде трезвучий;
- 2 вариация- арпеджио в правой руке;
- 3 вариация- мелодия излагается аккордами.
□ Тему мы играем с Настей, 1 вариацию, когда появляется сопровождение- с 1 группой ( ложки), 2 вариацию с арпеджио- со 2 группой (бубны, румбы), 3-ю, когда тема излагается аккордами, все вместе (тутти).
Исполнение вариаций.
А теперь я попрошу мальчиков встать, они будут раскомаривать «Камаринскую». Девочки будут им помогать.
Звучит «Камаринская»-скрипичный квартет.
Дети танцуют.
У.- В исполнении каких инструментов звучала «Камаринская»?
Д.- В исполнении скрипок.
У.- А точнее, - это был квартет, смоленские скрипичные традиции. □
У.- Садитесь, пожалуйста.
Распевание:
Если хочешь сидя петь,
Не садись ты ,как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
Руки на колени мы положим дружно
Раз, два, три.
Наши плечики свободны,
Петь приятно и удобно.
«Скок-поскок».
У.- □ (Обращает внимание на фотографию русского хоровода на слайде). Какую песню мы сейчас будем петь?
Д.- «Со вьюном я хожу». □
У- Верно, русскую народную хороводную песню. Начнём игру с Вики и Насти.
Ребята играют 2 раза, девочки выбирают мальчиков и те водят. Поют все вместе одноголосно.
«Со вьюном я хожу».
У.- А теперь мы создадим наши собственные вариации :
□ 1 куплет- тему, поём одноголосно,
2 куплет- каноном( две группы),
3 куплет- с подголоском.
Исполнение песни «Со вьюном я хожу» в виде вариаций.
У.- Молодцы, ребята, садитесь.
□ -Как вы думаете, что это за цветы? (на слайде подснежники)
Д.- Подснежники.
У.- Да, действительно.
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином…
А. Майков.
Это эпиграф к пьесе из цикла «Времена года» русского композитора…
Д.- (хором)-П.И.Чайковского. □
У.- Совершенно верно. Вспомним наш пластический этюд.
Сначала появляются подснежники на солнечной полянке,- 1 ряд.
Затем на более затенённых перелесках и опушках ,-2 и 3 ряды.
В средней части дует лёгкий ветерок, покачиваются цветочки на тонких
стебельках, затем он затихает и цветочки закрываются., опускают головки.
«Подснежник»-звучит в исполнении учителя, ребята выполняют этюд.
У.- Скажите, пожалуйста, какая это форма?
Д.- Трёхчастная.
У.-Молодцы. Подтвердите свой ответ, вспоминая схему 3-ёх частной формы.
Д.- АВА
У.- 1 и 3 часть похожи, 2 контрастная
□
А сейчас на машине времени мы перенесёмся в 16 век .В Европе существовала традиция каждое отъезжающее с праздника семейство провожать пассакальей ( в переводе «проходить по улице»). Тема в басу оставалась неизменной, варьировались верхние голоса. К 18 веку танец перестал существовать, а жанр «Пассакалья» остался, только характер стал возвышенно-сосредоточенным, трагичным, и лад всегда ми норным. Сейчас вы услышите
□ «Пассакалью» немецкого композитора Георга Фридриха Генделя.
Гармонический оборот в басу неизменен: (наиграть)
Для вас будет здесь сюрприз. Садитесь поудобнее, можно закрыть глаза, когда вы услышите знакомую мелодию-так же с закрытыми глазами поднимете руку, а потом опустите и дослушаете до конца.
«Пассакалья» Генделя-исполняет учитель.
У.- Узнали музыку?
Д.- Да, её мы слышали в песне «Сказка».
У.- Да, во вступлении к песне ивановского композитора Л.Вихаревой на стихи С.Сон. Этот приём называется □ СТИЛИЗАЦИЯ, когда цитируется музыкальный материал или стиль какого- либо композитора или эпохи.
Проанализируем произведение.( Ребята по таблице проводят анализ) □
Д.- Характер торжественный, сосредоточенно- возвышенный, трагичный, лад минорный, метр 4-ёх дольный, динамика- то форте, то пиано…
У.- Динамика контрастная, что характерно для классиков.
Д.- Форма вариационная.
У.- Здесь было 14 вариаций.
Приготовимся к исполнению песни «Сказка».
«Сказка» Л.Вихаревой,сл. С.Сон- исполнение. □ ( текст песни).
У.- Подведём итог урока. Мы познакомились с вариационной формой музыки. Сегодня прозвучали следующие произведения: □
русская мужская плясовая песня
Д.-«Камаринская», □
русская народная хороводная песня
Д.- «Со вьюном я хожу», □
пьеса русского композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года»- Д.«Подснежник», □
произведение немецкого композитора Г. Ф Генделя,
Д.-«Пассакалья» □
песня ивановских авторов
Д.- «Сказка».□
Вариации встречаются практически во всех видах искусства: в декоративно-прикладном- □ - мозаика на стенах византийского храма ( мозаика- кубики непрозрачного стекла)
□ - А вот репродукция картин французского художника К. Моне-
«Собор в Руане». Таких картин у него было 50, тема- фасад
собора, остаётся неизменным, изменяется световоздушная среда :
□ вот собор ранним туманным утром,
□ в яркий солнечный полдень,
□ вечером при свете луны.
Есть вариации и в хореографии и в литературе.
Предлагаю вам в качестве домашнего задания найти приёмы вариационного развития в стихотворениях Д. Хармса и С. Маршака.
На уроке все ребята активно работали в разных сферах деятельности, все заслужили оценку «отлично». Спасибо за работу, на этом урок окончен.
Выход из класса под музыку песни «Сказка».