Особенности работы с начинающими в классе скрипки
статья по музыке
Обучать детей игре на скрипке можно с 5-6 лет. В этом возрасте дети очень любознательны, они с удовольствием общаются со сверстниками, эмоционально и интеллектуально постигают мир. Если родители видят, что ребенок чутко реагирует на музыку, подпевает детские песенки, можно смело вести ребенка в музыкальную школу учиться музыке. По федеральным государственным требованиям в музыкальные школы и школы искусств детей набирают с 6,5 лет. Это самый оптимальный возраст: есть произвольное внимание и хорошо, если ребенок умеет читать.
Начальный этап работы с начинающими – самый трудный и ответственный. Педагогу необходимо создать условия, при которых ученику было бы удобно играть на скрипке, чтобы ему легко подчинялись руки. Необходимо сформировать свободный, грамотно поставленный аппарат, который в дальнейшем позволит организовать качественное звукоизвлечение, освоить основные исполнительские приёмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berezina_l.v._statya_na_konferentsiyu.docx | 30.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Березина Л.В.,
преподаватель по классу скрипки
МБУ ДО «Детская школа искусств»
г.Нефтеюганск
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НАЧИНАЮЩИМИ
В КЛАССЕ СКРИПКИ
Процесс освоения скрипки на начальном этапе довольно сложный. В основном это связано с трудностями приспособления начинающими скрипачами к инструменту.
Скрипка – инструмент без фиксированной высоты звука, на ней нет ладов, как на гитаре, или клавиш, как на пианино. Высота звука на ней определяется на слух, и чистая интонация нарабатывается многочасовыми тренировками.
Размер инструмента подбирается конкретно под каждого ребенка и определяется длиной его руки следующим образом: кладем скрипку на левое плечо (желательно с подушечкой), вытягиваем левую руку – головка скрипки должна упираться на середину ладони ребенка. Инструмент ни в коем случае нельзя покупать «на вырост». Играя на скрипке неподходящего размера, ребенок будет испытывать дискомфорт, не сможет в полной мере освоить правильную постановку рук, приобретет зажатость, будет быстро уставать.
Обучать детей игре на скрипке можно с 5-6 лет. В этом возрасте дети очень любознательны, они с удовольствием общаются со сверстниками, эмоционально и интеллектуально постигают мир. В более раннем возрасте начинать обучение опасно, так как можно навредить еще не окрепшему позвоночнику. Если родители видят, что ребенок чутко реагирует на музыку, подпевает детские песенки, можно смело вести ребенка в музыкальную школу учиться музыке. По федеральным государственным требованиям в музыкальные школы и школы искусств детей набирают с 6,5 лет. Это самый оптимальный возраст: есть произвольное внимание и хорошо, если ребенок умеет читать. Занятия по специальности длятся 40 минут, на каждого ребенка дается 2 часа в неделю.
Начальный этап работы с начинающими – самый трудный и ответственный. Педагогу необходимо создать условия, при которых ученику было бы удобно играть на скрипке, чтобы ему легко подчинялись руки. Необходимо сформировать свободный, грамотно поставленный аппарат, который в дальнейшем позволит организовать качественное звукоизвлечение, освоить основные исполнительские приёмы: позиции, вибрацию, штрихи. Если у ученика что-то не получается технически, нужно искать причину в положении руки, которая не соответствует той задаче, которую надо выполнить в данном случае.
Педагогу необходимо заинтересовать ученика, чтобы сгладить трудности освоения постановки. Для этого можно воспользоваться разными приемами и методами обучения: поиграть ему на инструменте, дать послушать игру старших детей, можно включить игровые моменты, профессиональные термины заменить образными, понятными ребенку. Как пишет А.Баринская, с первого урока педагог должен вызвать в ученике положительную эмоциональную реакцию, которая послужит стимулом в процессе обучения. Надо добиться того, чтобы ученик чувствовал себя в классе комфортно. Атмосфера занятий должна быть одновременно требовательной и доброжелательной.
На первых порах лучше применять раздельную постановку. Начинаем с положения ног. Ноги ставим на ширину плеч и разводим слегка носочки в стороны. Это необходимо для устойчивости. Головка скрипки должна смотреть туда же, куда направлена левая нога. Спина в этом положении остается ровной, и рукам будет удобно играть. Инструмент кладем на левую ключицу, на подушечку, которая подбирается по высоте шеи, чтобы заполнить пространство между ключицей и нижней декой. Кладем левую часть подбородка на подбородник, слегка повернув голову влево. Проверка - пуговица должна смотреть в ямку между ключицами. Скрипка должна касаться шеи, не должно быть пространства между шеей и обечайкой. Локоть левой руки находится под скрипкой.
При выведении левой руки А.Баринская пользуется терминами «горка», «окошко» и «веер». Эти три «волшебных» слова она запомнила с детства от своего педагога И.И.Гаухман. «Горка» - левое запястье продолжает линию предплечья без прогибов. «Окошко» - между большим пальцем и основанием указательного пальца должно быть пространство. «Веер» - пальцы свободно висят над грифом, указательный палец слегка откинут назад, мизинец – над грифом. [2., с.11]
Постановку правой руки рекомендуется начинать на карандаше, который почти не имеет веса. Руку кладем на карандаш сверху. Большой палец образует со средним пальцем кольцо, мизинец ставим на подушечку. Когда ребенок освоил роль каждого пальца, можно переходить на смычок. Начинать ведение смычка лучше в середине, постепенно расширяя интервал вниз и вверх.
Перед тем как начать играть на скрипке, следует подтянуть смычок, совершая движение винта по ходу движения часовой стрелки. После занятия проделать то же самое, но в другом направлении, то есть расслабить трость, тогда смычок будет служить долго. При необходимости перед игрой волос смычка натирается канифолью. Это необходимо сделать для лучшего сцепления волоса со струной.
Большую роль в освоении скрипки играют домашние занятия. Для закрепления навыков необходима постоянная тренировка. На начальном этапе скрипачам достаточно тридцати минутных занятий в день. За это время ребенок не сильно утомляется и не теряет интерес к изучаемому материалу. Со временем, когда ребенок освоит первоначальные навыки, почувствует уверенность, он с увлечением будет играть, сколько ему захочется. И уже к Новому году юный музыкант может выступить на классном концерте.
В книге «Моя школа игры на скрипке» Л. Ауэр писал: «Сколько бы ни подчёркивать значение первых простейших шагов в сложном процессе овладения игрой на скрипке, нет опасности, преувеличить их. К лучшему или худшему, но привычки, появившиеся в ранний период обучения, влияют непосредственно на все дальнейшее обучение учащегося». [1., с.41]
Обычно, ребёнок, приходя в класс скрипки, не имеет никакого представления об игре на инструменте. Для начинающего извлечение даже одного звука требует большого труда. Чтобы не было противоречий между содержанием занятий и интересами ребенка, на первых порах обучения М.Берлянчик рекомендует применять игровые методы обучения.
Обучение должно преследовать сразу несколько целей. Главными из них являются: 1) пробуждение интереса к музыке и любви к избранному инструменту; 2) воспитание умения мобилизовать внимание во время занятий; 3) формирование слуховых представлений как основы музыкального мышления; 4) развитие мышечно-двигательной культуры и игровых навыков. Вот выдержки из статьи «Насущные проблемы начального обучения скрипача. Комплексное развитие музыкального мышления и скрипичных навыков» М.Берлянчика, в которой представлены основные идеи по поводу работы с детьми, начинающими обучение игре на скрипке.
«С первого урока ребенок всеми доступными средствами приобщается к игре на скрипке, к представлению хотя бы простейших музыкальных образов, к творческой работе. Для этого вовсе не обязательно ждать, когда ребенок научится правильно держать инструмент или овладеет нотной грамотой - можно на первых же занятиях играть щипком на открытых струнах сочиненные детьми песенки.
С первого же прикосновения к скрипке важно вслушиваться в ее звучание. У каждой струны есть свой ярко выраженный тембр, дети это сразу понимают. Четыре струны - это четыре разнохарактерных образа, осталось только их назвать. Для детей это не составляет труда: струну Соль они обычно отдают медведю, Ре - собачке, Ля - лягушке, а Ми - птичке или мышке. Затем пробуем спеть эти звуки, прислушиваясь к звучанию скрипки и собственного голоса». [3., с.79]
На начальном этапе обучения закладываются основы перспективной постановки. Эффективным методом комплексного воспитания начинающего скрипача является раннее ознакомление с позициями. Ознакомившись с передвижением руки вдоль грифа, ученик переносит в третью позицию мажорный тетрахорд, ранее освоенный в первой позиции. К этому времени ученик уже знает тон, полутон, интервалы. Ученику необходимо объяснить, что чем выше позиция, тем ближе расположение пальцев друг к другу. Раннее введение позиций в сочетании с активизацией слуха дает ряд преимуществ в развитии юного скрипача. Развивается абстрактное мышление, активизируется внутренний слух. Освобождается левая рука от мышечных напряжений. Дети легче осваивают переходы в позиции. Ребенок раньше начинает вибрировать.
В своём развитии юный музыкант должен пройти определённый технический и художественный материал, на котором оттачивают различные исполнительские приёмы. Урок за уроком мы - педагоги передаем ученикам свои знания, раскрываем секреты мастерства, учим работать над собой, подбадриваем в моменты неудач и от всей души радуемся первым успехам, первым самостоятельно исполненным пьесам.
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим, задача педагогов воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка». [4., с.21]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке. СПб.: Изд-во Композитор, 2004. – 120с.
2. Баринская, А.И. Начальное обучение скрипача. Изд-во Музыка, 2007. – 104с.
3. Берлянчик, М. М. Как учить играть на скрипке в музыкальной школе. - М.: Издательский дом Классика –XXI, 2006. – 205 с.
4. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Ленинград, Изд-во Музыка, 1970. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми коррекционного класса
«Неправильно считать, что ребенок с интеллектуальными или любыми другими нарушениями развит хуже, чем его сверстники, которые не имеют проблем в развитии, он просто « иначе» развит; рабо...
Растровый графический редактор Paint. Практические работы для начинающих
Практические работы в растровом графическом редакторе Paint для начинающих изучать компьютерную графику учащихся начальной школы....
Программа кружка "Английский для начинающих" 1 класс ФГОС
Программа «Английский язык для начинающих» является программой общеинтеллектуальной направленности.Программа является пропедевтическим этапом в обучении иностранному языку. Причины введения данн...
Методическая разработка педагога ДО МБОУ СОШ №154 г.о. Самара Кейкиевой Л.В. по теме: "Развитие техники в классе скрипки"
Материал расказывает об методах и приёмах развития техники игры на скрипкев образовательных учреждениях эстетического цикла...
Квалификационная работа Форма: описание обобщения собственной педагогической деятельности. Тема: Особенности работы по формированию каллиграфического навыка у первоклассников при обучении по образовательной программе « Школа 2100».
Квалификационная работа: Форма: описание обобщения собственной педагогической деятельности.Тема: Особенности работы по формированию каллиграфического навыка у первоклассников при обучении п...
Сценарий урока-исследования предмет музыка 4 класс "Скрипка.Виолончель.Ноктюрн"
В данном сценарии урока-исследования можно проследить деятельность учащихся с самовыведения темы, цели, гипотезы урока, до ее подтверждения в конце. По ходу урока используется поисковая де...
Смотри и читай. Практика чтения по английскому языку для начинающих. 2 класс.
Методическая разработка к уроку. Практика чтения во 2 классе.Чтение грамматических конструкций have got-has got, can-can’t...