рабочая программа по музыке 1 класс
методическая разработка по музыке (1 класс)
Данная рабочая программа разработана для 1 класса по программе "Начальная школа 21 век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_pr_1_kl.docx | 28.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Руководитель МО __________/ Иванова Р.Д. Протокол № _____ от «___» ________20___ г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «Гимназия-интернат №13» ____________/ ХайруллинаЧ.М. от «___» _________20___ г. | Утверждаю Директор МБОУ «Гимназия-интернат №13» НМР РТ ______________/ Р.М. Шакиров Приказ № ______ от «___» __________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для 1 А класса
Селиверстовой Натальи Эдуардовны,
учителя первой квалификационной категории
МБОУ «Гимназия-интернат №13» НМР РТ
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; примерных программ (Музыка: программа: 1-4 классы / Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А.– М.: Вентана-Граф», 2013 г);Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Гимназия-интернат №13» (протокол № от ),учебного плана МБОУ «Гимназия-интернат №13» на 2018-2019 учебный год.
Содержание музыкального образования в начальной школе – это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
1. Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
2. Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);
3. Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти
4. Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству
5. Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
6. Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
7. Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.
Предмет «Музыка» изучается 33 часа, из расчета 1 час в неделю .
1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результаты:
-восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за
русскую народную музыкальную культуру;
- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского
восприятия музыкальными произведениями
- уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе,
доброжелательном отношении к людям.
- начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и
исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской
деятельности;
- эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
Метапредметными результатами являются :
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу;
-понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и
музыкальных зарисовок из жизни детей
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах
музыкальной деятельности;
- адекватно воспринимать предложения учителя.
- принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений;
- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно
исполнения музыки) сверстников, родителей.
Познавательные УУД:
− ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной
информации;
− использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи
(«Музыкальный домик»);
− первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи;
− находить в музыкальном тексте разные части;
− понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
− читать простое схематическое изображение.
Коммуникативные УУД:
− воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
− учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
− принимать участие в групповоммузицировании, в коллективных инсценировках;
− понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают,
учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
− контролировать свои действия в коллективной работе
− исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом
разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
− использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
− следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной
музыкальной деятельности.
Предметными результатами являются :
формирование следующих умений:
−воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного содержания;
−различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;
−выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям;
-воплощать настроение доступных музыкальных произведений в пении;
−отличать русские народные песни и пляски от музыки других народов;
−вслушиваться в звуки родной природы;
−воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях, импровизациях,
пении простых мелодий, играх, импровизациях;
−понимать значение музыкальных сказок, шуток, роль музыки в мультипликации и кино.
− слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части,
выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения;
− находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;
− различать темпы, ритмы марша, танца и песни;
− определять куплетную форму в тексте песен;
− различать более короткие и более длинные звуки, различать условные обозначения (форте – пиано и др.).
− исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку;
− чисто интонировать попевки и песни в доступной тесситуре;
− воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) особенности музыки;
− различать звучание русских народных и элементарных детских музыкальных инструментов.
Планируемые результаты обучения
К концу 1 классаобучающиеся научатся:
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;
- участвовать в коллективном пении;
-исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающегося) досуга, составлении домашней фонотеки, посещении концертов, фестивалей и т.д.
2. Содержание учебного предмета
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Музыка в жизни человека | |||
1 | Истоки возникновения музыки -Рождение музыки. -Образ музыканта. Композитор, исполнитель, слушатель. -Три сферы музыки (песня, танец, марш). -«Маршевый порядок». Истоки происхождения марша. -«Человек танцующий». Истоки происхождения танца. -«Песенное дыхание». Истоки происхождения песни. -Где найти песню? Колыбельные песни - Искусство выражения в музыкально- художественных образах жизненных явлений. -Взаимопроникновение сфер музыки. | 9 | Воспринимать окружающий мир,выделяя в егозвучании отдельныемузыкальные звуки, мелодии, фразы. Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, республики, страны). Различать характерные признаки и основных жанровмузыки - «песня», «танец», «марш». Приводить примеры песен, танцев, маршейиз собственногожизненного опыта. Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни. Характеризовать деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Слушать и исполнять Музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки. Экспериментировать со звучащими предметами, простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням. |
Основные закономерности музыкального искусства | |||
2 | Содержание и формы бытования музыки -Музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревогу). -Музыка выражает различные черты характера. - Музыка создает портреты людей. - Музыка создает портреты сказочных персонажей. - Каждый композитор – художник - Музыка живая. Музыка изображает движение. -Музыка изображает картины природы. Природа родного края. -Фрагменты бытования музыки - Рождение музыкальной формы. Масштаб формы. -Знакомство с музыкальным театром. -Знакомство с симфонией. -Знакомство с балетом. Идем в театр. Язык театра. -Чудеса в музыке и в жизни. -Чудеса в музыкальном театре. Знакомство с жанром «концерт» -Противоречивость жизненных явлений. Добро и зло. | 16 | Различать на слух малые и развитые музыкальные формы.Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах |
Музыка в жизни человека | |||
3 | Язык музыки -Музыкально-выразительные средства музыки. - Тембры музыкальных инструментов. - Слушаем музыкальную сказку С.Прокофьева «Петя и волк». -Музыкальный образ: «Я, музыка и природа». -Песенность, танцевальность, маршевость. - Элементарное понятие музыкальной формы. -«Как живет музыка»? -Пусть музыка звучит. Урок –концерт. | 9 | Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства.Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа. Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись. Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров. Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры) |
Календарно-тематическое планирование
№ урока (сквозная нумерация) | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1. | Образ музыки. | 1 | ||
2 . | Родина музыки. А. | 1 | ||
3. | Мелодия. | 1 | ||
4. | Характер музыки. | 1 | ||
5. | Искусство выражения в музыкально- художественных образах жизненных явлений. | 1 | ||
6. | Где найти песню? РС. Колыбельные песни | 1 | ||
7. | Где взять танец? | 1 | ||
8. | Маршевый порядок. | 1 | ||
9. | Содержание музыки. | 1 | ||
10-11. | Можно ли увидеть музыку? | 2 | ||
12. | Как увидеть музыку? | 1 | ||
13. | Музыка живая. | 1 | ||
14. | Каждый композитор – художник. | 1 | ||
15. | Изобразительность в музыке. | 1 | ||
16. | Изобразительность в музыке. | 1 | ||
17 | Фрагменты бытования музыки. | 1 | ||
18. | Рождение музыкальной формы. РС. Свадебные песни | 1 | ||
19-20 | Музыкальный театр. | 2 | ||
21. | Музыкальный театр. | 1 | ||
22. | Что такое балет? | 1 | ||
23. | Музыкальный театр. | 1 | ||
24. | Идём в театр Язык театра. | 1 | ||
25. | Идём в театр. Язык театра. | 1 | ||
26. | Чудеса в музыке и в жизни. РС. Хоровые песни | 1 | ||
27. | Чудеса в музыкальном театре. | 1 | ||
28. | Язык музыки. | 1 | ||
29-30. | Язык музыки. | 2 | ||
31. | Язык музыки. | 1 | ||
32. | Язык музыки. | 1 | ||
33. | Урок - концерт «Пусть музыка звучит и не смолкает». | 1 |
Приложение 1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету
Учебно – методический комплект
- Музыка:программа: 1-4 классы /В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А. Школяр –М.: Вентана - Граф, 2013г.
- Музыка: 1 класс: методическое пособие / В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А. Школяр – М.: Вентана - Граф, 2014 г.
Технические средства обучения.
Компьютер.
Мультимедиа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...