Методическое пособие
методическая разработка по музыке

Полищук Анна Витальевна

Методическое пособие Оценка Знаний, умений, навыков учащихся на уроках музыки общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx650.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое пособие

Оценка знаний, умений, навыков учащихся на уроках музыки общеобразовательной школы

Составила: Полищук А.В.

Арсеньевский городской округ

 2014 г

Пояснительная записка

Материалы методического пособия «Об оценке знаний, умений навыков учащихся  общеобразовательной школы» составлено педагогом образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников на основе примерных программ из сборников:

Бакланова

        Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаружить проблему в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению этих проблем, предупреждать успеваемость учащегося. Итоговая оценка знаний, умения и навыков выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих  классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала, содержание которых определяется учителем. Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продолжение в учении. Итоговые контрольные работы проводятся после изучений отдельных тем программы, а также в конце учебного триместра, года.

        Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школы по согласованию с учителями. В один учебный день следует делать в классе одну письменную контрольную работу, а в течении неделе не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул,  первый и последний дни учебной недели.  Итоговые (триместровые и годовые) контрольные работы в первом классе не проводятся. Начиная со второго полугодия, с целью проверки определенных программой знаний, умений и навыков, проводятся отдельные проверочные письменные работы. Наряду с вновь изученным материалом в такие работы включаются и знания по ранее изученным разделам программ. Во вспомогательной школе проверяются и оцениваются все письменные работы. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. При оценке знаний, навыков и умений учащихся вспомогательных школ необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся в интеллектуальном развитии, состояние эмоционально – волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант заданий. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально – волевой сферы рекомендуется принимать дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работ и т.п.). В случаи стремления  ученика преодолеть отставания, как исключение, можно оценивать отдельные работы   более высоким баллом.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Пояснительная записка

        Среди предметов эстетического цикла в школе значительное место занимает урок «Музыка». Этот урок - неотъемлемая часть общей системы обучения; он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Это эффективный путь к формированию личности ребенка. Одно из главных условий успешного обучения  - заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроках музыки, на музыкальных занятиях во внеурочное время, в повседневной жизни. Привить  школьникам интерес к музыкальному искусству можно, систематически развивая их музыкальный слух, творческие способности, навыки восприятия музыки. Задача музыкального воспитания в школе связана с целым комплексом развития нравственно-эстетических чувств ребёнка, творческих и музыкальных способностей.  

        Пятибалльная система оценок, заключающая в себе и отрицательные оценки  («1» и «2») не отвечает, казалось бы, важнейшей функции оценки на уроке искусства  - этической. Мало того, применение отрицательных оценок резко противоречит, в первую очередь в начальной школе, этическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование у школьников положительного, эмоционального отношения к музыкальному искусству. Поэтому, в центре внимания должен стоять вопрос:  какие стороны деятельности школьников служат основой для оценки? Это коллективная форма оценки (класс, как единый коллектив) и индивидуальная оценка конкретного ответа ученика. Как же оценить множество различных ответов? А может быть, вообще правильнее было бы говорить не об ответах учеников на вопросы учителя, а о высказываниях (размышлениях) ученика, вызванных музыкой или вопросом учителя? Ни у одного учащегося нет причины оставаться на «нулевой отметке» пути к овладению основами музыкальной культуры. Число и многообразие ступеней на этом пути бесконечно. Всеобщее музыкальное воспитание не предполагает одинакового уровня музыкального воспитания для всех. Всегда можно у ребёнка со слабым слухом, с неправильным интонированием найти на уроке момент, когда он может показать себя в высказываниях  об услышанной музыке на уроке. Итак, вопрос об оценках до сих пор остается не решенным. Диапазон высказываний на эту тему очень широк. Одна крайность - пятибалльная система оценки существует веками, она уже заложена в генах, сломать её невозможно, поэтому не надо придумывать новое. Другая крайность  - проблема оценок на уроке актуальна и во многом спорна. Конечно, необходимо оценивать знания учащихся, но на уроках музыки для ученика важнее словесное поощрение его ответов учителем.  И еще одно - нужны совершенно иные критерии, учитывающие не количество знаний и умений, а тенденцию к культурному и духовному росту ученика. Прежде чем изложить свои мысли по критерию оценки на уроках музыки, предложу высказывание Д. Б. Кабалевского  относительно этого вопроса: «Творческое начало может проявиться в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности проявляющей себя в рассказах о музыке. Ученик может проявить себя в вокальной сфере, как хороший солист, в хоровом исполнении музыки, как исполнитель на музыкальных инструментах, обнаружить хорошее «чувство интонации» при импровизации, интерес к чтению книг о музыке, к слушанию музыки, интуитивное или осознанное отношение к качеству музыки и её исполнению, интерес к другим видам искусства и т.д. Границ и предела проявления ребятами своих творческих данных, строго говоря, не существует».

Критерии оценки.

1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.

        На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, элементарную импровизацию, творческие задания,  коллективное  исполнение логоритмических упражнений.

Слушание музыки.

        В программе ставятся задачи:

1. Формирование музыкально – информационной культуры, основ музыкальных знаний  о звуковой природе музыкального искусства; общих представлений о том, что такое музыкальный звук, звукоряд, ритм, мелодия, мелодический и ритмический рисунок, темп, тембр, регистр, музыкальная интонация, изобразительность и выразительность в музыке,  песня, танец, марш, опера и балет; представлений о взаимосвязях музыки и других видов искусств   и о роли музыки в жизни человека;

2. Формирования культуры музыкального восприятия умений и навыков вслушиваться в музыку, различать на слух музыкальные и немузыкальные звуки, а также звучание народных музыкальных инструментов (свистулек, свирели, бубна) и фортепиано; различать песню, танец, марш.

          На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

- самостоятельность в разборе музыкального произведения;

- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения,  средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный,  но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение.

        В программе ставится задача: формирование музыкально – исполнительской культуры первоначальных певческих умений и навыков;  интонационно чистого и ритмически тонкого исполнения попевок;  первоначальных умений и навыков вокальной, музыкально – инструментальной, музыкально – речевой, музыкально – игровой, музыкально – двигательной и музыкально – изобразительной импровизации;  умений и навыков выразительного исполнения детского фольклора (потешек, пестушек, прибауток, закличек, игровых и колыбельных песен), а также песен композиторов – классиков и современных авторов для детей.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:        

- знание мелодической линии и текста песни;

- чистое интонирование или допущены небольшие неточности,  ритмически точное исполнение;

- выразительное исполнение.

Оценка «четыре»:

- знание мелодической линии и текста песни;

- допущены неточности в  интонировании, исполнение ритмически правильное;

- пение недостаточно выразительное.

Оценка «три»:

- допускаются   неточности в исполнении мелодии и текста песни;

- неконтролируемое пение, есть ритмические неточности;

- пение невыразительное.

Оценка «два»:

- исполнение неуверенное,  невыразительное, незнание текста, непопадание в ритм.

        Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1. Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2. Кроссворды.

3. Творческие задания

4. Блиц - ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5. «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6. Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки, пластические этюды, арт –терапевтические задания и упражнения, импровизации и т.д.)

7. Ведение тетради по музыке.

Тетрадь на уроках музыки.

        Требования к ведению тетради для учащихся 5 - 7 классов.

В тетрадь записываются:

1. Темы уроков.

2. Имена  композиторов, музыкантов, даты их жизни.

3. Названия звучащих на уроках произведений.

4. Названия и авторы разучиваемых песен.

5. Сложно запоминающиеся тексты песен.

6. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из года в год.

        Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами). Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини - учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить. Тетрадь проверяется учителем один раз в триместр.

Оценка выставляется  за:

- ведение тетради (эстетическое оформление); наличие всех тем; аккуратность.

- ведение словаря.

- самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц  - опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1 класс

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся должны знать:

  • характер и содержание музыкальных произведений;
  • музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян).

Учащиеся должны уметь:

  • петь с инструментальным сопровождением  (с помощью педагога);
  • выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
  • одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;
  • правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;
  • различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
  • различать песню, танец, марш; передавать ритмический рисунок попевок (хлопками,  голосом); определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные). 
  • узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
  • рассказывать основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
  • рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
  • связывать художественно - образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
  • владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
  • владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
  • различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
  • выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.
  • использовать элементарные приёмы игры на ударных,        духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
  • исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
  • выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
  • воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
  • выполнять упражнения арт - терапии;
  • выполнять творческие музыкально - композиционные задания;
  • пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся должно быть сформировано:

положительное отношение к урокам музыки.

У учащихся должно сформироваться:

мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

осознание своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

внимательное отношение к музыке как живому, образному искусству;

эмоционально - ценностного отношение к искусству, к        произведениям классической музыки.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

вносить коррективы в свою работу;

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

понимать цель выполняемых действий;

адекватно оценивать правильность выполнения задания;

анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

решать творческую задачу, используя известные средства;

использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

включаться в самостоятельную музыкально – творческую деятельность;

участвовать в подготовке и реализации коллективных Музыкально - творческих проектов.

2 класс

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся должны знать:

  • высокие и низкие, долгие и короткие звуки;
  • музыкальные инструменты и их звучание (фортепиано, флейта);
  • характер и содержание музыкальных произведений;
  • о богатствах музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека;
  • музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).
  • Гимн России;

Учащиеся научатся:

  • различать основные жанры народной песни (календарные, колыбельные, трудовые, солдатские, шуточные, плясовые и хороводные песни); эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
  • исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;
  • различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
  • исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль;
  • называть основные особенности музыки как вида искусства (интонация, мелодия, ритм, музыкальные образы);
  • определять куплетную форму и вариации;

узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки.

3 класс

ПРЕДМЕТНЫЕ 

Учащиеся должны знать:

  • музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, вариации, куплетная);
  • музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, скрипка, балалайка).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
  • распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;
  • сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
  • воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.

Учащиеся научатся:

исполнять Государственный гимн Российской Федерации;

объяснять значение понятия «классическая музыка»;

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;

называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;

исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

называть основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);

использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки;

понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;

устанавливать взаимосвязь народной и классической музыки;

выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

определять на слух основные жанры музыки;

определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально - пластическом движении.

Учащиеся получат возможность научиться:

определять особенности оперетты и мюзикла как видов

Музыкально - сценического искусства;

различать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческие голоса в академическом хоре и оперном спектакле;

называть основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры, перечислять названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;

передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах;

использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры. 

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

эмоционально - ценностное отношение к Государственному гимну России; к произведениям народной и классической музыки;

понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.

Учащиеся получат возможность для формирования:

чувства сопричастности к культуре своего народа;

понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей;

положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

ценностно - смысловых установок, отражающих индивидуально - личностные позиции;

уважительного отношения к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимания ценности многонационального российского общества культурного разнообразия России;

положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты;

мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;

эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);

вносить коррективы в свою работу;

различать и соотносить замысел и результат работы;

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;

анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

решать творческие задачи, используя известные средства;

объяснять, как строилась работа в паре, в группе;

участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

планировать свои действия при выполнении музыкально - творческих заданий;

руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально - творческих заданий;

определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной  и коллективной музыкально - творческой работы;

включаться в самостоятельную музыкально -  творческую деятельность (музыкально - исполнительскую, музыкально - пластическую, сочинительскую);

применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении

концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере

музыкальной культуры.

Познавательные

Учащиеся научатся:

свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться  вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;

различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства (народное, классическое, современное), по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), по создателям музыки (композиторы);

различать звучание отдельных музыкальных инструментов;

различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;

сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;

характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;

группировать, классифицировать музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);

различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);

устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов;

характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского - Корсакова.

 Учащиеся получат возможность научиться:

применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной

информации;

сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;

устанавливать аналогии и причинно - следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;

осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию, использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

объяснять роль Государственного гимна Российской Федерации как одного из символов Российского государства;

объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах, о концертных залах;

4 класс

Учащиеся должны знать:

  • современные детские песни для самостоятельного исполнения;
  • значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо);
  • народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, баян, гусли, свирель, гармонь,  деревянные ложки);
  • особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
  • особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.

Учащиеся должны уметь:

  • петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
  • ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
  • исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
  • различать разнообразную по характеру и звучанию музыку.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;

положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры;

уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.

Учащиеся получат возможность для формирования:

основ общей культуры личности в контексте высших духовно - нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;

эмоционально%нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;

понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;

художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;

понимания причин успеха в творческой деятельности;

готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально - поэтического творчества народов мира;

готовности и способности к самооценке, к саморазвитию.

ПРЕДМЕТНЫЕ

 Учащиеся научатся:

воспринимать музыку различных жанров;

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

находить и передавать информацию:

– о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов - виртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;

– о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;

– о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально - выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;

– о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально - выразительных средствах и художественно – образном содержании;

– об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;

– о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского - Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;

– о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;

– об авторской песне;

определять основные музыкальные понятия («канон», «полифония» и др.) на доступном уровне;

воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;

5 класс

Учащиеся должны знать:

  • роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
  • паузы (долгие и короткие);
  • наиболее значительные жанры и формы (жанры песни, романса, хоровой музыки,

   оперы, балета; музыкально – изобразительные жанры; формы музыкального    

   периода, двухчастную форму, трёхчастную, рондо, вариации, сонатную форму);

  • средства музыкальной выразительности (ритм, мелодия,  гармония, полифония, фактура, тембр, динамика)

Учащиеся должны уметь:

  • находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным      искусством на основе знаний, полученных на уроках, и выражать их в размышлениях о музыке,       подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
  •  проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).
  • самостоятельно начинать пение после вступления;
  • осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
  • контролировать слухом пение окружающих;
  • применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.

6 класс

Учащиеся должны знать:

  • инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые (деревянные и медные),  ударные, клавишные  и струнные инструменты;
  • знать и определять на слух название произведения и его автора;
  • знать понятия и музыкальные термины - сюита, реквием, месса, пульс, кульминация;
  • правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
  • сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений;
  • определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;
  • отражать свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;
  • демонстрировать  навыки вокально-хоровой деятельности: исполнять  произведения с аккомпанементом, более сложные ритмические рисунки — синкопы,  остинатный ритм; 
  • находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных на уроках;

7 класс

Учащиеся должны знать:

  • главные особенности содержания и формы в  музыке, осознавать их взаимодействие
  • характерные черты музыкального образа, его принадлежность к лирике, драме, эпосу, отражать понимание в размышлениях о музыке

Учащиеся должны уметь:

  • находить связь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
  • разъяснить терминов и понятий - прелюдия, оратория, романтизм, фуга, серенада;
  • находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными на уроках;
  • определить характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
  • определять художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период,
    двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);
  • пользоваться навыками вокально-хоровой деятельности.

 

  «Музыка» 8 класс учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • знать специфику музыки как вида искусства;
  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • понимать особенности искусства различных эпох;
  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

уметь:

  • аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных на уроках в 5, 6, 7, 8 классах);
  • обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • преломлять  полученные знания в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;
  • осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимания их неразрывной связи;
  • понимать концептуально-содержательные особенности сонатной формы;
  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: уметь исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), уметь владеть своим голосом и дыханием в период мутации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по обучению работе на доске StarBoard

В пособии даны подробные рекомендации для начинающих работать на интерактивной доске. Рассматриваются возможности ее использования. Рекомендации распределены по темам. В конце дана практическая работа...

Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.

Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....

Методическое пособие по автоматизации звуков.

Авторские комментарии:Учителям-логопедам: Уважаемые коллеги! Разрабатывая  циклограммы, мне хотелось систематизировать лексический материал для прохождения каждого из этапов автоматизации з...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".

В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...

Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)

Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....