Рабочая программа по музыке 3 класс ПНШ
рабочая программа по музыке (3 класс)
Рабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 недели).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_3klass.docx | 39.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 недели).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• наличие нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов;
• сформированность основ музыкальной культуры через активное эмоциональное восприятие;
• наличие у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к искусству;
• развитость художественного вкуса;
• наличие основ образного и ассоциативного мышления и воображения;
• реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
• позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Метапредметные результаты:
• наличие нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов;
• сформированность основ музыкальной культуры через активное эмоциональное восприятие;
• наличие у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к искусству;
• развитость художественного вкуса;
• наличие основ образного и ассоциативного мышления и воображения;
• реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
• позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметные результаты.
• сформированность основ музыкальной культуры, первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека;
• развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
• способность воспринимать музыку и размышлять о ней;
• знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
• умение открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения;
• начальное развитие музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
• элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности: при воплощении музыкальных образов в процессе создания театрализованных и музыкально-пластических композиций, в ходе разучивания и исполнения вокально-хоровых произведений, в игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
• способность импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
• умение применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
• умение реализовать собственный творческий потенциал, применять музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Предметные результаты по видам учебной деятельности обучающихся
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципа взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника (включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитии музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации). Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.
Предполагается, что по видам учебной деятельности обучающийся будет:
Слушание музыки
1. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.
2. Уметь определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Иметь представление об интонации в музыке; знать о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4. Иметь представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знать особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знать особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
6. Иметь представление о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
7. Иметь представление о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Иметь слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
10. Уметь импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
1. Знать слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знать о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдать при пении певческую установку. Использовать в процессе пения правильное певческое дыхание.
5. Петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Петь доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривать слова песни, петь гласные округленным звуком, отчетливо произносить согласные; использовать средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
7. Исполнять одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
1. Иметь представление о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Уметь исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Иметь первоначальные навыки игры в ансамбле - дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеть основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
4. Использовать возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Владеть следующим объемом музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. I Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; ' 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах, Двух- и трехдольность - восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтений нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:
• реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание учебного предмета.
Содержание программы 3 класса позволяет погрузить обучающихся в специфику музыкального искусства и является узловым в осознании его закономерностей. Музыка, как звучащее искусство, воспринимается как «искусство интонируемого смысла».
Благодаря методу «забегания вперед и возвращения к пройденному» обучающиеся уже встречались в 1-2 классах с музыкой песенного, танцевального и маршевого характера. В 3 классе они осознают, что эти качества музыки весьма важны и играют в ней большую роль. Часто музыка бывает пронизана песенной мелодичностью, но не предназначена для пения. Или музыка охвачена танцевальными ритмами, но не создана для того, чтобы под нее танцевать. Маршевость, хотя и насыщена маршевыми ритмами, не обязательно предназначена для марширования. Эти свойства музыки делают ее доступной и понятной для любого слушателя.
Узловой темой третьего года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах, в широком смысле - как воплощение художествейного образа в музыкальных звуках; в узком смысле - как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.
К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия - «душа музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песенностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспринимать мелодию как интонационное содержание музыки.
Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.
Если музыка - «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На основе того, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. - пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т.д.
Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке. Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении. Например, с помощью симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки, с темами которых школьники познакомились во 2 классе, вступают во взаимодействие. Знакомые интонации видоизменяются, развиваются, поскольку на протяжении всей сказки с героями происходят разные события.
Развитие музыки непременно требует особой ее организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение (формы) музыки представлено в программе одночастными, двухчастными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.
Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме - с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, А. Алябьева, М. Глинки, А. Лядова, Н. Рим-ского-Корсакова, М. Мусоргского, А. Бородина, П. Чайковского, ,С. Прокофьева, И. Стравинского, Р. Щедрина, И.С. Баха, Л. ван Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Ж. Визе, Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Шуберта. А также народные песни и песни композиторов: А. Александрова, А. Аренского, И. Арсеева, С. Баневича, С. Бодренкова, Р. Бойко, Я. Дубравина, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, М. Калининой, В. Калинникова, Е. Крылатова, Н. Мет-лова, М. Минкова, М. Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Л. Хафизовой.
Содержание программы по темам
Художественно-педагогический замысел темы «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» - осознание песенности, танцевальности и маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки.
Темы: Открываем для себя новые качества музыки; Мелодичность - значит песенность?; Танцевальность бывает не только в анцах; Где слышится маршевость?; Встречи с песенно-танце-вальной и песенно-маршевой музыкой.
Смысловое содержание тем:
Основные качества музыки, музыкальный язык - ретроспективный обзор. Работа с ритмической партитурой, игра на оркестровом треугольнике. Ощущение песенности, танцевальности и маршевости в крупном музыкальном жанре на примере фрагментов из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок». Определение особенностей музыкального языка фрагментов балета с учетом их нотной записи. Новые музыкальные понятия и термины: тема, пиццикато, фанфара.
Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. «Утро» из музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»: динамические изменения (крещендо, диминуэндо), развитие мелодии, кульминация (скрипки), выразительность и изобразительность, вокализ. Ария Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: либретто, действующие лица, содержание (работа с источниками информации), исполнение главной мелодии с ориентацией на нотную запись. Отличие понятий «песня» и «песенность». Ассоциативные связи музыки и изобразительного искусства. Новые музыкальные понятия и термины: кульминация, вокальная музыка, главная мелодия, музыкальный образ. «Азбука общения с искусством» - «Как правильно петь?» (правила пения).
Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. «Арагонская хота» М. Глинки (акценты, вершины фраз). «Девичий хоровод» Р. Щедрина из балета «Конек-Горбунок» (определение особенностей музыкальной речи по нотной записи). «Пляска рыбок» из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко» (темп, динамика, танцевальный характер). Новые музыкальные понятия и термины: хота, былина.
Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов А. Аренского и Л. Бетховена. Основные характеристики маршевости: работа с нотной записью мелодии из третьей части Симфонии № 5 и фрагментом Марша памяти А.В. Суворова; определение главных качеств мелодии, основных интонаций; сравнение маршевости этих произведений. Жизненные основы данных произведений Бетховена и Аренского (работа с источниками информации). Новые музыкальным понятия и термины: эпизод, сольфеджио, пунктирный ритм, хор.
Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки. Музыкальные примеры из произведений Ж. Визе, А. Лядова, Ф. Шопена, И. Дунаевского. Новые музыкальные понятия и термины: увертюра, сольмизация, такт, тактирование, сюита, прелюдия. Работа с источниками информации. Творческий проект по подготовке списка отечественных и зарубежных композиторов, которые сочиняли прелюдии. |«Азбука общения с искусством» (беседы Дядюшки Камертона): беседа пятая «Какими свойствами обладает музыка?».
Художественно-педагогический замысел темы «Интонация»- осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.
Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-, интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?
Смысловое содержание тем:
Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи музыкальной речи по высоте и по длительности звучания; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных обозначений для обозначения высоты разговорной интонации и длительности ее звучания. Сравнение разговорной и музыкальной речи на примере музыки С. Прокофьева («Болтунья», стихи А. Барто), А. Аренского («Расскажи мотылек», стихи А. Майкова), Я. Дубравина («Снеженика», стихи М. Пляцковского). Музыкальные понятия и термины: интонация, скороговорка, динамические оттенки, ступени лада. Подготовка к коллективному творческому проекту «Концерт для родителей».
Мелодия - интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов
во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Музыкальная импровизация. Инсценировка музыкальной сказки по мотивам басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» (музыка С. Соснина). Понятия и термины: импровизация, пьеса, легато, лад, штрих, затакт, зерно-интонация, либретто, авансцена, задник сцены, кулисы, генеральная репетиция, премьера, артист, антракт. Коллективный творческий проект «Музыкальный спектакль».
Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация - основа музыки. Выразительность и изобразительность в произведениях классической музыки (К. Дебюсси, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов). Самостоятельней; ознакомление с оперой Н. Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане» (работа с источниками информации: либретто, аудио или видеозапись оперы). Созвучие оперы со сказкой А.С. Пушкина. Самостоятельное ознакомление с обрядом колядования (работа с источниками информации). Соответствие выразительных и изобразительных средств музыки и стихов в песнях. Общность народной и композиторской музыки. Понятия и термины: аккомпанемент, звукоряд, струна, напев, смычок, флейта-пикколо. «Азбука общения с искусством» - «Как слушать и слышать музыку?» (правила слушания музыки), «Как правильно петь?» (правила пения). Коллективный творческий проект «Школьный фольклорный праздник». «Азбука общения с искусством» (беседы Дядюшки Камертона): беседа пятая «Какими свойствами обладает музыка?».
Художественно-педагогический замысел темы «Развитие музыки»
- осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени.
Темы: Почему развивается музыка?; Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке?; Что такое исполнительское развитие музыки?; Развитие, заложенное в самой музыке; Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».
Смысловое содержание тем:
Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроениях, мыслях человека. Развитие движения («В пещере горного короля» Э. Грига), музыкальный диалог (Пьеса («Аллегретто» Ф. Шуберта), картины природы (песня «Береза» В. Веселова на стихи С. Есенина). Ассоциации в развитии музыкального произведения и произведении изобразительного искусства (Э. Григ «В пещере горного короли» и Т. Киттельсен «У троллей»). Понятия и термины: фортепьянная миниатюра, мелодист, канон, аллегретто, аккорд, ритенуто.
Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Интонационное развертывание музыкального образа на примере музыки С. Прокофьева, В. Калинникова, И.С. Баха, С. Соснина - изменения динамики, темпа, длительностей, фразировки, характера, настроения. Сольмизации и сольфеджирование мелодий. Инструментальное исполнение элементов музыкальной речи в их развитии. «Азбука общения с искусством» - «Как слушать и слышать музыку?» (правила слушания музыки). Понятия и термины: крещендо, диминуэндо, триоль, поступенное движение мелодии, скачкообразное движение мелодии, потомственный музыкант, орган, клавесин, виртуоз, кантилена, синкопа.
Исполнительское развитие музыки, характерное в основном для куплетной формы (на примере русских народных песен «Со вьюном я хожу», «Ах вы, сени мои, сени» и песен композиторов Г. Струве «Отцовская слава», М. Славкина «Старая лестница», Е. Крылатова «Ласточка»). Отражение в этих песнях изменения iсредств выразительности. Роль инструментального сопровождения в исполнительском развитии.
Особенности исполнительского развития в песнях о защитниках Отечества (работа с источниками информации). Творческий проект по подготовке списка песен для программы праздничного концерта. Понятия и термины: канон, подголосок, а капелла, вокализ, устойчивая ступень лада, неустойчивая ступень лада, унисон.
Развитие, заложенное в самой музыке - динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное. Осознание особенностей развития музыки на различных примерах: попевки, песни, фрагменты произведений Р. Щедрина (балет «Конек-Горбунок»), Л. Лядов («Восемь русских народных песен»). Песни-заклички (работа с источниками информации, инсценировка песни). «Азбука общения с искусством» - «Как правильно петь?» (правила рения). Понятия и термины: ладовое развитие, попевка, динамическое развитие, темповое развитие, фактурное развитие. Коллективный творческий проект «Музыкальный спектакль».
С. Прокофьев, симфоническая сказка «Петя и волк». Развитие музыке как результат взаимодействия героев сказки: Петя птичкой разговаривают; утка и птичка спорят; кошка быстро лезла на дерево; утка бросилась вон из лужи; птичка и кошка дереве, волк ходит вокруг; Петя с птичкой ловят волка; Петя с птичкой поймали волка; волк в бешенстве; заключительное шествие (Петя-герой). Роль тембров музыкальных инструментов симфонического оркестра в развитии тем героев сказки. Повторение и контраст мелодических и ритмических интонаций. «Азбука общения с искусством» (беседы Дядюшки Камертона): беседа пятая «Какими свойствами обладает музыка?».
Художественно-педагогический замысел темы «Построение (формы) музыки» - осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.
Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными?; Когда музыкальные произведения имеют две или три части?; Рондо - интересная музыкальная форма; Как строятся вариации?; О важнейших средствах построения музыки.
Смысловое содержание тем:
Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения; мотив, фраза, предложение, период. Знакомство с одночастной формой на примере музыки П. Чайковского (маршевый эпизод главной темы третьей части Шестой симфонии), французской народной песни «Пастушья песня», песни М. Минкова «Телега». Разучивание с использованием нотной записи и двухголосное исполнение песни каноном. Термины и понятия: музыкальная форма, тремоло, одночастная форма, канон, цезура.
Содержательно-образные основы построения музыки. Выражение в одном произведении развития чувств человека, переход от одного чувства или настроения к другому. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки, Двухчастная форма. «Песня Сольвейг» Э. Грига: сольфеджирование мелодии первой части, определение ее характера, лада, динамического развития, слушание двух частей, решение проблемных ситуаций, связанных с изменениями во второй части. Построение песни: куплет, запев, припев (простая куплетная форма). Изменения средств музыкальной выразительности н песне «Скрипка» М. Славкина. Простая трехчастная форма, особенности построения и образной выразительности на примере Арии Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Понятия и термины: форте, пиано, простая двухчастная форма, простая трехчастная форма.
Форма рондо. Особенности построения музыки (рефрен, эпизоды). Музыкальные примеры: песня «Зачем нам выстроили дом?» Д. Кабалевского и романс А. Бородина «Спящая княжна». Определение рефрена и эпизодов, соотнесение их с художественно-образным смыслом, выявление особенностей музыкальной речи. Понятия и термины: рондо, рефрен, эпизод, романс.
Особенности построения вариаций: тема и ее варианты с разными изменениями (интонации, ритм, темп, лад, сопровождение и пр.). Выявление данных особенностей на примере музыки В.А. Моцарта и Н. Римского-Корсакова. Песенные темы «Вариаций на тему французской народной песни» и хора из оперы «Сказка о Царе Салтане». Самостоятельная проработка учебного текста на с. 133 учебника. Понятия и термины: вариации. «Азбука общения с искусством» (Беседы Дядюшки Камертона): Беседа пятая «Какими свойствами обладает музыка?».
Самостоятельное выявление важнейших средств построения музыки с помощью изучения авторского текста на с. 136 учебника. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки. Перечисление примеров произведений, написанных в разных формах с объяснением особенностей их построения. Обобщение темы года. «Азбука общения с искусством» (беседы Дядюшки Камертона): беседа шестая «Как размышлять о музыке и рассказывать о ней?». Коллективный проект «Концерт для родителей».
Календарно - тематическое планирование
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата по плану | Дата по факту |
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость | |||||
1 | Открываем для себя новые качества музыки. | 1 | Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке. Узнавать отечественных и зарубежных композиторов по их портретам, знакомиться с основными сведениями об их творчестве. Анализировать и сравнивать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений. Определять авторов новых для школьников классических музыкальных произведений на основе знания особенностей их авторского языка (по знакомым произведениям). Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения). Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности. Высказывать свое мнение о музыке с использованием специальных терминов, размещенных на страницах учебника. Использовать нотную и графическую записи при размышлении о музыке и ее исполнении. Работать с музыкальным словарем, со словарем эстетических эмоций «Как может звучать музыка?» (в конце учебника). Находить ассоциативные связи музыки и изобразительного искусства. Работать самостоятельно с учебным и авторским текстами на с. 7, 10, 12, 17, 18, 19, 22-25, 27, 28, 30, 34, 37 учебника. Соблюдать правила пения и слушания музыки, представленные в «Азбуке общения с искусством» (форзац учебника). Выполнять задания Дядюшки Камертона (пятая беседа «Азбуки общения с искусством»). Выполнять самостоятельно учебные задания в тетради для самостоятельной работы. Осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий. Проводить работу с источниками информации. Выполнять самостоятельно творческий проект. Участвовать в подготовке и проведении классных и школьных праздников | 03.09 - 07.09 | |
2 | Открываем для себя новые качества музыки. | 1 | 10.09 - 14.09 | ||
3 | Мелодичность – значит песенность? | 1 | 17.09 - 21.09 | ||
4 | Мелодичность – значит песенность? | 1 | 24.09 - 28.09 | ||
5 | Танцевальность бывает не только в танцах | 1 | 01.10 - 05.10 | ||
6 | Танцевальность бывает не только в танцах | 1 | 08.10 - 12.10 | ||
7 | Где слышится маршевость? | 1 | 15.10 - 19.10 | ||
8 | Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой | 1 | 22.10- 26.10 | ||
Интонация | |||||
9 | Сравниваем разговорную и музыкальную речь. | 1 | Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Высказывать свое мнение о музыке с использованием специальных терминов, размещенных на страницах учебника. Работать с музыкальным словарем, со словарем эстетических эмоций «Как может звучать музыка?» (в конце учебника). Использовать нотную и графическую записи при размышлении о музыке и ее исполнении. Импровизировать на заданную тему (зерно-интонацию). Передавать в собственном исполнении (в пении, игре на инструментах, в музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. Работать самостоятельно с учебным и авторским текстом учебника. Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись (звуковысотность, движение мелодии, кульминация, тоника, динамические оттенки, темп, характер, штрихи, подтекстовка). Соблюдать правила пения и слушания музыки, представленные в «Азбуке общения с искусством» (форзац учебника). Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выполнять задания Дядюшки Камертона (пятая беседа «Азбуки общения с искусством»). Выполнять самостоятельно учебные задания в тетради для самостоятельной работы. Осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий. Проводить работу с источниками информации. Осуществлять индивидуальный поиск в рамках коллективных творческих проектов. Исполнять, инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. Участвовать в коллективной подготовке к школьному новогоднему празднику | 06.11- 09.11 | |
10 | Зерно-интонация в музыке. | 1 | 12.11- 16.11 | ||
11 | Выразительные интонации. | 1 | 19.11- 23.11 | ||
12 | Изобразительные интонации. | 1 | 26.11- 30.11 | ||
13 | Изобразительные интонации. | 1 | 03.12- 07.12 | ||
14 | Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? | 1 | 10.12- 14.12 | ||
15 | Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? | 1 | 17.12- 21.12 | ||
Развитие музыки | |||||
16 | Почему развивается музыка? | 1 | Определять авторов новых для школьников классических музыкальных произведение на основе знания особенностей их автор ского языка (по знакомым произведениям) Использовать специальную терминологию в высказываниях о музыке. Участвовать в создании исполнительской плана для воплощения различных музыкальных образов в песнях. Воплощать в собственном исполнена (пении, инструментальном исполнении инсценировке песни) различные музыкальные образы и их развитие (с использованием нотной и графической записей). Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальны) образов. Соблюдать правила пения и слушания музыки, представленные в «Азбуке общения с искусством» (форзац учебника). Работать с музыкальным словарем, со словарем эстетических эмоций «Как может звучать музыка?» (в конце учебника). Находить ассоциативные связи музыки, изобразительного искусства и поэзии. Осуществлять самостоятельную работу с учебным и авторским текстами на с. 75, 80, 33, 85, 89, 90, 100, 101, 104-114 учебника. Выполнять задания Дядюшки Камертона (пятая беседа «Азбуки общения с искусством»). Выполнять самостоятельно учебные задания в тетради для самостоятельной работы. Осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий. Предпринимать индивидуальный поиск в рамках коллективных творческих проектов, работать с источниками информации. участвовать в выполнении коллективных творческих проектов. осуществлять подготовку к участию в Классных и/или школьных весенних праздниках | 09.01- 11.01 | |
17 | Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? | 1 | 14.01- 18.01 | ||
18 | Что такое исполнительское развитие? | 1 | 21.01- 25.01 | ||
19 | Виды развития музыки: повтор и контраст. | 1 | 28.01- 01.02 | ||
20 | Развитие, заложенное в самой музыке. | 1 | 04.02- 08.02 | ||
21 | Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк». | 1 | 11.02- 15.02 | ||
22 | Тембровое развитие в музыкальной сказке «Петя и волк». | 1 | 18.02- 22.02 | ||
23 | Тембровое развитие в музыкальной сказке «Петя и волк». | 1 | 25.02- 01.03 | ||
24 | Музыкальные инструменты в музыкальной сказке «Петя и волк». | 1 | 04.03- 08.03 | ||
25 | Музыкальные инструменты в музыкальной сказке «Петя и волк». | 1 | 11.03-15.03 | ||
Построение (формы) музыки | |||||
26 | Почему музыкальные произведения бывают одночастными? | 1 | Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования. Перечислять простые музыкальные формы. Исследовать и определять форму построения музыкального произведения. Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одно-, двух- и трехчастных, вариаций, рондо). Выявлять особенности построения музыки с использованием нотной записи произведений: размышление с ориентацией на нотную запись, сольмизация, сольфеджирование, пение с текстом. Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия. Осуществлять работу с музыкальным словарем, словарем эстетических эмоций «Как может звучать музыка?» (в конце учебника). Использовать специальную терминологию в высказываниях о музыке. Принимать участие в хоровом исполнении песен. Узнавать отечественных и зарубежных композиторов по их портретам, знакомиться с основными сведениями об их творчестве. Определять авторов новых для школьников классических музыкальных произведений на основе знания особенностей их авторского языка (по знакомым произведениям). Выполнять задания Дядюшки Камертона (пятая и шестая беседы «Азбуки общения о искусством»). Выполнять самостоятельно учебные задания в тетради для самостоятельной работы. Осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий. Участвовать в выполнении коллективного творческого проекта. Осуществлять подготовку к участию в заключительном уроке-конце рте, в классных и/или школьных праздниках | 18.03- 22.03 | |
27 | Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | 1 | 03.04- 05.04 | ||
28 | Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | 1 | 08.04- 12.04 | ||
29 | Рондо – интересная музыкальная форма. | 1 | 15.04- 19.04 | ||
30 | Рондо – интересная музыкальная форма. | 1 | 22.04- 26.04 | ||
31 | Как строятся вариации? | 1 | 9.04- 03.05 | ||
32 | Как строятся вариации? | 1 | 06.05- 10.05 | ||
33 | О важнейших средствах построения музыки. | 1 | 13.05- 17.05 | ||
34 | О важнейших средствах построения музыки. | 1 | 20.05-24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...