урок в 1 классе "Музыкальная азбука", посвящённый Международному Дню Музыки
план-конспект урока по музыке (1 класс)
Взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Песни, которые исполняются в этом уроке наиболее полно соответствуют потребностям детей и последовательны. Радостная устремлённость, ожидание увлекательного путешествия в мир Музыки вместе с "ожившими" главными героями сказки Л.Светличной "Сказка о музыке", атмосфера добра и доверия - главные настроения урока.
выразительность фразировок и интонационная точность в исполнении песен, активное участие в игровых моментах урока - увлекательные формы общеклассной, групповой и самостоятельной работы в творческой реализации многогранности мира Музыки. Урок для учащихся это -
1. раскрытие творческого потенциала
2. развитие творческого мышления
3. формирование гибких компетенций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass.docx | 25.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в 1 классе, посвящённый Международному дню музыки
Тема урока: Музыкальная азбука
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия и к осуществлению контрольной функции
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, а также контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
Задачи:
Учебные – формирование целостности в представлениях о музыкальной культуре, ее основаниях, образности.
- наблюдения, восприятия, размышления о явлениях искусства, разучивания и исполнения музыкальных произведений, игры на музыкальных инструментах и т.д.
- ознакомление с музыкально-теоретическими понятиями, терминами и явлениями: музыкальными интонациями, значением песенности, танцевальности, маршевости, основами нотной грамоты, музыкальными инструментами и т.д.
Развивающие - развитие личности ребенка, его самореализации в области творческих возможностей,
- готовность к самовыражению в области искусства,
- формирование ценностного нравственного стержня, адекватной самооценки.
Воспитательные – воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности
- способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться.
- воспитание эмоционального отклика на музыку, способность к творческому восприятию музыки, освоение личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.
Тип урока: комбинированный, урок-игра
Техническое обеспечение: декорации дворца, элементы костюмов для главных действующих лиц, ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.
Материалы: фрагменты сказки Л.Светличной «Cказка о музыке», учебник для учащихся 1 класса начальной школы «Музыка» Е.Критская, осенние листья и дождевые капли, стихи А.Барто и Н.Михайлова
Муз. Инструменты: фортепиано, дудочка, бубен, колокольчик.
Муз. Репертуар: Распевка «Слова и нотки» (Как сложилась песенка) муз. О.Антоняк, сл. А.Орел
Песня «Азбука» муз. А.Островский, сл. З.Петрова
«Семь подружек» муз. В. Дроцевич, сл. В. Сергеева
«Чтоб выучиться пению» исп. О.Анофриев,
«Песенка о гамме» муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьёва
Ход урока
- Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих. Объявление темы урока. 2 минуты
Учитель: На Музыкальном острове у самого берега океана под пальмами стоял маленький домик. В домике жил мальчик. Мальчик был жизнерадостный, у него всегда было хорошее настроение, он любил носить яркую разноцветную одежду и играть в подвижные игры. Но больше всего мальчик любил слушать и сочинять веселую музыку. Его звали Мажор. Все, кто знал Мажора, удивлялись, как веселый Мажор может дружить с таким грустным мальчиком как Минор. У Минора всегда было тоскливое настроение, по любому случаю он мог заплакать, музыку он любил грустную и спокойную. Но Мажор и Минор ладили друг с другом. За это их называли 'лады'.
Мажор и Минор подошли к Музыкальному дому, который еще назывался 'нотный стан' или 'нотоносец'. В Музыкальном доме жили ноты. Все ноты были кругленькие, толстенькие и ужасно впечатлительные. Если к ним в гости приходил Мажор, они вместе с ним веселились, играли, пели веселые песни. Но если к нотам приходил Минор, то они начинали грустить и петь печальные песни. В последний раз нотам грустить надоело, и они Минора выгнали, поэтому он шел в Музыкальный дом очень неохотно.
3 минуты
Мажор: Я – Мажор, весёлый, шумный, люблю смеяться и шутить.
Вот он – Минор, всегда спокойный и чаще любит погрустить.
Минор: Но вместе ладим мы прекрасно и дружно песенки поём.
Мы существуем не напрасно, в гармонии всегда живём!
Учитель: Ребята, а давайте вспомним. Откройте учебник на странице 22. Давным-давно музыку записывали так:
И только 400 лет назад в Италии изобрели ноты. Их 7.
Ученики-ноты:
- Вот нота До, с неё начнем мы пенье
- А дальше к Ре нам надо подойти
- А нота Ми потребует уменья,
- Чтоб плавно к Фа могли мы перейти.
- Вот нота Соль – здесь гаммы середина
- Подводит Ля к финалу песни нас.
- Пришли мы к Си, о чудная картина
- Мы спели гамму До мажор для вас!
- Распевание «Слова и нотки»
Учитель: Проведём разминку для голоса, распоёмся с песенкой «О гамме»
3 минуты
- Подача нового материала.
Фальшь: Кто покой мой нарушает? Почему нет тишины? Правил кто моих не знает? Петь фальшиво вы должны!
Мажор с Минором замерли.
- Ты поешь фальшиво, - прошипело чудище.
- Как? - испуганно переспросил Минор.
- Кто ты такая? - крикнул Мажор.
- Я - Фальшь! Я вас сожру, фальшиво поете!
(Мажор и Минор спрятались в замок и осмотрелись. Дворец из белого мрамора и хрусталя стоял на большой поляне в лесу, вокруг дворца росли красивые цветы и били фонтаны. Высокая хрустальная крыша дворца блестела на солнце, и ее было видно издалека.)
Учитель: Ой ребята, давайте скорее прогоним фальшь, разбирайте музыкальные инструменты, они помогут нам петь чисто! (подходят к Фальши и играют на дудочке, бубне и колокольчике)
Ученик-колокольчик: Колокольчик золотистый, бубну с дудкой подпевай!
Песенкой своей искристой, всех на пляску приглашай!
Ученик-бубен: Друг мой верный, бубен звонкий, ярче, милый, заиграй!
Музыкой и пеньем громким Фальшь скорее прогоняй!
Ученик-дудочка: Дудочка моя родная, заиграй-ка веселей, ну а ты Фальшь давай-ка, убирайся поскорей! (Фальшь уходит. Мажор и Минор выходят.)
3 минуты
Учитель: Ой, спасибо вам, ребята, какие вы дружные!
Мажор и Минор: А на радостях таких давайте поиграем!
Звуки выстроились в ряд, получился…(звукоряд)
Нашу дружбу, говорят, называют словом…(лад)
Светлый мир, просторный, открыл нам лад…(мажорный)
Мир, в сумрак погружённый, открыл нам лад…(минорный)
Ответы учащихся:
4 минуты
Учитель: Хорошо как поиграли, продолжаем мы урок (входят король Скрипичный ключ и Фея Гармония)
Фея Гармония: Здравствуйте, мои друзья, хочу вас познакомить я, с миром красоты и счастья, где нет тоски-ненастья, вам открою я секрет, радости без песни – нет, чтоб для вас её сложить, нотки нужно попросить, а ещё…
Король Скрипичный ключ: Я – ключ особый, не простой! Лишь для нот – специальный! Отопру замок любой, только музыкальный!
Учитель: Да, да, мы помним вас! Вы - Король Скрипичный Ключ и сами придумали себе такое необычное имя. Ребята, Король всегда носил с собой разные ключи. Это были ключи от всех комнат, сокровищницы и от маленьких башенок на хрустальной крыше, в которых обитали звуки. Король открывал башенки, и звуки вылетали на волю, сливались в мелодии, носились над Музыкальным океаном, а потом возвращались назад.
Король Скрипичный ключ: Именно так!
Учитель: А вы – фея Гармония! Мы с ребятами помним, как Мажор и Минор встретились с вами в подземелье. Мальчики оказались в большом, темном и сыром подземелье с низким потолком, очень похожем на пещеру. Свет попадал сюда только через узкое окно, сквозь которое мальчики и пролезли. Они оглянулись и увидели очень красивую девочку в длинном блестящем платье. Они не ожидали встретить кого-нибудь в подземелье, и уж конечно не думали увидеть здесь такую красивую и нарядную незнакомую девочку. Она совсем не выглядела несчастной пленницей. В таком наряде ей надо было бы танцевать на балу, а не сидеть в подвале.
Мажор и Минор: Да, наша первая встреча была там!
Фея Гармония: Я тоже помню эту встречу! В музыке добрые краски найдёшь, если палитру и кисти возьмёшь.
Король Скрипичный ключ: Ребята, а знаете ли вы, что у каждой нотки свой цвет?
- До –красная
- Ре – оранжевая
- Ми – жёлтая
- Фа – зелёная
- Соль – голубая
- Ля – синяя
- Си – фиолетовая
Вместе: каждый охотник желает знать где сидит фазан
Учитель: А мы знаем песенку про 7 подружек!
Песня «Семь подружек»
Прошу открыть вас ребята свои нотные тетрадки и записать в них нотки, которые спрятались в словах!
Король Скрипичный ключ: В доме тут идёт ремонт,
Фея Гармония: в мире множество хлопот.
Мажор: вот фасоль на огороде,
Минор: а вот в саду сирень цветёт.
Ответы учащихся:
10-12 минут
Учитель: Пять линеек нотной строчки мы назвали «нотный стан» и на нём все ноточки разместили по местам. Споём мы «Песенку о гамме»
Фея Гармония: Ребята, а как вы думаете, что нужно для того чтобы написать хотя бы маленькую песенку? (ответы учащихся) Правильно ребята, нам нужны стихи.
А стихи к нашим новым песенкам будут осенние, ведь сейчас осенняя пора – очей очарованье! Вот послушайте: Осень листья рассылает – золотую стаю. Не простые, золотые я листы листаю.
Залетело на крыльцо золотое письмецо, я сижу, читаю.
Ребята, а какое слово повторялось несколько раз? А как вы думаете почему? Вот вам золотые листочки осени, на них написано: неторопливо, радостно, негромко, задумчиво, ласково, напевно и нежно. Попробуйте, сочините свою мелодию на эти осенние стихи. А я и Мажор поможем вам!
Король Скрипичный ключ: А мы с тобой Минор, про дождик стихи почитаем! Дождь идёт, дождь идёт… ну когда же он пройдёт? Вот когда идти устанет, вот тогда и перестанет. Дождь идёт, дождь идёт, дождь идёт… Минор прочитай, что на дождевых капельках написано?
Минор: уныло, с юмором, сердито, дерзко, печально, задиристо и надоедливо. Ребята, попробуйте спеть эти стихи с разным настроением. А мы вам поможем!
Ответы учащихся:
4-5 минут
- Закрепление темы, материала урока.
Учитель: Хорошо вы справились с заданиями наших гостей! А теперь мы им покажем, что ещё умеем делать сочиняя мелодии к стихам, сочиняя песенки. Группа «Листочки» синтонируйте пластически своё стихотворение, а вы группа «Капельки» простучите ритмический рисунок, чередуя короткие и длинные звуки в своём стихотворении.
Ответы учащихся:
2-3 минуты
- Оценивание работы учащихся: 1 минутка
Вот молодцы! Так давайте так учиться, песни петь, играть, плясать, надо только не лениться сердцу радость доставлять!
Ребята, а давайте для наших гостей, в знак нашей почтительности и благодарности за визит споём нашу любимую песенку!
Песня «Чтоб выучиться пению»
На этом наш урок окончен, всем спасибо, до свидания, до новых встреч с Музыкой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздничный концерт, посвящённый Международному женскому дню 8 марта «Путешествие в детство»
Праздничная программа , посвящённая Международному женскому Дню 8 марта, на которой родители отправляются в увлекательное путешествие в детство,используются интересные конкурсы и концертные номера....
Внеклассное мероприятие "Давайте понимать друг друга", посвящённое Международному Дню толерантности
Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, поэтому данное мероприятие...
Внеклассное мероприятие "Давайте понимать друг друга", посвящённое Международному Дню толерантности
Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, поэтому данное мероприятие...
Внеклассное мероприятие, посвящённое Международному Дню птиц
1 апреля - Международный День Птиц. Любите и охраняйте птиц! Внеклассное мероприятие помогает детям узнать новое о жизни птиц....
Сценарий мероприятия, посвящённого Международному женскому дню "8 марта-мамин день"
Мероприятие проводится для учащихся 1-4 классов....
Праздник посвящённый Международному Женскому дню 8 Марта.
Утренник включает стихотворения и песню....
Урок посвящённый Международному дню родного языка « Чем богат родной язык»
Как же прекрасен родной мой язык,Волшебный, певучий,играющий.Словно прозрачный хрустальный родникСердце и душу ласкающий...