Опера «Руслан и Людмила»!
методическая разработка по музыке (3 класс)
Урок музыки в 3 классе, 3 четверть, 2 урок
Цель урока: Создать условия для понимания обучающимися жанра оперы на примере оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Задачи
Образовательные:
- Знать определение жанра оперы
- Знать номера оперы: ария, дуэт, ансамбль, хор, речитатив
- Голоса исполнителей: сопрано, бас, баритон
- определять на слух музыкальные фрагменты оперы:
Воспитательные:
- показать, как музыка в оперном спектакле помогает глубже почувствовать характер и настроение литературных героев
- средствами искусства воспитывать осознание нравственных понятий: добро и зло, совесть, достоинство
Развивающие
- Развитие ассоциативно-образного мышления на основе сопоставления музыкального и литературного произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опера «Руслан и Людмила»! | 178.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Опера «Руслан и Людмила»!
Урок музыки в 3 классе, 3 четверть, 2 урок
Цель урока: Создать условия для понимания обучающимися жанра оперы на примере оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Задачи
Образовательные:
- Знать определение жанра оперы
- Знать номера оперы: ария, дуэт, ансамбль, хор, речитатив
- Голоса исполнителей: сопрано, бас, баритон
- определять на слух музыкальные фрагменты оперы:
Воспитательные:
- показать, как музыка в оперном спектакле помогает глубже почувствовать характер и настроение литературных героев
- средствами искусства воспитывать осознание нравственных понятий: добро и зло, совесть, достоинство
Развивающие
- Развитие ассоциативно-образного мышления на основе сопоставления музыкального и литературного произведений.
Технические средства обучения:
Компьютер, мультимедийный проектор
Дидактический материал:
- презентация
- фонохрестоматия произведений
- кроссворд
Ход урока:
I. Организационный этап
II. Основной этап
- Биографическая справка композитора. Заполнение кроссворда
- Слушание: Ария Руслана, Каватина Людмилы, Сцена Наины и Фарлафа
- Викторина
III. Исполнительская деятельность.
- Распевание
- М. Глинка «Жаворонок»,
- М. Минков, Ю. Энтин «Дорогою добра»
IV. Заключительный этап. Рефлексия (подведение итогов)
I
И вновь музыкальный театр! (слайд и изображением Мариинского и Михайловского театров) Театр оперы и балета и значит речь пойдёт об одном из этих жанров.
Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют, если надо танцуют и звучит симфонический оркестр – ОПЕРА!
Я начну, а Вы продолжите:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
А.С.Пушкин! Композитор М.И.Глинка создал оперу на основе поэмы «Руслан и Людмила»
II.1
М.Глинка – 1804 – 1857г (презентация слайд 2)
Боготворил А.С.Пушкина, в пансионе учился вместе с младшим братом поэта. Знакомые для нас произведения: «Камаринская», «Жаворонок», оперы: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».
Обращение к поэме «Руслан и Людмила» не случайно. Яркие, образные музыкальные характеристики героев.
Светозар, великий князь киевский, устраивает пир в честь своей дочери Людмилы. Женихи на руку Людмилы — витязи Руслан, Ратмир и Фарлаф, которые окружают прекрасную княжну. Людмила подает руку Руслану. Князь одобряет выбор дочери, и пир переходит в свадебное торжество. Баян предрекает в своих песнях беду, грозящую Руслану и Людмиле. Народ желает счастья молодым. Вдруг страшный гром потрясает хоромы. Когда все приходят в себя, оказывается, что Людмила исчезла. Светозар в отчаянии обещает руку Людмилы тому, кто возвратит исчезнувшую княжну..
Марш Черномора
«Какое чудное мгновенье» (фрагмент)
II.2
Храбрый Руслан отправляется на поиски Людмилы
Слушание: Ария Руслана
Ария – сольная музыкальная характеристика героя. Голос – баритон
Марш, гордая, решительная мелодия.
Партию Людмилы исполняет сопрано – высокий женский голос.
Каватина танцевальный, лёгкий, грациозный, жизнерадостный характер
«О, мой милый Руслан..»
Дуэт Наины и Фарлафа. Рондо Фарлафа»
Фарлаф – «крикун надменный, в пирах никем не побежденный, воин скромный средь мечей».
Какими средствами выразительности создаёт образ Фарлафа композитор? Как он к нему относится?
С юмором, использует приём скороговорки, танцевальные ритм в оркестровой партии, интонация испуга при встрече с Наиной, интонация восторга в рондо (с готовностью принимает предложение Наины).
«Дерзость, хвастовство, безудержная наглость, опьянение собственным «мужеством», зависть и злоба, трусость, сластолюбие, вся низость натуры Фарлафа раскрывались Шаляпиным в исполнении рондо без карикатурного преувеличения, без подчеркивания и нажима. Здесь певец достигал вершины вокального исполнительства, с виртуозной легкостью побеждая технические трудности" А.А. Гозенпуд
Как в доброй сказке, в этиойопере счастливый финал, в котором хор величает храброго Руслана и красавицу Людмилу, славит родную землю.
II.3 Викторина
- М.И.Глинка «Марш Черномора»
- М.И.Глинка «Рондо Фарлафа»
- М.Глинка «Ария Руслана»
Что объединяет, прозвучавшие фрагменты?
Жанр, композитор
II.4
Кроссворд Опера Руслан и Людмила
По горизонтали
3. Музыкальный спектакль, в котором все исполнители поют.
5. Низкий мужской голос, но выше, чем бас
6. Сольная характеристика в опере
8. Злой волшебник в опере "Руслан и Людмила"
9. Соперник Руслана, Пушкин назвал его "крикун надменный"
По вертикали
1. Назовите имя героини оперы Глинки
2. Номер Фарлафа в опере "Руслан и Людмила"
3. Сцена из оперы в исполнении Людмилы(4)
4. Высокий женский голос (7)
5. Автор поэмы "Руслан и Людмила" (10)
6. Злая волшебница в опере "Руслан и Людмила" (12)
III.
Распевание.
Разучивание романса М.Глинки «Жаворонок! – 1 куплет.
Работа над кантиленой мелодии, хоровое исполнение.
IV.
Подведение итогов. Оценка деятельности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для 3 классапо программе Е.Д.Критская. Тема "Оперы "Руслан и Людмила", "Орфей и Эвридика", "Снегурочка"
Тест для 3 класса разработан с целью проверки знаний по пройденным операм М.И. Глинки "Руслан и Людмила", К.В. Глюка "Орфей и Эвридика", Н.С. Римского-Корсакова "Снегурочка"...
опера Руслан и Людмила
Данный материал представляет собой учебную презентацию по предмету музыка по программе Критской Е.Д. для 3 класса. Тема урока "М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила". Презентация содержит репродукции К...
опера "Руслан и Людмила"
Презентация к уроку музыки 2 класс "Школа России"...
В музыкальном театре. Опера "Руслан и Людмила"
Презентация к уроку музыки, 2 класс....
М.И. Глинка опера "Руслан и Людмила"
презентация М.И. Глинка опера "Руслан и Людмила"...
Опера Руслан и Людмила
Основные цели:1.Показать интонационно-образную природу музыкального искусства на примере музыки М.И. Глинки, маршевой музыки.2. Развивать умение использовать полученные знания при прослуши...