"Любимые песни военных лет"
методическая разработка по музыке (1 класс)

Харламова Наталья Михайловна

1. Методическая разработка музыкального занятия "Любимые песни военных лет" нацелена на воспитание у детей патриотического чувства уважения к своей стране, к ветеранам Великой Отечественной войны.

2. Методическая разработка музыкального занятия "Новогодние музыкальные интонации" -  приобщение  к  прекрасному  в  искусстве  и  жизни, человеческим  идеалам-доброте, дружбе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

музыкального занятия для воспитанников

«Любимые песни военных лет»

Музыкальный руководитель

Харламова Н.М.

2015

«Любимые песни военных лет»

Харламова  Наталья Михайловна, музыкальный руководитель.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые ветераны, гости, преподаватели!

Мы рады видеть вас сегодня в нашей школе на этом замечательном вечере, который мы назвали “Любимые песни военных лет”. Давайте в теплой доброжелательной атмосфере поделимся воспоминаниями, и с удовольствием попоем песни военных лет.

Но в начале позвольте предоставить слово нашим детям - продолжателям дела отцов и дедов.

Ученик 1: Защитником Отечества может быть только тот, кто пропустил через свое сердце “эхо прошедшей войны” и смог по- особому ощутить чувство Родины, став достойным звеном в цепи поколений и продолжателей традиций дедов и отцов. Главное чувствовать всю меру благодарности уходящему поколению ветеранов ВОВ, успеть ее выразить.

Так возрождаются традиции памяти, восстанавливается ощущение своих исторических корней, своей неразрывной связи с ушедшими и грядущими поколениями своего Отечества.

Ученик 2: Суровые годы  ужасной войны тогда голодали, тогда были ВЫ, тогда были предки Отцом, матерей, Что нас воспитали! И видим теперь Тех героических людей, Что нас от плена оградили, А в слове “Вы”, которые перенесли все тяготы той долгой и мучительной войны. Сейчас, быть может, дожили до наших дней, а если нет? Не забывайте их!

Ученик 3: Я хочу сказать о бабушках, о дедушках, Прабабушках, прадедушках.

Ученик 4: Не забывайте подвиг их! Они ведь ваши жизни от фашизма сберегли. Не забывайте тех,

Кого уж с нами нет! И славьте, берегите тех, кто жив!

Ученик 5: Что же такое “Мы”? Веруя в пробужденье, взяв у земли взаймы. Силу в момент  

          рождения. Мы ей вернем сполна, все, что она давала. Только б была она, лишь бы существовала.

Вокальный ансамбль исполняет попурри на темы военных песен

Ведущий: Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне.

Это слова выдающегося поэта Лебедева-Кумача.

Действительно, музыка - душа и сердце каждого человека. И на войне песня обладала удивительной силой. Она могла придать бойцам силы и мужества, напомнить о близком и родном, с подвигнуть на подвиги.

Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей и на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас. Прошло более 60 лет со дня Победы. Наша страна давно залечила военные раны. Заколосились хлеба на истерзанной фашистами земле, ожили леса, и все реже и реже попадаются в них дерево со снесенной артиллерийским снарядом вершиной или старый земляной дот. Из руин поднялись светлые города, уже ни одно поколение молодых людей родилось и выросло в мирное время. Но песни далеких грозных лет звучат сегодня, потрясая сердца.

Сколько их- прекрасных, незабываемых! В песнях этих запечатлены и трагические и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Советского Солдата!

Очень многие выдающиеся певцы пели и поют военные песни. Сегодня мы хотим вместе с вами послушать удивительный голос русского певца - Дмитрия Хворостовского.

В исполнении Д. Хворостовского звучат песни “Где-то далеко”, “Темная ночь” и др.

Ведущий: Давайте вспомним, как это было.

Чтец 1. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России, а мы такие молодые!..

Чтец 2.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

Чтец 3.

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось.

Ведущий: Песней, которая родилась в первые дни войны, была

“Священная война”. 24 июня 1941 года в газете “Известия” было опубликовано стихотворение Вас. Лебедева-Кумача “Священная война”. На следующий день композитор Александров написал к нему музыку. Еще через день песня была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт. Ни одно произведение периода Великой Отечественной войны не приобрело столь мгновенной и общенародной любви, как эта песня, родившаяся можно сказать, в первые же минуты исторической битвы. Она сопровождала советский народ на всем протяжении его мужественного пути к победе. Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными всей страны. И ее звучание обладало невероятной силой, вызывавшей прилив мужества и бесстрашия.

В воспоминаниях бывшего комбата одного из партизанских полков рассказывается, как в мае 1943 года этот полк, действовавший на территории Белоруссии, захватил вокзал, в одном из помещений которого находился мощный радиоприемник. “Настраивай на Москву”, - бросил на ходу одному из партизан командир батальона. В это время гитлеровцы повели сильную контратаку, стремясь отбить помещение станции. Напряженность боя возрастала. И вдруг среди ночи, освещенной пожаром, в суматоху боя ворвались мощные, потрясающие душу звуки песни. Она прорывалась в промежутках между разрывами гранат и пулеметными очередями, ее не в силах были заглушить крики врагов….

Исполняется песня “Священная война”, муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача

Чтец 1.

Ах, война, что ты сделала подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили,

И ушли за солдатом- солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Ведущий: Уходили мальчишки и мужчины воевать. Провожали их девушки и жены, не зная, вернутся ли они домой. И особое щемящее сердце чувство испытываешь, когда слышишь или исполняешь военные песни о любви. Предлагаю вам спеть песню “Огонек”, сл. Исаковского, муз. народная.

Исполняется песня “Огонек”

Ведущий: В кинолетописи Великой Отечественной войны сохранились кадры фронтового кинооператора, запечатлевшие освобождение от фашистских захватчиков старинного русского Орла 5 августа 1943 года. Над развалинами города несется песня. Знакомый всем голос Клавдии Шульженко поет: “Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих…”. Это ворвался на улицы Орла броневик с радиоустановкой…

“Синий платочек” стала одной из самых любимых песен военных лет. Она стала своего рода визитной карточкой Клавдии Шульженко. Она пела ее так задушевно, так проникновенно, словно делилась с друзьями чем-то сокровенным и эта искренность глубоко западала слушателям в душу.

Исполняется песня “Синий платочек”, муз. Г. Петербургского, сл. Я. Галицкого и М. Максимова

Ведущий: Эх, дороги…Пыль да туман, Холода, тревоги Да степной бурьян.

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков назвал “Дороги” в числе трех лучших военных песен- рядом со “Священной войной” и “Соловьями”. И, наверное может показаться странным, что созданы “Дороги” не во время войны, а уже после ее окончания - осенью 1945 года, - настолько ярко выражены в песне эмоциональная атмосфера войны, ее дух. Это раздумье, невозможное в пылу врага. Это воспоминание, размышление о предстоящем и свершившимся, о горечи потерь и о вере в победу…

Исполняется песня “Дороги”, муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина

Ведущий: А теперь предоставляем слово вам, дорогие ветераны.

Вы можете поделиться воспоминаниями, рассказать о себе, прочитать стихи.

Выступления ветеранов.

Чтец:

Совесть, Благородство и Достоинство -

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Ведущий:

Горит и кружится планета

Над нашей Родиною дым,

А, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Это слова еще одной замечательной песни композитора Б.Окуджавы “Мы за ценой не постоим”. Предлагаю исполнить эту песню.

Исполняется песня “Мы за ценой не постоим”, Б.Окуджава из кинофильма “Белорусский вокзал”

Ведущий:

А сколько бойцов не вернулось с поля боя.

Пусть помнят те, которых мы не знаем:

Нам страх и подлость были не к лицу.

Мы пили жизнь до дна

И умирали за эту жизнь, не кланяясь свинцу.

Давайте почтим память погибших минутой молчания.

Минута молчания.

(звучит песня в исполнении Д.Хворостовского “Журавли”, муз. Я. Френкеля, сл. Р.Гамзатова)

Ведущий: Большой популярностью во время войны пользовалась песня “В землянке”. Стихи А. Суркова положенные на музыку композитора К. Листова первоначально назывались просто “Песенкой”. Но она приобрела огромную популярность, обошла все фронты Великой Отечественной войны, ее переписывали, посылали в письмах. Да и сейчас несколько десятилетий спустя, “Землянку” любят не только ветераны, но и молодежь. Есть что-то пленительное и нестареющее в этой прекрасной песне, заклинающей любовь от смерти.

Исполняется песня “В землянке”, муз. К. Листова, сл. А.Суркова

Ведущий: В Севастополе, в музее обороны есть такой экспонат: листовки со словами песни “Вечер на рейде”, пробитые пулями, залитые кровью,- лирическая песня вместе с моряками побывала в боях, помогала одерживать победу. А родилась эта песня, такая необычная для первых песен первого военного года, в другом городе-герое - Ленинграде, тихим вечером, когда против обыкновения фашистские самолеты не бомбили северную столицу. Ленинград готовился к обороне. Вместе со всеми разгружал лесоматериалы в морском порту и композитор Василий Павлович Соловьев-Седой, которому вскоре предстояло покинуть Ленинград. “Прощай, любимый город” - с грустью думал он. А в спокойной тишине светлой ночи разливались звуки гармони- кто-то перебирал ее лады на военном корабле, стоявшем на рейде. Так постепенно рождалась мелодия будущей песни. Своим замыслом композитор поделился с поэтом Александром Чуркиным. Так и возникло эта лирическая песня. Оказалось, что душевность и иногда даже грусть и печаль могут не менее мобилизующими и не менее нужными бойцам. “Вечер на рейде”- прощальная лирическая песня, стала песней боевой. Воспевая Родину, она удесятеряла силы ее защитников. И до сих пор живет, как щемящее душу признание в любви к родной земле, к родному дому, без которого нет тебе нигде ни покоя, ни счастья.

Исполняется песня “Вечер на рейде” муз. В.Соловьева-Седова, сл. А. Чуркина

Ведущий: Из солдатского письма: “Милая моя! Мне хочется отослать тебе кусочек этой фронтовой ночи, простреленной пулеметами и автоматами, взорванной минами. Ты существуешь в ней рядом со мной. И спокойная моя бодрость наполовину от этого… А в трехстах метрах отсюда - опоганенная вражьими сапогами земля. Край, в котором я родился, где в первый раз птиц слышал. Так вы существуете рядом - любовь моя и ненависть моя!”

А сейчас кавалеры приглашают дам на вальс.

Звучит песня “В лесу прифронтовом” муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского

Ведущий: Все мы любим милую Катюшу, Любим слушать, как она “поет”, Из врага выматывает душ, А друзьям отваги придает…

С такими словами пели мирную, ласковую песню в подмосковных лесах суровой зимой сорок первого года, называя “Катюшами” многоствольные реактивные минометы. И было в ней столько светлого ощущения жизни, радости, обаяния, что не полюбить ее было просто невозможно. И люди полюбили “Катюшу”. Пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору.

Исполняется песня “Катюша”, муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского

Ведущий: В нашем доме война отгремела, Вновь земля зеленеет, Злые пули по крови не летят…

Женихи навсегда молодые с фотографий военных глядят. А годы уходят, уходят Вернуться назад не хотят…

И вот пришел он - долгожданный День Победы. Люди заполнили улицы и площади Москвы, они смеялись и плакали, обнимались, пели, качали военных.

И мы, нынешнее поколение благодарны вам за то, что вы подарили нам эту победу, за мирное небо над головой.

Хотим подарить вам песню “Не стареют душой ветераны”.

Исполняется песня “Не стареют душой ветераны”, муз. С. Туликова, сл. Я.Белинского



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

музыкального занятия для воспитанников

«Новогодние музыкальные интонации»

Музыкальный руководитель

Харламова Н.М.

2015

Музыкальное занятие:  «Новогодние  музыкальные  интонации».

  Учебная  цель:  обобщить  пройденный  материал  по  теме «Выразительные  и  изобразительные  интонации»,  закрепить  знания  об  элементах  музыкальной  речи,  музыкальных  инструментах. Освоение  навыков  вокально-хорового  пения ,  составления  шумовой  партитуры, усвоение  пластической  партитуры, знакомство  с  творчеством  композиторов.

   Развивающая  цель: развитие  творческого  мышления  и  навыков.

   Воспитательная  цель: приобщение  к  прекрасному  в  искусстве  и  жизни, человеческим  идеалам-доброте, дружбе.

  Оборудование:  портреты  Чайковского,  Сен-Санса, Шуберта; плакат  с  нотной  записью; спрятанный  музыкальный инструмент «хрустальные  стаканчики», грамзапись.

Ход     урока:

     Вход:  П. И. Чайковский – « Марш»  из  балета  «Щелкунчик».

Уч:  Какого  характера  музыка  прозвучала ?

                                                  (  маршевого,  танцевального)

-Какие  муз.  Инструменты  исполняют  главную  мелодию?

                                                  ( медные  духовые)

- Какие  интонации   звучат  в  музыке?

                                                  ( торжественные,  праздничные)

-Если  такие  торжественные  фанфары  звучат  в  начале  произведения,  то  о  чем  они  возвещают?

                                                  (  о  начале  праздника)

-Знакома  ли  вам  эта  музыка?

                                      (  Чайковский – балет  «Щелкунчик»  )

  • Знаете  ли  вы  о  чем  эта  музыкальная  сказка?

                                                   ( о  волшебстве  рождественской  ночи)

  • Фанфары  в  музыке  Чайковского  возвещают  о  начале  карнавала.  А  вы  знаете,  что  такое  карнавал?                                                                                                                                                                      

                                             (  это  маски,  костюмы,  веселье)              

  • И  сегодня  на  уроке  я  хочу  объявить  о  начале  карнавала,  но  необычного.  У  нас  сегодня  состоится  карнавал  музыкальных  интонаций. Для  вас  приготовлены  маски,  но  чтобы  их  получить,  надо  узнать  интонации  героев  масок. Кто  отгадает  их-  тот  и  получит  карнавальную  маску.                                                                                                
  1. задание: учитель  показывает  карточку  с  интонацией  ( кто-то из  учеников  ее  поет  сольфеджио,  все  остальные  повторяют,  а  ученик  называет  героя,  если  правильно  учитель  ему  отдает  маску). Всего  6 масок- кошка, собака,  петух,  ворона,  птичка,  курица.

Неожиданно  стук  в  дверь,  шум,  говорок: «щас  мы им  устроим  карнавал,  щас            мы  им  покажем  карнавал!  Ишь,  чего  задумали! ! !)

Входят  сказочные  герои  и  поют: «Песенку  Кащея»

Уч: Это  кто же  к  нам  заявился,  ребята?

                                             ( Кащей,  Баба-яга, Бармалей)

-Зачем,  это  вы  господа,  пожаловали?

Сказ. герои: А  мы  тоже  хотим  на  карнавал,  и  костюмы  у  нас  есть.

-Возьмем,  ребята,  героев  русских  народных  сказок  на  карнавал?

  ( Нет! Они  злые,  в  их  голосах  мы  слышим  подвох,  они  могут  навредить,  набедокурить,  испортить  веселье,  ведь  в  сказках  они  совершают  недобрые  дела,  в  их  характеры  уже  заложены  злость,  хулиганство)

-Действительно,  интонации  в  их  голосах  тоже  мне  не  понравились.  Я  слышу  в  них  подвох,  притворство,  не  хотелось  бы  и  мне ,  чтобы  эти  злодеи  испортили  нам  праздник. А  что  делать? Если  мы  их  прогоним,  то  они  могут  пойти  еще  куда-нибудь  и  там  все  испортить.  Я  предлагаю   лучше  оставить  сказочных  героев  и  попробовать  волшебной  силой  и  красотой  искусства  их  перевоспитать.  Согласны?  Проходите,  пожалуйста,  господа  злодеи!                                                                                                                        

-А  у  нас  маски  готовы,  но  какого  атрибута  новогоднего  праздника  у  нас  нет?

                                                 ( новогодней  елки)

  • Да.  Надо  нам  срочно  отправиться  в  лес  за  елкой.  На  чем  же  мы  поедем?
  •                                            (  на  машине)
  • В  лесу  много  снега,  она  забуксует.
  •                                            ( на  самолете,  санках,  лыжах )
  • А  может,  как  в  старину,  на  тройке?  Как  мы  можем  изобразить  все  звуки  нашего  путешествия?

  Учитель  с  учениками  составляет  партитуру: «За  елкой»

            Ложки

          Колокольчик

          Целлофан

          Трещотки

         Свистульки

           Голос

-  В  лесу  так  красиво!  Так  жалко  елочку!  Давайте  лучше  поиграем:   считалочка  «  Мороз,  Мороз!  Бабу  снежную  принес!»

-Досочините  ритмический  рисунок:  « Баба, баба,  нос  крючком,  получайте  снега  ком!»

  • Поиграли?  Замерзли?  Пора  домой!
  • Давайте  согреемся!

«  Ножками  потопаем,

   Ручками  похлопаем,

   Подуем  на  ладошки

   И  встанем  в  хоровод!»

   Все  исполняют    песню  « Котенок  и  щенок».

  • Какие  интонации  звучат  в  этой  песне?Какие  чувства  испытывают  герои?

                                                  (  выразительные  интонации-  страх,  шаловливость,  обида,  испуг,  любопытство,  радость,  озорство)

  • Герои  этой  песенки  уже  нарядили  елку. Поскольку  наш  праздник  музыкальный,  и  елка  музыкальная,  то  и  игрушки  должны  быть  музыкальными.

                                                  (  Домашнее  задание:  дети  поочередно  поют  свои  песенки  и  вешают  на  елку  игрушки)

-Красивая  получается  елочка  и  ваши  подарки  тоже  очень  красивые  и  интересные.  Я  тоже  для  вас  приготовила  подарок  музыкальный,  отгадайте  кого  я  вам  хочу  подарить?

   

     Звучит:  Р. Шуберт-  пьеса « Дед  Мороз»

-Кого  вы  узнали  в  этой  пьесе?  Как  вы  догадались? Какие  интонации  преобладают  в  этой  пьесе?                                                   (  Изобразительные-  завывание  ветра, Мороз  посылает  на  наши  земли  метели  и  стужу,  регистр  низкий ,  он  же  дед,  его  голос  низкий  и  грозный  и  в  тоже  время  он  веселый         ,  озорник,  любит  позабавиться)

  • Ребята,  в  исполнении  какого  муз.  Инструмента  прозвучала  пьеса « Дед  Мороз»
  •                                                 (  ?   Синтезатора )
  • Развитие  науки  в  наше  время  дало  возможность  усовершенствовать  муз.  Инструменты. Изобретение  электричества  привело  к  созданию  электромузыкальных  инструментов.  И  то,  что  смог  Шуман  воплотить  в  фортепианном  произведении  подтолкнуло  современных  аранжировщиков  расширить  изобразительные  находки  подчеркнуть  через  синтезатор. Этот  инструмент-оркестр  сегодня  заполняет  современный  музыкальный  мир.  А  вот  инструменты  с  живыми  музыкальными  голосами  до  сих  пор  соседствуют  с  ними,  почему?  В  чем  секрет  долголетия  таких  инструментов?  Почему  человечество  не  забывает  о  них,  На  этот  вопрос  вам  поможет  ответить  заморский  гость  нашего  карнавала.

                    Звучит:  К. Сен-Санс- пьеса « Лебедь»  

  • Понравились  ли  музыка?  Чем?

                                                       (  красивая, нежная)

-Как  вы  думаете,  какому  инструменту обязана  такая  интонация?

                                                      ( виолончели)

  • Какой  тембр  этого  струнно-смычкового  инструмента?

                                                      (  певучий,  мягкий  и  выразительный,  как  человеческий  голос)

  • Найдите  на  доске  мелодию  этой  пьесы  какова  ее  линия?                                              (  с  плавными  подъемами  и  спусками)
  • Окраска  звучания  музыки  светлая  или  темная?

                                                       (  светлая   -   это  мажор)

  • Какую  роль  выполняет  аккомпанемент?  Что  он  вам  напоминает?

                                                       (  плавные  волны  моря)

  • Так  кого  же  вам  напоминает  эта  музыка?

                                                      (  птицу -  лебедя,  который  плывет  по  глади  моря)

-Вам  нравится  лебедь?  Покажите  пластикой  красоту  самой  птицы,  ее  движения,  взмахов  крыльев.

                         Пластическое  интонирование.

  • Какой  композитор  мог  очень  тонко  и  метко  отражать  в  музыке  повадки  и  характер  животных  и  птиц?
  • (Это  французский  композитор  Сен-Санс.   Он  создал   « Зоологическую  фантазию»)
  • Ребята,  а  только  лишь  в  этих  пьесах  мы  слышим  изобразительные  интонации?

                                                             (  мы  слышим  еще  выразительные )

  • Выразительные  интонации  что  подчеркивают  в  музыке ?

                                               (  чувства )

  • Чьи  чувства  и  какие  мы  слышим  в  пьесе  «Лебедь» ?

          (чувства  автора,  он  восторгается  красотой  и  благородством  этой  птицы)

  • В  природе  лебедь  -  единственная  птица,  которая  живет  по  законам  человеческой  семьи,  и  если  кто-то  из  лебединой  пары  погибает,  то  другой  по  своей  воле  уходит  из  жизни.  Необыкновенные  птицы- лебеди!

  Раздается  стук  в  дверь

-  Кто   это  еще?   Почтальон,  он  принес  нам  поздравительную  открытку !  Прочитать?

  Учитель  открывает  и  звучит  мелодия  рождественской  песенки  «Джингл  белз»

  • Что  же  это?

                                                (  музыкальное  поздравление)

  • Откуда?

                                                (  из  Америки)

  • С  чем  поздравляют?

                                               (  Музыка  звучит  очень  задорно,  весело,  счастливо,  по волшебному,  значит  это  новогоднее  поздравление)

  • Скажите,  звуки  какого  инструмента  вы  услышали?

                                              (…!?…)

-Каков  тембр  этого  инструмента?

                                            (  звонкий, серебристый,  как  колокольчики)

-  Похожие  на  звон  колокольчиков     хрустальные  бокалы-  обязательный  атрибут  новогоднего  стола.  Издревле  люди  подметили  необычное  свойство  хрусталя – он  может  издавать  красивые  звуки. Попробуйте  найти  звуки  хрусталя  на  фортепиано.

                                             ( 2-3  ученика  находят  соответствующие  клавиши)

  • Можно  ли  такие  хрустальные  бокалы  отнести к  музыкальным  инструментам?

                                             ( да,  на  них  можно  сыграть  любую  мелодию)

  • Наш  карнавал  состоялся!  Послушайте  мелодию.  Какая  в  ней  слышится  интонация?

                                           (  нежная,  сказочная)

  • Как  вы  думаете,  о  чем  эта  песня?

                                            (  скорее  всего  о  сказке,  о  чем-то  хорошем,  волшебном)

  Исполняется  1 куплет  песни.

-Достаточно  ли  в  аккомпанементе  звучания  фортепиано?

                                           ( хочется  добавить  звучание  колокольчиков  или  …?   Хрустальных  бокалов,  ведь  в  песне  поется,  что  звезды  падают  в  бокалы!)

  Исполнение  с  учителем  в  ансамбле:  песня  «Новогодняя  ночь»  Е.Решетняк.

  • Вот  и  подошел  к  концу  наш  урок.  Благодаря  какому  свойству  музыки  был  так  интересен  наш  урок?

                                         ( благодаря  интонации)

  • А  вы,  господа  злодеи,  будете  безобразничать  на  праздниках?

                                         (  нет,  мы  теперь  знаем,  как  надо  веселиться!)

-Ее  величество  интонация  преображает  весь  мир,  и  если  вы  научитесь  слышать  и  понимать  ее,  то  откроете  вокруг  себя  очень  красивый  и  интересный  мир.  С  Новым  годом!

Выход: песня «С Новым Годом!»



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

музыкального занятия для воспитанников

Музыкальный салон:

«Пушкин и музыка»

Музыкальный руководитель

Харламова Н.М.

2016

Музыкальный салон "Пушкин и музыка"

Харламова Наталья Михайловна, музыкальный руководитель.

Дорогие друзья! Мы рады встрече с вами в нашем “Музыкальном салоне”. Сегодня мы вернемся на 200 лет назад, в то время, когда женщины носили красивые, пышные платья, а мужчины строгие фраки. Когда по улицам ездили кареты, запряженные лошадьми, а на балах звучала классическая музыка.

Звучит “Фугетта” Карулли. (гитара)

Именно тогда, в начале 19 века, было открыто необычное учебное заведение - Лицей. А состоялось это открытие 19 октября 1811 года в одном из пригородов Санкт-Петербурга - Царском селе (сейчас это город Пушкин).

Видеозапись царского села и музея “Лицей Пушкина”

В лицей было принято 30 мальчиков из дворянских семей, среди которых был и Александр Пушкин. Пушкинский Лицей размещался в четырехэтажном здании, которое соединялось аркой с царским Екатерининским дворцом. В арке была лицейская библиотека, на 4 этаже – комнаты воспитанников. На других этажах залы, учебные классы, хозяйственные помещения. Учиться лицеистам предстояло 6 лет, без отъездов на каникулы к родителям. Лицеисты постигали не только точные науки, но и воспитывались духовно : рисуя картины, слушая классическую музыку, постигая тонкости хореографического искусства. Может быть соприкоснувшись с прекрасным мы тоже станем чуточку добрее, талантливее, душевнее?

Музыкальный номер: Шуман “Марш”. (фортепиано)

Лицей готовил государственных деятелей и политиков. Но лишь А. Пушкин обессмертил свое имя великой поэзией. Читаешь пушкинские строки и кажется, что только там и тогда в начале 19 столетия, существовали благородная дружба, мудрые наставники, высокая поэзия. Традиции Лицея воспитывали не меньше, чем люди, а чувство гордости за свое учебное заведение не заменит даже самая совершенная педагогическая система.

Учебные предметы были самые разнообразные: история, математика, иностранные языки, фехтование и многие другие. Лицеист Пушкин не был успешен в математике, но зато блестяще владел французским языком, российской словесностью, фехтованием. Главное же – в Лицее Пушкин состоялся как поэт.

А те дни- во мгле дубравных сводов

Близ вод, текущих в тишине,

В углах лицейских переходов

Являться муза стала мне…

В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни.

“Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки”, - писал А. Н. Серов. А замечательный русский композитор А. К. Лядов говорил: “О Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник… Вот перед кем могу стоять на коленях!”

Если роль творчества Пушкина так велика в развитии русской музыкальной культуры, то не менее интересно проследить, какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта.

Сила воздействия музыки на Пушкина была очень велика. Часто, упоенный звуками, поэт произносил: “И замереть и умереть можно…”

С детских лет и до конца дней Пушкин сохранил любовь к народной музыке и песне. Вспоминая юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне:

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Звучит запись Романс Яковлева “Зимний вечер”.

Ребята, давайте сейчас немного пофантазируем и представим себе, что каждый из вас – композитор. Послушайте, пожалуйста стихотворение Пушкина “Зимняя дорога”, а после ответьте, какую бы музыку вы написали к этому стихотворению ? А именно в каком характере и темпе его можно было бы исполнить?

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

На печальные поляны льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный утомительно гремит.

Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.

То разгулье удалое, то смертельная тоска.

Ни огня, ни черной хаты. Дождь и снег.

Навстречу мне только версты полосаты

Попадаются одне.

(Ответы учащихся)

А теперь послушайте романс “Зимняя дорога” в исполнении музыкального руководителя Харламовой Н.М.

Музыкальный номер: романс на слова А.С. Пушкина, музыка Н.П. Елисеева

В Царскосельском лицее теперь музей. Проходя по его залам мы до сих пор вдыхаем атмосферу высокой духовности и дружбы лицеистов. Множество воспоминаний написано выпускниками разных лет, чтобы сохранить для следующих поколений “прекрасный союз” лицейский друзей. Поэт Илличевский А.Д. посвятил лицею в1822 году следующие строки: (музыка “Овод”)

Стихотворение Илличевского А.Д. ( на 19 октября 1822 года). читает А.Полтавский.

В одно время с Пушкиным жили и создавали свои прекрасные произведения такие выдающиеся композиторы как: Шуберт, Россини, Бетховен, Вебер. Произведения этих композиторов не потеряли своей красоты, несмотря на то, что были созданы почти 200 лет назад. Они так же волнуют каждого из нас. Слушая звуки этих произведений, хочется, и плакать, и смеяться. Они помогают нам на мгновение остановиться и задуматься о Вечном и всегда прекрасном. Сейчас вы увидите и услышите произведение Сергея Рахманинова “Вокализ”в исполнении преподавателя Темиртауского музыкального училища, человека, посвятившего себя музыке Альфреда Риппе.

Просмотр видеофрагмента выступления А. Риппе

Как и где рождается музыка? Наверное, это не важно. Сегодня путешествуя по страничкам воспоминаний о Царскосельском Лицее, мы поняли, что для настоящей музыки, написанной не просто пером, а душой, неважно, где и когда она была написана. Она всегда прекрасна и современна.

Музыкальный номер: “Маленькая ночная Серенада” В. Моцарт.

Мы благодарим вас за посещение нашего салона и желаем вам всего самого доброго. До новых встреч, друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Песни военных лет"

Дети познакомились с песнями военных лет и историей их создания. Роль военных песен была велика. Они нужны были всем: солдатам помогали в друдные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто...

Классный час "Песни военных лет"

Дети познкомились с песнями военных лет и историей их создания. Велика роль песен была. Они нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал,...

"Песни военных лет"

Литературно - музыкальный вечер, посвященный песням Великой Отечетвенной войне. 9 мая....

презентация "Песни военных лет"

познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне;воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории, к людям старшего поколения....

Сценарий открытого мероприятия "Песни военных лет. История одной песни" на примере песни "Катюша"

Сценарий открытого мероприятия "Песни военных лет. История одной песни" на примере песни "Катюша", написанной поэтом М.В.Исаковским и композитором М.И.Блантером, для воспитания патриотических чувств у...

Песни военных лет и песни о войне

Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве...