Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа по музыке разработана для обучающихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke.doc | 313 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основными положениями художественно - педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, на основе программы «Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. — воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения обучающимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров; — развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы обучающегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает обучающимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей обучающегося, дают ему возможность почувствовать себя способным - выступить в роли музыканта. Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской. Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у обучающихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма. Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности. Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. Основные виды учебной деятельности обучающихся. Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация). Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации. Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств. Методы музыкального образования и воспитания: метод эмоциональной драматургии; метод концентричности организации музыкального материала; метод игры; метод перспективы и ретроспективы; метод создания композиций; метод художественного контекста. Описание места учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения. Программа разработана на четыре года обучения. На изучение музыки в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 126 часов: в первом классе 24 часа (24 учебные недели), во 2 – 4 классах – по 34 часа (34 учебные недели). Количество проектов: 4 класс – 1. «Мой любимый композитор».
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
Предметные результаты отражают опыт обучающихся в музыкально – творческой деятельности:
Основной инструментарий для оценивания результатов В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не оценивается по внутришкольному мониторингу. Возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, которая осуществляется учителем на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности. Инструментарием для оценивания метапредметных результатов является выполнение итогового проекта в 4 классе, выполняемого обучающимся в рамках одного учебного предмета с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний. Инструментарием для оценивания предметных результатов является текущий, промежуточный контроль уровня обученности обучающихся.
1 класс (24 ч) Раздел 1. «Музыка вокруг нас» (11 ч.) Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях. Содержание музыкального материала по разделу «Музыка вокруг нас». «Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса; -узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты: ( рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка); -проявлять навыки вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест); -воспринимать музыку различных жанров; -эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности. Обучающиеся получат возможность научиться: -владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро - медленно) динамики (громко - тихо); -определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных. Раздел 2. «Музыка и ты» (13 ч.) Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях. Содержание музыкального материала по разделу «Музыка и ты». Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; -воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека; -узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; -исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.). Обучающиеся получат возможность научиться: -демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в -музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. 2 класс (34 ч) Россия – Родина моя (3ч) Музыкальные образы родного края. Мелодия – душа музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Композитор – исполнитель – слушатель. Танец и марш как основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Мелодия. Аккомпанемент. Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру. Песни о моей родине. Музыкальная азбука. Музыкальный материал: «Рассвет на Москве – реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский», Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова; «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева; «Моя Россия». Г Струве, слова Н. Соловьёвой. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса; -узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; -высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения. Обучающиеся получат возможность научиться: -показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; -эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении или пластике; -продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. День, полный событий (6 ч) Мир ребёнка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент – фортепиано. Детские пьесы для фортепиано. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки. Сказочные образы в музыке. Язык музыки: мелодия, ритм, темп, динамика. Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского; «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса; «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой; «Ай – я, жу – жу», латышская народная песня; «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -понимать главные отличительные особенности музыкально - театральных жанров - оперы и балета; -узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; -демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров. Обучающиеся получат возможность научиться: -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; -воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей; -принимать позицию исполнителя музыкальных произведений. «О России петь – что стремиться в храм» (5 ч) Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Образы Александра Невского и Сергия Радонежского в музыке. Музыка в храме. Музыкальный инструмент – орган. Праздники православной церкви. Рождество Христово. Песнь, хор, народные песнопения. Молитва. Хорал. Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев; Народные песнопения о Сергии Радонежском; «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский; «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского; Народные славянские песнопения; «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; -демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров. Обучающиеся получат возможность научиться: -соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика); -строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; -соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч) Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Фольклор – народная мудрость. Русские народные инструменты. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Жанры русских народных песен. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Народные музыкальные игры. Музыка в народных обрядах и обычаях. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальный материал: плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская», «Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев; «Камаринская». П. Чайковский; Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Масленичные песенки; Песенки – заклички, игры, хороводы. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями; -высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения. Обучающиеся получат возможность научиться: -использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; -следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности. В музыкальном театре (5 ч) Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета. Роль дирижёра, режиссёра, художника в создании музыкального спектакля. Темы – характеристики действующих лиц. Сказочные сюжеты в операх и балетах. Детский музыкальный театр как особая форма приобщения детей к музыкальному искусству. Две разновидности музыкального театра: театр для детей и театр, в котором исполнители – дети. Московский детский музыкальный театр им. Н. а. Сац – первый в мире музыкальный театр для одного слушателя и зрителя. Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят» (фрагменты из детской оперы – сказки). М. Коваль; «Золушка» (фрагменты из балета); «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам». С. Прокофьев; «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский; «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Песня – спор» из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Г. Гладков, слова В. Лугового. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; -узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Обучающиеся получат возможность научиться: -выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера; -узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов; -различать звучание музыкальных инструментов, голосов; -узнавать произведения русского музыкально-поэтического творчества. В концертном зале (5 ч) Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Музыкальные образы симфонической сказки. Темы – характеристики героев. Развитие музыки. Жанры: симфония, симфоническая сказка, фортепианная сюита. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Конкурсы. Фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся. Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев; «Картинки с выставки», пьесы из Фортепианной сюиты. М. Мусоргский; Симфония №40, экспозиция 1 – й части В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Песня о картинах». Гр. Сладков, слова Ю. Энтина. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -демонстрировать увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; -высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения. Обучающиеся получат возможность научиться: -воспринимать и понимать музыкальные произведения, доступные возрасту 6 – 8 лет; -передавать содержание песенного творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.; -оценивать значение музыки в жизни людей на основе знакомства с легендами и мифами о происхождении музыки. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч) Композитор – исполнитель – слушатель. Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность в вокальной и инструментальной музыке разных композиторов. Жанры музыки. Международные конкурсы. Конкурс исполнителей им. П. И. Чайковского. Инструментальный концерт. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Интонация как главное свойство музыки. Лад как одно из средств выразительности. Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; «Менуэт» из Сюиты №2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа, хорал, ария из Сюиты №3. И. С. Бах; «Весенняя». В. А. Моцарт, слова Овербек, перевод Т. Сикорской; «Колыбельная». Б. Флис – В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко; «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Песня жаворонка». П. Чайковский; Концерт для фортепиано с оркестром №1 (фрагменты 1- й части). П. Чайковский; «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский; «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова; «Пусть всегда будет солнце!». А. Островский, слова Л. Ошанина; «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; -высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; Обучающиеся получат возможность научиться: -выражать свои эмоции в исполнении песен, в придумывании подходящих музыке движений; -понимать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, трубы, флейты), пение солиста и хора (мужского, женского или детского); -исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. 3 класс (34 ч) Россия — Родина моя (5) Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -понимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее свои коррективы; -планировать свои действия с учетом учебной задачи; -выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; -эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; -осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности. Обучающиеся получат возможность научиться: -понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. проектных и творческих; -выполнять действия в опоре на заданный в учебнике ориентир; -воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых. День, полный событий (4) Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; -использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; -выбирать способы решения исполнительской задачи; -соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; -соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями; -исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст. Обучающиеся получат возможность научиться: -осуществлять поиск нужной информации в словарике, дополнительной литературе, включая контролируемое пространство Интернет; -соотносить различные произведения по настроению и форме; -строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки; -проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям; обобщать изученный материал; -представлять информацию в виде сообщения. «О России петь — что стремиться в храм» (6) Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя речевые средства; -выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности; -понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; -проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; -контролировать свои действия в коллективной работе; -понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми, стремиться к пониманию позиции другого человека. Обучающиеся получат возможность научиться: -выражать свое мнение о музыке, используя различные средства коммуникации; -понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека; -продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; -проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4) Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, фрагментов опер, балетов, кантат, симфоний; -различать русскую музыку и музыку других народов, сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки; -понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров; -эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям; -ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора; -понимать возможности музыки передавать чувства и мысли человека; -передавать в музыкально-творческой деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества. Обучающиеся получат возможность научиться: -соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая свой исполнительский план песни; -осуществлять поиск необходимой информации, в т.ч. с использованием ИКТ; -владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга. В музыкальном театре (7) Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать разные музыкальные жанры; -наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, построения музыки; -участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов; -узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; -узнавать звучание музыкальных инструментов и певческих голосов. Обучающиеся получат возможность научиться: -проявлять творческую инициативу; -импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца, марша; -находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения; различать звучание музыкальных инструментов (включая тембр арфы, виолончели, челесты). В концертном зале (5) Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в т.ч. с дирижированием; -петь темы из отдельных прослушанных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении; -различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений; -сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов; -различать язык музыки разных стран мира. Обучающиеся получат возможность научиться: -сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении; -узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов; -приводить примеры известных музыкальных жанров, форм; -собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (3) Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в т.ч. с дирижированием; -петь темы из отдельных прослушанных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении; -различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений; -сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов; -различать язык музыки разных стран мира. Обучающиеся получат возможность научиться: -сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении; -узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов; -приводить примеры известных музыкальных жанров, форм; - принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе. 4 класс (34 ч) Россия-Родина моя» (4 ч) Мелодия. «Ты запой мне ту песню…», «Что не выразишь словами, звуком на душу навей». Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Как сложили песню. Звучащие картины. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью. «Ты откуда русская, зародилась, музыка? Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Музыкальный материал: С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России», «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня, С.В.Рахманинов «Вокализ». Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -осуществлять поиск необходимой информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах; -соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями; -выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя речевые средства; -понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; -понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми, стремиться к пониманию позиции другого человека; -слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать разные музыкальные жанры. Обучающиеся получат возможность научиться: -строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки; -выражать свое мнение о музыке, используя различные средства коммуникации; -понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека. «День, полный событий» (5ч) «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Зимнее утро, зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. «Приют, сияньем муз одетый…». Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкальный материал: В.Попков «Осенние дожди», пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога», Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане». Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский. «Венецианская ночь» М.Глинка. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради; -передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; -соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; -проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; -контролировать свои действия в коллективной работе; -понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми, стремиться к пониманию позиции другого человека; -узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; -узнавать звучание музыкальных инструментов и певческих голосов. Обучающиеся получат возможность научиться: -строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки; -проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям; обобщать изученный материал; -представлять информацию в виде сообщения; -продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; -проявлять творческую инициативу; -импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца, марша; -находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения; различать звучание музыкальных инструментов (включая тембр арфы, виолончели, челесты). «В музыкальном театре» (4ч) Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. Народная и профессиональная музыка. Музыкальный материал: Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; -использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; -выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя речевые средства; -понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; -контролировать свои действия в коллективной работе; -слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать разные музыкальные жанры; -наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, построения музыки; -узнавать звучание музыкальных инструментов и певческих голосов. Обучающиеся получат возможность научиться: -соотносить различные произведения по настроению и форме; -строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки; -понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека; -проявлять творческую инициативу. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч) Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Оркестр русских народных инструментов. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Музыкальный материал: Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; -выражать свое мнение о музыке в процессе слушания, используя речевые средства; -выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности; -понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; -контролировать свои действия в коллективной работе; -понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми, стремиться к пониманию позиции другого человека; -узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; -узнавать звучание музыкальных инструментов и певческих голосов. Обучающиеся получат возможность научиться: -понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека; -продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, включая совместную работу в проектной деятельности; -проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности. «В концертном зале» (6ч) Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Старый замок. Различные виды музыки: инструментальная. Счастье в сирени живет… Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух и трехчастные, куплетные. Патетическая соната. Годы странствий. Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Царит гармония оркестра. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Музыкальный материал: А.Бородин «Ноктюрн», П.Чайковский «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром. «Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки», романс «Сирень» С.Рахманинов. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка». Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -контролировать свои действия в коллективной работе; -слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать разные музыкальные жанры; -наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, построения музыки; -узнавать звучание музыкальных инструментов и певческих голосов. Обучающиеся получат возможность научиться: -продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, включая совместную работу в проектной деятельности; -проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности. -проявлять творческую инициативу; -импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца, марша. «В музыкальном театре» (6 ч) Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Балет «Петрушка». Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыкальный материал: И.Ф.Стравинский «Петрушка». Музыка в народном стиле. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради; -передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; -контролировать свои действия в коллективной работе; -узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; -узнавать звучание музыкальных инструментов. Обучающиеся получат возможность научиться: -строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки; -представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов); -выражать свое мнение о музыке, используя различные средства коммуникации; -проявлять творческую инициативу. «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч) Святые земли Русской. Илья Муромец. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира. Кирилл и Мефодий. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Праздников праздник, торжество из торжеств. Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Родной обычай старины. Светлый праздник. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Музыкальный материал: «Богатырские ворота» М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин. «Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов. «Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник». Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями; -исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст; -выражать свое мнение о музыке в процессе слушания, используя речевые средства; -контролировать свои действия в коллективной работе; -понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми, стремиться к пониманию позиции другого человека; -слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать разные музыкальные жанры. Обучающиеся получат возможность научиться: -проявлять творческую инициативу; -импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца, марша; -находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения; -различать звучание музыкальных инструментов. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч) Народные праздники. Троица. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Музыкальный материал: Музыкальный фольклор народов России. Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -выражать свое мнение о музыке в процессе слушания, используя речевые средства; -понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; -контролировать свои действия в коллективной работе; -узнавать звучание музыкальных инструментов и певческих голосов. Обучающиеся получат возможность научиться: -осуществлять поиск нужной информации в словарике, дополнительной литературе, включая контролируемое пространство Интернет; -соотносить различные произведения по настроению и форме; -выражать свое мнение о музыке, используя различные средства коммуникации. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5ч) Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. В каждой интонации спрятан человек. «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок. Музыкальный материал: «Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен, «Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э. Григ. «Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий. Л.Бетховен «Патетическая соната», Э.Григ «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Н.Римский-Корсаков опера «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада». Проект «Мой любимый композитор». Планируемые результаты изучения темы Обучающиеся научатся: -самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради; -передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; -использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки. Обучающиеся получат возможность научиться: -проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям; обобщать изученный материал; -представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов). -выражать свое мнение о музыке, используя различные средства коммуникации; -понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека; -продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, включая совместную работу в проектной деятельности; -проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности. -импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца, марша.
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся
Учебная и справочная литература
Цифровые образовательные ресурсы 1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...