Рабочая программа по музыке 3 кл
рабочая программа по музыке (3 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.19.2009г. №373.
- ООП НОО МБОУ ООШ №13 х. Михайлов;
-Программы «Музыка». Авторы программы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: «Просвещение» 2013г.
Цели:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов, в том числе народов Республики Адыгея;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
Задачи:
- обогащение знаний о музыкальном искусстве, в том числе музыкальном искусстве народов Республики Адыгея;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Включение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в программу по предмету «Музыка» способствует реализации следующих задач:
- воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенность на восприятие иных культур;
- воспитание музыкально-эстетического вкуса через культуру и искусство своего народа, межнациональную культуру общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия;
- формирование у детей культуры межнационального общения через осязание уникальности национальных ценностей, определение места нации в мировом сообществе;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
- восприятие музыкального языка своего народа, голоса родного мира, музыкального языка других народов, проживающих на территории Республики Адыгея;
- знакомство с символикой Республики Адыгея;
- развитие самосознания детей, через ценности культуры народов, населяющих Республику Адыгея.
Планируемые результаты
Раздел «Музыка в жизни человека»:
Учащиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе фольклора народов Республики Адыгея, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.
Раздел «Основные закономерности музыкального искусства»:
Учащиеся научатся:
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Раздел « Музыкальная картина мира»:
Учащиеся научатся:
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оказывать помощь в организации и проведении и школьных культурно — массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности ,собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание учебного предмета (34 часа)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)
Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
Урок 2. Природа и музыка. Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
Урок 3. РН и ЭО. Гимн Р.А. Знакомство с гимном РА.
Урок 4. «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Кантата Прокофьева «Александр Невский». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)
Урок 6. Образы природы в музыке. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Урок 10. Древнейшая песнь материнства «Радуйся, Мария!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 11. Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 12. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье
Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.
Урок 15. Певцы русской старины. «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Урок 16. РН и ЭО. Адыгейские народные танцы.
Урок 17. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова. Обобщающий урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».
Урок 20. Опера «Снегурочка». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка»
Урок 21. Опера «Садко». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Урок 22. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Урок 23. РН и ЭО. Драмтеатр в г. Майкопе. Формирование эстетического вкуса через культуру народов РА.
Тема раздела: «В концертном зале » (3 ч.)
Урок 24. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Урок 25. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.
Урок 26. Музыкальные инструменты (скрипка). Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Тема раздела: «В концертном зале » (3 ч.)
Урок 27.«Героическая» (симфония). Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Урок 28. Мир Бетховена. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Урок 29. РН и ЭО. Творческие коллективы Республики Адыгея.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)
Урок 30. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 31. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Урок 32. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.
Урок 33. РН и ЭО. Адыгейская музыка – источник радости и вдохновения. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 34. «Радость к солнцу нас зовет». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.
Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Тематический план
№п/п | Название темы: | Количество часов. |
1 | Россия – Родина моя | 3 |
РН и ЭО. Гимн РА | 1 | |
2 | День, полный событий . | 4 |
3 | О России петь – что стремиться в храм. | 4 |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3 |
РНиЭО. Адыгейские национальные танцы. | 1 | |
5 | В музыкальном театре | 5 |
РН и ЭО. Драмтеатр в г. Майкоп | 1 | |
6 | В концертном зале. | 2 |
РН и ЭО. Творческие коллективы Республики Адыгея. | 1 | |
7 | Чтобы музыкантом быть, так надобно уменье. | 4 |
РНиЭО. Адыгейская музыка – источник радости и вдохновения | 1 | |
Итого: | 34 |
Приложение 1
Календарно – тематический план. Музыка 3 кл.
№ уро-ка | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Мелодия- душа музыки | Иллюстрирование прослушанных произведений | 06.09 | |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины | Иллюстрация к повести А. С. Пушкина «Метель» | 13.09 | |
3 | РН и ЭО. Гимн РА | Выучить гимн России | 20.09 | |
4 | Виват, Россия! Наша слава- русская держава Кантата «Александр Невский» | Иллюстрирование прослушанного произведения | 27.09 | |
5 | Опера «Иван Сусанин» | Иллюстрирование прослушанных произведений | 04.10 | |
6 | М. Мусоргский «Утро» | Иллюстрирование прослушанного произведения | 11.10 | |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек | Нарисовать свой портрет | 18.10 | |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке | Нарисовать свою детскую комнату | 25.10 | |
9 | Вечер | Иллюстрирование прослушанных произведений | 01.11 | |
10 | «Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!» | Иллюстрирование прослушанных произведений | 15.11 | |
11 | Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама» | Знать основные понятия, изученные на уроке | 22.11 | |
12 | Вербное Воскресенье. Вербочки | Иллюстрирование прослушанных произведений | 29.11 | |
13 | Святые земли Русской | Иллюстрирование прослушанных произведений | 06.12 | |
14 | Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины | Иллюстрирование прослушанных произведений | 13.12 | |
15 | Былина о Садко и Морском царе. «Лель, мой, Лель» | Иллюстрирование прослушанных произведений | 20.12 | |
16 | РНиЭО. Адыгейские национальные танцы | Повторить слова изученных песен | 27.12 | |
17 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей | Повторить слова изученных песен | 17.01 | |
18 | Опера «Руслан и Людмила». Фарлаф. Увертюра. | Знать понятия изученные на уроке | 24.01 | |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» | Знать понятия изученные на уроке | 31.01 | |
20 | Опера «Снегурочка». В заповедном лесу | Знать понятия изученные на уроке | 07.02 | |
21 | «Океан – море синее». | Знать понятия изученные на уроке | 14.02 | |
22 | Балет «Спящая красавица». В современных ритмах (мюзикл) | Выучить «Песню-спор» Г.Гладкова, слова В. Лугового | 21.02 | |
23 | РН и ЭО. Драмтеатр в г. Майкоп | Подготовить иллюстрации по теме | 28.02 | |
24 | Музыкальное состязание Музыкальные инструменты. Звучащие картины | Знать понятия изученные на уроке | 07.03 | |
25 | РНиЭО. Иллюстрационный материл с изображе-нием адыгейских национальных музыкальных инструментов | Иллюстрации с изображением музыкальных инструментов | 14.03 | |
26 | Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт» | Повторить слова изученных песен | 21.03 | |
27 | «Героическая» | Подготовить расказ о Моцарте | 04.04 | |
28 | Мир Бетховена | Подготовить расказ о Бетховене | 11.04 | |
29 | РН и ЭО. Творческие коллективы Республики Адыгея. | Иллюстрирование прослушанных произведений | 18.04 | |
30 | Чудо музыка | Иллюстрирование прослушанных произведений | 25.04 | |
31 | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева | Выучить песню «Жаворонок». М. Глинки, слова Н. Кукольника | 02.05 | |
32 | Певцы родной природы | Иллюстрирование прослушанных произведений | 16.05 | |
33 | РНиЭО. Адыгейская музыка – источник радости и вдохновения | «Пусть всегда будет солнце» А.Островского, слова Л.Ошанина | 23.05 | |
34 | Радость к солнцу нас зовет. Обобщающий урок – концерт | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...