Формирование универсальных учебных действий посредством обучения игре на ДМИ
статья по музыке на тему
Федеральные государственные образовательные стандарты по предмету «Музыка» предполагают применение различных форм музыкально-практической деятельности учащихся как основы формирования универсальных учебных действий (УУД) в системе всеобщего музыкального образования, с решением задач развития музыкальных способностей, становления творческого мышления и воспитания чувства ответственности и коллективизма, на формирование которых направлен весь образовательный процесс в школе, в том числе музицирование на музыкальных инструментах.
Выдвигающиеся новыми ФГОС требования закладывают, а вернее даже обобщают основные методические принципы, которые лежали и будут лежать в организации и реализации современного урока музыки: ученик в процессе обучения становится не пассивным, а активным субъектом учебно-познавательной, учебно- практической, творческой деятельности – первый, ведущий деятельностный принцип; эмоциональное восприятие музыки, лежащее в основе уроков музыки дает импульс к развитию личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческому самовыражению, активному включению в процесс художественно- образного музицирования – все это пробуждает у ребенка увлеченность музыкой.
Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения и является игра на ДМИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy_posredstvom_igry_na_dmi.docx | 20.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий
посредством обучения игре на ДМИ
Ерохина Н.А.,
учитель музыки МБОУ «Губинская СОШ»
Федеральные государственные образовательные стандарты по предмету «Музыка» предполагают применение различных форм музыкально-практической деятельности учащихся как основы формирования универсальных учебных действий (УУД) в системе всеобщего музыкального образования, с решением задач развития музыкальных способностей, становления творческого мышления и воспитания чувства ответственности и коллективизма, на формирование которых направлен весь образовательный процесс в школе, в том числе музицирование на музыкальных инструментах.
Выдвигающиеся новыми ФГОС требования закладывают, а вернее даже обобщают основные методические принципы, которые лежали и будут лежать в организации и реализации современного урока музыки: ученик в процессе обучения становится не пассивным, а активным субъектом учебно-познавательной, учебно- практической, творческой деятельности – первый, ведущий деятельностный принцип; эмоциональное восприятие музыки, лежащее в основе уроков музыки дает импульс к развитию личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческому самовыражению, активному включению в процесс художественно- образного музицирования – все это пробуждает у ребенка увлеченность музыкой.
Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения и является элементарное музицирование. Этот термин получил широкое распространение в связи с системой детского музыкального воспитания австрийского композитора Карла Орфа, который считал, что музыкальное воспитание детей не должно ограничиваться пением и слушанием музыки, так как потребность в творчестве заключена в самой природе ребёнка. В элементарном музицировании ребёнок является творцом, а педагог только умело его направляет. В этом случае важен не результат его творческих проявлений, а сам процесс. Элементарное музицирование предполагает участие в нём каждого ребёнка, независимо от способностей. В контексте реализации системно-деятельностного подхода в учебники включены разнообразные виды музыкальной деятельности.
Изменения в новой ПООП для начального образования особенно касаются этого вида деятельности.
ПООП НО как целевые ориентиры устанавливает нам следующее (с конкретным указанием требований):
Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора.
Это результат, который ожидают от нашей работы
В содержательном разделе ПООП НОО прописаны более конкретные пожелания к видам деятельности - это ритмические игры, игра в детском шумовом оркестре.
И мы должны понимать, каким образом линия развития этого вида деятельности вписывается в УМК, по которым мы работаем
Если работать с музыкальными инструментами, с чего следует начинать.
Это звучащие жесты. Это работа с ритмом. Сначала потопают и похлопают, научатся чувствовать ритм, в нем жить, одновременно с одноклассниками.
Перед нами стоят следующие задачи :
1. Повысить у детей интерес к урокам музыки (созданы все условия, чтобы ребёнок творил свою музыку).
2. Показать в простой форме связь музыки с жизнью.
3. В игровой форме развивать чувство ритма, координацию движений, приобретение навыков игры на детских музыкальных инструментах.
4. Развивать у детей образно-ассоциативное мышление с использованием всех видов ассоциаций (зрительных, речевых, сенсорно-моторных).
5. Формировать взаимосвязь между эмоциональным состоянием и сознательным.
Практическое музицирование – реальный и увлекательный путь для решения этих задач- принципов: в конкретной деятельности школьники с увлечением осваивают мир звуков, создают свои мелодии, доводят до совершенства исполнительские навыки на элементарных музыкальных инструментах и уже совершенно по-другому слушают и слышат музыку.
С точки зрения психологии ключ к умственному развитию ребёнка лежит в его эмоциональной сфере. А каждое новое сыгранное ребенком произведение – это праздник души, радость, счастье.
Значительно развивается воображение детей, растёт объём непроизвольного внимания, что фиксируется не только на уроках музыки, но и на всех остальных дисциплинах.
Воспитание чувства ответственности и коллективизма через реализацию задачи «класс – хор, класс – оркестр» происходит в процессе решения чисто художественных задач. Во время классной вокально-хоровой работы и игры на ДМИ дети делают одно общее дело, качество и результат которого зависят от каждого ребёнка. Осознание коллективного труда приводит к сплочению детского коллектива, воспитанию коммуникативных компетенций, радости совместного творчества. Ребёнок начинает осознавать ответственность за своё исполнение не только перед учителем, но и перед своими товарищами. Появляется стремление к общению, воспитывается чувство коллективизма.
Таким образом, возможность освоения музицирования на ДМИ решается простыми и доступными средствами. Игра на ложках способствует получению предметных, метапредметных и личностных результатов школьников, что и отвечает требованиям ФГОС.
В процессе появляется возможность творческой самореализации, формируются универсальные учебные действия:
предметные:
− формирование исполнительских навыков игры на ударных инструментах;
− развитие музыкального слуха в целом;
коммуникативные:
− обучение навыкам игры в музыкальном коллективе – инструментальном ансамбле;
личностные:
− развитие креативных способностей: фантазия, импровизация, художественное сочинительство.
регулятивные:
− умение планировать свою деятельность;
− проводить слуховой анализ качества исполнения;
− осуществлять оценочно-рефлексивные действия
Детские музыкальные инструменты вполне доступны для всеобщего музыкального образования. Программы по музыке для общеобразовательных школ предусматривают их применение на уроках музыки. Следует подчеркнуть, что включение музицирования в учебный процесс вызывает огромный интерес у ребят, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий посредством обучения в действии и движении
В статье описываются наглядные пособие при изучении чисел первого и второго десятка....
Формирование универсальных учебных действий при обучении английскому языку в начальной школе.
В данной статье рассматривается вопрос формирования УУД на уроках английского языка на примере УМК "Forward" под редакцией проф. М.В.Вербицкой и учебного комплекта"Гарри и Салли" изд. "Спектра" ....
Формирование универсальных учебных действий посредством смыслового чтения
Практика вопроса смыслового чтения "Методика составления загадок". на мой взгляд данная методика может быть использована не только на разных уроках, но и на разных его этапах. цель данной методики - о...
Презентация к докладу на методическом объединении «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемно-диалогического обучения»
Данная презентация знакомит учителей с одной из эффективных технологий системно-деятельностного подхода, раскрывает особенности проблемно-диалогического обучения, содержит практический материал ...
Проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики».
quot;Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики"...
Формирование универсальных учебных действий при обучении игре на фортепиано с помощью современных образовательных технологий
В рамках реализации ФГОС второго поколения использование в дополнительном образовании современных образовательных технологий способствует формированию УУД, что неразрывно связано с общеобразовательным...