Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Курамшина Римма Ибрагимовна

Программа разработана на основе авторской программы

«Музыка»

В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx101.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 97»

РАССМОТРЕНА РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО учителей на заседании Методического Директор МБОУ «Школа № 97»

начальных классов совета школы _________ Л.В. Беленко

Протокол № Протокол № Приказ №

от 00.00.2017 от 00.00.2017 от 00.00.2017

__________ __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

уровень общего образования (класс) начальное общее образование, 3 класс

количество часов 34

Учитель Комкова Ирина Валерьевна

Программа разработана на основе авторской программы

«Музыка»

В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Издательство: «Дрофа» 2011 год

Раздел

«Пояснительная записка»


Данная рабочая программа составлена на основании:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/
  2. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 08.12.2011 № 2227-р).
  3. Областного закона «Об образовании в Ростовской области» 14.11.2014 № 26-3С.
  4. Письма Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерной структуре рабочих программ учителя» от 22.08.2016 г. № 24/4.1.1-4846.
  5. Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 97» (Утвержден Приказом № 569от 19.06.2015 г.).
  6. «Положения о рабочей программе» (утверждено Приказом № от 00.00.2017 г.).

В соответствии:

  1. Примерной образовательной программой по музыке В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
  2. Основной образовательной программой начального общего образования на 2016-2020 учебный год (Утверждена приказом № от 00.00.2017 г.).
  3. Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 97» (утверждена приказом № от 00.00.2017 г.).

Целью уроков музыки в 3 классеявляется формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи музыкального образования:

  • привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
  • научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
  • привить основы художественного вкуса;
  • научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);
  • обучить основам музыкальной грамоты;
  • сформировать потребность общения с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, игра на детски? музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.





Раздел

«Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин, (модулей)»

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;

- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений.


- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)

- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;

- осуществление элементов синтеза как составление целого.

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса, школы.

  • наличие учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
  • позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей.
  • умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
  • осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
  • осуществление элементов синтеза как составление целого.
  • участие в музыкальной жизни класса, школы.

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

  • демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов (П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский - Корсаков, М.Глинка);
  • уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира

Раздел

«Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане»

Согласно ФГОС, предмет «Музыка» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Изучается в 1-4 классах в объеме 135 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. В третьем классе на изучение изобразительного искусства отводится 34 часа (1 час в неделю).

Раздел

«Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»

Наименование раздела

Характеристика содержательной линии

Название темы, экскурсии, практической работы, лабораторной работы, направление проектной деятельности

Количество часов

Тема года: «О чем рассказывает музыка»

Картины природы в музыке

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Понимать художественно – образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Передавать интонационно – мелодические особенности, музыкального образа в слове, рисунке, движении.

Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.

Выявлять настроение и чувства человека, выраженные в музыке, а также сказочных героев.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.)

Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.

Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.

Выполнять творческие задания.

Звуки природы как источник вдохновения творчества композиторов (на примере прелюдий «Паруса», «Ветер на равнине» К. Дебюсси). Знакомство с жанром прелюдии.

Музыкальный материал: К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание); М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. «Волшебная палочка» (пение); К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина. «Оранжевая песенка» (пение); Ю. Чичков, стихи П. Синявского. «Родная песенка» (пение).

1

Может ли музыка «нарисовать» портрет?

Звукоподражание в музыке. Его роль в передаче голосов природы, в обрисовке музыкальных образов. «Портрет» в музыке. Изобразительные свойства музыки в передаче портрета героя произведения, его характера.

Музыкальный материал: К. Дакен. Кукушка (слушание); С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» (ф-т) (слушание); «Кукушка» швейцарская народная песня (пение); М. Старокадомский, стихи А. Барто «Любитель-рыболов» (пение).

1

В сказочной стране гномов

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ «Шествие гномов». Воплощение музыкального содержания в трёхчастной форме. Специфические особенности трёхчастности: сходство крайних разделов, серединный контраст.

Музыкальный материал: Э. Григ «Шествие гномов» (слушание); Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии «Тролли» (пение); А. Журбин, стихи П. Синявского «Смешной человечек» (пение, импровизация).

1

Многообразие в единстве: вариации

Понимать определение «жанр», «вариации», «рондо» - сравнивать понятия с литературными образами

Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»

Знакомство с жанром арии Эпические произведения.

Сравнивать мотивы русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов.

Понимать художественно – образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Слушать и рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев.

Сравнивать особенности положительных и отрицательных героев произведений искусства.

Различать средства музыкальной выразительности в произведениях.

Высказывать свое суждение о средствах музыкальной выразительности, для создания впечатления необычных событий, сказочности, фантастичности в образе фольклорных героев.

Участвовать в обсуждении особенностей характеристик героев и событий, средств музыкальной выразительности.

Знакомство с вариационной формой. Сходство и отличия в вариационной форме. Изменения характера темы в условиях вариационного развития.

Музыкальный материал: П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание); «В сыром бору тропина» русская народная песня (пение).

1

«Дела давно минувших дней...»

Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Знакомство с жанром арии. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного.

Музыкальный материал: М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба» (пение).

1

«Здесь русский дух…там Русью пахнет...»

Претворение мотивов русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов. Сюжеты и герои. Эпические произведения искусства: характерные типологические особенности.

Музыкальный материал: Т. Чудова. «Протяжная» из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание); А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть, фр-т (слушание); Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. «Родные места» (пение).

1

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Историческая, музыкально-патриотическая тема. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Контраст образов – русских освободителей и немецких рыцарей-крестоносцев – в музыке Прокофьева. Знакомство с жанром кантаты.

Музыкальный материал: С. Прокофьев. «Ледовое побоище»; «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (слушание); Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живешь (пение).

1

Бег по кругу: рондо

Знакомство с формой музыкального рондо: история возникновения, строение (разделы формы, их особенности), характер содержания.

Музыкальный материал: Л. Бетховен. «Ярость из-за потерянного гроша» фр-т (слушание); М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Весёлое рондо (пение, театрализация).




2

Какими бывают музыкальные интонации

Слушать и рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев.

Сравнивать особенности положительных и отрицательных героев произведений искусства.

Различать средства музыкальной выразительности в произведениях.

Высказывать свое суждение о средствах музыкальной выразительности, для создания впечатления необычных событий, сказочности, фантастичности в образе фольклорных героев.

Участвовать в обсуждении особенностей характеристик героев и событий, средств музыкальной выразительности.

Изображать эпических персонажей с помощью разных музыкальных инструментов и выразительных средств.

Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».

.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания

 

Героический эпос Урала НРЭО

Многообразие музыкальных интонаций. Их связь с различными образными сферами. Воплощение музыкальных интонаций в драматических и лирических произведениях.

Музыкальный материал: Л. Бетховен. «Гремят барабаны» (слушание); В. А. Моцарт. Концерт №21 для фортепиано с оркестром, II часть (слушание); М. Мусоргский. «С куклой», из вокального цикла «Детская» (слушание); Л. Лядова, стихи И. Шаферана. «Барабан» (пение, игра на детских музыкальных инструментах); Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. «Зима» (пение); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Добрый день!» (пение).

3

Знаки препинания в музыке

Междисциплинарная тема. Знаки препинания в русском языке и «знаки препинания» в музыке. Их смысловое соотнесение и художественно-выразительное значение. Роль «знаков препинания» в строении музыкальной речи. Сравнение речевых и музыкальных интонаций.

Музыкальный материал: Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание); Л. Бетховен. Симфония № 5, I часть, главная партия (слушание); Г. Телеман, стихи Д. Штопле. «Счастье» (пение).

1

«Мороз и солнце, день чудесный...»


Отражение в музыке настроений, связанных с воспеванием красоты природы. Пейзаж в музыке (на примере пьесы «Ноябрь.На тройке» П. Чайковского).

Музыкальный материал: П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Кабы не было зимы» (пение, импровизация).

1

«Рождество Твое, Христе Боже наш...»

Обнаруживать сходства и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).


Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.


Иметь представления о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения


Понимать определение «колокольный звон», трезвон, набат


Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески ,скульптуры.


Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов

Праздник Рождества Христова. Его история, атрибуты. Обычаи празднования Рождества на Руси. Знакомство с жанром колядок.

Музыкальный материал: А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (слушание); Н. Римский-Корсаков. «Колядка дивчат» из оперы «Ночь перед Рождеством», I действие (слушание);

В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Если дети верят в чудо» из детского спектакля «Щелкунчик» (пение); Е. Птичкин, стихи В. Степанова. «Художник Дед Мороз» (пение); Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. «Песенка о снежинке» (пение).

2

Колокольные звоны на Руси

Значение колокольного звона в жизни русского народа. Большие и малые колокола, особенности их звучания. Воспроизведение колокольного звона в музыке русских композиторов.

Музыкальный материал: Ростовские колокольные звоны (слушание); Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание); «Колокольный звон» музыка и стихи неизвестного английского автора (пение); Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. «Колокольчик мой хрустальный» (пение).

1

Музыка в храме

Причинная обусловленность возвышенного состояния души человека во время посещения службы в храме. Хоровое пение в храме. Смысл главного правила церковного пения. Характер церковных песнопений.

Музыкальный материал: М. Мусоргский. Пролог из оперы «Борис Годунов», фрагмент (слушание); П. Чайковский. «В церкви» из «Детского альбома» (слушание); «Небо и земля» народное песнопение (пение).

1

М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки



Выяснять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.

Понятие «патриотизм», «Классицизм»

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника – постановщика в создании музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.)

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету, значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх – драматизациях.

Обнаруживать сходства и различия русских и западноевропейских произведений искусства (музыка, архитектура, живопись).

Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.











Музыка на Руси (исторический аспект). Сочетание русской народной песенности и профессионального музыкального искусства в творчестве М. И. Глинки.

Музыкальный материал: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», фрагмент (слушание); М. Глинка, стихи В. Забилы. «Ты, соловушка, умолкни» (пение); М. Глинка. «Арагонская хота», обработка для детского оркестра Т. Бейдер, фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах).

1

Что такое патриотизм

Музыкально-патриотическая тема. Любовь к родной стороне (на примере Протяжной песни Садко из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»). «Одушевление» природы в музыке, духовное единение человека с природой.

Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко» (слушание); М. Глинка, стихи А. Машистого. «Патриотическая песня» (слушание); Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. «Гляжу в озёра синие» (пение).

1

Русский национальный герой Иван Сусанин

Музыкально-патриотическая тема. Подвиг во имя Отечества: «Иван Сусанин» К. Рылеева и М. Глинки. Объединение в арии Сусанина черт эпического, драматического и лирического произведений. Причинность этого объединения.

Музыкальный материал: М. Глинка. Ария Ивана Сусанина; Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (слушание); М. Глинка. Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах).

1

Прощай, Масленица!

Выяснять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.

Познакомиться с народными (региональными) традициями встречи Масленицы.

Слушать произведения народного музыкального искусства, в которых отражены традиции встречи Масленицы народов Южного Урала.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Объяснять контекст музыкальных произведений в традиционных действах.

Рассказывать об участии в старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни родного края.

Разучить и исполнять (по выбору) песни-диалоги, колядки, потешки, заклички и др.

Инсценировать в музыкальных образах масленичные сюжеты, игры народов Южного Урала, проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к персонажам при восприятии и исполнении ролей.

Обсуждать творческую работу одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности.

Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх – драматизациях.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Принимать участие в традиционных праздниках России.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.

Встреча Масленицы Старинный славянский праздник проводов зимы. Обычаи празднования Масленицы на Руси. Отражение обряда проводов Масленицы в музыкальных произведениях (на примере оперы И. Римского-Корсакова «Снегурочка»). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» (слушание); Н. Римский-Корсаков, стихи И. Устюжанина. «Проводы зимы» (пение); «Перед весной» русская народная песня, обработка В. Попова (пение).

1

Музыкальная имитация

Знакомство с полифонией в музыке. Имитация как важнейший приём полифонического письма. Роль имитации в форме фуги. Музыкальный материал: С. Ляховицкая. «Дразнилка» (слушание); В. Шаинский. «Весёлая фуга» (слушание); «Со вьюном я хожу» русская народная песня (пение).

2

Композиторы детям




Слушать произведения народного музыкального искусства народов Южного Урала.


Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях.


Высказывать свое суждение о специфике национальной музыки, сравнивать музыку разных народов региона.


Объяснять, какова роль национальной музыки во всем многообразии современной культуры.


Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения разных народов региона.


Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.










Мир сказочных образов, игр и забав в музыке для детей. Идея победы добра над злом в опере-сказке С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам».

Музыкальный материал: С. Прокофьев. «Пятнашки» из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание); С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» (слушание); В. А. Моцарт. «Детские игры» (пение).

1

Картины, изображающие музыкальные инструменты

Междисциплинарная тема. Музыкальные инструменты на картинах художников. Соотнесение сюжетов и образов живописных и музыкальных произведений, составляющих содержание темы. Художественный материал:

Живопись

Караваджо. «Лютнист»;

Ф. Гварди. «Концерт»;

Д. Тенирс. «Концерт семьи Тенирс на террасе»;

О. Ренуар. «Урок игры на гитаре».

Музыка

Л. Нарваэс. Фантазия на тему «Guardamelasvасаs» («Охраняй моих коров») (звучание лютни, слушание);

Г. Ф. Гендель. Siciliana; Аllеgrо из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание);

Ф. Таррега. «Воспоминания об Альгамбре» (звучание гитары, слушание).

Песенный репертуар:

Б. Окуджава. «Музыкант» (слушание, пение).

1

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

Знакомство с некоторыми важнейшими правилами (советами), адресованными Р. Шуманом юным музыкантам.

Музыкальный материал: «Много песен мы споем» венгерская народная песня (пение).

1

Струнные смычковые инструменты

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника – постановщика в создании музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.)

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.

Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.

Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.

Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматургия) на уроках и школьных праздниках.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.

Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

Выполнять творческие задания

Группа струнных смычковых инструментов. Общие и отличительные особенности струнныхсмычковых. Их сольное и ансамблевое звучание.

Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); А. Дворжак. Мелодия (слушание); Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание); Р. Бойко, стихи И. Михайловой. «Скрипка» (пение).

1

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Особенности музыкального содержания, «рассказанного» музыкальными инструментами: С. Прокофьев. «Петя и волк». Знакомство с группой деревянных духовых инструментов, а также некоторыми ударными инструментами (большим барабаном и литаврами).

Музыкальный материал: С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» (слушание); В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. «В мире много сказок» (пение).

2

Вечная память героям. День Победы

Музыкально-патриотическая тема. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Музыка в годы войны. Песни военного времени, их огромное значение для укрепления силы духа русского народа.

Музыкальный материал: Р. Шуман. «Грезы» из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); Д. Тухманов, стихи В. Харитонова. «День Победы» (слушание, пение); Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. «Аист на крыше» (пение); «Солдатушки, бравы ребятушки» русская народная песня (пение).

1

Легко ли быть музыкальным исполнителем?

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Различать на слух старинную и современную музыку.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.

Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.

Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Закрепление через изображение и поэтический текст в учебнике понятия ансамбль. Акцентирование внимания на слаженности ансамблевого исполнения. Проблемная постановка вопроса, в результате которой учащиеся приходят к верному выводу: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Музыкальный материал: А. Зацепин, стихи А. Дербенева. «Волшебник» (пение); М. Минков, стихи Ю. Энтина. «Да здравствует сюрприз!» (пение).

1

Выдающиеся музыканты-исполнители

Знакомство по изображению с выдающимися отечественными музыкантами – С. Рихтером, Д. Ойстрахом, И. Козловским. Главные отличительные особенности их исполнительского мастерства. Прослушивание произведений в их исполнении.

Музыкальный материал: С. Рахманинов. Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 23 № 2 (в исполнении С. Рихтера, слушание); К. Сен-Санс. Рондо-каприччиозо из цикла «Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра» фрагмент (в исполнении Д. Ойстраха, слушание); М. Мусоргский. Сцена с Юродивым из оперы «Борис Годунов» фрагмент (в исполнении И. Козловского, слушание); немецкая народная песня «Музыканты» (пение).

1

Концертные залы мира

Знакомство по изображениям с ведущими концертными залами мира – Большим залом Московской консерватории, Московским международным Домом музыки, Санкт-Петербургской филармонией (Россия); Карнеги-холл (США); Альберт-холл (Англия). Знакомство с жанром концерта (на примере Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, кода (слушание); песенный материал по выбору учителя (учащихся).

1

Раздел

«Тематическое планирование»

Наименование раздела программы

Название темы

Характеристика основных видов деятельности ученика

УУД

«О чем рассказывает музыка»

Картины природы в музыке

Описывать изобразительные возможности музыки, живописи.

Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; исполнять песню с настроением, подходящим к содержанию текста

Л:- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Р:- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме

П:-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.

К:наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

Может ли музыка «нарисовать» портрет?

Определять, какими «красками» пользуется музыка-художник, чтобы нарисовать портрет. Сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности; инсценировать песню «Любитель-рыболов»

В сказочной стране гномов

Иметь представление о певческих голосах.

Определятьи сравнивать характер, настроение и

средства музыкальной выразительности в произведении;

разучивать и исполнять песню с движениями

Многообразие в единстве: вариации

Дать значение понятий вариации,вариационный цикл,свободные вариации.

Иметь представление о

форме вариациив музыкальных произведениях; отличать вариации,встречающиеся

в виде отдельных произведений и как

часть циклических

форм (сюит, сонатных циклов)

Л:- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;

Р: - умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;

П: - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
К: - участие в музыкальной жизни класса, школы.




«Дела давно минувших дней...»

Датьзначение понятийзапев, запевала.

Сравнивать характер, настроение

и средств музыкальной выразительности в произведениях; исполнять песню протяжно, напевно, легко, эмоционально

«Здесь русский дух…там Русью пахнет...»

Различать средства музыкальной выразительности в произведениях.

Высказывать свое суждение о средствах музыкальной выразительности, для создания впечатления необычных событий, сказочности, фантастичности в образе фольклорных героев.

Участвовать в обсуждении особенностей характеристик героев и событий, средств музыкальной выразительности.

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Осознавать творческое наследие композитора С. С. Прокофьева; значение понятия «кантата», содержание и музыкальные образы кантаты. Сравнивать мотивы русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов

Бег по кругу: рондо

Дать определение понятий рондо, рефрен, принцип построения формы рондо.

Находить повторы главной темы (рефрена) в музыкальном произведении; определять форму рондо в произведениях; петь легко, протяжно, используя певческое дыхание и звуковедение

Какими бывают музыкальные интонации

Выявить, что значит интонация, зерно интонация в музыкальном произведении. Слышать зерно интонацию в музыкальных произведениях - характер музыки; определить устойчивые и неустойчивые интонации в музыке, выражающие вопрос, просьбу, недоумение, ответ, приказание; объяснить, как выражается зерно интонация радости, зерно интонация тревоги, как из зерна интонации вырастает музыкальное произведение

Л:-выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

Р: - умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;

П: - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
К:наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении

музыкально- творческих задач

Знаки препинания в музыке

Определять значение знаков препинания и интонации в музыке. Слышать различную интонацию в музыкальных произведениях

«Мороз и солнце, день чудесный...»

Иметь представление омузыкальных средствах выразительности и их значении в создании музыкального образа, музыкального воплощения содержания и характера произведения.

Эмоционально откликаться на музыкальные произведения; исполнять песню протяжно, легко, выразительно.

«Рождество Твое, Христе Боже наш...»

Понимать особенности церковного песнопения.

Выражать свои чувства, слушая духовную музыку

Л:- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
Р:- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

П:- осуществление элементов синтеза как составление целого;

К:- участие в музыкальной жизни класса, школы.

Колокольные звоны на Руси

Описать, что такое духовная музыка, каковы ее особенности.

Размышлять о музыке, творчески, ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки

Музыка в храме

Рассказывать одуховной музыке, каковы ее особенности.

Размышлять о музыке, творчески ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки

М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки

Описывать творческое наследие русского композитора М. И. Глинки. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку

Л: - наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;

Р: - умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;

П: - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
К: - участие в музыкальной жизни класса, школы.

Что такое патриотизм

Дать значение понятия патриотизм. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку

Русский национальный герой Иван Сусанин

Иметь представление о содержании оперы «Иван Сусанин», истории ее создания. Высказывать свои размышления о музыкальных произведениях, свое отношение к главному герою

Прощай, Масленица!

Выучить русские народные песни. Различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни; исполнять заданный ритмический рисунок

Л: - наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Р: - умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме

П: -осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.

К: наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

Музыкальная имитация

Понимать значение слова имитация. Исполнять музыкальное произведение, сохраняя его ритмический рисунок

Композиторы детям

Называтькомпозиторов, сочинявших музыку для детей. Определять общий характер музыкальных произведений, основные интонации, характеризующие музыкальные образы

Л: - наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;

Р: - умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;

П: - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
К: - участие в музыкальной жизни класса, школы.

Картины, изображающие музыкальные инструменты

Определять общий характер музыкальных произведений; определять на слух (по звучанию) название музыкального инструмента

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

Рассказать о творческом наследии композитора Р. Шумана. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку

Струнные смычковые инструменты

Определятьмузыкальные инструменты, входящие в группу смычковых инструментов, виды оркестров.Анализировать музыкальные произведения

Л: - наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;

Р: - умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;

П: - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
К: - участие в музыкальной жизни класса, школы.

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Определять содержание симфонической сказки.

Определять название музыкального инструмента на слух; высказывать свои размышления о музыке

Вечная память героям. День Победы

Выучить текст песен о войне.

Определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку и пение

Легко ли быть музыкальным исполнителем?

Датьопределениепонятиймузыкант,

исполнитель, инструменталист, певец; текст и мелодию разучиваемых произведений.Исполнятьпесни легко, протяжно, весело, эмоционально

Л:- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
Р:- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;
П:-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.
К:- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

Выдающиеся музыканты-исполнители

Осознанно называть имена выдающихся музыкантов-исполнителей, направления их деятельности. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку и пение

Концертные залы мира

Рассказать о концертных залах мира, дать определение понятиякода. Определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку

Раздел

«Календарно - тематическое планирование»

№ п/п

Дата проведения урока

Название темы и раздела

Название темы контрольной, практической, лабораторной работы

Количество часов

Оборудование

Основные виды деятельности

Требования к результату

Вид контроля

«О чем рассказывает музыка»

Картины природы в музыке

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Научиться описывать изобразительные возможности музыки, живописи. Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; исполнять песню с настроением, подходящим к содержанию текста

Устный

опрос.

Хоровое пение

Музыкальная

викторина

Может ли музыка «нарисовать» портрет?

1

ИКС

Музыкальный центр

Понимать художественно – образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Определять, какими «красками» пользуется музыка-художник, чтобы нарисовать портрет. Сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности; инсценировать песню «Любитель-рыболов»

Устный

опрос

В сказочной стране гномов

1

ИКС

Музыкальный центр

Передавать интонационно – мелодические особенности, музыкального образа в слове, рисунке, движении.

Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии

Иметь представление о певческих голосах.

Определятьи сравнивать характер, настроение и

средства музыкальной выразительности в произведении;

разучивать и исполнять песню с движениями

Устный

опрос

музыкальная

викторина

Многообразие в единстве: вариации

1

ИКС

Музыкальный центр

Выявлять настроение и чувства человека, выраженные в музыке, а также сказочных героев.Понимать определение «жанр», «вариации», «рондо» - сравнивать понятия с литературными образами

Дать значение понятийвариации,вариационный цикл,свободные вариации.

Иметь представление о

форме вариациив музыкальных произведениях; отличать вариации,встречающиеся

в виде отдельных произведений и как

часть циклических

форм (сюит, сонатных циклов)

Устный

опрос

«Дела давно минувших дней...»

1

ИКС

Музыкальный центр

Сравнивать мотивы русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов.

Понимать художественно – образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Датьзначение понятийзапев, запевала.

Сравнивать характер, настроение

и средств музыкальной выразительности в произведениях; исполнять песню протяжно, напевно, легко, эмоционально

Устный

опрос

«Здесь русский дух…там Русью пахнет...»

1

ИКС

Музыкальный центр

Слушать и рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев.

Различать средства музыкальной выразительности в произведениях.

Высказывать свое суждение о средствах музыкальной выразительности, для создания впечатления необычных событий, сказочности, фантастичности в образе фольклорных героев.

Участвовать в обсуждении особенностей характеристик героев и событий, средств музыкальной выразительности.

Устный

опрос

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

1

ИКС

Музыкальный центр

Сравнивать особенности положительных и отрицательных героев произведений искусства.

Различать средства музыкальной выразительности в произведениях.

Осознавать творческое наследие композитора С. С. Прокофьева; значение понятия «кантата», содержание и музыкальные образы кантаты. Сравнивать мотивы русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов

Устный

опрос

8-9

Бег по кругу: рондо

2

ИКС

Музыкальный центр

Участвовать в обсуждении особенностей характеристик героев и событий, средств музыкальной выразительности.

Дать определение понятий рондо, рефрен,принцип построения формы рондо.

Находить повторы главной темы (рефрена) в музыкальном произведении; определять форму рондо в произведениях; петь легко, протяжно, используя певческое дыхание и звуковедение

Устный

опрос

10-12

Какими бывают музыкальные интонации

3

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Слушать и рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев.

Сравнивать особенности положительных и отрицательных героев произведений искусства.

Выявить, что значит интонация, зерно интонация в музыкальном произведении. Слышать зерно интонацию в музыкальных произведениях - характер музыки; определить устойчивые и неустойчивые интонации в музыке, выражающие вопрос, просьбу, недоумение, ответ, приказание; объяснить, как выражается зерно интонация радости, зерно интонация тревоги, как из зерна интонации вырастает музыкальное произведение

Устный

опрос.

Хоровое пение

13

Знаки препинания в музыке

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Различать средства музыкальной выразительности в произведениях.

Высказывать свое суждение о средствах музыкальной выразительности, для создания впечатления необычных событий, сказочности, фантастичности в образе фольклорных героев.

Определять значение знаков препинания и интонации в музыке. Слышать различную интонацию в музыкальных произведениях

Устный

опрос.

14

«Мороз и солнце, день чудесный...»

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Изображать эпических персонажей с помощью разных музыкальных инструментов и выразительных средств.

Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».

Иметь представление омузыкальных средствах выразительности и их значении в создании музыкального образа, музыкального воплощения содержания и характера произведения.

Эмоционально откликаться на музыкальные произведения; исполнять песню протяжно, легко, выразительно.

Устный

опрос.

Хоровое пение

15-16

«Рождество Твое, Христе Боже наш...»

2

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Обнаруживать сходства и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).

Понимать особенности церковного песнопения.

Выражать свои чувства, слушая духовную музыку

Устный

опрос.

Хоровое пение

17

Колокольные звоны на Руси

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

Иметь представления о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения

Описать, что такое духовная музыка, каковы ее особенности.

Размышлять о музыке, творчески, ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки

Устный

опрос.

Хоровое пение

18

Музыка в храме

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Понимать определение «колокольный звон», трезвон, набат

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески , скульптуры.

Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов

Рассказывать одуховной музыке, каковы ее особенности.

Размышлять о музыке, творчески ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки

Устный

опрос.

Хоровое пение

19

М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Выяснять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.

Описывать творческое наследие русского композитора М. И. Глинки. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку

Устный

опрос.

20

Что такое патриотизм

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Понятие «патриотизм», «Классицизм»

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника – постановщика в создании музыкального спектакля.

Дать значение понятияпатриотизм. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку

Устный

опрос.

Хоровое пение

21

Русский национальный герой Иван Сусанин

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.)

Иметь представление о содержании оперы «Иван Сусанин», истории ее создания. Высказывать свои размышления о музыкальных произведениях, свое отношение к главному герою

Устный

опрос.

Хоровое пение

22

Прощай, Масленица!

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Выяснять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.

Выучить русские народные песни. Различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни; исполнять заданный ритмический рисунок

Устный

опрос.

Хоровое пение

Музыкальная викторина

23-24

Музыкальная имитация

2

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Слушать произведения народного музыкального искусства, в которых отражены традиции встречи Масленицы

Понимать значение словаимитация. Исполнять музыкальное произведение, сохраняя его ритмический рисунок

Устный

опрос.

25

Композиторы детям

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Слушать произведения народного музыкального искусства народов Южного Урала.

Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях.

Называтькомпозиторов, сочинявших музыку для детей. Определять общий характер музыкальных произведений, основные интонации, характеризующие музыкальные образы

Устный

опрос.

26

Картины, изображающие музыкальные инструменты

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Высказывать свое суждение о специфике национальной музыки, сравнивать музыку разных народов региона.

Объяснять, какова роль национальной музыки во всем многообразии современной культуры

Определять общий характер музыкальных произведений; определять на слух (по звучанию) название музыкального инструмента

Устный

опрос.

27

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения разных народов региона.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Рассказывать о творческом наследии композитора Р. Шумана. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку

Устный

опрос.

28

Струнные смычковые инструменты

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника – постановщика в создании музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.)

Определятьмузыкальные инструменты, входящие в группу смычковых инструментов, виды оркестров.Анализировать музыкальные произведения

Устный

опрос.

29-30

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

2

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Определять содержание симфонической сказки.

Определять название музыкального инструмента на слух; высказывать свои размышления о музыке

Устный

опрос.

31

Вечная память героям. День Победы

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.

Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

Выполнять творческие задания

Выучить текст песен о войне.

Определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку и пение

Устный

опрос.

Хоровое пение

Проектная деятельность

32

Легко ли быть музыкальным исполнителем?

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

Датьопределение понятиймузыкант,

исполнитель, инструменталист, певец; текст и мелодию разучиваемых произведений.Исполнятьпесни легко, протяжно, весело, эмоционально

Устный

опрос.

33

Выдающиеся музыканты-исполнители

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Различать на слух старинную и современную музыку.

Осознанно называть имена выдающихся музыкантов-исполнителей, направления их деятельности. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку и пение

Устный

опрос.

34

Концертные залы мира

1

ИКС

Музыкальный центр, рабочая тетрадь

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Рассказываать о концертных залах мира, дать определение понятиякода. Определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку

Устный

опрос.

Раздел

«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесс

Перечень используемых учебников и учебных пособий:

  1. Примерные программы по музыке, реализующие ФГОС начального образования.

В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. Музыка. Начальные классы.-М.: Дрофа, 2007.

  1. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. Музыка 1-4. Методическое пособие -М.: Просвещение, 2006.

  1. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 3 класс».

Раздел

«Результаты освоения учебного курса, предмета и система оценки»

Критерии оценивания практических работ по МУЗЫКЕ


(с учетом видов деятельности и программных требований)

Слушание музыки

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Музыкальная эмоциональность, активность, участие  в диалоге

При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.

К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес

Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Суждения о музыке односложны.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя

Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

выпол-нены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами

Восприятие музыкального образа на уровне переживания.  Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Высказанное суждение обосновано.

 

Узнавание музыкального произведения,

(музыкальная викторина – устная или письменная)

Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание  автора или названия  произведения, музыкального жанра произведения

80-60%  правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора  музыкального произведения, музыкального жанра

100-90%  правильных ответов на музыкальной викторине.

Правильное и полное определение названия, автора  музыкального произведения, музыкального жанра

Освоение  и систематизация знаний о музыке

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Знание музыкальной литературы

Учащийся  слабо знает основной материал.  На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя

Учащийся знает основной материал и отвечает  с 1-2  наводящими вопросами  

Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы

Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты

Задание выполнено   менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы

Задание выполнено   на 60-70%, допущены незначительные ошибки

Задание выполнено   на 90-100% без ошибок, влияющих  на качество

  1. Выполнение домашнего задания

Критерии

«3»

«4»

«5»

В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась

При выполнении работы использовалась дополни-тельная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе

 

  1. Исполнение вокального репертуара

Параметры

Критерии  певческого развития

«3»

«4»

«5»

Исполнение вокального номера

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону

интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера

художественное исполнение вокального номера

Участие во внеклассных мероприятиях и концертах

художественное исполнение вокального номера на концерте

Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет  качество усвоения  учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.

На уроках используются разные формы контроля:

наблюдение (за развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), музыкальные викторины, учебные проекты, ведение тетради.

Критерии оценки контроля  по предмету «Музыка»

Оценка «5» ставится:

  • не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;
  • не менее 8 правильных ответов в тесте;
  • художественное исполнение вокального номера;

Оценка «4» ставится:

  • 80-60%  правильных ответов на музыкальной викторине;
  • 5-7 правильных ответов в тесте;
  • интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;

Оценка «3» ставится:

  • не более 50%  правильных ответов на музыкальной викторине;
  • не более 4 правильных ответов в тесте;
  • не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.

№ п/п

Название раздела

Планируемые результаты (личностные¸ предметные, метапредметные)

Форма и вид контроля

Картины природы в музыке

Личностные результаты освоения программы по музыке обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно–познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты освоения программы:

Обучающийсяполучит возможность научиться:

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, реализацию и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно – следственные связи;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнеров;

использовать речь для регуляции своего действия;

слушать собеседника;

определять общую цель и пути ее достижения;

осуществлять взаимный контроль,

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

Предметные результаты освоения программы:

соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Обучающийся получит возможность научиться:

реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Устныйопрос.

Хоровое пение

Музыкальная викторина

Может ли музыка «нарисовать» портрет?

Устный опрос

В сказочной стране гномов

Устный опрос

музыкальная викторина

Многообразие в единстве: вариации

Устный опрос

«Дела давно минувших дней...»

Устный опрос

«Здесь русский дух…там Русью пахнет...»

Устный опрос

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Устный опрос

Бег по кругу: рондо

Устный опрос

Какими бывают музыкальные интонации

Устный опрос.

Хоровое пение

Знаки препинания в музыке

Устный опрос.

«Мороз и солнце, день чудесный...»

Устный опрос.

Хоровое пение

«Рождество Твое, Христе Боже наш...»

Устный

опрос.

Хоровое пение

Колокольные звоны на Руси

Устный опрос.

Хоровое пение

Музыка в храме

Устный опрос.

Хоровое пение

М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки

Устный опрос.

Что такое патриотизм

Устный опрос.

Хоровое пение

Русский национальный герой Иван Сусанин

Устный опрос.

Хоровое пение

Прощай, Масленица!

Устный опрос.

Хоровое пение

Музыкальная викторина

Музыкальная имитация

Устный опрос.

Композиторы детям

Устный опрос.

Картины, изображающие музыкальные инструменты

Устный опрос.

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

Устный опрос.

Струнные смычковые инструменты

Устный опрос.

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Устный опрос.

Вечная память героям. День Победы

Устный

опрос.

Хоровое пение

Проектная деятельность

Легко ли быть музыкальным исполнителем?

Устный опрос.

Выдающиеся музыканты-исполнители

Устный опрос.

Концертные залы мира

Устный опрос.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Лебединская М.Я.

_______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...