Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
Программа разработана на основе авторской программы
«Музыка»
В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.docx | 101.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 97»
РАССМОТРЕНА РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО учителей на заседании Методического Директор МБОУ «Школа № 97»
начальных классов совета школы _________ Л.В. Беленко
Протокол № Протокол № Приказ №
от 00.00.2017 от 00.00.2017 от 00.00.2017
__________ __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
уровень общего образования (класс) начальное общее образование, 3 класс
количество часов 34
Учитель Комкова Ирина Валерьевна
Программа разработана на основе авторской программы
«Музыка»
В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Издательство: «Дрофа» 2011 год
Раздел
«Пояснительная записка»
Данная рабочая программа составлена на основании:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/
- Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 08.12.2011 № 2227-р).
- Областного закона «Об образовании в Ростовской области» 14.11.2014 № 26-3С.
- Письма Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерной структуре рабочих программ учителя» от 22.08.2016 г. № 24/4.1.1-4846.
- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 97» (Утвержден Приказом № 569от 19.06.2015 г.).
- «Положения о рабочей программе» (утверждено Приказом № от 00.00.2017 г.).
В соответствии:
- Примерной образовательной программой по музыке В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
- Основной образовательной программой начального общего образования на 2016-2020 учебный год (Утверждена приказом № от 00.00.2017 г.).
- Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 97» (утверждена приказом № от 00.00.2017 г.).
Целью уроков музыки в 3 классеявляется формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи музыкального образования:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);
- обучить основам музыкальной грамоты;
- сформировать потребность общения с музыкой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, игра на детски? музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.
Раздел
«Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин, (модулей)»
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса, школы.
- наличие учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей.
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.
- участие в музыкальной жизни класса, школы.
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов (П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский - Корсаков, М.Глинка);
- уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира
Раздел
«Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане»
Согласно ФГОС, предмет «Музыка» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Изучается в 1-4 классах в объеме 135 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. В третьем классе на изучение изобразительного искусства отводится 34 часа (1 час в неделю).
Раздел
«Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
№ | Наименование раздела | Характеристика содержательной линии | Название темы, экскурсии, практической работы, лабораторной работы, направление проектной деятельности | Количество часов |
Тема года: «О чем рассказывает музыка» | ||||
Картины природы в музыке | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно – образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно – мелодические особенности, музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Выявлять настроение и чувства человека, выраженные в музыке, а также сказочных героев. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.) Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Выполнять творческие задания. | Звуки природы как источник вдохновения творчества композиторов (на примере прелюдий «Паруса», «Ветер на равнине» К. Дебюсси). Знакомство с жанром прелюдии. Музыкальный материал: К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание); М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. «Волшебная палочка» (пение); К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина. «Оранжевая песенка» (пение); Ю. Чичков, стихи П. Синявского. «Родная песенка» (пение). | 1 | |
Может ли музыка «нарисовать» портрет? | Звукоподражание в музыке. Его роль в передаче голосов природы, в обрисовке музыкальных образов. «Портрет» в музыке. Изобразительные свойства музыки в передаче портрета героя произведения, его характера. Музыкальный материал: К. Дакен. Кукушка (слушание); С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» (ф-т) (слушание); «Кукушка» швейцарская народная песня (пение); М. Старокадомский, стихи А. Барто «Любитель-рыболов» (пение). | 1 | ||
В сказочной стране гномов | Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ «Шествие гномов». Воплощение музыкального содержания в трёхчастной форме. Специфические особенности трёхчастности: сходство крайних разделов, серединный контраст. Музыкальный материал: Э. Григ «Шествие гномов» (слушание); Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии «Тролли» (пение); А. Журбин, стихи П. Синявского «Смешной человечек» (пение, импровизация). | 1 | ||
Многообразие в единстве: вариации | Понимать определение «жанр», «вариации», «рондо» - сравнивать понятия с литературными образами Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций» Знакомство с жанром арии Эпические произведения. Сравнивать мотивы русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов. Понимать художественно – образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Слушать и рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев. Сравнивать особенности положительных и отрицательных героев произведений искусства. Различать средства музыкальной выразительности в произведениях. Высказывать свое суждение о средствах музыкальной выразительности, для создания впечатления необычных событий, сказочности, фантастичности в образе фольклорных героев. Участвовать в обсуждении особенностей характеристик героев и событий, средств музыкальной выразительности. | Знакомство с вариационной формой. Сходство и отличия в вариационной форме. Изменения характера темы в условиях вариационного развития. Музыкальный материал: П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание); «В сыром бору тропина» русская народная песня (пение). | 1 | |
«Дела давно минувших дней...» | Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Знакомство с жанром арии. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного. Музыкальный материал: М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба» (пение). | 1 | ||
«Здесь русский дух…там Русью пахнет...» | Претворение мотивов русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов. Сюжеты и герои. Эпические произведения искусства: характерные типологические особенности. Музыкальный материал: Т. Чудова. «Протяжная» из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание); А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть, фр-т (слушание); Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. «Родные места» (пение). | 1 | ||
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...» | Историческая, музыкально-патриотическая тема. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Контраст образов – русских освободителей и немецких рыцарей-крестоносцев – в музыке Прокофьева. Знакомство с жанром кантаты. Музыкальный материал: С. Прокофьев. «Ледовое побоище»; «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (слушание); Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живешь (пение). | 1 | ||
Бег по кругу: рондо | Знакомство с формой музыкального рондо: история возникновения, строение (разделы формы, их особенности), характер содержания. Музыкальный материал: Л. Бетховен. «Ярость из-за потерянного гроша» фр-т (слушание); М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Весёлое рондо (пение, театрализация). | 2 | ||
Какими бывают музыкальные интонации | Слушать и рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев. Сравнивать особенности положительных и отрицательных героев произведений искусства. Различать средства музыкальной выразительности в произведениях. Высказывать свое суждение о средствах музыкальной выразительности, для создания впечатления необычных событий, сказочности, фантастичности в образе фольклорных героев. Участвовать в обсуждении особенностей характеристик героев и событий, средств музыкальной выразительности. Изображать эпических персонажей с помощью разных музыкальных инструментов и выразительных средств. Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». . Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания
| Героический эпос Урала НРЭО Многообразие музыкальных интонаций. Их связь с различными образными сферами. Воплощение музыкальных интонаций в драматических и лирических произведениях. Музыкальный материал: Л. Бетховен. «Гремят барабаны» (слушание); В. А. Моцарт. Концерт №21 для фортепиано с оркестром, II часть (слушание); М. Мусоргский. «С куклой», из вокального цикла «Детская» (слушание); Л. Лядова, стихи И. Шаферана. «Барабан» (пение, игра на детских музыкальных инструментах); Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. «Зима» (пение); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Добрый день!» (пение). | 3 | |
Знаки препинания в музыке | Междисциплинарная тема. Знаки препинания в русском языке и «знаки препинания» в музыке. Их смысловое соотнесение и художественно-выразительное значение. Роль «знаков препинания» в строении музыкальной речи. Сравнение речевых и музыкальных интонаций. Музыкальный материал: Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание); Л. Бетховен. Симфония № 5, I часть, главная партия (слушание); Г. Телеман, стихи Д. Штопле. «Счастье» (пение). | 1 | ||
«Мороз и солнце, день чудесный...» | Отражение в музыке настроений, связанных с воспеванием красоты природы. Пейзаж в музыке (на примере пьесы «Ноябрь.На тройке» П. Чайковского). Музыкальный материал: П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Кабы не было зимы» (пение, импровизация). | 1 | ||
«Рождество Твое, Христе Боже наш...» | Обнаруживать сходства и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представления о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения Понимать определение «колокольный звон», трезвон, набат Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески ,скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов | Праздник Рождества Христова. Его история, атрибуты. Обычаи празднования Рождества на Руси. Знакомство с жанром колядок. Музыкальный материал: А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (слушание); Н. Римский-Корсаков. «Колядка дивчат» из оперы «Ночь перед Рождеством», I действие (слушание); В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Если дети верят в чудо» из детского спектакля «Щелкунчик» (пение); Е. Птичкин, стихи В. Степанова. «Художник Дед Мороз» (пение); Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. «Песенка о снежинке» (пение). | 2 | |
Колокольные звоны на Руси | Значение колокольного звона в жизни русского народа. Большие и малые колокола, особенности их звучания. Воспроизведение колокольного звона в музыке русских композиторов. Музыкальный материал: Ростовские колокольные звоны (слушание); Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание); «Колокольный звон» музыка и стихи неизвестного английского автора (пение); Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. «Колокольчик мой хрустальный» (пение). | 1 | ||
Музыка в храме | Причинная обусловленность возвышенного состояния души человека во время посещения службы в храме. Хоровое пение в храме. Смысл главного правила церковного пения. Характер церковных песнопений. Музыкальный материал: М. Мусоргский. Пролог из оперы «Борис Годунов», фрагмент (слушание); П. Чайковский. «В церкви» из «Детского альбома» (слушание); «Небо и земля» народное песнопение (пение). | 1 | ||
М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки | Выяснять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Понятие «патриотизм», «Классицизм» Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника – постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.) Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету, значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Обнаруживать сходства и различия русских и западноевропейских произведений искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | Музыка на Руси (исторический аспект). Сочетание русской народной песенности и профессионального музыкального искусства в творчестве М. И. Глинки. Музыкальный материал: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», фрагмент (слушание); М. Глинка, стихи В. Забилы. «Ты, соловушка, умолкни» (пение); М. Глинка. «Арагонская хота», обработка для детского оркестра Т. Бейдер, фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах). | 1 | |
Что такое патриотизм | Музыкально-патриотическая тема. Любовь к родной стороне (на примере Протяжной песни Садко из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»). «Одушевление» природы в музыке, духовное единение человека с природой. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко» (слушание); М. Глинка, стихи А. Машистого. «Патриотическая песня» (слушание); Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. «Гляжу в озёра синие» (пение). | 1 | ||
Русский национальный герой Иван Сусанин | Музыкально-патриотическая тема. Подвиг во имя Отечества: «Иван Сусанин» К. Рылеева и М. Глинки. Объединение в арии Сусанина черт эпического, драматического и лирического произведений. Причинность этого объединения. Музыкальный материал: М. Глинка. Ария Ивана Сусанина; Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (слушание); М. Глинка. Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах). | 1 | ||
Прощай, Масленица! | Выяснять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Познакомиться с народными (региональными) традициями встречи Масленицы. Слушать произведения народного музыкального искусства, в которых отражены традиции встречи Масленицы народов Южного Урала. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Объяснять контекст музыкальных произведений в традиционных действах. Рассказывать об участии в старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни родного края. Разучить и исполнять (по выбору) песни-диалоги, колядки, потешки, заклички и др. Инсценировать в музыкальных образах масленичные сюжеты, игры народов Южного Урала, проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к персонажам при восприятии и исполнении ролей. Обсуждать творческую работу одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Принимать участие в традиционных праздниках России. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей. | Встреча Масленицы Старинный славянский праздник проводов зимы. Обычаи празднования Масленицы на Руси. Отражение обряда проводов Масленицы в музыкальных произведениях (на примере оперы И. Римского-Корсакова «Снегурочка»). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» (слушание); Н. Римский-Корсаков, стихи И. Устюжанина. «Проводы зимы» (пение); «Перед весной» русская народная песня, обработка В. Попова (пение). | 1 | |
Музыкальная имитация | Знакомство с полифонией в музыке. Имитация как важнейший приём полифонического письма. Роль имитации в форме фуги. Музыкальный материал: С. Ляховицкая. «Дразнилка» (слушание); В. Шаинский. «Весёлая фуга» (слушание); «Со вьюном я хожу» русская народная песня (пение). | 2 | ||
Композиторы детям | Слушать произведения народного музыкального искусства народов Южного Урала. Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях. Высказывать свое суждение о специфике национальной музыки, сравнивать музыку разных народов региона. Объяснять, какова роль национальной музыки во всем многообразии современной культуры. Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения разных народов региона. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Мир сказочных образов, игр и забав в музыке для детей. Идея победы добра над злом в опере-сказке С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Музыкальный материал: С. Прокофьев. «Пятнашки» из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание); С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» (слушание); В. А. Моцарт. «Детские игры» (пение). | 1 | |
Картины, изображающие музыкальные инструменты | Междисциплинарная тема. Музыкальные инструменты на картинах художников. Соотнесение сюжетов и образов живописных и музыкальных произведений, составляющих содержание темы. Художественный материал: Живопись Караваджо. «Лютнист»; Ф. Гварди. «Концерт»; Д. Тенирс. «Концерт семьи Тенирс на террасе»; О. Ренуар. «Урок игры на гитаре». Музыка Л. Нарваэс. Фантазия на тему «Guardamelasvасаs» («Охраняй моих коров») (звучание лютни, слушание); Г. Ф. Гендель. Siciliana; Аllеgrо из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание); Ф. Таррега. «Воспоминания об Альгамбре» (звучание гитары, слушание). Песенный репертуар: Б. Окуджава. «Музыкант» (слушание, пение). | 1 | ||
«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана | «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана Знакомство с некоторыми важнейшими правилами (советами), адресованными Р. Шуманом юным музыкантам. Музыкальный материал: «Много песен мы споем» венгерская народная песня (пение). | 1 | ||
Струнные смычковые инструменты | Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника – постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.) Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматургия) на уроках и школьных праздниках. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. Выполнять творческие задания | Группа струнных смычковых инструментов. Общие и отличительные особенности струнныхсмычковых. Их сольное и ансамблевое звучание. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); А. Дворжак. Мелодия (слушание); Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание); Р. Бойко, стихи И. Михайловой. «Скрипка» (пение). | 1 | |
С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» | Особенности музыкального содержания, «рассказанного» музыкальными инструментами: С. Прокофьев. «Петя и волк». Знакомство с группой деревянных духовых инструментов, а также некоторыми ударными инструментами (большим барабаном и литаврами). Музыкальный материал: С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» (слушание); В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. «В мире много сказок» (пение). | 2 | ||
Вечная память героям. День Победы | Музыкально-патриотическая тема. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Музыка в годы войны. Песни военного времени, их огромное значение для укрепления силы духа русского народа. Музыкальный материал: Р. Шуман. «Грезы» из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); Д. Тухманов, стихи В. Харитонова. «День Победы» (слушание, пение); Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. «Аист на крыше» (пение); «Солдатушки, бравы ребятушки» русская народная песня (пение). | 1 | ||
Легко ли быть музыкальным исполнителем? | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей. Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. | Закрепление через изображение и поэтический текст в учебнике понятия ансамбль. Акцентирование внимания на слаженности ансамблевого исполнения. Проблемная постановка вопроса, в результате которой учащиеся приходят к верному выводу: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Музыкальный материал: А. Зацепин, стихи А. Дербенева. «Волшебник» (пение); М. Минков, стихи Ю. Энтина. «Да здравствует сюрприз!» (пение). | 1 | |
Выдающиеся музыканты-исполнители | Знакомство по изображению с выдающимися отечественными музыкантами – С. Рихтером, Д. Ойстрахом, И. Козловским. Главные отличительные особенности их исполнительского мастерства. Прослушивание произведений в их исполнении. Музыкальный материал: С. Рахманинов. Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 23 № 2 (в исполнении С. Рихтера, слушание); К. Сен-Санс. Рондо-каприччиозо из цикла «Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра» фрагмент (в исполнении Д. Ойстраха, слушание); М. Мусоргский. Сцена с Юродивым из оперы «Борис Годунов» фрагмент (в исполнении И. Козловского, слушание); немецкая народная песня «Музыканты» (пение). | 1 | ||
Концертные залы мира | Знакомство по изображениям с ведущими концертными залами мира – Большим залом Московской консерватории, Московским международным Домом музыки, Санкт-Петербургской филармонией (Россия); Карнеги-холл (США); Альберт-холл (Англия). Знакомство с жанром концерта (на примере Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского). Музыкальный материал: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, кода (слушание); песенный материал по выбору учителя (учащихся). | 1 |
Раздел
«Тематическое планирование»
№ | Наименование раздела программы | Название темы | Характеристика основных видов деятельности ученика | УУД |
«О чем рассказывает музыка» | Картины природы в музыке | Описывать изобразительные возможности музыки, живописи. Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; исполнять песню с настроением, подходящим к содержанию текста | Л:- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы; П:-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи; К:наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач; | |
Может ли музыка «нарисовать» портрет? | Определять, какими «красками» пользуется музыка-художник, чтобы нарисовать портрет. Сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности; инсценировать песню «Любитель-рыболов» | |||
В сказочной стране гномов | Иметь представление о певческих голосах. Определятьи сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в произведении; разучивать и исполнять песню с движениями | |||
Многообразие в единстве: вариации | Дать значение понятий вариации,вариационный цикл,свободные вариации. Иметь представление о форме вариациив музыкальных произведениях; отличать вариации,встречающиеся в виде отдельных произведений и как часть циклических форм (сюит, сонатных циклов) | Л:- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; Р: - умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач; П: - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; | ||
«Дела давно минувших дней...» | Датьзначение понятийзапев, запевала. Сравнивать характер, настроение и средств музыкальной выразительности в произведениях; исполнять песню протяжно, напевно, легко, эмоционально | |||
«Здесь русский дух…там Русью пахнет...» | Различать средства музыкальной выразительности в произведениях. Высказывать свое суждение о средствах музыкальной выразительности, для создания впечатления необычных событий, сказочности, фантастичности в образе фольклорных героев. Участвовать в обсуждении особенностей характеристик героев и событий, средств музыкальной выразительности. | |||
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...» | Осознавать творческое наследие композитора С. С. Прокофьева; значение понятия «кантата», содержание и музыкальные образы кантаты. Сравнивать мотивы русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов | |||
Бег по кругу: рондо | Дать определение понятий рондо, рефрен, принцип построения формы рондо. Находить повторы главной темы (рефрена) в музыкальном произведении; определять форму рондо в произведениях; петь легко, протяжно, используя певческое дыхание и звуковедение | |||
Какими бывают музыкальные интонации | Выявить, что значит интонация, зерно интонация в музыкальном произведении. Слышать зерно интонацию в музыкальных произведениях - характер музыки; определить устойчивые и неустойчивые интонации в музыке, выражающие вопрос, просьбу, недоумение, ответ, приказание; объяснить, как выражается зерно интонация радости, зерно интонация тревоги, как из зерна интонации вырастает музыкальное произведение | Л:-выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; Р: - умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач; П: - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; музыкально- творческих задач | ||
Знаки препинания в музыке | Определять значение знаков препинания и интонации в музыке. Слышать различную интонацию в музыкальных произведениях | |||
«Мороз и солнце, день чудесный...» | Иметь представление омузыкальных средствах выразительности и их значении в создании музыкального образа, музыкального воплощения содержания и характера произведения. Эмоционально откликаться на музыкальные произведения; исполнять песню протяжно, легко, выразительно. | |||
«Рождество Твое, Христе Боже наш...» | Понимать особенности церковного песнопения. Выражать свои чувства, слушая духовную музыку | Л:- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; П:- осуществление элементов синтеза как составление целого; К:- участие в музыкальной жизни класса, школы. | ||
Колокольные звоны на Руси | Описать, что такое духовная музыка, каковы ее особенности. Размышлять о музыке, творчески, ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки | |||
Музыка в храме | Рассказывать одуховной музыке, каковы ее особенности. Размышлять о музыке, творчески ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки | |||
М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки | Описывать творческое наследие русского композитора М. И. Глинки. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку | Л: - наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; Р: - умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач; П: - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; | ||
Что такое патриотизм | Дать значение понятия патриотизм. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку | |||
Русский национальный герой Иван Сусанин | Иметь представление о содержании оперы «Иван Сусанин», истории ее создания. Высказывать свои размышления о музыкальных произведениях, свое отношение к главному герою | |||
Прощай, Масленица! | Выучить русские народные песни. Различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни; исполнять заданный ритмический рисунок | Л: - наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы; П: -осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи; К: наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач; | ||
Музыкальная имитация | Понимать значение слова имитация. Исполнять музыкальное произведение, сохраняя его ритмический рисунок | |||
Композиторы детям | Называтькомпозиторов, сочинявших музыку для детей. Определять общий характер музыкальных произведений, основные интонации, характеризующие музыкальные образы | Л: - наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; Р: - умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач; П: - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; | ||
Картины, изображающие музыкальные инструменты | Определять общий характер музыкальных произведений; определять на слух (по звучанию) название музыкального инструмента | |||
«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана | Рассказать о творческом наследии композитора Р. Шумана. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку | |||
Струнные смычковые инструменты | Определятьмузыкальные инструменты, входящие в группу смычковых инструментов, виды оркестров.Анализировать музыкальные произведения | Л: - наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; Р: - умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач; П: - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; | ||
С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» | Определять содержание симфонической сказки. Определять название музыкального инструмента на слух; высказывать свои размышления о музыке | |||
Вечная память героям. День Победы | Выучить текст песен о войне. Определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку и пение | |||
Легко ли быть музыкальным исполнителем? | Датьопределениепонятиймузыкант, исполнитель, инструменталист, певец; текст и мелодию разучиваемых произведений.Исполнятьпесни легко, протяжно, весело, эмоционально | Л:- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; | ||
Выдающиеся музыканты-исполнители | Осознанно называть имена выдающихся музыкантов-исполнителей, направления их деятельности. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку и пение | |||
Концертные залы мира | Рассказать о концертных залах мира, дать определение понятиякода. Определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку |
Раздел
«Календарно - тематическое планирование»
№ п/п | Дата проведения урока | Название темы и раздела | Название темы контрольной, практической, лабораторной работы | Количество часов | Оборудование | Основные виды деятельности | Требования к результату | Вид контроля | ||
«О чем рассказывает музыка» | Картины природы в музыке | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. | Научиться описывать изобразительные возможности музыки, живописи. Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; исполнять песню с настроением, подходящим к содержанию текста | Устный опрос. Хоровое пение Музыкальная викторина | ||||
Может ли музыка «нарисовать» портрет? | 1 | ИКС Музыкальный центр | Понимать художественно – образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. | Определять, какими «красками» пользуется музыка-художник, чтобы нарисовать портрет. Сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности; инсценировать песню «Любитель-рыболов» | Устный опрос | |||||
В сказочной стране гномов | 1 | ИКС Музыкальный центр | Передавать интонационно – мелодические особенности, музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии | Иметь представление о певческих голосах. Определятьи сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в произведении; разучивать и исполнять песню с движениями | Устный опрос музыкальная викторина | |||||
Многообразие в единстве: вариации | 1 | ИКС Музыкальный центр | Выявлять настроение и чувства человека, выраженные в музыке, а также сказочных героев.Понимать определение «жанр», «вариации», «рондо» - сравнивать понятия с литературными образами | Дать значение понятийвариации,вариационный цикл,свободные вариации. Иметь представление о форме вариациив музыкальных произведениях; отличать вариации,встречающиеся в виде отдельных произведений и как часть циклических форм (сюит, сонатных циклов) | Устный опрос | |||||
«Дела давно минувших дней...» | 1 | ИКС Музыкальный центр | Сравнивать мотивы русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов. Понимать художественно – образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. | Датьзначение понятийзапев, запевала. Сравнивать характер, настроение и средств музыкальной выразительности в произведениях; исполнять песню протяжно, напевно, легко, эмоционально | Устный опрос | |||||
«Здесь русский дух…там Русью пахнет...» | 1 | ИКС Музыкальный центр | Слушать и рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев. | Различать средства музыкальной выразительности в произведениях. Высказывать свое суждение о средствах музыкальной выразительности, для создания впечатления необычных событий, сказочности, фантастичности в образе фольклорных героев. Участвовать в обсуждении особенностей характеристик героев и событий, средств музыкальной выразительности. | Устный опрос | |||||
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...» | 1 | ИКС Музыкальный центр | Сравнивать особенности положительных и отрицательных героев произведений искусства. Различать средства музыкальной выразительности в произведениях. | Осознавать творческое наследие композитора С. С. Прокофьева; значение понятия «кантата», содержание и музыкальные образы кантаты. Сравнивать мотивы русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов | Устный опрос | |||||
8-9 | Бег по кругу: рондо | 2 | ИКС Музыкальный центр | Участвовать в обсуждении особенностей характеристик героев и событий, средств музыкальной выразительности. | Дать определение понятий рондо, рефрен,принцип построения формы рондо. Находить повторы главной темы (рефрена) в музыкальном произведении; определять форму рондо в произведениях; петь легко, протяжно, используя певческое дыхание и звуковедение | Устный опрос | ||||
10-12 | Какими бывают музыкальные интонации | 3 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Слушать и рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев. Сравнивать особенности положительных и отрицательных героев произведений искусства. | Выявить, что значит интонация, зерно интонация в музыкальном произведении. Слышать зерно интонацию в музыкальных произведениях - характер музыки; определить устойчивые и неустойчивые интонации в музыке, выражающие вопрос, просьбу, недоумение, ответ, приказание; объяснить, как выражается зерно интонация радости, зерно интонация тревоги, как из зерна интонации вырастает музыкальное произведение | Устный опрос. Хоровое пение | ||||
13 | Знаки препинания в музыке | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Различать средства музыкальной выразительности в произведениях. Высказывать свое суждение о средствах музыкальной выразительности, для создания впечатления необычных событий, сказочности, фантастичности в образе фольклорных героев. | Определять значение знаков препинания и интонации в музыке. Слышать различную интонацию в музыкальных произведениях | Устный опрос. | ||||
14 | «Мороз и солнце, день чудесный...» | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Изображать эпических персонажей с помощью разных музыкальных инструментов и выразительных средств. Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». | Иметь представление омузыкальных средствах выразительности и их значении в создании музыкального образа, музыкального воплощения содержания и характера произведения. Эмоционально откликаться на музыкальные произведения; исполнять песню протяжно, легко, выразительно. | Устный опрос. Хоровое пение | ||||
15-16 | «Рождество Твое, Христе Боже наш...» | 2 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Обнаруживать сходства и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). | Понимать особенности церковного песнопения. Выражать свои чувства, слушая духовную музыку | Устный опрос. Хоровое пение | ||||
17 | Колокольные звоны на Руси | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представления о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения | Описать, что такое духовная музыка, каковы ее особенности. Размышлять о музыке, творчески, ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки | Устный опрос. Хоровое пение | ||||
18 | Музыка в храме | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Понимать определение «колокольный звон», трезвон, набат Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески , скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов | Рассказывать одуховной музыке, каковы ее особенности. Размышлять о музыке, творчески ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки | Устный опрос. Хоровое пение | ||||
19 | М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Выяснять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. | Описывать творческое наследие русского композитора М. И. Глинки. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку | Устный опрос. | ||||
20 | Что такое патриотизм | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Понятие «патриотизм», «Классицизм» Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника – постановщика в создании музыкального спектакля. | Дать значение понятияпатриотизм. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку | Устный опрос. Хоровое пение | ||||
21 | Русский национальный герой Иван Сусанин | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.) | Иметь представление о содержании оперы «Иван Сусанин», истории ее создания. Высказывать свои размышления о музыкальных произведениях, свое отношение к главному герою | Устный опрос. Хоровое пение | ||||
22 | Прощай, Масленица! | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Выяснять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. | Выучить русские народные песни. Различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни; исполнять заданный ритмический рисунок | Устный опрос. Хоровое пение Музыкальная викторина | ||||
23-24 | Музыкальная имитация | 2 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Слушать произведения народного музыкального искусства, в которых отражены традиции встречи Масленицы | Понимать значение словаимитация. Исполнять музыкальное произведение, сохраняя его ритмический рисунок | Устный опрос. | ||||
25 | Композиторы детям | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Слушать произведения народного музыкального искусства народов Южного Урала. Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях. | Называтькомпозиторов, сочинявших музыку для детей. Определять общий характер музыкальных произведений, основные интонации, характеризующие музыкальные образы | Устный опрос. | ||||
26 | Картины, изображающие музыкальные инструменты | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Высказывать свое суждение о специфике национальной музыки, сравнивать музыку разных народов региона. Объяснять, какова роль национальной музыки во всем многообразии современной культуры | Определять общий характер музыкальных произведений; определять на слух (по звучанию) название музыкального инструмента | Устный опрос. | ||||
27 | «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения разных народов региона. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Рассказывать о творческом наследии композитора Р. Шумана. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку | Устный опрос. | ||||
28 | Струнные смычковые инструменты | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника – постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.) | Определятьмузыкальные инструменты, входящие в группу смычковых инструментов, виды оркестров.Анализировать музыкальные произведения | Устный опрос. | ||||
29-30 | С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» | 2 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. | Определять содержание симфонической сказки. Определять название музыкального инструмента на слух; высказывать свои размышления о музыке | Устный опрос. | ||||
31 | Вечная память героям. День Победы | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. Выполнять творческие задания | Выучить текст песен о войне. Определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку и пение | Устный опрос. Хоровое пение Проектная деятельность | ||||
32 | Легко ли быть музыкальным исполнителем? | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. | Датьопределение понятиймузыкант, исполнитель, инструменталист, певец; текст и мелодию разучиваемых произведений.Исполнятьпесни легко, протяжно, весело, эмоционально | Устный опрос. | ||||
33 | Выдающиеся музыканты-исполнители | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. | Осознанно называть имена выдающихся музыкантов-исполнителей, направления их деятельности. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку и пение | Устный опрос. | ||||
34 | Концертные залы мира | 1 | ИКС Музыкальный центр, рабочая тетрадь | Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. | Рассказываать о концертных залах мира, дать определение понятиякода. Определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку | Устный опрос. |
Раздел
«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесс
Перечень используемых учебников и учебных пособий:
- Примерные программы по музыке, реализующие ФГОС начального образования.
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. Музыка. Начальные классы.-М.: Дрофа, 2007.
- В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. Музыка 1-4. Методическое пособие -М.: Просвещение, 2006.
- Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 3 класс».
Раздел
«Результаты освоения учебного курса, предмета и система оценки»
Критерии оценивания практических работ по МУЗЫКЕ
(с учетом видов деятельности и программных требований)
Слушание музыки
Параметры | Критерии | ||
«3» | «4» | «5» | |
Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге | При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке. | К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес | Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. |
Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм | Суждения о музыке односложны. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя | Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм выпол-нены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами | Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Высказанное суждение обосновано.
|
Узнавание музыкального произведения, (музыкальная викторина – устная или письменная) | Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения | 80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра | 100-90% правильных ответов на музыкальной викторине. Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра |
Освоение и систематизация знаний о музыке
Параметры | Критерии | ||
«3» | «4» | «5» | |
Знание музыкальной литературы | Учащийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя | Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами | Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы |
Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты | Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы | Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки | Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество |
- Выполнение домашнего задания
Критерии | ||
«3» | «4» | «5» |
В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. | В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась | При выполнении работы использовалась дополни-тельная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе |
- Исполнение вокального репертуара
Параметры | Критерии певческого развития | ||
«3» | «4» | «5» | |
Исполнение вокального номера | Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону | интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера | художественное исполнение вокального номера |
Участие во внеклассных мероприятиях и концертах | художественное исполнение вокального номера на концерте |
Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.
На уроках используются разные формы контроля:
наблюдение (за развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), музыкальные викторины, учебные проекты, ведение тетради.
Критерии оценки контроля по предмету «Музыка»
Оценка «5» ставится:
- не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;
- не менее 8 правильных ответов в тесте;
- художественное исполнение вокального номера;
Оценка «4» ставится:
- 80-60% правильных ответов на музыкальной викторине;
- 5-7 правильных ответов в тесте;
- интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;
Оценка «3» ставится:
- не более 50% правильных ответов на музыкальной викторине;
- не более 4 правильных ответов в тесте;
- не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.
№ п/п | Название раздела | Планируемые результаты (личностные¸ предметные, метапредметные) | Форма и вид контроля |
Картины природы в музыке | Личностные результаты освоения программы по музыке обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно–познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения; устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметные результаты освоения программы: Обучающийсяполучит возможность научиться: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, реализацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно – следственные связи; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнеров; использовать речь для регуляции своего действия; слушать собеседника; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; Предметные результаты освоения программы: соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Обучающийся получит возможность научиться: реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации); использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов. | Устныйопрос. Хоровое пение Музыкальная викторина | |
Может ли музыка «нарисовать» портрет? | Устный опрос | ||
В сказочной стране гномов | Устный опрос музыкальная викторина | ||
Многообразие в единстве: вариации | Устный опрос | ||
«Дела давно минувших дней...» | Устный опрос | ||
«Здесь русский дух…там Русью пахнет...» | Устный опрос | ||
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...» | Устный опрос | ||
Бег по кругу: рондо | Устный опрос | ||
Какими бывают музыкальные интонации | Устный опрос. Хоровое пение | ||
Знаки препинания в музыке | Устный опрос. | ||
«Мороз и солнце, день чудесный...» | Устный опрос. Хоровое пение | ||
«Рождество Твое, Христе Боже наш...» | Устный опрос. Хоровое пение | ||
Колокольные звоны на Руси | Устный опрос. Хоровое пение | ||
Музыка в храме | Устный опрос. Хоровое пение | ||
М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки | Устный опрос. | ||
Что такое патриотизм | Устный опрос. Хоровое пение | ||
Русский национальный герой Иван Сусанин | Устный опрос. Хоровое пение | ||
Прощай, Масленица! | Устный опрос. Хоровое пение Музыкальная викторина | ||
Музыкальная имитация | Устный опрос. | ||
Композиторы детям | Устный опрос. | ||
Картины, изображающие музыкальные инструменты | Устный опрос. | ||
«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана | Устный опрос. | ||
Струнные смычковые инструменты | Устный опрос. | ||
С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» | Устный опрос. | ||
Вечная память героям. День Победы | Устный опрос. Хоровое пение Проектная деятельность | ||
Легко ли быть музыкальным исполнителем? | Устный опрос. | ||
Выдающиеся музыканты-исполнители | Устный опрос. | ||
Концертные залы мира | Устный опрос. |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Лебединская М.Я.
_______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...