Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Нивенское»
Рассмотрено на Принято на Утверждаю
методическом совете педагогическом совете директор
протокол № протокол № ____Граховская Г.Г.
« »____2018г « »_____2018г « » _____2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 3 класса на 2018 – 2019 учебный год
(34 часа)
Составлена на основании:
Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. 3-е изд, -М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения);
Авторской программы Авторская программа. Е. Д .Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы. 2016 г.
Учебник «Музыка» для 2 класса начальной школы, авторы :Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Москва, Просвещение”, 2012 год.
Составили:
учителя начальных классов
Сасиновская И.В.
Макарова С.В.
Пояснительная записка
Программа по музыке составлена в соответствии с ФГОС НОО основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ п.Нивенское, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), планируемых результатов начального общего образования и авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы. 2016 г..
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета "Музыка" в 3 классе отводится 34ч (в том числе внутрипредметный модуль «Мои первые музыкальные интонации»– 7 часов).
I.Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Музыка» к концу 3-го года обучения.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
- уважительное отношение к культуре других народов:
- эстетические потребности, ценности и чувства
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель;
развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений концертного исполнения;
освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах детского музицирования;
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей; умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
- Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
- - продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- - воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- - проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- - продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- - показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- - передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- - охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- -продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- - определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- - использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Планируемые результаты внутрипредметного модуля «Мои первые музыкальные интонации»
Учащиеся должны:
иметь представление:
– о выразительных и изобразительных возможностях интонации;
– интонационной основе различных видов искусства;
– многообразии форм построения музыкальных произведений;
знать:
характерные особенности песенной, танцевальной и маршевой речи;
виды музыкальных интонаций;
виды музыкального развития;
основные формы построения музыкальных произведений;
уметь:
– различать на слух песенный, танцевальный и маршевый характеры музыкальной речи;
– слышать «зерно»-интонацию в разных произведениях;
– производить музыкальный анализ произведения;
– строить исполнительский план песни;
– фиксировать свои впечатления от произведения;
– слышать в музыкальном произведении и дифференцировать изменения, способствующие развитию в музыке;
– определять форму построения музыкального произведения;
– использовать знания об интонации, способах её развития, строении музыкальных произведений в собственной художественно- практической деятельности.
II.Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Россия — Родина моя»
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Музыкальный материал
Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский.
«Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
«Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого.
«Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
«Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский».
Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!».
«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев.
«Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.
Раздел 2. «День, полный событий»
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Музыкальный материал
«Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.
«Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева.
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
«Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.
«С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.
«Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Музыкальный материал
«Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.
«Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
Прелюдия № 1 (домажор) из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.
«Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
«Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.
«Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока.
«Вербочки». Р. Глиэр, стихи А. Блока.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
«Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Музыкальный материал
«Былина о Добрыне Никитиче». Обраб. Н. Римского-Корсакова.
«Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина).
Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Третья песня Леля, Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Веснянки. Русские, украинские народные песни.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Музыкальный материал
«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
«Орфей и Эвридика», фрагменты из оперы. К. Глюк.
«Снегурочка», фрагменты из оперы. Н. Римский-Корсаков.
«Океан-море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
«Спящая красавица», фрагменты из балета. П. Чайковский.
«Звуки музыки», Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
«Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
Раздел 6. «В концертном зале» (4 часов)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Музыкальный материал
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
«Мелодия». П. Чайковский.
«Каприс» № 24. Н. Паганини.
«Пер Гюнт», фрагменты из сюиты № 1 и сюиты № 2. Э. Григ.
Симфония № 3 («Героическая»), фрагменты. Л. Бетховен.
Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части. Л. Бетховен.
«Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен.
«Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.
«Волшебный смычок», норвежская народная песня.
«Скрипка». Р. Бойко, слова И. Михайлова.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.
Музыкальный материал
«Мелодия». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.
«Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
«Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина.
«Слава солнцу, слава миру!», канон. В.-А. Моцарт.
Симфония № 40, финал. В.-А. Моцарт.
Симфония № 9, финал. Л. Бетховен.
«Мы дружим с музыкой». Й. Гайдн, русский текст П. Синявского.
«Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова З. Александровой.
«Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Музыканты», немецкая народная песня.
«Камертон», норвежская народная песня.
«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
«Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Внутрипредметный модуль «Мои первые музыкальные интонации»
Освоение музыкальной речи. Различение песенного, танцевального и маршевого характеров музыки. Восприятие песенности в вокальной и инструментальной музыке. Осознанное определение песенного, танцевального и маршевого характеров музыкальной речи.
Знакомство с понятием «интонация». Выявление особенностей интонации в музыке. Знакомство с видами интонаций. Определение выразительных и изобразительных музыкальных интонаций. Формирование представлений о «зерне»-интонации. Распознавание характера произведения по «зерну»-интонации. Создание собственных музыкальных интонаций.
Наблюдение за развитием в музыке. Актуализация представлений о средствах музыкальной выразительности. Изучение видов музыкального развития. Темповое развитие. Экспериментирование с изменениями темпа знакомых произведений. Выявление связи темповых изменений с содержанием музыки. Динамическое развитие. Экспериментирование с изменениями динамики знакомых произведений. Выявление связи динамических изменений с содержанием музыки. Тембровое развитие. Экспериментирование с тембровымпереозвучиванием знакомых произведений. Создание тембровых вариаций. Ладовое развитие. Экспериментирование с изменением лада в знакомых произведениях. Выявление обусловленности ладовых изменений содержанием музыки. Анализ произведений с учётом определения особенностей музыкального развития. Использование различных видов музыкального развития в самостоятельной творческой деятельности.
Знакомство с формами построения музыкальных произведений. Выявление зависимости формы музыкального произведения от его содержания. Актуализация представлений о повторе и контрасте в музыке и жизни. Освоение различных видов музыкальной формы. Моделирование одно-, двух- и трёхчастной формы построения музыки. Моделирование формы рондо. Самостоятельное построение песни в форме рондо. Построение музыки в форме вариаций. Варьирование знакомых мелодий. Использование знания форм построения музыкальных произведений в творческой деятельности.
III.Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | «Россия — Родина моя» модуль | (3 ч+1ч модуль+1ч резерв=5ч) |
2 | «День, полный событий» модуль | (3 ч+1ч модуль=4ч) |
3 | «О России петь — что стремиться в храм» модуль | (3ч+1ч модуль=4ч) |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» модуль | (2 ч+1 ч модуль+1ч резерв=4ч) |
5 | «В музыкальном театре» модуль | (5 ч+1ч модуль=6ч) |
6 | «В концертном зале» модуль | (5 ч+1ч модуль=6ч) |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» модуль | (3 ч+1ч модуль+1ч резерв=5ч) |
8 | Внутрипредметный модуль «Мои первые музыкальные интонации» | 7 |
9 | Резерв | 3 |
10 | Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...