программа по музыку 2 класс
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему

Смаракова Елена Александровна

Рабочая программа по музыке 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka.doc121.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная   записка

Рабочая программа по  предмету «Музыка»  для  2  класса разработана на основе авторской программы «Музыка. 1- 4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. - М.: Просвещение, 2012. в соответствии с ФГОС НОО, УМК «Школа России».  УМК в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС. Рабочие программы УМК ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы НОО и являются надёжным инструментом их достижения.

Цель программы: формирование фундамента музыкальной культуры обучающихся как части их общей и духовной культуры.

Цель достигается решением ведущих взаимосвязанных задач: 

  • развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, духовной, классической и современной музыке;
  • понимание обучающимися содержания  простых (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
  • накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке;  первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
  •  совершенствование умений и навыков хорового пения; расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
  • активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах;
  • воспитать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов.

Во 2 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю), что составляет 34 урока.

Основной формой организации учебного процесса является классно – урочная система. Предпочтительными на уроке являются парная, групповая, коллективная формы работы с обучающимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Основные технологии: системно-деятельностный подход, применение ИКТ.

Постижение музыкального искусства обучающимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Программа ориентирована на формирование опыта  эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Контроль знаний, умений и навыков  на уроках музыки осуществляется в форме:

  • устного опроса;
  • самостоятельной работы;
  • творческих заданий;
  • музыкальных викторин;
  • выразительного исполнения песен;
  • наблюдения;
  • тестирование.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями  к уровню подготовки обучающихся 2 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце первого и второго полугодия.

Планируемые образовательные результаты обучающихся

Личностные результаты.

 Базовый уровень:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства, понимание и оценка их, умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

- воспитание уважительного отношения к культуре других народов.

Повышенный уровень:

- формирование этических чувств доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты.

Базовый уровень:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;

- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Повышенный уровень:

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умение составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания.

Предметные результаты.

Базовый уровень:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале родного края;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Повышенный уровень:

- умение эмоционально и осознанно относится к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

                              Содержание тем учебного курса

  1. Россия – Родина моя. (3 ч.)

        Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн – главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).

  1. День, полный событий.(6 ч.)

        Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано – его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.

  1. О России петь – что стремиться в храм.(5 ч.)

Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.

  1.  Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч.)

Фольклор – народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.

  1.  В музыкальном театре.(5 ч)

 Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр:  опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля оперного и балетного спектаклей. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы – характеристики главных действующих лиц. Финал.

  1.  В концертном зале.(5 ч)

        Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.А. Моцарта, М. Мусоргского.

  1.  Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.(6 ч)

        Композитор – исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты   (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И. С. Баха, М. Глинки, В. А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Вид урока

Учебные действия

  1. Россия – Родина моя (3 ч)

2.09

1

Мелодия.

УНЗ (урок новых знаний)

Размышлять об отечественной музыке, ее характере

и средствах выразительности.

Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).

Воплощать характер и настроение песен о Родине

в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.

Воплощать художественно-образное содержание

музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.

Исполнять Гимн России.

Участвовать в хоровом исполнении гимнов

своей республики, края, города, школы.

Закреплять основные термины и понятия музыкального

искусства.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную

запись.

Расширять запас музыкальных впечатлений в

самостоятельной творческой деятельности.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения

разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

9.09

2

Здравствуй, Родина моя!

УНЗ

16.09

3

Моя Россия. Гимн России.

УНЗ

  1. День, полный событий (6 ч)

23.09

4

Музыкаль-ные инстру-менты. Пианино и рояль.

УНЗ

Распознавать и эмоционально откликаться на

выразительные и изобразительные особенности музыки.

Выявлять различные по смыслу музыкальные

интонации.

Определять жизненную основу музыкальных

произведений.

Воплощать эмоциональные состояния в различных

видах музыкально-творческой деятельности:

пение, игра на детских элементарных музыкальных

инструментах, импровизация соло, в ансамбле,

оркестре, хоре; сочинение.

Соотносить графическую запись музыки с ее

жанром и музыкальной речью композитора.

Анализировать выразительные и изобразительные

интонации, свойства музыки в их взаимосвязи

и взаимодействии.

Понимать основные термины и понятия музыкального

искусства.

Применять знания основных средств музыкальной

выразительности при анализе, 'прослушанного

музыкального произведения и в исполнительской

деятельности.

Передавать в собственном исполнении (пении,

игре на инструментах, музыкально-пластическом

движении) различные музыкальные образы (в паре,

в группе).

Определять выразительные возможности фортепиано

в создании различных образов.

Соотносить содержание и средства выразительности

музыкальных и живописных образов.

Выполнять творческие задания: рисовать, передавать

в движении содержание музыкального произведения.

Различать особенности построения музыки:

двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка,вступление, заключение, запев и припев).

Инсценировать песни и пьесы программного

характера и исполнять их на школьных праздниках

30.09

5

Природа и музыка

УНЗ

7.10

6

Танцы, танцы, танцы

УНЗ

14.10

7

Эти разные марши

УНЗ

21.10

8

Расскажи сказку

УЗ (урок закрепления)

28.10

9

Колыбель-ные. Мама.

УОЗ (урок обобщения знаний)

О России петь -что стремиться в храм (5 ч)

11.11

10

Великий колоколь-ный звон.

УНЗ

Передавать в исполнении характер народных и

духовных песнопений.

Эмоционально откликаться на живописные,

музыкальные и литературные образы.

Сопоставлять средства выразительности музыки

и живописи.

Передавать с помощью пластики движений,

детских музыкальных инструментов разный характер

колокольных звонов.

Исполнять рождественские песни на уроке и

дома.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения

разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания в рабочей тетради.

25.11

11

Святые земли русской. Александр Невский

УНЗ

26.11

12

Святые земли русской. Сергий Радонежс-кий

УНЗ

2.12

13

Жанр молитвы

УНЗ

9.12

14

Рождественские праздники

УНЗ

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)

16.12

15

Русские народные инструмен-ты.

УНЗ

Разыгрывать народные игровые песни, песни-

диалоги, песни-хороводы.

Общаться и взаимодействовать в процессе

ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.

Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок,

закличек.

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно

народные песни, танцы, инструментальные

наигрыши на традиционных народных праздниках.

Подбирать простейший аккомпанемент к песням,

танцам своего народа и других народов России.

Узнавать народные мелодии' в сочинениях русских

композиторов.

Выявлять особенности традиционных праздников

народов России.

Различать, узнавать народные песни разных

жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора.

Использовать полученный опыт общения с

фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.

Интонационно осмысленно исполнять русские

народные песни, танцы, инструментальные наигрыши

разных жанров. Выполнять творческие задания

из рабочей тетради.

23.12

16

Плясовые наигрыши.

УНЗ

13.01

17

Музыка в народном стиле

УНЗ

20.01

18

Проводы зимы. Встреча весны.

УНЗ

  1. В музыкальном театре (5 ч)

27.01

19

Сказка бу-дет впереди. Волшебная палочка

УНЗ

Эмоционально откликаться и выражать свое

отношение к музыкальным образам оперы и балета.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять

темы действующих лиц опер и балетов.

Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

Рассказывать сюжеты литературных произведений,

положенных в основу знакомых опер и балетов.

Выявлять особенности развития образов.

Оценивать собственную музыкально-творческую

деятельность.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

3.02

20

Детский му-зыкальный театр. Театр оперы и балета.

УНЗ

10.02

21

Опера “Руслан и Людмила”

УНЗ

17.02

22

Какое чудное мгновенье.

УНЗ

23

Увертюра. Финал.

УНЗ

В концертном зале (5 ч.)

3. 03

24

Жанр симфонической сказки

УНЗ

Узнавать тембры инструментов симфонического

оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами

симфонической сказки.

Понимать смысл терминов: партитура, увертюра,

сюита и др.

Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в

дирижера, драматизация) на уроках и школных

праздниках.

Выявлять выразительные и изобразительные

особенности музыки в их взаимодействии.

Соотносить характер звучащей музыки с ее

нотной записью.

Передавать свои музыкальные впечатления в

рисунке.

10.03

25

Музыкальные образы сюиты “Картинки с выставки”

УНЗ

17.03

26

Мир музыки Моцарта

УНЗ

24.03

27

Симфония №40.

УНЗ

7.04

28

Увертюра.

УНЗ

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч.)

14.04

29

Волшебный цветик – семицветик.

УНЗ

 Понимать триединство деятельности композитора

— исполнителя — слушателя.

Анализировать художественно-образное содержание,

музыкальный язык произведений мирового

музыкального искусства.

Исполнять различные по образному содержанию

образцы профессионального и музыкальнопоэтического творчества.

Оценивать собственную музыкально-творческую

деятельность и деятельность одноклассников.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и

называть их авторов.

Называть и объяснять основные термины и

понятия музыкального искусства.

Определять взаимосвязь выразительности и

изобразительности в музыкальных и живописных

произведениях.

Проявлять интерес к концертной деятельности

известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.

Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.

Составлять афишу и программу заключительного

урока-концерта совместно с одноклассниками.

21.04

30

Тройка. Попутная песня

УНЗ

28.04

31

Музыка учит людей понимать друг друга.

УНЗ

5.05

32

Два лада

УНЗ

12.05

33

Природа и музыка. Печаль моя светлая.

УНЗ

19.05

34

Мир компо-зитора. Могут ли иссякнуть мелодии?

УНЗ

Учебно-методическое обеспечение

  1. Музыка. 1- 4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г. П. Сергеевой,  Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Музыка. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2014.
  3. Музыка. Рабочая тетрадь  2 класс/ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2015.
  4. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 – 4 классы/ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012.
  5. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс + МР3. – М.: Просвещение, 2014.

                     Материально-техническое обеспечение

  1. Интерактивная доска.
  2. Телевизор.
  3. Проектор.
  4. Доска с магнитной поверхностью.
  5. Компьютер.
  6. Таблицы: нотные примеры, средства музыкальной выразительности.
  7. Портреты композиторов.
  8. Портреты исполнителей
  9. Атласы музыкальных инструментов.
  10. Нотная бумага.

Лист внесения изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...