- Организационный момент
«Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава - Какое значение имеет песня в жизни человека? - Сегодня мы обратимся к авторским песням, которые помогают нам в любых ситуациях. - И я приглашаю вас совершить путешествие. - Среди вас есть ребята, которые вместе с родителями любят путешествовать? (поднимите руки) Что делают туристы, когда отдыхают вечером у костра? (поют песни) Все туристы, путешественники любят исполнять авторские песни. Узнаем же, откуда идут их корни. А совершить путешествие во времени нам поможет глобус. Переносимся мысленно в Европу, в эпоху Средневековья. - Изучение нового материала.
Отмечаю место на глобусе. Выходит ученик и рассказывает: В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты – священнослужители, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, высмеивали различные пороки. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. Вот уже несколько сотен лет знаменитая песня «Гаудеамус» является международным студенческим гимном. Гимн «Гаудеамус» - Кто исполнял гимн? (хор) - Было ли музыкальное сопровождение? (нет, гимн исполнялся акапелльно) - Какой характер гимна? (торжественно, возвышенно, хвалебно) В этой песне прославляли академию и преподавателей-профессоров. фрагмент из перевода гимна: Да здравствует Академия! Да здравствуют преподаватели! Да здравствует каждый в отдельности! Да здравствуют все вместе! Пусть всегда они процветают! | | Да сгинет печаль, Да сгинут горести! Да сгинет дьявол, Всякий враг студентов, А также насмешники. |
Я предлагаю вам выучить и спеть один из куплетов гимна Лишь наука на земле, Служит людям вечно. Лишь наука на земле, Служит людям вечно. Славен тот, кто служит ей. Славен тот, кто служит ей, В жизни быстротечной, В жизни быстротечной.
Представьте себя средневековыми студентами и выразительно исполнить куплет из гимна: широко, напевно, свободно, ритмично.
- Куда же сейчас нас перенесет глобус? Отмечаю место на глобусе. Ирландия, Уэльс, Шотландия… В эти места мы попали не просто так. Выходит ученик и сообщает информацию: Давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами». Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии. Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. А что же было на Руси в это время? Отмечаю место на глобусе. На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники. - Кто догадался, о ком идет речь? (о скоморохах). Выходит ученик и делает сообщение: Скоморохи – в средневековой России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам по-разному, но период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров. Совершив экскурсию в прошлое, узнав, откуда пришла к нам авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в ХХ век.
Теперь мы дома. Вторая половина ХХ века. Именно в этот период происходит зарождение современной авторской песни у нас, в России. Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который называется по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Кто же они – авторы-исполнители этих песен? - Каких авторов-исполнителей вы знаете? Сейчас их имена знают все. Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня. Внимание бардов привлекали разные темы: мужество, смелость, любовь, дружба. Я предлагаю вам посмотреть видеоклип Владимира Высоцкого «Песня о друге». - Какой образ раскрыл нам автор? (Образ настоящего друга, который не бросит в беде, всегда выручит. В трудную минуту всегда надо быть вместе)
Первым по значимости российским бардом считается Булат Шалвович Окуджава (1924–1997). Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости. Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г. А 9 мая 2002 года в Москве, на Арбате, на улице, где прошло детство поэта, был поставлен ему памятник. 9 мая – это День Победы. И словно в подарок Б. Окуджаве уже много лет подряд в этот день звучит его песня из кинофильма «Белорусский вокзал». Фильм не случайно имеет такое название. Именно с Белорусского вокзала в 1941 году отправлялись солдаты на фронт. «Мы за ценой не постоим», Б. Окуджавы - Какой образ создал композитор в этой песне? В последнее время одним из самых популярных исполнителей собственных песен является Александр Розенбаум. На творчество этого певца оказали влияния именно песни Б. Окуджавы. Авторские песни все больше и больше находят слушателей, поэтому исполнители уже выходят на большие концертные сцены. Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент концерта А. Розенбаума, в котором подтверждается любовь слушателей к авторской песне, неугасающий интерес к ней. В нашей стране авторская песня получила большую популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них самый популярный – Грушинский фестиваль, который с 1968 года проводится ежегодно под Самарой. На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают люди со всей России и привозят свои песни.
III.Обобщение. Авторская песня появилась как противопоставление развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны. - Что же главное в авторской песне: поэтический текст или мелодия? * Разделитесь на группы и подумайте над вопросом: - В чем ценность авторской песни?
IV. Оценка работы учащихся.
V. Наш урок мы завершим песней Олега Митяева – «Как здорово, что все мы тут сегодня собрались!». VI. Домашнее задание. |