Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Бондарь Ольга Владимировна

Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС (УМК "Школа России") 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_4_kl.docx40.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 4  класса создана на основе :

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Приказа Минобрнауки РФ от  20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного общего образования»;
  • Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009г. № 373.
  • Авторской программы «Музыка. Начальные классы» авторов  Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шманина. – М.: «Просвещение», 2014.

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические движения;
  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера;
  • освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа по музыке  для 4 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю( 34 учебные недели). В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Н-УООШ №14 на 2018-2019 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2018-2019 учебном году (5.11.18 г., 8.03.19 г., 1.05.19 г., 2.05.19 г., 3.05.19 г., 9.05.19 г., 10.05.19 г.), расписанием учебных занятий МБОУ Н-УООШ №14 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по музыке  в 4-м классе в 2018-2019 учебном году будет реализована в объеме 33 часов.

2.Планируемые результаты

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных  результатов.

Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м  классе являются формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

      - позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как        собственных.так и окружающих людей;

- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина    России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Регулятивные УУД:

- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- установление простых причинно-следственных связей.

Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- осуществление элементов синтеза как составление целого;

- понимание основ смыслового чтения художественного текста.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, хутора, района).

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м  классе являются формирование следующих умений.

Выпускник научится:

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)

Выпускник получит возможность научиться:

показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

соотносить образцы народной и профессиональной музыки;

распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации).  

3.Содержание учебного материала

                       Раздел 1. «Россия — Родина моя» ( 4 ч)

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.Жанры народных песен,их интонационно-образные особенности.Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

                       Раздел 2.«О России петь — что стремиться в храм» ( 5 ч)

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви.Пасха.Церковные песнопения:стихира,тропарь,молитва,величание.

                      Раздел 3. «День, полный событий» ( 5 ч)

«В краю великих вдохновений...».Один день с А.С.Пушкиным.Музыкально – поэтические образы.

                     Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 3 ч)

 Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.Интонационная выразительность народных песен.Мифы,легенды,

предания ,сказки о музыке и музыкантах.Музыкальные инструменты России.Оркестр русских народных инструментов,Вариации в народной и композиторской музыке.Праздники русского народа.Троицын день.

                    Раздел 5. «В концертном зале» ( 6 ч)

 Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки.Интонации народных танцев.Музыкальная драматургия сонаты.Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

                      Раздел 6.«В музыкальном театре»  ( 4 ч)

Линии драматургического развития в опере.Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.Вариационность.Орнаментальная мелодика.Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.жанры легкой музыки.Оперетта.Мюзикл.

              Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 6 ч)

Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей.Сходство и различие музыкального языка разных эпох,композиторов,народов.Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.Форма музыки ( трехчастная,сонатная).Авторская песня.Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

4.Календарно-тематическое планирование по музыке 4 класс

2018-2019 уч. год (33 часа)

п/п

Название темы

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Россия – Родина моя 4ч

1

Мелодия. Ты запой мне ту песню...

1

6.09

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

1

13.09

3

Ты откуда русская, зародилась, музыка?

1

20.09

4

Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!

1

27.09

О России петь – что стремиться в храм  5ч

5

Святые земли Русской. Илья Муромец

1

4.10

6

Кирилл и Мефодий

1

11.10

7

Праздников праздник, торжество из торжеств. 

1

18.10

8

Ангел вопияше

1

25.10

9

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

8.11

День, полный событий  5ч

10

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

1

15.11

11

Зимнее утро.  Зимний вечер.

1

22.11

12

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

1

29.11

13

Ярмарочное гулянье.   Святогорский монастырь.

1

6.12

14

«Приют, сияньем  муз одетый…». Обобщающий урок.

1

13.12

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»  3 ч.

15

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1

20.12

16

Оркестр русских народных инструментов.  

1

27.12

17

Музыкант-чародей. Народные праздники. Троица».

1

10.01

В концертном зале  6 ч.

18

Музыкальные  инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

1

17.01

19

Старый замок.

1

24.01

20

Счастье в сирени живет…

1

31.01

21

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

Танцы, танцы, танцы…

1

7.02

22

Патетическая соната. Годы странствий.

1

14.02

23

Царит гармония оркестра.

1

21.02

В музыкальном театре  4 ч.

24

Опера «Иван Сусанин»

1

28.02

25

Русский Восток

1

7.03

26

Балет «Петрушка»

1

14.03

27

Театр музыкальной комедии.

1

21.03

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»  6 ч.

28

Прелюдия. Исповедь души.

1

4.04

29

Революционный этюд.

1

11.04

30

Мастерство исполнителя. В  интонации спрятан человек.

1

18.04

31

Музыкальные инструменты (гитара).

1

25.04

32

Музыкальный сказочник.

1

16.05

33

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

1

23.05

Итого:

33 ч

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ Н-УООШ №14

от «____»__________2018г.№_________

___________    __________________

Подпись        Ф.И.О. руководителя МС

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ Н-УООШ №14

___________  ______________

Подпись       Ф.И.О.

«____»___________2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...