Программа по музыке 8 класс
рабочая программа по музыке на тему
Рабочая программа по музыке 8 класс разработана в соответствии с: Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 32, пункт 7), на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной основной образовательной программе основного общего образования»; примерных программ по учебным предметам. При выборе программы предпочтение отдано программе, представляющей завершенную предметную линию с 5 по 8 классы (программы и УМК Критской Е. Д., Сергеевой Г. П. «Музыка»)2изд.- М. Просвещение,2018.
Цель программы – формирование музыкальной культуры школьника как части его общей духовной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по музыке 8 класс 2018-2019 учебный год | 251 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 491 с углубленным изучением математики
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Утверждаю Директор ГБОУ СОШ № 491 Приказ №264-Д от 30.08.18 __________________В.А.Коганкова Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.18 Рассмотрено на заседании методического объединения 29.08.18 Руководитель методического объединения ___________________Монахова И. А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для 8 класса
Автор-составитель:: Файзиева Н.В.
учитель музыки ГБОЙ СОШ №491
2018-2019
1.Пояснительная записка
- Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с: Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 32, пункт 7), на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной основной образовательной программе основного общего образования»; примерных программ по учебным предметам. При выборе программы предпочтение отдано программе, представляющей завершенную предметную линию с 5 по 8 классы (программы и УМК Критской Е. Д., Сергеевой Г. П. «Музыка»)2изд.- М. Просвещение,2018.
Цель программы – формирование музыкальной культуры школьника как части его общей духовной культуры
Задачи программы:
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушания музыки пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением ИКТ);
-развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения;
-освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
2. Характеристика учебного предмета
Предмет «Музыка» базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Программа учебного предмета «Музыка» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и с учетом требований основной образовательной программы начального общего образования.
В основу данной программы положен системно-деятельностный подход к образованию, направленный на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения современного российского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава. Важными аспектами системно-деятельностного подхода являются ориентация на результаты образования и гарантированность их достижения; признание решающей роли содержания образования; разнообразие способов и форм организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, развитие его творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся. Методологическими основаниями данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире.
Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребёнка.
Основными методическими принципами программы являются:
- принцип увлечённости;
- принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя;
- принцип тождества и контраста, сходства и различий;
- принцип интонационности;
- принцип диалога культур.
В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- проектная деятельность
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
-защита проекта
3.Место учебного предмета в учебном план
В соответствии с Базисным учебным планом в 8 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Количество часов в год – 34.
.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Искусство, как и культура в целом, предстаёт перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачёва, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию учащихся.
Предмет «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа «Музыка» для 5—8 классов создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития достигается благодаря целенаправленной организации и планомерному формированию музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
5.Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения учебного предмета
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает достижение определённых результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
— степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
— становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
6.Содержание учебного предмета
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Классика и современность» и «Традиции и новаторство в музыке».
Тема 1 раздела:«Классика и современность» - 16 часов :Классика в нашей жизни;В музыкальном театре;Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» ;В музыкальном театре. Балет; Балет Тищенко «Ярославна; В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера; Рок-опера «Преступление и наказание; Мюзикл «Ромео и Джульетта»; Музыка к драматическому спектаклю; Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»;
Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра;Музыка в кино. Музыка немого кино;Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец»;В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, С.Прокофьева;Музыка – это огромный мир, окружающий Человека;Обобщающий урок.
Тема 2 раздела:«Традиции и новаторство в музыке» - 16 часов: Музыканты - извечные маги ; И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс;Опера «Кармен;Портреты великих исполнителей.Елена Образцова;
Балет «Кармен-сюита;Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая;Современный музыкальный театр;Великие мюзиклы мира;Великие мюзиклы мира;Великие мюзиклы мира;Классика в современной обработке;В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича;Музыкальное завещание потомкам. Обобщающий урок
№ урока | Тема | Количество часов | Коли-чество контрольных работ |
Тема I раздела: Классика и современность . - 16 часов | |||
1 | Классика в нашей жизни. | 1 | |
2 | В музыкальном театре. Опера. Музыкальная драматургия оперы. | 1 | |
3 | Опера А.П.Бородина «Князь Игорь».Русская эпическая опера. | 1 | |
4 | В музыкальном театре. Балет. | 1 | |
5 | Балет Тищенко «Ярославна» | 1 | |
6 | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. | 1 | |
7 | Рок-опера «Преступление и наказание». | 1 | |
8 | Мюзикл «Ромео и Джульетта». | 1 | |
9 | Музыка к драматическому спектаклю. | 1 | |
10 | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Э.Григ. | 1 | |
11 | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. А. Шнитке. | 1 | |
12 | Музыка в кино. Музыка немого кино. | 1 | |
13 | Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец». | 1 | |
14 | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. | 1 | |
15 | Музыка-это огромный мир, окружающий человека. Защита проекта. | 1 | |
16 | Обобщающий урок | 1 | 1 |
Тема II раздела: Традиции и новаторство в музыке. 18 | |||
17 | Музыканты – извечные маги. | 1 | |
18 | И снова в музыкальном театре. «Мой народ – американцы…» | 1 | |
19 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. | 1 | |
20 | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. | 1 | |
21 | Балет «Кармен – сюита», новое прочтение оперы Бизе. | 1 | |
22 | Балет «Кармен – сюита», новое прочтение оперы Бизе. | 1 | |
23 | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. | 1 | |
24 | Современный музыкальный театр. | 1 | |
25 | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось». | 1 | |
26 | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки». | 1 | |
27 | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы». | 1 | |
28 | Классика в современной обработке. | 1 | |
29 | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. | 1 | |
30 | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. | 1 | |
31 | Музыка в храмовом синтезе искусств. | 1 | |
32 | Галерея религиозных образов. | 1 | |
33 | Неизвестный Г.Свиридов. «О Росси петь – что стремится в храм…» | 1 | |
34 | Музыкальное завещание потомкам. Обобщающий урок | 1 | 1 |
Итого | 34 | 2 |
7.Календарно- тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ | Тема урока | Основные элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Виды учебной деятельности | Контроль | Планируемые сроки |
1 | Классика в нашей жизни. | Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный). | Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль. Уметь находить нужную информацию. Понимать роль музыки в жизни человека | Определяют понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация и обработка классической музыки прошлого, обработка, разновидности стиля. | Фронтальная работа. Вопросы- ответы | сентябрь |
2 | В музыкальном театре. Опера. Музыкальная драматургия оперы. | Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей. | Знать жанры оперы (эпические, лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические, бытовые | Определяют понятие: эпическая опера. Выявляют принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы. Размышляют о музыкальных образах и способах их развития.. | Комбинированная работа Взаимоконтроль | сентябрь |
3 | Опера А.П.Бородина «Князь Игорь».Русская эпическая опера. | Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории. | Знать интонационно-жанровые особенности построения музыки | Закрепляют понятия из прошлого урока. Выявляют принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы. | Групповая работа,взаимоконтроль, внешний контроль | сентябрь |
4 | В музыкальном театре. Балет. | . Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыкаАктуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. | Понимать сложные внутренние взаимоотношения действующих лиц выраженные в танце | Определяют понятие: балет. Называют имена известных исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М.Лиепа, В.Васильев и др. Выявляют особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. (опера А.Бородина « Князь Игорь», балет Б.Тищенко «Ярославна»; | Комбинированная работа | сентябрь |
5 | Балет Тищенко «Ярославна» | Музыкальные образы героев балета. Значение синтеза различных искусств в балете.Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь». | Знать понятие мюзикл, историю возникновения жанра, известные мюзыклы | Определяют понятие мюзикл. Рассуждают об истории возникновения этого жанра. | Фронтальная работа | октябрь |
6 | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. | . «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы). | Знать особенности музыкального языка, инструментария в рок-опере | Определяют понятие рок- опера. Рассуждают об истории возникновения этого жанра. | Групповая работа,Взаимоконтроль,внешний контроль | октябрь |
7 | Рок-опера «Преступление и наказание». | Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. | Знать и уметь анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения | Выявляют особенности интерпретации художественной идеи, сюжета. Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения. | Фронтальная работа | октябрь |
8 | Мюзикл «Ромео и Джульетта». | ». Современные жанры музыки. Традиции и новаторство.Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки. | Уметь видеть связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью | Рассуждают о значении исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора; выявляют связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определяют приемы развития и средства выразительности. Сравнивают различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявляют их своеобразия. | Комбинированная работа,самоконтроль,взаимокнтроль | ноябрь |
9 | Музыка к драматическому спектаклю. | .«Ромео и Джульетта» -зарисовки для симфонического оркестра.Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен. | Уметь сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявлять их своеобразия. | Выявляют особенности интерпретации художественной идеи, сюжета. Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения. | Фронтальная работа | ноябрь |
10 | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Э.Григ. | Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». | Уметь анализировать и сравнивать интонационно-образный строй музыки; выявлять средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. | Рассуждают о значении исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора; выявляют связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определяют приемы развития и средства выразительности. Сравнивают различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявляют их своеобразия. | Фронтальная работа | ноябрь |
11 | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. А. Шнитке. | Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская сказка».Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. | Знать новое прочтение произведения Гоголя «Страшная сказка о правде жизни» | Выявляют закономерности музыкальной драматургии. Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки. Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. | Комбинированный контроль | ноябрь |
12 | Музыка в кино. Музыка немого кино. | Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф. | Определять особенности мелодических линий персонажей | Определяют понятия сюита, полистилистика. Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. | Групповая работа | декабрь |
13 | Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец». | . Музыка к кинофильму «Властелин колец | Уметь анализировать роль музыки в кино | Фронтальная работа | декабрь | |
14 | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. | Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, С.Прокофьева. | Иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности | Называют имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам. Определяют роль музыки в кино и на телевидении. | Групповая работа | декабрь |
15 | Музыка-это огромный мир, окружающий человека. Защита проекта. | Музыка – это огромный мир, окружающий человека…проектная работа | Иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности | Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. | Фронтальная работа | декабрь |
16 | Обобщающий урок | Подведение итогов первого полугодия Тест по пройденным темам. | Уметь воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Понимать роль музыки в жизни человека. | Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. | Индивидумальная работа | январь |
17 | Музыканты – извечные маги. | Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. 2 И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы). | Исследовать разнообразие музыки XX века. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки ХХ века. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Понимать характерные особенности музыкального языка | Осознавать значение музыкального искусства в жизни современного человека. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве. | Фронтальная работа | январь |
18 | И снова в музыкальном театре. «Мой народ – американцы…» | Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. 2 И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы). | Отличать негритянский фольклор от джазовой стилистики Гершвина. Уметь определять сферу музыкального творчества Гершвина |
| Групповая работа | январь |
21 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. | 2 И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные | Определять танцевальность, маршевость и песенность в раскрытии образов героев | Исследование разнообразия музыки XX века. Восприятие и оценка музыкальных произведений с точки зрения единства содержания и формы. Влияние музыки на человека. | Индивидуальная работа | февраль |
19 | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. | О жизни и творчестве Елены Образцовой. Просмотр презентации. | Знать понятия увертюра, опера, ариозо, программа, афиша, колорит, испанская народная музыка, хабанера, сегидилья, речитатив | Выявляют особенности музыки американского композитора Дж.Гершвина на примере знакомых музыкальных произведений опера «Порги и Бесс». Закрепляют понятия блюз, спиричуэл. Определяют понятие: симфоджаз. Размышляют о музыкальных образах и способах их развития, формулируют свою точку зрения. | Фронтальная работа | февраль |
20 | Балет «Кармен – сюита», новое прочтение оперы Бизе. | 5Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки. | Знать понятия увертюра, опера, ариозо, программа, афиша, колорит, испанская народная музыка, хабанера, сегидилья, речитатив | Закрепляют понятия: классическая музыка, опера, балет. Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Опера Ж.Бизе «Кармен», балет Р.Щедрина «Кармен-сюита»). Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. | Групповая работа | февраль |
21 | Балет «Кармен – сюита», новое прочтение оперы Бизе. | 5Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки. Новое прочтение оперы | Определять приемы оркестровки, используемые Щедриным, чтобы усилить Национальный характер музыки | Индивидуальная работа | февраль | |
22 | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. | О творческом пути Майи Плисецкой. | Знать, что слияние средств выразительности помогает взглянуть на классическое произведение по новому | Групповая работа | март | |
23 | Современный музыкальный театр. | Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки. | Закрепляют понятия: драматургия развития балета, «транскрипция». Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений., выявляют средства музыкальной выразительности, особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства. | Фронтальная работа | март | |
24 | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось». | История создании я Мюзикла | Знать понятия мюзикл, рок-опера. Размышлять о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей | Фронтальная работа | март | |
25 | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки». | История создании я Мюзикла | Знать понятия мюзикл, рок-опера. Размышлять о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей | Групповая работа | апрель | |
26 | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы». | История создании я Мюзикла | Научиться разбираться в особенностях симфонии. | Определяют понятие транскрипция. Выявляют средства музыкальной выразительности и определяют форму музыкальных произведений. Анализировать стилевое многообразие музыки ХХ века. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. | Индивидуальная работа | апрель |
27 | Классика в современной обработке. | Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве. | Уметь объяснять, почему «Симфония № 7» - это поэма о борьбе и победе | Фронтальная работа | апрель | |
28 | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. | . Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. | Уметь рассматривать искусство как духовный опыт человечества. Уметь понимать и воспринимать обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. | Определяют понятия симфония. Выявляют закономерности музыкальной драматургии. Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. | Индивидуальная работа | апрель |
29 | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. | Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича | Уметь рассматривать искусство как духовный опыт человечества. Уметь понимать и воспринимать обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. | Групповая работа | май | |
30 | Музыка в храмовом синтезе искусств. | Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов | Уметь рассматривать искусство как духовный опыт человечества. Уметь понимать и воспринимать обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. | Устанавливать ассоциативно-образные связи явлений жизни и искусства | ||
31 | Музыка в храмовом синтезе искусств. | Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа. | Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств. Уметь понимать и воспринимать обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. | Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством | ||
32 | Галерея религиозных образов. | Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов | Понимать значение классической музыки в жизни людей, общества; возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни. Уметь выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего; использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития. | Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством | ||
33 | Неизвестный Г.Свиридов. «О Росси петь – что стремится в храм…» | Творческий путь Георгия Свиридова | Исследовать разнообразие музыки XX века. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки ХХ века. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Понимать характерные особенности музыкального языка | Размышляют о средствах в современной музыке, раскрывающие религиозные сюжеты. Наблюдают за развитием музыки, выявляют средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. Соотносят музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств. | ||
34 | Музыкальное завещание потомкам. Обобщающий урок | Обоющающий урок. Викторина. Пишем завещание потомкам | Отличать негритянский фольклор от джазовой стилистики Гершвина. Уметь определять сферу музыкального творчества Гершвина | Наблюдают за развитием музыки, выявляют средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. | Групповая работа | май |
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Реализация учебной программы обеспечивается учебно-методическим комплектом для 8 класса образовательных учреждений разного типа и включает в себя:
Учебно-методический комплект «Музыка 8 класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
- Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2018г.
Электронные образовательные ресурсы:
- Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
- http://www.hermitagemuseum.org
- http://www.tretyakov.ru
- http://www.russianculture.ru
- http://www.louvre.fr
- http://www.artsalon.ru
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3.Музыкальный центр
Учебно-практическое оборудование:
- Аудиторная доска с магнитной поверхностьью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...