Рабочая программа по музыке для 4 класса
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Рабочая программа по музыке  для 4 класса разработана на основе Федерального го­сударственного стандарта начального общего образования (2010 года), требованиями образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_muzyke_4_kl.doc190.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бугаевская средняя общеобразовательная школа Кантемировского района

Воронежской области

с. Бугаевка, ул. Молодежная, 5а

Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

Протокол № 1  от 29.08.2018г

Руководитель МО

_________ Воронько Т.П.

«Согласовано»

Зам. директора  по УВР

_______ Гресева Н.В.

«Утверждаю»

Директор

МКОУ Бугаевская СОШ

   _______Воронько В.И.

№ 97 от 31.08.2018 г 

Рабочая программа

по музыке

в 4 классе

учителя начальных классов

Калашниковой Ольги Григорьевны

первая квалификационная категория

2018-2019 учебный год.

Рабочая программа по музыке  для 4 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), требованиями образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Согласно учебному плану на изучение музыки  в 4   классе отводится 34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели). 

Цели программы:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний  о музыкальном искусстве;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.  

Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
  • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности художественном и самобытном разнообразии;
  • формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
  • приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
  • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
  • ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро-и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
  • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
  • применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
  • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
  • умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном многообразии.

Предметные результаты:

  • развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
  • развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
  • общее понимание о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
  • представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижение историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
  • использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
  • готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов.

 РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

 2.Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

3. Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 «Россия – Родина моя» (4 ч.)

Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

Урок 2. Как сложили песню. Звучащие картины. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».  Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

 Многообразие  жанров  народных песен.

Урок 4. «Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь! Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.

 «О России петь – что стремиться в храм»(4 ч.)

        Урок 5. Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

        Урок 6. Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше». Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

      Урок 7. Родной обычай старины. Светлый праздник. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»  С.Рахманинов).

      Урок8. Кирилл и Мефодий.  Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. 

«День, полный событий» (5 ч.)

        Урок 9. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Урок10. Зимнее утро. Зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

Урок 11.  «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

        Урок 12. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского -  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;  «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

         Урок 13. «Приют, сияньем муз одетый…». Выразительность и изобразительность в музыке.  

Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

        Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

        Урок 15. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка). Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  

      Урок 16. Народные праздники. «Троица». Музыкальный фольклор народов России.  Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день.

 «В концертном зале» (6 ч.)

       Урок 17. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо. Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

        Урок 18. Старый замок. 

Различные виды музыки:  инструментальная.

 Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

        Урок 19. Счастье в сирени живет… 

Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

 Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  

      Урок 20. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы… Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

       Урок 21. «Патетическая» соната. Годы странствий. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

       Урок 22. Царит гармония оркестра.  Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

 «В музыкальном театре» (6 ч.)

      Урок 23. Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…). Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

      Урок 24. Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу). Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

       Урок 25. «Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

        Урок 26. Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

        Урок 27.  Балет «Петрушка». Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

        Урок 28. Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)

         Урок 29. Прелюдия. «Исповедь души». «Революционный» этюд. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

        Урок 30. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

          Урок 31. В интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

         Урок 32. Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

       Урок 33. «Рассвет на Москве-реке». Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).

       Урок 34. Обобщающие  уроки 4 четверти. Заключительный  урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

III. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема
(страницы
учебника,
тетради)

Кол.

час.

Решаемые проблемы
(цели)

Тип урока

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

предметные
результаты

универсальные учебные действия
(УУД)

личностные
результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел: «Россия – Родина моя» (4 ч.)

1.

Вся Россия просится в песню…Мелодия.

1

Дать понятие многообразия жанров народных песен.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Научатся: слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструментального концерта.

Получит возможность научиться владеть навыками кантиленного пения.

Регулятивные:

Целеполагание в постановке учебных задач.

Познавательные:

Владение навыками речевого высказывания.

Коммуникативные:

Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.

Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России.

2.

Как сложили песню. Звучащие картины.

1

Познакомить с лирическими образами музыки Рахманинова.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Научатся: определять новый жанр музыки.

Получит возможность развивать  творческие способности, певческий голос.

Регулятивные:

Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли.

Познавательные:

Закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности.

Коммуникативные:

Продуктивное сотрудничество со сверстниками .

Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества.

3.

Ты откуда русская, зародилась, музыка?

1

Познакомить с тайной рождения русской народной песни.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок-путешествие

Научатся:  различать жанры русских народных песен.

Регулятивные:

Самостоятельно образцы народно-музыкального творчества.

Познавательные:

Выявлять общность истоков народной и композиторской музыки

Коммуникативные:

Исполнение народных песен.

Гордиться и уважать русские традиции.

4.

*На великий праздник собралася Русь!

1

Познакомить с патриотической темой в музыке Прокофьева.

*Обобщение и систематизация знаний; урок-игра

Научатся: воспринимать музыку кантаты.

Получит возможность научиться участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов.

Регулятивные:

Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя.

Познавательные:

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Становление эстетических идеалов.

Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)

5.

Святые земли Русской. Илья Муромец.

1

Дать понятие: русские святые – кто они?

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Научатся: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства;

сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

Узнавать, называть жанры духовной музыки.

Коммуникативные:

Формулировать свои затруднения.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

6.

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.

1

Познакомить с православными церковными праздниками.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок-игра

Научатся: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах.

Регулятивные:

Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.

Познавательные:

Наличие устойчивых представлений о муз. языке жанров религиозной музыки.

Коммуникативные:

Совершенствование представлений о рус. муз. культуре.

Понимание жизненного содержания религиозной музыки.

7.

Родной обычай старины.

1

Познакомить с православными церковными праздниками.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок-концерт

Научатся:  выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование).

Регулятивные:

Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.

Познавательные:

Наличие устойчивых представлений о муз. языке жанров религиозной музыки.

Коммуникативные:

Совершенствование представлений о рус. муз. культуре.

Понимание жизненного содержания религиозной музыки.

8.

*Кирилл и Мефодий.

1

Дать представление о жизни Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности.

*Обобщение и систематизация знаний; урок-игра

Научатся: демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.

Регулятивные:

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Познавательные:

Свободно ориентироваться в терминах: икона, фреска, молитва, стихира.

Коммуникативные:

рассуждать о значении азбуки в наши дни.

Почитать создателей славянской азбуки.

Раздел: «День, полный событий» (5 ч.)

9.

В краю великих вдохновений.

1

Дать понятие о связи поэзии  и музыки

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Научатся: эмоционально выражать свое отношение к искусству, соотносить выразительные и изобразительные интонации.

Регулятивные:

Развернутость анализа музыкального сочинения.

Познавательные:

Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.

Коммуникативные:

Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.

Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней.

11111111

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

Как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения?

Комбинированный урок

Научатся: ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве.

Получит возможность  реализовывать творческий потенциал в пении.

Регулятивные:

Оценка воздействия музыки на собственное отношение к ней.

Познавательные:

Владение навыками самостоятельного интонационно- образного анализа муз.сочинения.

Коммуникативные:

Совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Развитие мотивов музыкальной учебной деятельности.

11.

Что за прелесть эти сказки! Три чуда.

1

Как композитор «рисует» сказочные музыкальные образы?

Комбинированный урок

Научатся: наблюдать за результатом музыкального развития на основе различий интонаций, тем, образов.

Регулятивные:

Обобщенность действий, критичность.

Познавательные:

Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

Коммуникативные:

Оценка действий партнера в  групповой деятельности.

Развитие эмоциональной отзывчивости.

12.

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

1

Как звучат народные мелодии в музыке П.И.Чайковского?

Какая музыка звучит на ярмарках?

Комбинированный урок

Научатся: сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки.

Получит возможность реализовать собственные замыслы в инсценировке песни.

Регулятивные:

Оценка собственной  музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия.

Познавательные:

Наличие устойчивых представлений  о музыкальном языке произведений различных стилей.
Коммуникативные:

Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

13.

*Приют, сияньем муз одетый.    

1

Дать понятие  духовности в музыке.

*Обобщение и систематизация знаний; урок-игра

Научатся:  высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

 соотносить выразительные и изобразительные интонации в музыке.

Регулятивные:

Установка на внимательное восприятие музыки.

Познавательные:

Приобретение информации о значении колокола в жизни человека.

Коммуникативные:

Речевые высказывания. Умение петь в хоре.

Понимание жизненного содержания музыки.

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

14.

Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты

России.

1

Расширять представление о народной песни, как об источнике вдохновения.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Научатся: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.

Регулятивные:

Самостоятельно определять мелодику народной музыки.

Познавательные:

Различать народную и композиторскую.

Коммуникативные:

Выполнение творческого задания.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

15.

Оркестр русских народных инструментов.

1

Познакомить с оркестром русских народных инструментов  и расширить знания  о музыкальных символах русского народа  -балалайка, гармонь.

Комбинированный урок

Научатся: демонстрировать знания о музыкальных инструментах, составах оркестров; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике

Регулятивные:

Самостоятельно различать тембры народных инструментов входящих в состав оркестра русских народных инструментов.

Познавательные:

Знать народные обычаи, обряды.

Коммуникативные: исследовать историю создания музыкальных  инструментов.

Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов.

16.

*Народные праздники.       «Троица».

1

Познакомить с народными музыкальными традициями родного края,  народными музыкальными играми.

*Обобщение и систематизация знаний; урок-утренник

Научатся: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Регулятивные:

Установка на внимательное восприятие музыки.

Познавательные:

Приобретение информации о значении колокола в жизни человека.

Коммуникативные:

Речевые высказывания. Умение петь в хоре.

Понимание жизненного содержания музыки.

Раздел: «В концертном зале» (6 ч.)

17.

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

1

Как определить музыкальную форму вариаций?

Дать понятие рококо в музыке.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Научатся: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Регулятивные:

Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки.

Познавательные:

Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке.

Коммуникативные:

Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

Мотивация учебной деятельности.

Я – слушатель.

Реализация творческого потенциала.

18.

Старый замок

1

Как звучит музыка средневековья?

Дать расширенное представление о творчестве Мусоргского и старинной музыке.

Комбинированный урок

Научатся: воспринимать музыку, размышлять о ней.

Возможность научиться музицированию, импровизированию.

Регулятивные:

Вопросы учащихся к анализу муз.пьесы. Оценка собственной муз.-творческой деятельности.

Познавательные:

Приобретение информации о временах замков, трубадуров.

Коммуникативные:

Музицирование по группам.

Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы.

Творческое развитие.

19.

Счастье в сирени живет…

1

Как композитор наполнил музыку теплом и светом?

Дать расширенное представление о творчестве Мусоргского и старинной музыке.

Комбинированный урок

Научатся: воспринимать музыку вокальных жанров.

Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении.

Регулятивные:

Планирование собственных действий в процессе  восприятия и исполнения музыки.

Познавательные:

Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса.

Коммуникативные:

Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа.

Понимание  социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.

20.

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Обобщение.

1

Как композитор передает в музыке свое отношение к Родине?

Познакомить с творчеством польского композитора Фредерика Шопена.

Комбинированный урок

Научатся: определять танцевальные жанры музыки, форму муз. произведения.

Возможность научится оценивать явления музы- кальной культуры Польши.

Регулятивные:

Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения .

Познавательные:

Умение проводить сравнения муз. произведений.

Коммуникативные:

Способность встать на позицию другого человека. Умение вести диалог.

Уважительное отношение к культуре польского народа.

21.

«Патетическая» соната.

1

Как изменяются и развиваются интонации в сонате Бетховена?

Познакомить с жанром  - соната и жанрами камерной музыки

Комбинированный урок

Научатся: узнавать характерные черты музыкальной речи Бетховена; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Регулятивные:

Ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

Активизация творческого мышления.

Коммуникативные:

Умение слушать друг друга.

Усвоение жизненного содержания музыкальных образов .

2222

*Царит гармония оркестра.

1

Как композитор подчеркивает национальный колорит в музыке?

*Обобщение и систематизация знаний; урок-концерт

Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Регулятивные:

Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.

Познавательные:

Выбор способов решения учебных задач.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и сверстниками.

Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.

Раздел: «В музыкальном театре» (6 ч.)

23.

Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…).

1

Как звучат сольные и хоровые сцены в опере? Как развиваются муз.темы главных героев?

Познакомить с исторической оперой М.Глинки «Иван Сусанин»

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Научатся: наблюдать за развитием драматургии оперы.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

Использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные:

Умение вести диалог.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу).

1

Как ария характеризует Ивана Сусанина? Какая интонация пронизывает оперу?

Познакомить с интонационным развитием образов в опере .

Комбинированный урок

Научатся:  определять характер, чувства, внутренний мир  человека через прослушивание арии.

Регулятивные:

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.

25.

Исходила младешенька.

1

Как дирижер управляет симфоническим оркестром?

Познакомить с историческими событиями 18 века в России, отраженных в музыке Мусоргского.

Комбинированный урок

Научатся: понимать жесты дирижера. Возможность научиться  реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом  этюде.

Регулятивные:

Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.

Познавательные:

Поиск информации о жанрах симфонической музыки в учебнике.

Коммуникативные:

Совершенствование действий контроля, оценки действий партнера.

Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

Мотивация учебной деятельности.

26.

Русский восток.

1

Как звучат восточные интонации?  Особенности восточного колорита.

Дать представление о восточной тематике в музыке русских композиторов.

Комбинированный урок

Научатся: слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М.И.Глинки и М.П.Мусоргского.

Регулятивные:

Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

Познавательные:

Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.

Коммуникативные:

Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов.

Готовность выражать свое отношение  к искусству.

27.

Балет «Петрушка»

1

Как композитор изобразил сцену Масленицы ?

Расширить представление о балете.

Комбинированный урок

Научатся: распознавать художественный смысл музыки, понимать роль музыки в жизни человека.

Регулятивные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

Узнавать, называть знакомые интонации.

Коммуникативные:

Продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета.

Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.

*Театр музыкальной комедии.

1

Как ориентироваться в мире музыки?

Как исполняют оперетту?

Познакомить с опереттой и мюзиклом.

*Обобщение и систематизация знаний; урок-концерт

Научатся: ориентироваться в разнообразии музы- кального искусства, сравнивать жанры.

Регулятивные:

Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства.

Познавательные:

Узнавать, называть жанры.

Коммуникативные:

Формулировать собственное  мнение и позицию.

Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6ч.)

29.

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

1

Как звучат прелюдии Рахманинова?

Как меняются чувства от части к части?

Дать представление о музыкальном жанре  -прелюдия.

Познакомить с жизнью и творчеством польского композитора Ф.Шопена.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Научатся: передавать собственные музыкальные впечатления, определять на слух 3-х частную форму; размышлять о музы- кальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Регулятивные:

Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.

Познавательные:

Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

Коммуникативные:

Определение способов взаимодействия.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

1

Познакомить с музыкальным инструментом  -гитарой.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Научатся: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; понимать интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Регулятивные:

Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

Познавательные:

Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.

Коммуникативные:

Продуктивно сотрудничать со сверстниками.

Уважительное отношение к истории  и культуре польского народа.

31.

В каждой интонации спрятан человек.

1

 Как передал автор свое душевное состояние?

Познакомить с многообразием жанров музыки.

Комбинированный урок.

Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование

Регулятивные:

Развернутость анализа музыкального сочинения.

Познавательные:

Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.

Коммуникативные:

Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.

Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.

Музыкальный сказочник.

1

Как композитор рисует сказочные музыкальные образы?

Познакомить с музыкой Н.Римского  -Корсакова.

Комбинированный урок.

Научатся:  охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Регулятивные:

Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.

Познавательные:

Контролировать и оценивать результат деятельности.

Коммуникативные:

Хоровое пение, пение по группам и с солистами.

Развитие эмоциональной отзывчивости.

33.

Рассвет на Москве-реке.

1

Образ Родины в музыке Мусоргского

Комбинированный урок.

Научатся: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Регулятивные:

Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

Познавательные:

Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.

Коммуникативные:

Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов.

Готовность выражать свое отношение  к искусству.

34.

*Обобщающий  урок 4 четверти.

1

Формирование общего представления о музыкальной картине мира.

*Обобщение и систематизация знаний; урок-путешествие в мир песен

Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.

Регулятивные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

Узнавать, называть знакомые интонации.

Коммуникативные:

Продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета.

Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...