Разработка урока по музыке для 4 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, на тему: "Троица. Народные праздники"
методическая разработка по музыке (4 класс) по теме
Тема: «Троица.Народные праздники.»
Программа по музыке для 4 класса авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Класс: 4
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока:
Предметные:
- Способствовать формированию знаний и представлений у обучающихся по теме урока «Троица. Народные праздники».
- Способствовать развитию интереса к музыкальному искусству, к духовной музыке, к русским народным песням
По формированию УУД:
Регулятивные УУД: содействовать принятию и сохранению учебной задачи; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; развитию самоконтроля при прослушивании музыкальных произведений.
Познавательные УУД: способствовать формированию умения усваивать музыкальные термины, оценивать значение творчества народной и духовно музыки.
Коммуникативные УУД: содействовать развитию коммуникативно-речевых действий, конструктивных способов взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками); понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; содействовать позитивному диалогу между обучающимися (тактичности).
Личностные: способствовать формированию любви к народной и духовной музыке; способствовать бережному отношению к истории своего народа; содействовать формированию умения анализа собственной деятельности.
Оборудование: Презентация, Мр3 медиа: , каточки с заданиями, смайлики для рефлексии, презентация и музыка для физминутки, аудиозапись «Во поле березка стояла».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_muzyka_na_28.docx | 26.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Этапурока | Время | Содержание | Формирование УУД | Методы и приемы | |
действия учителя | действия учеников | ||||
I. Организационный | 1 мин | Все сумели мы собраться, | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, садятся. | Регулятивные УУД – волевая саморегуляция | |
III. Постановка цели | 5 мин | (фоном звучит музыка) Светлейший праздник соберет народ, Сегодня, ребята, я хочу познакомить вас с еще одним великим русским православным праздником — праздником Святой Троицы . А какие русские православные праздники вы уже знаете? Ранним утром, когда природа молода и свежа, отмечается светлый, счастливый праздник – ТРОИЦА. Раньше на Руси празднование Троицы в народе называли Зелёными Святками, зелёной неделей, цветочной Пасхой. Почему? На этот вопрос нам предстоит ответить позже. | Открывают тетради, записывают число, тему урока Рождество,Пасха,Крещение, | Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные УУД – целеполагание | Беседа Иллюстрация Фронтальный опрос |
IV. Открытие новых знаний | 6 мин | Троицкий храм , г. Касимов Слайд 3 Нынче Божья Великая Троица, Каждый дом посетила с утра, Ах, сегодня по миру, как звонятся, Переливчаты колокола. Разливается праздник божественный, Дух Святой побеждает неверие, Ах, сегодня величием торжественно, Совершается в храмах моление. А вы знаете, ребята, что такое Троица? Это старинный русский праздник земли, воды и леса. Троица – это их день рождения, а в Троицу земля, вода и лес – именинники. Приходится этот большой праздник на воскресенье. Повсюду: на улице, в усадьбах и домах – ставили берёзки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освящённые цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту. В этот день происходит поминание, почитание предков и прославление расцветающей природы. Символом этого расцвета в России была молодая березка. Ветками березы украшали дома снаружи и внутри, полы засыпали душистой травой. Не зря береза стала центром праздника почитания цветущей растительности и плодородия. Наши предки знали цену этому замечательному дереву. На березе раньше, чем на других деревьях, появляются первые нежные листочки. У нас в России это дерево самое красивое и самое любимое. С древних времен березу почитали деревом счастья, любви к нежности. *** Березка белый сарафан надела. Кудри завила, косы заплела. До чего же хороша, словно девица-душа! А теперь, детки, угадайте загадку: Одно дерево четыре угодья дает: темной ночью — свет; старому — здоровье; разбитому — связь; и, как некопаный колодец, поит всех. - Ребята, давайте, мы с вами вспомним о том, что вы уже знаете о березке. -Березовым веником можно париться в бане. -Топить печь звонкими березовыми дровами. -Старые люди делали из бересты лукошки, туеса, корзины. -Связывают берестой разбитые горшки. - Отпаивали больных березовым соком. -Березовые почки очень полезны. -Они помогают лечить многие болезни. Какие вы молодцы! А сейчас, давайте послушаем народную песню о березе. Ребята, а какие песни про березу вы еще знаете? Давайте подумаем,кто же мог быть автором этих песен.Конечно,их автором был сам народ.А как называются такие песни? Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор - это сам народ. Народные песни передаются из поколения в поколение. Содержание и характер народной песни определялись историческими условиями и бытом простых людей. Так как Троица-это один из главных церковных праздников, то как же отмечается Троица в церкви? Как вы думаете как называется такая музыка? Такая музыка называется духовной. Духовная музыка-Музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как написан по определенным законам , так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг. Ребята, люди на праздник Троицы ходили в церковь с цветами и пахучими травами в руках. В церкви люди могли видеть икону «Троица», созданную иконописцем Андреем Рублевым. Давайте прочитаем икону как книгу: слева направо. Слева– Бог Отец. Посередине – Бог Сын Иисус Христос Справа– Бог дух Святой В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу дружелюбные слова. И благодарить Мать-природу за то, что она кормит и поит, и врачует нас. И радует несказанной красотой Слушание Ангельской песни Пресвятой Троице. Ребята как вы думаете как называется такая музыка? Такая музыка называется духовной. Как вы думаете почему? Музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими, так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг. | Слушают рассказ учителя Смотрят изображение на слайде Слушают рассказ учителя Отвечают на вопросы учителя Высказывают свое мнение (Дети вспоминают стихи, пословицы, целебные свойства березы) Ответы детей: Слушают народную песню: «Во поле береза стояла» Ответы детей Отвечают на вопросы учителя Записывают определение в тетрадь Отвечают на вопросы учителя Анализируют икону Отвечают на вопросы учителя Высказывают свою точку зрения | Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру. Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ; поиск и выделение необходимой информации | Рассказ Беседа Слушание народной песни и духовной музыки Анализ народной песни, и духовной музыки Упражнение |
V. Применение новых знаний | 9 мин | Ребята, а сейчас мы с вами выполним небольшое интересное задание. У вас на партах лежат карточки, на которых написаны определения и вам необходимо их соединить с верным ответом. Давайте обратим внимание на слайд и посмотрим, правильно ли выполнили задание. Поднимите руку те, у кого получилось точно так же. | Слушают правила выполнения работы Работают над карточкой | Личностные УУД – использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий Познавательные УУД – структурирование знаний Коммуникативные УУД – формирование умения работать в парах Регулятивные УУД – контроль и оценка знаний | Беседа Выполнение практической работы Опрос Проверка |
VI. Рефлексия | 3 мин | - И так, ребята, о чем же мы с вами говорили сегодня на уроке? Что же такое Троица? Что такое народная песня? Что такое духовая музыка? В чем различия между духовной музыкой и народными песнями? | - Торжественный, гордый, важный, величественный, хвастливый - С помощью мелодии, темпа, динамики, инструментов - Пожертвовал своей жизнью ради Родины, перед смертью думал не о себе, а о том, как закончится война Оценивают урок, свою работу на уроке с помощью смайликов. | Регулятивные УУД – оценка Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ; структурирование знаний | Опрос Самоконтроль |
VII. Домашнее задание | 1 мин | - Давайте запишем домашнее заданием. Оно у вас будет творческим. Я предлагаю вам каждому на выбор, сделать кроссворд, создать презентацию. Спасибо вам хочу сказать я за урок. | Записывают домашнее задание | Запись домашнего задания |
Тема: «Троица.Народные праздники.»
Программа по музыке для 4 класса авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Класс: 4
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока:
Предметные:
- Способствовать формированию знаний и представлений у обучающихся по теме урока «Троица. Народные праздники».
- Способствовать развитию интереса к музыкальному искусству, к духовной музыке, к русским народным песням
По формированию УУД:
Регулятивные УУД: содействовать принятию и сохранению учебной задачи; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; развитию самоконтроля при прослушивании музыкальных произведений.
Познавательные УУД: способствовать формированию умения усваивать музыкальные термины, оценивать значение творчества народной и духовно музыки.
Коммуникативные УУД: содействовать развитию коммуникативно-речевых действий, конструктивных способов взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками); понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; содействовать позитивному диалогу между обучающимися (тактичности).
Личностные: способствовать формированию любви к народной и духовной музыке; способствовать бережному отношению к истории своего народа; содействовать формированию умения анализа собственной деятельности.
Оборудование: Презентация, Мр3 медиа: , каточки с заданиями, смайлики для рефлексии, презентация и музыка для физминутки, аудиозапись «Во поле березка стояла».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по музыке 1 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина
тематическое планирование по музыке,постановка целей,задач,учебный материал...
тематическое планирование по музыке 1 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина
тематическое планирование по музыке,постановка целей,задач,учебный материал...
тематическое планирование по музыке 1 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина
тематическое планирование по музыке,постановка целей,задач,учебный материал...
Рабочая программа по музыке 1 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго покол...
Рабочая программа по музыке 2 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина
Рабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго покол...
Рабочая программа по музыке 3 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина
Рабочая программа была разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образо...
Рабочая программа по музыке 4 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина
Данная программа «Музыка» для 4 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г., рекомен...