Рабочая программа по музыке 1 класс
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Мордасова Наталья Васильевна

Рабочая прграмма по музыке 1 класс 2017-2018 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП музыка 1 класс37.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Зарёвская средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы_____________ М.Д. Хохлин                                                  

Приказ № 01-05/243 от «28» августа 2017 г.                                                                                

Рабочая программа

по музыке для 1Г класса

(базовый уровень)

Составитель – Мордасова Наталья Васильевна,

                                                                             учитель начальных классов

                                                             

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке для 1 "г" класса составлена на основе авторской программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной "Музыка. Начальная школа", учебно - методического комплекта «Школа России», учебника "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, М., Просвещение, 2015 г., входящего в Федеральный перечень учебников на 2017 – 2018 учебный год.

Актуальность создания данной программы на основе указанного УМК  заключается в следующем:

  • содержание УМК соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования второго поколения и учебному плану Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Зарёвской средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов;
  • предметное содержание УМК соответствует возрасту обучающихся и отражает круг интересов школьников;
  • разработанные в авторской программе цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, сохранены и в рабочей программе.

Данная рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 33 часа в год.

Планируемые предметные результаты усвоения учебного предмета

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений;
  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно - практических задач;
  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности.
  • развитие устойчивого интереса к  музыкальным  занятиям;
  • побуждение  эмоционального отклика  на  музыку  разных  жанров;
  • развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным  содержанием, определение их  характера  и настроения;
  • формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а  так же, мимике;
  • развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены,  спокойного дыхания),  выразительное  исполнение песен;
  • развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация  пьес программного характера.
  • формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
  • освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса обучающиеся научатся:

  • воспринимать  музыку  различных жанров;
  • эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных  видах  музыкально творческой деятельности;
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов,  в том  числе  и современных  электронных;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,  коллективного  (хорового и  инструментального)  воплощения  различных  художественных  образов.
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Содержание учебного предмета

«Музыка вокруг нас» (16 ч)

Урок 1. И Муза вечная со мной! 

Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.

Урок 2. Хоровод муз. 

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид  искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки,  молдавской  хоры.

Урок 3. Повсюду музыка слышна.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными  песенками-попевками. Определение  характера,  настроения  песенок,  жанровой  основы. Ролевая игра «Играем в композитора».

Урок 4. Душа музыки - мелодия. 

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня - напевность, широкое дыхание, плавность линий  мелодического  рисунка. Танец- движение и ритм, плавность и закругленность  мелодии,  узнаваемый  трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют  на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.

Урок 5. Музыка осени. 

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И. Чайковского и Г.В. Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная  форма  песен.

Урок 6. Сочини мелодию. 

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции.

Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».

Урок 7. «Азбука, азбука каждому нужна…».

 Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.

Урок 8. Музыкальная азбука.

 Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот -  знаков для обозначения музыкальных звуков.

Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.

Урок 9. Музыкальные инструменты.

Музыка и её роль в повседневной жизни человека.

Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов.

Урок 10. Звучащие картины.

Народные музыкальные традиции Отечества. Знакомство с понятием «тембр».

Урок 11. «Садко». Из русского былинного сказа.

Наблюдение народного творчества.

Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А. Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка». 

Урок 12. Разыграй песню. 

Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Сопоставление звучания народных  инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа – фортепиано.

Урок 13. Пришло Рождество, начинается  торжество. Родной обычай старины.

 Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.  

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных  песен-колядок.

Урок 14.  Родной обычай старины.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни

Л. Книппера «Почему зимой медведь спит?»

Урок 15.  Добрый праздник среди зимы.

 Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

Урок  посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т. Гофмана и музыкой  балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»,  который  ведет детей в мир чудес, волшебства,  приятных   неожиданностей.

Урок 16. Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок.

 «Музыка и ты »  (17 час)

 Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова - краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Урок 17. Край, в котором ты живешь.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.          

Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея  патриотического  воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное  отношение  к  вечным  проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая  силы в дни испытаний и  трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.

Урок 18. Поэт, художник, композитор.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.  

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.

Урок 19. Музыка утра. 

Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст  музыкальных  произведений,  которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство без слов передавать  чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении  пьес. Выявление  особенностей  мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии  формы. Выражение своего впечатления от музыки  к рисунку.

Урок 20. Музыка вечера. 

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.

Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые  подчеркивают характер и настроение музыки.

Урок 21. Музыкальные портреты. 

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.  

Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С. Прокофьева на стихи А. Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений  поэтов и  композиторов  к главным  героям  музыкальных  портретов.

Урок 22. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

 Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.

Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.  

Урок 23. У каждого свой музыкальный инструмент.

Музыкальные  инструменты.

Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным  характером. Звучание народных музыкальных инструментов.

Урок 24. Мамин праздник.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут  передать чувство  покоя, нежности, доброты, ласки.

Урок 25. Музы не молчали. Обобщающий урок.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.

 Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских  воинах, солдатах, о событиях  трудных  дней  испытаний  и  тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.

Урок 26. Музыкальные инструменты. 

Музыкальные  инструменты.

Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним  видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов -лютня, клавесин. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.

Урок 27. Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей  человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях  русской  народной  протяжной,  лирической песни  разудалой  плясовой.  

Урок 28. Звучащие картины.

Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный  образ.  Закрепление представления о музыкальных  инструментах  и исполнителях.  Характер  музыки  и  ее соответствие  настроению  картины.

Урок 29. Музыка в цирке.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное  настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.

Урок 30. Дом, который звучит. 

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. 

Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет.  Герои  опер - поют,  герои балета - танцуют. Пение  и  танец объединяет  музыка. Сюжетами опер и  балетов  становятся  известные  народные  сказки. В операх  и  балетах “встречаются” песенная, танцевальная  и  маршевая  музыка.

Урок 31. Опера-сказка. 

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.  

Детальное  знакомство  с  хорами  из  детских  опер. Персонажи  опер  имеют  свои  яркие  музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут  петь по одному - солист  и  вместе хором  в  сопровождении  фортепиано  или  оркестра. В  операх  могут  быть  эпизоды,  когда  звучит  только  инструментальная музыка.

Урок 32. «Ничего на свете  лучше нету». 

Музыка для детей: мультфильмы.

Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство  с  композиторами-песенниками,  создающими  музыкальные  образы.

Урок 33. Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

 Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год.

Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Музыка вокруг нас – (16ч)

1.

И муза вечная со мной!

04.09 - 08.09

2.

Хоровод муз.

11.09 – 15.09

3.

Повсюду музыка слышна.

18.09 – 22.09

4.

Душа музыки – мелодия.

25.09 – 29.09

5.

Музыка осени.

02.10 – 06.10

6.

Сочини мелодию.

09.10 – 13.10

7.

Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука.

16.10 – 20.10

8.

Музыкальные инструменты (дудочка, рожок, гусли, свирель)

23.10 – 27.10

9.

Музыка вокруг нас (обобщение).

06.11 – 10.11

10.

«Садко» (из русского былинного сказа).

13.11 -  17.11

11.

Музыкальные инструменты (флейта, арфа).

20.11 – 24.11

12.

Звучащие картины.

27.11 – 01.12

13.

Разыграй песню.

04.12 – 08.12

14.

Пришло Рождество, начинается торжество.

11.12 – 15.12

15.

Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.

18.12 – 22.12

16.

Музыка вокруг нас (обобщение).

08.01 – 12.01

Музыка вокруг нас – (16ч)

17.

Край, в котором ты живешь.

15.01 – 19.01

18.

Поэт, художник, композитор.

22.01 – 26.01

19.

Музыка утра. Музыка вечера.

29.01 – 02.02

20.

Музыкальные портреты.

05.02 – 09.02

21.

Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка).

19.02- 22.02

22.

У каждого свой музыкальный инструмент.

26.02 – 02.03

23.

Музы не молчали.

05.03 - 09.03

24.

Мамин праздник.

12.03 – 16.03

25.

Музыкальные инструменты.

19.03 – 23.03

26.

Чудесная лютня (по алжирской сказке).

02.04 – 06.04

27.

Звучащие картины. Обобщение материала.

09.04 – 13.04

28.

Музыка в цирке.

16.04 – 20.04

29.

Дом, который звучит.

23.04 – 27.04

30.

Опера-сказка.

30.04 – 04.05

31.

Ничего на свете лучше нету…

07.05 – 11.05

32.

Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.

14.05 – 18.05

33.

Музыка и ты. Обобщение материала.

21.05 – 25.05

Итого: 33 часа

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО

учителей начальных классов

 от «25» августа 2017 г. № 1

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________ Зайцева И.Г.

«28» августа 2017 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...