ПК 4.1.
план-конспект урока по музыке на тему
Выбирать УМК, разрабатывать учебно - методические материалы (рабочие программы, учебно - тематические КТП) на основе нового образовательного учреждения, особенности класса и отдельных обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое пособие. Правильная посадка за фортепиано. | 27.03 КБ |
КТП 5 класс | 15.23 КБ |
КТП 5 класс | 14.96 КБ |
КТП 7 класс | 14.86 КБ |
Нотный сборник "Лесная сказка" | 1.86 МБ |
Музыкальное воспитание в разных педагогических системах | 18.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра музыкального образования
Петухова Елизавета Ильинична
«Правильная посадка за фортепиано»
Челябинск, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА I. ПОСАДКА ЗА ИНСТРУМЕНТОМ
1.1. О значении правильно налаженного аппарата
1.2. Посадка за фортепиано
ГЛАВА II. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК ПИАНИСТА
2.1. Необходимые знания о руках
2.2. Упражнения по постановке рук
2.3. Комплекс упражнений для подготовки к игре на фортепиано для детей от 3 до 4 лет
Введение
Как известно, хороший фундамент – это основа того, что вся конструкция будет устойчивой. В случае с пианино этим фундаментом станет правильная посадка за фортепиано, ведь даже зная хорошо всю теорию, вы банально из-за физических затруднений не сможете раскрыть весь потенциал.
Изначально вам может показаться, что играть предложенным способом неудобно, но, поверьте, всё это придумали не ради чье-то глупой блажи – со временем вы осознаете, что играть правильно намного проще, чем так, как взбредёт в голову. Всё дело в самоконтроле и не более того. [7].
ГЛАВА I. ПОСАДКА ЗА ИНСТРУМЕНТОМ
- О значении правильно налаженного аппарата
О значении правильно налаженного аппарата для пианиста всем хорошо известно. Однако, не все понимают, что правильная посадка за инструментом самым прямым образом связана с налаживанием аппарата.
Именно неправильная посадка часто бывает причиной зажатости аппарата.
Все элементы наиболее рациональной посадки проанализированы огромным количеством поколений пианистов и среди этих элементов мы отобрали самые лучшие и «правильные». [1].
Ребёнок будет получать все необходимые знания по данной теме на уроке специальности. Но дело в том, что детям не свойственно постоянно удерживать в голове все эти «мелочи», они о них забывают
Если родители настроены помогать ребёнку, ускорять его продвижение, то им придется познакомиться с данными нехитрыми правилами. В дальнейшем, когда ученик будет занят выполнением домашнего задания, необходимо периодически смотреть на его посадку и при необходимости вовремя напоминать ему о правильной посадке. [5].
- Посадка за фортепиано
Первое, на что стоит обратить внимание, это посадка за фортепиано. Неправильная посадка приведет к тому, что сидеть ребенку будет неудобно, он будет зажимать руки. А с зажатыми руками ребенок мало что сможет сыграть. [2].
На что нужно обратить внимание, когда ребенок сидит за фортепиано?
- Высота стула
- Расстояние до инструмента
- Опора на стул
- Положение относительно центра клавиатуры
Высота стула зависит от роста и длины рук. Правило: локоть должен попасть в одну плоскость с клавиатурой. То есть рука должна быть как бы продолжением клавиш.
Если сесть на стул слишком высоко, то локти будут приподняты вверх. В таком положении не будет достаточной опоры на пальцы.
Если ребенок сядет слишком низко, то кисть будет приподниматься над клавиатурой. При этом она будет напрягаться и зажиматься.
Как отрегулировать высоту стула?
Можно купить специальный стул, у которого меняется высота. А можно подложить на стул подставку. Иногда в качестве подставки использовались сиденья от старых стульев или стопка нот. Так же можно взять сложенное плотное одеяло или подушку. Приспособить можно все, что угодно, лишь бы оно надежно лежало на стуле, не съезжало и не вызывало дополнительных напряжений.
Расстояние от стула до инструмента
Это расстояние зависит от длины предплечья, длины верхней части руки и от их соотношения. Нужно сидеть на таком расстоянии от инструмента, которое обеспечивает свободное движение рук и корпуса вперед – назад. Руки должны быть чуть согнуты в локтях и не должны прижиматься к телу. Между локтями и телом должен быть «воздух».
Попробуйте сесть за фортепиано, положить руки на клавиатуру и покачать предплечьями вверх – вниз, как бы раскрывая их и закрывая. Рука при этом должна двигаться свободно и не зажиматься, а кисти слегка расходиться в стороны. [2].
Если сесть слишком далеко, руки будут вытянуты вперед. В при слишком близкой посадке руки будут прижиматься к телу, а плечи – приподниматься.
Нужно найти такое положение, в котором ребенок будет чувствовать себя комфортно, корпус будет свободно двигаться, кисти, локти и предплечья будут свободны и податливы.
Опора
Тело ребенка должно иметь возможность свободно двигаться во всех направлениях. Ноги должны прочно упираться в пол. Первое время начинающие пианисты не пользуются педалями, поэтому ноги следует ставить на специальную подставку для ног.
Стул должен быть удобный, устойчивый, на четырех ножках. Вращающиеся стулья не подойдут.
Сидеть на стуле нужно не очень глубоко, но и не на самом краю – примерно посередине.
Слишком глубокая посадка не дает достаточной опоры в ногах. Если сидеть на краю, то, наоборот, большая часть тяжести тела падает на ноги. В таком положении корпус не может свободно двигаться, и тело будет напряжено. При этом придется как бы опираться на клавиатуру, чтобы сохранить равновесие. А это приведет к излишней нагрузке на пальцы.
При правильной посадке должно быть три торчки опоры. Мы опираемся на ноги, но основная тяжесть должна падать на стул. При таком положении корпус свободно двигается в любую сторону.
Положение относительно центра клавиатуры
Сидеть нужно посередине клавиатуры. Чтобы определить центр, поставьте ноги ребенка на педали и посадите напротив них. Если у вас клавиатура без педалей, середину можно определить относительно расположения клавиш. Обычно центр находится между клавишами «до» и «фа» первой октавы.
Главный критерий правильной посадки за фортепиано – удобство вашего ребенка. Корпус может свободно двигаться, локти свободные, спина прямая, в теле нет напряжения.
ГЛАВА II. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК ПИАНИСТА
2.1. Необходимые знания о руках
Коротко остриженные ногти на руках позволят максимально чувствовать клавиши и исполнять музыку. Пальцы на клавишах нужно стараться разместить поближе друг к другу. Каждый музыкант знает, что существует общепринятая нумерация пальцев для обеспечения точной игры на фортепиано. [3].
Номер первый (1) – большой палец на кисти руки, а мизинец обозначается номером 5. Такие специальные цифры часто располагают под нотными головками, а также в нотных текстах. Они помогают подобрать музыканту более удобные пальцы для исполнения произведений в необходимых местах на клавиатуре. Это является своеобразной подсказкой, чтобы музыкант смог разобраться в нотах.
Аппликатура
Существует определенный термин – «аппликатура», обозначающий распределение ролей пальцев, в процессе игры на клавишах. В некоторых печатных публикациях имеется четкая аппликатура. При ее наличии или отсутствии у музыканта есть выбор: или следовать указаниям редактора, или же создать свой собственный удобный вариант.
Важно создать максимально комфортные условия для занятий любимым делом. Помощь редактора принимается добровольно, можно обойтись и без нее. Гамму сначала нужно осваивать той рукой, которая является ведущей. Левша начинает с левой руки. Если гамма освоена одной рукой, то другой это будет сделать быстрее, пальцы будут двигаться зеркально. Начинающим пианистам важно понять принцип подмены пальцев и правильно варьировать позицию руки в процессе игры. [3].
2.2. Упражнения по постановке рук
Человеческая кисть руки имеет двадцать суставов. Большинство из них могут принимать разнообразную форму. Главное, определиться, какая форма будет самой необходимой для занятия музыкой.
Упражнение «Яблоко»
Рассмотрим специальное упражнение. Для этого необходимо взять в руку большое яблоко и держать его так, чтобы пальцы были направлены вниз, при этом не сжимая фрукт. Следует удерживать его так, чтобы чувствовать форму по всей длине, даже самими подушечками пальцев и с такой силой, которая достаточна для удержания на весу. Далее можно аккуратно вращать кисть в различных плоскостях, при этом бережно дотрагиваться до круглого фрукта полностью и вернуться в исходное положение. Это и является необходимой формой кисти при игре на фортепиано.
Не опускайте кистевой сустав
Руку в такой форме нужно разместить на клавишах фортепиано. Так, средние пальцы руки будут находиться на трех клавишах, которые имеют черный цвет, а большой и мизинец – на соседних белых. Подушечки пальцев должны чуть касаться черных клавиш, как можно более глубоко. Кисть руки обязательно должна иметь такую форму, как тогда, когда удерживала предмет на весу, не следует опускать сустав кисти. [4].
Основная нагрузка приходится на кончики пальцев
Следует перевести вес на подушечки пальцев руки, клавиши в это время беззвучно опустятся. Общий вес должен распределиться равномерно. Пальцы сохраняют исходную форму, не выпрямляются и не сгибаются. Можно попробовать осуществить вращательные движения кистевым суставом, пальцы находятся на клавиатуре и остаются без движения.
Постоянная нагрузка должна чувствоваться именно кончиками пальцев, кистевой сустав в это время делает плавные вращательные движения вокруг исходной формы. Появится желание снять напряжение с подушечек пальцев, приподнять руку в воздух, но делать этого не следует. Локоть обязательно должен висеть свободным, а плечо быть расслабленным.
Такая тренировка может стать первым уроком для рук и мышц, которые только начинают познавать мир музыки. В результате систематических упражнений, мышцы привыкают к такому виду нагрузкам. Со временем исчезает первичный дискомфорт и напряжение. [4].
Не зажимайте руки
От правильности исходной формы руки зависит скорость и качество обучения игры на инструменте. Важно, чтобы рука запомнила форму, вырабатываемую суставом при упражнениях с яблоком. Кончики пальцев должны привыкнуть ко всей тяжести, переносимой с руки. Пальцы должны обязательно держать округлую форму, а плечо, кисть и локоть должны опускаться ниже клавиш, зажатая рука очень быстро устает.
Вращайте кисть
Особое внимание следует обратить на вращение кистью на клавишах. Основной момент заключается в том, что вес на кончиках пальцев должен быть стабильным. Спина всегда остается прямой, локоть и плечо всегда остаются расслабленными. Нужно уделять равное внимание обеим рукам, но упражняться по очереди с каждой. Важно привыкнуть к новым ощущениям и натренировать необходимые мышцы. [4].
Тренируйтесь систематически
Систематический контроль приведет к положительному результату. Окончательная постановка руки занимает индивидуальное количество времени, у кого – то занимает пару лет, а у кого – то больше. Можно попробовать все возможные положения рук, сыграть несложную композицию и найти для себя что – то наиболее подходящее.
2.3. Комплекс упражнений для подготовки к игре на фортепиано для детей от 3 до 4 лет
Детям до трехлетнего возраста готовиться к игре на фортепиано рано, для них есть специальные комплексы развивающих пальчиковых игр.
Детям же в возрасте от трех до четырех лет уже можно подбирать несложные упражнения. Так, если, например, пальцы двигаются легко, но «зажаты» плечи или локти — свободной игры на фортепиано не получится. Именно поэтому следует выполнять комплекс упражнений для шейно — плечевого пояска, локтей и кистей.
В этом возрасте ребенку будет намного интереснее выполнять упражнения, если у него будет «компания» в лице папы, мамы или старшего брата или сестры. [5].
Упражнения для расслабления рук и плеч, выполняемых стоя
Игра «Шалтай — болтай»
Эта игра помогает освободить плечевой пояс, локти и кисти.
Встаньте прямо с опущенными руками, слегка нагнувшись вперед, попросите ребенка повторить действие.
Приговаривайте:
«Шалтай — болтай висел на стене,
Шалтай — болтай свалился во сне».
В такт словам покачивайте руками в одном направлении. Ребенок, наблюдая за вами, сделает то же самое. Постепенно наклон корпуса можно увеличивать.
Игра «То березка, то рябина»
Упражнение на расслабление корпуса и рук.
Встаньте и поднимите руки вверх, одновременно напевая песню «то березка, то рябина». Предложите ребенку представить, что его руки — это веточки дерева, которые плавно покачиваются из стороны в сторону. Покажите пример, и пусть ребенок повторит это действие под песню.
Игра «Пружинки»
Упражнение на разработку кистей рук.
Упражнение делается стоя у стены. Ученик упирается в стенку всеми пальчиками, потом отталкивается от нее, возвращается обратно. Важно обращать внимание на то, чтобы пальчики не были прямыми и жесткими, а мягко пружинили.
Упражнения для осанки, выполняемые сидя
Правильная посадка за инструментом — это одно из ключевых навыков для начинающих пианистов. Как правило, малышу тяжело сидеть правильно и одновременно расслабляться. Для этого требуются дополнительные упражнения. [5].
Игра «Ведерочки»
Упражнение убирает зажимы в грудном отделе.
Посадите ребенка за инструмент. Попросите его наклоняться то влево, то вправо, как будто он поднимает ведра с водой то с одной, то с другой стороны. Следите, чтобы спина оставалась ровной. Если ваш пианист ссутулился, аккуратно, поддерживая его в районе поясницы, исправьте его, но не трогайте область лопаток, чтобы ребенок не зажимал эти мышцы.
Игра «Наклоны»
Наклоны позволяют вашему ребенку подготовиться непосредственно к игре на инструменте.
Попросите ребенка сесть за инструмент или за стол. Пусть он с ровной спиной наклоняется к нему, а потом отклоняется обратно. Руки опущены вниз, ступни плотно стоят на полу. Желательно поддерживать ребенка в районе поясницы.
Упражнения для разработки пальцев
Детские педагоги по фортепиано уделяют много внимания «кончиками пальцев»: это позволяет музыкантам «не мазать» по клавишам, а с первого раза попадать в нужные ноты при игре произведений с быстрым темпом, а также регулировать силу нажима клавиш, выполняя так называемые «оттенки». [5].
Игра «Поцелуйчики»
Покажите малышку как делать упражнение: сложите вместе основания ладоней, кончики пальцев соедините, чтобы между ладонями получилось пространство в виде перевернутой капли. Держите пальцы несколько скругленными. Разнимите мизинцы, соедините их обратно. Затем разъедините и соедините безымянные пальцы — и так все пальцы по порядку. Попросите его повторить упражнение за вами.
Полезно сразу выучить принятую для игры на фортепиано нумерацию пальцев от первого (большого пальца) до пятого (мизинца), и давать ребенку задание с номерами пальцев, а не с их названиями.
Игра «Паровозик»
Это совместная игра родителя и ребенка. Родитель держит руки ладонями вниз, ребенок — ладонями вверх. Пальцы согнуты таким образом, чтобы можно было зацепиться друг за друга первыми фалангами. Важно сохранять контакт следует поменять местами.
Упражнения для постановки рук
Конечно, «ставить руку на клавиши» будет преподаватель музыки, но для подготовки можно взять классическое упражнение «парашют». [5].
«Парашют»
Обычно юные музыканты делают его на крышке закрытого инструмента, но можно использовать и письменный стол.
В руку берется небольшой мячик или пластиковый шарик. Он должен помещаться в ладошке ребенка так, чтобы кончики пальцев доставали до поверхности стола.
Следует зажать мяч в ладони и плавно опустить кисть на стол. Поверхности стола касаются только кончики пальцев.
Поднимать кисть следует нежно и аккуратно, как будто взлетает воздушный шарик. Затем снова плавно опустить кончики пальцев на стол. Когда ребенок освоит округлое положение кисти, можно выполнять это упражнение без мячика в ладони.
Любые упражнения с детьми важно проводить в игровой форме, а когда речь идет о будущих музыкантах, еще и в сопровождении детской ритмичной музыки. Это сделает занятия увлекательными, а заодно познакомит с музыкальными произведениями. [5].
Список литературы
1. Посадка за инструментом [Электронный ресурс]: https://tatzilbert.ru/posadka-za-instrumentom/
2. Посадка за фортепиано [Электронный ресурс]: https://music.leruny.ru/blog/posadka/
3. Правильное положение рук и тела при игре на фортепиано [Электронный ресурс]: https://learn-music.ru/articles/piano/pravilnoe-polozhenie-ruk-i-tela-pri-igre-na-fortepiano
4. Постановка рук для игры на фортепиано [Электронный ресурс]: https://prostoloca.ru/postanovka-ruk-dlya-igry-na-fortepiano
5. Как подготовить ребенка к игре на фортепиано [Электронный ресурс]: https://www.ya-roditel.ru/parents/bace/experts/kak-podgotovit-k-igre-na-fortepiano-8-uprazhneniy/
6. Правильная посадка за фортепиано — Артоболевская [Электронный ресурс]: https://yandex.ru/images/touch/search?text=правильная%20посадка%20за%20фортепиано%20артоболевская&source=wiz
7. Правильная посадка за фортепиано [Электронный ресурс]:
http://www.msmbg.com/portfolio/posadka-za-fortepiano/
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план
5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Характеристика деятельности учащегося |
1 | «Музыкальная живопись и живописная музыка» | 3 | Общее и особенное в русском и западно–европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
| Знать/понимать:выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов:С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики. |
2 | «Волшебная палочка дирижера» | 3 | Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.
| Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы. |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план
6 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Характеристика деятельности учащихся |
1 | «Космический пейзаж» | 3 | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.
| Знать/понимать:осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор. Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. |
2 | «Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.» | 3 | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:
| Знать/понимать:понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки. Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений. |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план
7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Характеристика деятельности учащегося |
1 | «Соната» | 3 | Углублённое знакомство с музыкальным жанром – соната. Знакомство с жанром камерной музыки – соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева, В.Моцарта. Закрепления понятия сонатная форма.
| Знать/понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Понимать значение терминов соната, выявлять содержание и идею произведения. |
2 | «Симфоническая музыка» | 3 | Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.
| Понимать значение терминов – симфония, сонатная форма, сонатное аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов. Понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Выполнила: студентка 40-й группы
Петухова Елизавета
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Челябинск, 2018
Статья на тему «Музыкальное воспитание в разных педагогических системах»
Музыкальное воспитание – что это?
Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.
Дети разные. И пути музыкального, как, впрочем, и любого другого воспитания, разные. Поэтому было бы неверно оценивать педагогические системы, которых в мире немало, по качественной шкале: "хорошая", "лучше", "ещё лучше". Плохих не бывает. Они не проходят испытание временем. Правильней сказать: эта годится больше таким-то детям (например, излишне возбудимым), а эта таким-то. Универсальной, оптимальной системы, которая идеально подходит для всех детей, пока не придумано. В условиях семейного воспитания папы и мамы тоже могут, учитывая индивидуальные особенности их ребёнка, придерживаться тех или иных принципов. Соответствующих тем или иным системам.
Существует множество методик и систем музыкального воспитания, такие как:
- Система Дмитрия Кабалевского;
- Система Карла Орфа;
- Система Марии Монтессори;
- Система Золтана Кодаи;
- Вальдорфская система;
- Метод Шиничи Судзуки;
- Метод Никитиных;
- Метод Павла Тюленева;
- Метод Хелен Хайнер
Кабалевский прекрасно знал о плачевном состоянии уроков музыки в общеобразовательной школе. Эти уроки, составленные из перемешанных в произвольных пропорциях частей (пение, слушание музыки, нотная грамота) были, за редким исключением, скучны и неинтересны. А, главное, оторваны от настоящего музыкального искусства, от жизни. Уроки и музыкальное искусство существовали как два параллельных мира и, практически, не пересекались.
Кабалевский попытался соединить уроки и музыку. И у него получилось. В чём её суть? Кабалевский говорил, что музыка покоится на трёх китах, на трёх главных составляющих — песне, танце, марше. Это и есть ниточка, соединяющая два мира. Потому что, с одной стороны на песне, танце и марше основываются сложнейшие произведения музыкальной культуры, а, с другой, они входят в музыкальный опыт всех детей с дошкольного возраста. Теперь "Марш деревянных солдатиков" из "Детского альбома" П.Чайковского становится не просто конкретным маршем, но одним из многих маршей. Если ребёнок это поймёт, то с радостью узнает марш, как нечто уже ему знакомое, скажем, в третьей части шестой симфонии П.Чайковского или в финале фортепианного концерта Д.Кабалевского. То же самое происходит с песней и танцем.
Немецкий композитор Карл Орф, современник Д.Кабалевского, придумал систему музыкального воспитания, которая, как и система русского композитора, рассчитана не на избранных, не на имеющих специальную музыкальную подготовку, а на всех детей. Её суть в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании. В игре на простейших, в основном, ударных, шумовых музыкальных инструментах. В движении под музыку. В инсценировании детских песенок и сказок. То есть в том, что дети особенно любят и делают с удовольствием. Тем более, что такие танцы и движение сопровождаются не только игрой на ударных музыкальных инструментах (барабанах, ложках, ксилофоне и т.п.), но и "звучащими жестами" — хлопками, шлепками по бёдрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком и проч.
Всё это не только превращает музицирование в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию, прививает любовь к пению, развивает чувство ритма.
О замечательном итальянском педагоге Марии Монтессори (1870- 1952 г.г.) всего несколько слов. Мария была первая в католической Италии женщина-врач. Она не была музыкантом, но долгие годы руководила детским садом, занималась с детьми с ограниченными возможностями, тонко чувствовала детскую психологию и понимала, что музыка — важная составляющая воспитания. Её главные педагогические принципы — интерес детей и их свободный выбор. В своём детском саду Мария обратилась к системе музыкального воспитания, которая ей была ближе всего. К системе Карла Орфа. При этом она внесла в систему Орфа некоторые оригинальные черты. Так бывает всегда, когда соприкасаются две жизнеспособные системы: одна подпитывает другую. Монтессори считала самой важной задачей родителей — организовать для ребёнка развивающее пространство. Чтобы всё, что ему нужно, было под рукой. Далее малыш сделает свой выбор. В нашем случае, музыкальные инструменты, рекомендованные Карлом Орфом, лежали перед ребёнком, и он сам выбирал тот, который ему больше нравится. В нужное для него время.
Замечательный венгерский композитор, как и Д. Кабалевский, большое значение придавал музыкальному воспитанию детей. Вот несколько основных положений его системы.
Нет немузыкальных детей. Немузыкальные взрослые — это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита. Поэтому Кодаи, пользовавшийся в Венгрии большим авторитетом, сумел добиться того, чего никогда не было ни в одной стране мира — уроки музыки в обычной, общеобразовательной школе стали ежедневными и занимали больше часов, чем все другие предметы.
Главное в музыкальном воспитании — пение и записывание мелодии по слуху.Именно этому, в основном, учили в венгерской школе. Лучший и самый доступный инструмент — голос, считал Кодаи. Поэтому пение важнее, чем игра на инструменте.
Об этой педагогической системе, возникшей в начале прошлого века под руководством немецкого педагога Рудольфа Штайнера, уже много лет не утихают споры. Одни считают, что эта система держит детей в оранжерейных условиях. И им будет трудно, когда они позже попадут в реальную жизнь. Другие, напротив, убеждены, что благодаря именно такому, лишённому насилия над личностью ребёнка, воспитанию, вырастают по настоящему свободные, гармонично развитые люди. Для нас, в рамках темы музыкального воспитания в семье, очевидно, что у этой системы воспитания многое можно позаимствовать.
Как вы могли заметить, в этой статье мы рассказали об основных направлениях музыкального воспитания в журналистском стиле, стараясь не показывать своего отношения к тем или иным системам и методам. Отчасти потому, что считаем: родители сами могут найти то, что им больше по душе. Но главным образом потому, что свои позиции в музыкальном воспитании мы уже высказали в предыдущих статьях.
Отметим основные положения разных педагогических систем, которые разделяют все их авторы и которые нам кажутся верными.
- В той или иной форме учить музыке всех детей.
- Начинать музыкальное воспитание как можно раньше.
- Учить малышей в игровой форме.
- Помнить о том, что в дошкольном возрасте главные учителя родители.
- Постараться самим папам и мамам полюбить классическую музыку.
Закончим словами древнегреческого философа Платона, которые за более чем два тысячелетия не утратили своего значения: " Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно".