Рабочая программа по музыке
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке составлена на основе:
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
программы формирования универсальных учебных действий;
• основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Кошурниковской СОШ № 8;
• на основе авторской программы Д. А. Рытова «Музыка». Система С. А. Болотовой «Начальная инновационная школа» - Москва: ООО «Русское слово» 2013г
Цели и задачи преподавания учебного курса
Цели:
- формирование духовно развитой личности ребенка;
- формирование у ребенка основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
Задачи:
-воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, к своему народу, к ближнему;
-воспитывать уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
-развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности, творческие способности в различных видах музыкальной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух, певческий голос;
-приобретать знания о музыке, в том числе во время знакомства с музыкальными произведениями;
-овладевать практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных и народных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс «Музыка» разработан с учетом специфики психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста, системно-сти и последовательности при решении задач музыкального образования младших школьников и формирования у них умения учиться.
В программе курса одним из ключевых направлений является концепция деятельностного развития ребенка на традициях народной музыкальной культуры. Она рассматривается как пропедевтический фундамент для мотивационно-осмысленного постижения в дальнейшем более сложных музыкальных явлений, понятий и характеристик.
Музыка является доминантным явлением в решении задач личностного, познавательного, коммуникативного, социального, эстетического и духовного развития ребенка. Ребенок через эмоционально-образное восприятие музыки получает, с одной стороны, знания о лучших образцах духовного наследия человечества, а с другой стороны — возможности для реализации своего творческого потенциала, природных задатков и музыкальных способностей, приобретения созидательного музыкального опыта.
Все это способствует решению вопросов развития ребенка через искусство, постижение эмоционального мира музыки.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание курса в соответствии с учебным планом Кошурниковской СОШ №8 разработано на 135 ч, из них 33 ч отводится на изучение изобразительного искусства в 1 классе (1 ч в неделю), во 2-4 классах на изучение курса отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Ценностью программы курса «Музыка» является то, что в ней особое внимание уделено духовно-нравственному, эстетическому, патриотическому воспитанию детей, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к искусству, в том числе и через метапредметное взаимодействие и связь с внеурочной деятельностью детей. Этому способствует знакомство с лучшими произведениями русской народной музыкальной культуры, музицирование на доступных музыкальных инструментах, особенно народных, погружение в мир народных игр и танцев.
Музыкальный и иллюстрирующий его дополнительный материал, широко представленный в программе курса, воспевающий красоту родной природы и эстетического отношения человека к ней, направлен на формирование экологического мышления учащихся в различных познавательных, коммуникативных и социальных ситуациях. Вместе с тем музыкальный материал преподносится детям во взаимосвязи с контекстом окружающей жизни и жизнью самого школьника. В заданиях задействованы знания и опыт школьников, полученные на других уроках и в повседневной жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
- укрепление культурной и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности ;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям : анализ,сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия ;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
Предметные результаты:
Раздел «Всегда пусть музыка звучит!»
« Музыкальная азбука»
Выпускник научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально -поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание иинтонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества(в пении, слове, движении, играх, действах и др.)
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Раздел «На родимой сторонке».
« Музыка не имеет границ».
Выпускник научится:
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовыватъ собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах ,музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Раздел «Праздник круглый год».
« Путешествие в мир музыкальных шедевров».
Выпускник научится:
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация ,музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-
поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пени ,инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека ,видеотека).
Раздел «Творческая мастерская музыканта».
Выпускник научится:
- узнавать и распознавать музыку, написанную в различных жанрах и стилях;
- уметь находить отличия в звучании симфонического и эстрадного оркестров, музыкального коллектива, исполняющего рок-музыку;
- создавать ритмическое сопровождение к песне на сделанных своими руками трещотках, ансамблевое музицирование.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять цветомузыкальную деятельность: подбор определенного цвета во время звучания музыкального произведения, анализировать свою деятельность;
- участвовать в коллективном музицировании на народных, элементарных и электронных музыкальных инструментах.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол.час. | Виды деятельности | Дата (план) | Дата (факт) |
Всегда пусть музыка звучит ( 9 ч) | |||||
1 | Мелодия – душа музыки. | 1 | Слушают « Вокализ» С .В. Рахманинова , Ноктюрн ми-бемоль мажор Ф .Шопена .Соотносят основные образно-эмоциональные сферы музыки. | 02.09 | |
2 | Камерная музыка. | 1 | Знакомятся с новыми музыкальными жанрами и стилями. Слушают «Романс» С. Рахманинова и вторую часть Струнного квартета №2 А. Бородина .Размышляют об отличиях музыкальных произведений. | 09.09 | |
3 | Симфонический цикл. | 1 | Слушают фрагменты четырёх частей «Прощальной» симфонии Гайдна. Описывают настроение ,созданное композитором в музыке. Описывают характер и темп каждой части. | 16.09 | |
4 | Старинные танцы. | 1 | Знакомятся с понятием «Сюита». Слушают одну из частей Французской сюиты №3 И . С .Баха, фрагмент Первой сюиты из балета «Золушка» С .Прокофьева. Рассуждают о роли солирующих музыкальных инструментах в передаче характера музыки. | 23.09 | |
5 | Балетный спектакль. | 1 | Просматривают видеофрагменты разных балетов: «Лебединое озеро» П .Чайковского , «Конёк- Горбунок» Р. Щедрина. Рассказывают, как танцоры передают характер главных героев и их общение друг с другом. | 30.09 | |
6 | Оперное искусство. | 1 | .Слушают хор «Солнцу красному слава!» из оперы А.Бородина «Князь Игорь». Рассказывают об услышанных музыкальных интонациях , об образе оперного героя , который создал певец. | 07.10 | |
7 | Зажигательный мюзикл. | 1 | Смотрят видеофрагменты мюзикла «Кошки» . Размышляют о том , почему мюзикл называют музыкальным спектаклем . Устанавливают различия между мюзиклом и оперой. Пробуют передать с помощью пения и танца художественный образ. | 14.10 | |
8 | « Вставайте , люди русские!» | 1 | Слушают 5-ю часть «Ледовое побоище» С. Прокофьева . смотрят фрагмент «Вставайте, люди русские!». Рассказывают о взаимосвязи и взаимодополнении музыки и киносюжета. Разучивают музыкальную тему этой части. | 21.10 | |
9 | Композитор. Исполнитель. Слушатель. | 1 | Рассуждают : почему музыканты являются связующим звеном между композитором и слушателями .Рассказывают как вести себя на концерте | 28.10 | |
Музыка не имеет границ ( 7 ч ) | |||||
1/10 | Музыка Украины. | 1 | Знакомятся со старинными украинскими инструментами. Слушают игру на кобзе, бандуре, русских гуслях и балалайке , находят сходства и отличия в звучании этих инструментов. Слушают ,разучивают и разыгрывают по ролям украинскую народную песню . | 11.11 | |
2/11 | Музыка Беларуси. | 1 | Слушают белорусскую обрядовую песню «Каляда» и народную песню «Купалинка». Вспоминают , как звучат русские колядки , определяют общее в этих песнях. Разучивают и разыгрывают по ролям белорусскую народную песню «Перепёлочка» | 18.11 | |
3/12 | Музыка Прибалтики. | 1 | Слушают эстонскую народную песню «Труби, рожок!» и песню в исполнении латышского хора. Высказывают своё мнение об особенностях этих музыкальных произведений .Разучивают эстонскую народную песню «У каждого свой музыкальный инструмент». | 25.11 | |
4/13 | Музыкальное путешествие по Европе. | 1 | Знакомятся с музыкальной культурой европейских государств. Рассказывают о характерных особенностях услышанной музыки. | 02.12 | |
5/14 | Музыка Америки и Африки. | 1 | Знакомятся с музыкальной культурой Америки и Африки. Слушают звучание африканского ударного инструмента балафона. Рассказывают о тембре музыкального инструмента и характере звучащего инструмента. | 09.12 | |
6/15 | Музыка Закавказья и Средней Азии | 1 | Знакомятся с многообразием восточной музыкальной культуры в песенном , танцевальном, инструментальном жанрах .Разучивают и поют азербайджанскую народную песню «Играй,танцуй!» | 16.12 | |
7/16 | Музыка не имеет границ. | 1 | Смотрят сцены из балета А. Хачатуряна «Гаянэ». Размышляют о том , какие средства выразительности , использованные в этой музыке , кажутся наиболее яркими. Рассуждают : почему так важно беречь музыкальную культуру своего народа ,знать и уважать культуру других народов? | 23.12 | |
Путешествие в мир музыкальных шедевров - 9 ч. | |||||
1/17 | Великий мелодист Сергей Рахманинов. | 1 | Знакомятся с творчеством С. Рахманинова. Слушают вторую часть Концерта №2 для фортепиано С Рахманинова Сравнивают голос звучащего в этой части фортепиано с голосом человека. | 30.12 | |
2/18 | Подвиг ленинградцев. | 1 | Слушают «Песня о ленинградских мальчишках» муз. И. Шварца , слова .В. Коростылёва.Слушают фрагмент первой части Симфонии №7 Д.Д. Шостаковича. Делятся впечатлениями от услышанной музыки .Рассказывают , как композитор передаёт нашествие врагов. | 13.01 | |
3/19 | За честь Отчизны. | 1 | Смотрят видеофрагмент оперы «Жизнь за царя» М. Глинки. Характеризуют эту музыку, пытаются представить образ Кутузова. Слушают , разучивают и поют песню «Учил Суворов вперёд глядеть». | 20.01 | |
4/20 | Великие оперные певцы. | 1 | Слушают голоса великих певцов и певиц( музыкальные произведения) , делятся своими впечатлениями. Рассуждают на тему: «Музыкальное искусство вечно». | 27.01 | |
5/21 | Маэстро . брависсимо!!! | 1 | Рассматривают фотографии музыкантов , заслуживших титул «маэстро», слушают музыкальные произведения в их исполнении. | 03.02 | |
6/22 | В храме музыки. | 1 | Рассматривают фотографии лучших оперных и концертных залов мира . Рассказывают о своих впечатлениях. | 10.02 | |
7/23 | Джаз! Джаз! Джаз! | 1 | Рассказывают о джазе и исполнителях джазовой музыки. Слушают произведения «Привет, Долли» в исполнении Луи Армстронга , «Караван» ДюкаЭллингтона. Создают к звучащему произведению ритмический аккомпанемент на ударном инструменте. | 17.02 | |
8/24 | Посвящение женщине. | 1 | Слушают музыкальные произведения , посвящённые женщине. Рассуждают о том, как певец в романсе передаёт художественный образ , созданный поэтом и композитором. | 03.03 | |
9/25 | Играем мюзикл! | 1 | Принимают участие в постановке детского мюзикла . Распределяют роли , разучивают вокальные партии и танцевальные движения. | 10.03 | |
Мастерская музыканта ( 9 ч ) | |||||
1/26 | Секрет Страдивари. | 1 | Знакомятся с мастерами и изобретателями музыкальных инструментов. Слушают звучание скрипки , созданную Страдивари . Рассказывают о её звучании. Слушают звучание балалайки мастера С.И. Налимова . рассказывают об особенностях тембра балалайки. | 17.03 | |
2/27 | Мастерим и играем. | 1 | Фантазируют и мастерят музыкальные инструменты из предметов , которые можно найти в каждом доме. Подыгрывают исполнению песни на самодельных инструментах. | 24.03 | |
3/28 | Электромузыкальные инструменты. | 1 | Рассматривают фотографии инструментов , которые используются как в сольной , так и в ансамблевой игре. Смотрят видеофрагмент концентра , определяют , какие музыкальные инструменты звучат. | 07.04 | |
4/29 | «Битлз» | 1 | Слушают песню «Битлз» «Вчера». Определяют звучащие в песне инструменты. Рассуждают о том , какими средствами музыкальной выразительности передаётся её характер. | 14.04 | |
5/30 | Рок – опера. | 1 | Смотрят видеофрагмент рок-оперы. Рассказывают об игре артистов. Делятся своими впечатлениями о том . как музыка помогает героям в передаче своих чувств друг к другу . Объясняют ,чем рок-опера отличается от оперы и мюзикла. | 21.04 | |
6/31 | « На безымянной высоте…» Новое звучание классической музыки. | 1 | Слушают песни о Великой Отечественной войне , рассматривают картины художников. Делятся своими впечатлениями об этих произведениях искусства Слушают «Вокализ» С. Рахманинова в двух вариантах. Делятся своими впечатлениями об услышанной музыке. Выделяют основные музыкальные отличия . | 28.04 | |
7/32 | Промежуточная аттестация | 1 | Различает основные музыкальные понятия, изученные на уроках музыки в течении учебного года. Работает в группе, разгадывает музыкальный кроссворд. Изготавливает из подручных инструментов музыкальный инструмент. Обыгрывает и исполняет с участниками группы песню с музыкальным сопровождением. | 05.05 | |
8/33 | Симфония света. | 1 | Смотрят видеофрагменты водных светомузыкальных представлений в Барселоне и в Дубае. Делятся своими впечатлениями. Определяют роль света и музыки в этих представлениях. | 12.05 | |
9/34 | Да здравствует музыка! | 1 | Выразительно исполняют песню «Всегда пусть музыка звучит!» ( муз. А. Зарубы , сл. Д . Рытова).Организуют праздничный концерт | 19.05 |
Описание материально-технического и методического обеспечения образовательного процесса
- Д.А. Рытов. Программа курса «Музыка» 1-4 классы. - Москва; ООО «Русское слово - учебник», 2013.
- Д. А. Рытов Учебник «Музыка» 4 класс – Москва; ООО «Русское слово - учебник», 2013.
- Д.А. Рытов. Рабочая тетрадь для 4 класса. – Москва; «Русское слово- учебник», 2014.
- Мультимедийное приложение к учебнику Д.А. Рытова «Музыка» для 4 класса.- Москва.,ООО «Русское слово- учебник», 2013.
Технические средства обучения
1.Классная магнитная доска.
2. Ноутбук учителя.
3. Мультимедийный проектор
4. Экран
5. Магнитофон
Промежуточная аттестация
Дата проведения (план) – 05.05.2017г
Место проведения – МБОУ Кошурниковская СОШ № 8, кабинет № 21
Форма проведения – тест + музыкальная викторина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...