«Балалайка – народный инструмент»
проект по музыке (3 класс) на тему
Балалайка — одно из самых ярких явлений в русской народной музыкальной культуре бесписьменной традиции.
Широкое распространение нового инструмента отражало, с одной стороны, интерес разных слоев населения к музицированию, с другой, способствовало сохранению и развитию традиционной культуры в условиях города.
Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_variant._misha._3kl._balalayka.doc | 591.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
X городская научно-практическая конференция
«Омск и омичи: прошлое, настоящее, будущее».
Секция: «Клуб юных краеведов»
Тема: «Балалайка – народный инструмент»
Автор:
Якубенко Михаил Александрович
обучающийся 32 класса
БОУ г. Омска «Гимназия № 26»
Руководитель:
Шевчук Лариса Викторовна,
учитель начальных классов
БОУ г. Омска «Гимназия № 26»
Консультант:
Якубенко Виктория Николаевна
Омск 2017
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………………3
2. История возникновения русского народного инструмента – балалайки……4
3. Устройство балалайки…………………………………………………………..7
4. Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки………8
5. Практическая часть……………………………………………………………...9
6. Заключение……………………………………………………………………...10
7. Список литературы……………………………………………………………..10
8. Приложение …………………………………………………………………….11
- Введение
История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей музыкальной науки.
Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства.
Балалайка — одно из самых ярких явлений в русской народной музыкальной культуре бесписьменной традиции.
Широкое распространение нового инструмента отражало, с одной стороны, интерес разных слоев населения к музицированию, с другой, способствовало сохранению и развитию традиционной культуры в условиях города.
Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом.
Тема моей исследовательской работы «Балалайка – народный инструмент».
Я выбрал эту тему, потому что мне интересно узнать, когда появился этот инструмент на Руси, и как происходило развитие его с течением исторического времени.
Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что современным детям всё меньше интересны обычаи и традиции русского народа, что люди забывают о своём культурном наследии, о своей музыке и о музыкальных инструментах, без которых когда-то невозможно было представить жизнь русских людей.
Считаю нужным познакомить ребят своего класса и школы с историей появления балалайки с помощью своего исследования.
Гипотеза имеет свои особенности. Я сделал предположение, что если я узнаю и расскажу о балалайке и истории её развития, то ученики моего класса узнают больше о русском музыкальном инструменте, у них расширится кругозор в области музыкального искусства, повысится интерес к предмету «музыка» в школе, а может даже у них появится желание научиться игре на балалайке, так же, как и у меня.
Проблема. Я нашёл много интересной информации по теме проекта. Мой интерес к русским народным инструментам возник, когда во время проведения праздничного концерта в нашей музыкальной школе, я обратил внимание на то, что почти все ребята интересуются современной музыкой и хореографией. И мало кто интересуется музыкальным народным творчеством.
Цель: расширить представление сверстников о музыкальном инструменте балалайка.
Задачи:
1. Найти и обработать информацию об истории народных инструментов;
2. Поиск информации о музыкантах балалаечниках;
3. Провести анкетирование одноклассников, и выяснить их осведомлённость о балалайке.
4. Продемонстрировать всю прелесть звучания инструмента.
История возникновения русского народного инструмента – балалайки
«...Балалайка - инструмент любительский:
таким он и должен быть,
в этом сила балалайки и ее значение;
но образцовое исполнение на ней,
как показатель игры,
должно существовать,
иначе не может быть подражания...»
В.В.Андреев.
- История возникновения
русского народного инструмента - балалайка
Балалайка — одно из самых ярких явлений в русской народной музыкальной культуре.
Широкое распространение нового инструмента отражало, с одной стороны,
интерес разных слоев населения к музицированию, с другой, способствовало сохранению и развитию традиционной культуры в условиях города.
Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом.
Вероятно, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свою повседневную жизнь. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.
Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили».
Этимология названия инструмента
Музыкальный инструмент балалайка имеет родственный корень с русскими словами как балаболить, балакать, балагурить, которые по смыслу своему не определяют серьёзности передачи информации или разговора, имеют свои синонимы, схожие по родству и смыслу, со словами болтать ни о чём, калякать, пусто звонить.
Все эти понятия определяют суть музыкального инструмента балалайки, как инструмента, лёгкого, не серьезного, но очень забавного и интересного по восприятию его созвучия с народным песнопением частушек или другого народного песенного фольклора.
Первые балалайки в отличие от тех, которые мы привыкли видеть сейчас, отличались своим внешним видом и имели всего две струны.
Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют.
Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых они по своей «вредности» приравнивались к разбойникам и волхвам.
Именно при правлении Петра I, появляются первые официальные документированные сообщения о том, что на Руси у простого народа есть, очень уважаемый, музыкальный инструмент балалайка.
Первые официальные источники, где упоминают музыкальный инструмент балалайка, были в июне 1688 году, во времена правления великого царя Петра, где из приказа Стрельцов в Малороссийский приказ, стало известно, что в Москве у двух людей, задержанных и доставленных в приказ, при себе была балалайка
К концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия.
Упоминание о балалайке в печатных источниках.
В фондах Центрального государственного архива древних актов СССР, хранится документ под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ». Относится этот документ к 1688 году, и вот о каком происшествии, приключившемся в Москве в нем рассказывается: «В нынешнем в 196-м году июня в 13 день в Стрелецкий приказ приведены арзамасец - посадский человек Савка Федоров сын Селезнев, да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тоё балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили…»
Следующим упоминанием о балалайке в печатных источниках был «Реестр», составленный и подписанный Петром I в 1715 году. В Санкт-Петербурге готовилось празднование шуточной свадьбы тайного советника князь - папы Н. М. Зотова. Свадебная церемония должна была сопровождаться грандиозным шествием ряженых, изображавших группы различных народов и племен, населявших в те времена Государство Российское. Каждой группе полагалось нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для данной национальности. Помимо большого количества других инструментов, в «Реестр» входило 4 балалайки. Тот факт, что балалайки были отданы участникам, одетым калмыками, говорит, видимо о том, что балалайка в начале XVIII века не имела широкого распространения в русском народе.
Известный хроникер русской музыкальной жизни Якоб Штелин (1712-1785) - Член Санкт-Петербургской академии наук с 1738 г. - посвятил балалайке целый раздел своей книги «Музыка и балет в России XVIII века». Называя балалайку «распространеннейшим инструментом во всей русской стране», и приписывая ей славянское происхождение.
К концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. У составителей музыкального словаря, под названием «Карманная книга на 1795 год» были достаточные основания утверждать, что «сей инструмент в великом употреблении в России… между простым народом».
На популярность балалайки во второй половине XVIII века указывает также то, что среди ее любителей было немало представителей «высшего сословия».
- Устройство балалайки
- Роль Василия Андреева
в развитии и совершенствовании балалайки
Однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин, выдающийся энтузиаст русской народной инструментальной музыки, талантливый балалаечник и дирижер, Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу, выдавалась балалайка, и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой.
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас.
Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру.
Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки.
В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.
- Практическая часть
Я провёл анкетирование среди учащихся 3-2 класса, было опрошено 26 респондентов.
На первый вопрос анкеты, какие народные инструменты ты знаешь?
24 респондента назвали балалайку, 1 ученик назвал дудку, 1 ученик домбру, 4 ученика гитару, 2 ученика баян, 2ученика скрипка, 6 учеников ложки, 1 респондент никакой инструмент не назвал.
Анкетирование 3 класс
ВОПРОС | ДА | НЕТ | НЕ ЗНАЮ |
1.Какие народные инструменты ты знаешь? | Балалайка | ||
2.Умеешь ли ты играть на каком – ни будь народном инструменте? | 10 | 13 | 3 |
3. Знаешь ли ты народный инструмент балалайка? | 26 | - | - |
4.Играет ли на балалайке кто –то из твоих родственников или знакомых? | 17 | 9 | 1 |
5. Слышал ли ты живое звучание инструмента? | 22 | 1 | 3 |
6. На балалайке 4 струны ? | 7 | 12 | 7 |
7.Знаешь у какого народа балалайка является народным инструментом? | 17 | 4 | 5 |
8.Согласен ли ты с тем, что музыка благотворно воздействует на человека? | 23 | - | 3 |
9. Знаком ли ты с историей появления балалайки? | 3 | 20 | 3 |
Выводы:
Изучив и обработав анкеты, я пришел к выводу: что большая часть класса знает такой народный инструмент как балалайка, видели, а многие слышали звучание и никто из класса кроме меня не умеет играть на этом инструменте. Не все ученики знают, как выглядит балалайка. Практически все ученики согласны, что музыка благотворно воздействует на человека.
- Заключение.
Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры. Таким образом, рассмотрев разные источники об истории происхождения балалайки можно сделать вывод о том, что действительно балалайка является исконно русским инструментом. Чтобы хорошо знать настоящее, важно изучить прошлое-историю.
VII. Список литературы.
1.Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. Москва,1987
2.Павлоцкая Н.Э. История музыкальных инструментов. КАРО, 2005
3.Пересада А.И. Справочник балалаечника. Москва,1977
- Приложение.
Анкетирование 3 класс
ВОПРОС | ДА | НЕТ | НЕ ЗНАЮ |
1.Какие народные инструменты ты знаешь? | Ответ | ||
2.Умеешь ли ты играть на каком – ни будь народном инструменте? | |||
3. Знаешь ли ты народный инструмент балалайка? | |||
4.Играет ли на балалайке кто –то из твоих родственников или знакомых? | |||
5. Слышал ли ты живое звучание инструмента? | |||
6. На балалайке 4 струны ? | |||
7.Знаешь у какого народа балалайка является народным инструментом? | |||
8.Согласен ли ты с тем, что музыка благотворно воздействует на человека? | |||
9. Знаком ли ты с историей появления балалайки? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.
Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...
Русский народный инструмент балалайка. Конспект урока.
Знакомство с русским народным музыкальным инструментом балалайка: с его особенностями, строением инструмента и звучанием. Расширение словарного запаса учащихся посредством употребления муз...
Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов
Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...
Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс
Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...
Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс УМК "Школа России"
КОНСПЕКТ УРОКА по музыкеТема: «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов»Цели деятельности учителя: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народны...
Русские народные мелодии в исполнении народных инструментов
Прославляет песня милые края. Звонкая, веселая, грустная порой ...
Презентация урока по музыке "Русская народная мелодия в исполнении народных инструментов"
Прославляет песня милые края. Звонкая, веселая, грустная порой Льется по России вольною рекой. Песня русская-русская душа! До чего ж ты, песня, хороша! От рожденья до последни...