"Мы победили!"
классный час по музыке (4 класс)

Харланова Светлана Петровна

Сценарий музыкально-литературной композиции.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подготовила:

преподаватель по классу

аккордеона МБУ ДО

«ДМШ имени В.В.Андреева»

 г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра

Харланова Светлана Петровна

Сценарий музыкально-литературной композиции

"Мы победили!"

Звучит  «Марш Преображенского полка»

Ведущая. Полк был сформирован царём Петром I в 1691 году, из потешных села Преображенского  от которого и получил своё наименование. Поте́шные войска́  были  сформирован царём Алексеем Михайловичем из «малых робяток», для забав царевича Петра.

В число «потешных» стали записываться и взрослые. Первым  в потешные записался придворный конюх Семён Бухвостов. Он считается первым солдатом нашей армии!

        У полка появляется своё знамя и нагрудный знак.  Создаётся полковой оркестр. Капельмейстер пишет первый строевой полковой  марш.

Преображенцы становятся основой будущей регулярной армии России.

Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Как говорил наш великий полководец Александр Васильевич Суворов, музыка удваивает, утраивает армию: "С крестом в руке, с развернутыми стягами и знаменами, и с громогласной военной музыкой взял я Измаил". И мы помним из многочисленной истории (а, к сожалению, наше государство неоднократно принимало участие в войнах, в различных конфликтах), мы помним, что, конечно, военная музыка, она поднимала боевой дух русских воинов, которые шли вперед, в атаку, выполняли поставленную задачу. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести. Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели.

Это - былинные русские богатыри: Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец. Это Александр Невский, а  битва с его участием получила название Ледовое побоище и было это  в 13 веке. Дмитрий Пожарский и Козьма Минин 400 лет назад в 1612 году создали народное ополчение, т.е. войско из простых людей-горожан и крестьян и изгнали польских захватчиков. С этим сражением связан праздник 4 ноября – День народного единства.

        Великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся         Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение и победил в нём.

        В честь этой даты для вас звучит «Маленькая сюита» - рассказы шести игрушечных солдатиков и капрала об одном сражении

В.Кароник «Маленькая сюита»

1й ученик. А сколько песен сочинил наш народ, провожая своих героев в дальний поход на войну и ожидая с победой. Вот одна из них появившаяся во время русско-турецкой войны.

Укр.н.п.  «Ехал казак за Дунай»

2й ученик. Полюшко-поле — русская песня, которая, благодаря широкой популярности, считается народной.

Полюшко-поле,

Полюшко, широко поле.

Едут по полю герои,

Эх, да Красной Армии герои!

Л.Книппер  «Полюшко-поле»

1й ученик. Берёзка…

2й ученик. Берёзонька…

Ведущая. Как много заключено в этих словах для русского сердца!

Образ  белоствольной красавицы русских лесов для многих из нас является символом отчего края, дома, в котором родился и рос. Поэты посвятили ей вдохновенные строки, художники запечатлели неповторимую её красоту в живописных полотнах. В песнях и стихах нашего народа с берёзкой очень часто сравнивают русскую девушку. О ней говорят: нежная, стройная, величавая, словно берёзка!

1й ученик. Из исторической хроники известно, что полковой оркестр, которым руководил автор следующего вальса Евгений Дрейзин, вместе с капельмейстером участвовал в атаках против японцев в июле 1904 года.

2й ученик. Музыканты прямо на поле боя играли русские военные марши и другую музыку, подымавшую настроение воинов, усиливавшие их боевой порыв, а затем — в составе санитарного отряда выносили с поля боя раненых и убитых.

Ведущая. Именно тогда, в японском плену, тоскуя по родине, и сочинил Евгений Михайлович свой вальс «Берёзка», в котором попытался высказать и выразить сыновнее чувство любви к родимой земле, к неповторимой русской природе, веру в народ свой, в его неодолимую силу.

Е.Дрезен «Берёзка»

Ведущая. В феврале 1905 года Мокшанский  полк принял участие в кровопролитных боях с врагом, претендующим на границы нашей Родины на Востоке.  Одиннадцать суток полк не выходил из боя. На двенадцатые кольцо окружения сомкнулась.

1й ученик. Но в самый критический момент, когда иссякли и силы и боеприпасы, командир полка полковник Побыванец подал команду: «Знамя и оркестр – вперед!».

Ведущая. Капельмейстер Илья Шатров воскликнул: «Музыканты, настал наш час!» – взмахнул рукой, и грянул боевой марш. Вслед за полковым знаменем он повел вперед свой оркестр.

2й ученик. За ними поднялся в штыковую атаку весь пехотный полк. Боевой марш не умолкал, впереди оркестра шел капельмейстер Шатров. Артиллерийский снаряд противника ударил по оркестру, убит музыкант, ударной волной отбросило в сторону Шатрова. Но он с оркестром снова идет вперед. Военные марши следовали один за другим. Японцы дрогнули. Русское "Ура!" прозвучало в финале.

Ведущая. Мокшанский полк стремительной штыковой атакой отбросил противника и вышел из окружения, хоть и понес большие потери.

Д.Покрасс  «Красная армия всех сильней»

Ведущая. Закончилась война, подписан мирный договор с Японией. Именно здесь, под шум моря Илья Шатров начал сочинять свой вальс, посвященный друзьям и товарищам. Так появился Вальс под названием «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии»

И.Шатров «На сопках Маньчжурии»

Ведущий читает стих на фоне музыки

Эта грусть не сейчас родилась,

Это звякнул «Георгий» в коробке.

Это льётся над Родиной вальс,

Заливая Маньчжурские сопки.

Сколько их было, во веки веков,

Русских, морских и пехотных полков.

И над забвеньем, над сном, над судьбой

Тихо вокруг, сопки покрыты мглой.

(Т.Глушкова)

1й ученик. Представьте себе русский  лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, которую не может нарушить даже гармонь…  В музыке этого вальса выражены настроение и основная идея стихов поэта – не только раздумья и воспоминания о мирной жизни, но и призыв к борьбе с ненавистным врагом, потому что дорога к дому, к любимой ведёт через войну, через испытания и невзгоды.

М.Блантер  «В лесу прифронтовом»

2й ученик. Романтические  песни о конях, клинках, эскадронах, тачанках звучали на полную мощность, юноши и мальчишки пели их, но бой уже представляли себе по-иному. Должны были появиться песни о танкистах. И они появились.

Ведущая. В Монгольской Народной Республике на берегах реки Халха стоит танк- памятник . Он возвышается на месте боев 1939 года. На пьедестале приварены сталью строки из песни: "Броня крепка, и танки наши быстры".

Никого не желая обидеть, хочется сказать, что песня была написана просто о танковом экипаже, а в каждом экипаже тогда было по три танкиста. И каждый экипаж вправе был считать, что песня - только о нем.

бр.Покрасс «Три танкиста»

Ведущая. И завершить наш концерт мне бы хотелось строчками из  известного многим фильма «Офицеры» : «Есть такая профессия – Родину защищать!»

Г.Свиридов  «Военный марш»

Ведущая. Ну а наш концерт окончен. Спасибо за внимание и - до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок гражданственности "Победа деда - твоя победа"

Урок разработан с применением приёмов развития критического мышления на уроке....

Урок гражданственности "Победа деда - твоя победа"

Урок разработан с применением приёмов развития критического мышления на уроке....

Сценарий районного конкурса чтецов «Цена Победы», посвященного 65- летию Победы над немецкими захватчиками. (для учащихся 4 классов)

Воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма, ответственности живущих сейчас за судьбы страны, уважения к бессмертному воинскому подвигу...

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён победе в войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов «Победа деда - моя победа» (к 65-летию победы в Великой Отечественной войне)

Цели:расширять исторические знания детей; воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству;привитие патриотизма, героизма, любви к своей Родине;воспитание уважени...