Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты)
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
- рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
- сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
- собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
- заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
- создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
- создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
- размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
- представлять данные;
- создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
- создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
- определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
- моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание учебного предмета «Музыка»
1 класс (33 ч)
Музыка вокруг нас (16 ч)
Классификация музыкальных звуков. И муза вечная со мной |
Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Хоровод муз |
Ритм окружающего мира. Повсюду музыка слышна |
Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Душа музыки – мелодия |
Понятие длительностей в музыке. Музыка осени |
Творческое соревнование. Сочини мелодию |
Интонация в музыке и в речи. Азбука, азбука, каждому нужна… |
Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Музыкальная азбука |
Выразительные свойства мелодии. Музыкальные народные инструменты |
Типы мелодического движения. «Садко». Из русского былинного сказа |
Аккомпанемент. Музыкальные народные инструменты |
Короткие и длинные звуки. Звучащие картины |
Ритмический рисунок. Разыграй песню |
Формирование первичных аналитических навыков. Пришло Рождество, начинается торжество |
Понятие контраста в музыке. Родной обычай старины |
Лад. Мажор и минор. Тоника. Добрый праздник среди зимы |
Музыка и ты (17 ч)
Основы музыкальной грамоты. Край, в котором ты живёшь |
Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Поэт, художник, композитор |
Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Музыка утра |
Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Музыка вечера |
Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш. Музыкальные портреты |
Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Разыграй сказку |
У каждого свой музыкальный инструмент |
Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Музы не молчали |
Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Музыкальные инструменты |
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Мамин праздник |
Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Музыкальные инструменты |
Чудесная лютня |
Динамические оттенки (форте, пиано). Звучащие картины |
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Музыка в цирке |
Дом, который звучит |
Творческое соревнование. Опера – сказка |
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в первом классе. Ничего на свете лучше нету… |
2 класс (35 ч)
Россия – Родина моя (3 ч)
Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Мелодия |
Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Здравствуй, Родина моя! |
Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн России. |
День, полный событий (6 ч)
Многообразие музыкальных интонаций. Музыкальные инструменты (фортепиано) |
Метроритм. Природа и музыка. Прогулка. |
Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Танцы, танцы, танцы… |
Ритмоформулы. Такт. Размер. Эти разные марши. Звучащие картины. |
Музыкальный фольклор. Расскажи сказку. Колыбельные Мама. |
Музыкальные образы родного края. |
О России петь – что стремиться в храм (7 ч)
Песенность как отличительная черта русской музыки. Великий колокольный звон. Звучащие картины. |
Народные инструменты. Русские народные инструменты. |
Прогулки в прошлое. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. |
Музыкальный фольклор. Молитва. |
Годовой круг календарных праздников. С Рождеством Христовым! |
Музыка на Новогоднем празднике. |
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Обобщающий урок |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч)
Музыкальный фольклор. Народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. |
Основы музыкальной грамоты. Музыка в народном стиле. Сочини песенку |
Народные игры. Проводы зимы. Встреча весны |
В музыкальном театре (5 ч)
Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра. Детский музыкальный театр. Опера |
Средства музыкальной выразительности. Балет |
Балет, опера. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера |
Расположение нот в первой-второй октавах. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы |
Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов. Увертюра. Финал |
В концертном зале (4 ч)
Повторность и вариативность в музыке. Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк» |
Вариации. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление |
Классические музыкальные формы. «Звучит нестареющий Моцарт» |
Симфония № 40. Увертюра. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 ч)
Классические музыкальные формы. Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах |
Средства музыкальной выразительности. Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга |
Куплетная форма в вокальной музыке. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла |
Великие русские композиторы-мелодисты. Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев) |
Творческое соревнование. Могут ли иссякнуть мелодии? |
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе. Обобщающий урок |
Резерв |
3 класс (35 ч)
Россия – Родина моя (5 ч)
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. Мелодия – душа музыки |
Основы музыкальной грамоты. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины») |
Интервалы и трезвучия. Образы защитников Отечества в музыке. |
Чтение нот. Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева |
Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Опера «Иван Сусанин» М. Глинки. |
День, полный событий (3 ч)
Пение по нотам с тактированием. Утро |
Портрет в музыке. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка») |
Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом. Детские образы М.Мусоргского(«В детской», «Картинки с выставки») и П. Чайковского («Детский альбом») |
О России петь – что стремиться в храм (7 ч)
Исполнение канонов. Два музыкальных обращения к Богородице |
Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды. Образ матери в музыке, поэзии, живописи. |
Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры. Образ матери в современном искусстве |
Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Праздники Православной церкви. |
Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке. |
Жанры величия и баллады в музыке и поэзии |
Разучивание песен к праздникам. Музыка в новогоднем празднике |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (2 ч)
Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. Былина как древний жанр русского песенного фольклора. |
Творческое соревнование. Масленица – праздник русского народа. |
В музыкальном театре (5 ч)
Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры. Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора |
Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. |
Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. «Океан – море синее» вступление к опере «Садко». |
Мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса. |
«Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова |
В концертном зале (6 ч)
Симфонический оркестр. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского. |
Жанр концерта: концерты для солирующего инструмент и оркестра. Музыкальные инструменты – флейта, скрипка. |
Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. |
Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части) |
Финал Симфонии № 3. |
Мир Бетховена |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 ч)
Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Чудо - музыка |
Острый ритм – джаза звуки |
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. Люблю я грусть твоих просторов |
Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Мир Прокофьева. Певцы родной природы |
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет |
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе. Обобщение изученного. |
Резерв |
4 класс (35 ч)
Россия – Родина моя (4 ч)
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Мелодия «Ты запой мне ту песню…» |
Как сложили песню. Звучащие картины |
Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Ты откуда русская, зародилась, музыка? |
Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. «Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь» |
О России петь – что стремиться в храм (5 ч)
Исполнение канонов. Святые земли Русской. Илья Муромец. Бородин «Богатырская симфония». Мусоргский «Богатырские ворота» |
Интервалы и трезвучия. Кирилл и Мефодий |
Средства музыкальной выразительности. Праздников праздник, торжество из торжеств |
Разучивание песен к праздникам. Родной обычай старины. Светлый праздник |
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Народные праздники. Троица |
День, полный событий (5 ч)
Чтение нот. « Приют спокойствия, трудов и вдохновенья». А.С. Пушкин и музыка |
Средства музыкальной выразительности. Зимнее утро. Зимний вечер. Чайковский «У камелька» |
Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам. «Что за прелесть эти сказки». Прокофьев «Сказочка». Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане». «Три чуда» |
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь |
Пение по нотам с тактированием. Романсы на стихи Пушкина. «Приют, сияньем муз одетый» |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)
Средства музыкальной выразительности. Композитор – имя ему народ |
Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. |
Разучивание песен к праздникам. «Музыкант-чародей». Народные праздники. |
Интервалы и трезвучия. Троица |
В музыкальном театре (6 ч)
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Чайковский «Вариации» |
Мусоргский «Картинки с выставки» «Старый замок». |
Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений. «Счастье в сирени живет». Рахманинов романс «Сирень» |
«Не молкнет сердце чуткое Шопена...». Танцы, танцы, танцы … |
Музыкальная драматургия сонаты. Патетическая соната Бетховена. Годы странствий. Глинка романс «Венецианская ночь», «Арагонская хота», Чайковский «Баркарола» |
Оркестровая партитура. «Царит гармония оркестра». Концертные залы |
В концертном зале (5 ч)
Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений. Глинка «Иван Сусанин». «Праздников праздник, торжество торжеств». |
Опера. Исходила младёшенька. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского |
Русский Восток. Восточные мотивы. Музыка Хачатуряна |
Балет. Балет «Петрушка» |
Творческое соревнование. Театр музыкальной комедии. Оперетта. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч)
Оркестровая партитура. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. |
Электромузыкальные инструменты. Мастерство исполнителя. В каждой интонации спрятан человек |
Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул. Музыкальные инструменты |
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальный сказочник |
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы. Рассвет на Москве-реке |
Резерв |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 класс (33 часа) | ||
1 | Музыка вокруг нас | 16 |
2 | Музыка и ты | 17 |
2 класс (35 часов) | ||
1 | Россия – Родина моя | 3 |
2 | День, полный событий | 6 |
3 | О России петь – что стремиться в храм | 7 |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3 |
5 | В музыкальном театре | 5 |
6 | В концертном зале | 6 |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 7 |
3 класс (35 часов) | ||
1 | Россия – Родина моя | 5 |
2 | День, полный событий | 3 |
3 | О России петь – что стремиться в храм | 7 |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 2 |
5 | В музыкальном театре | 5 |
6 | В концертном зале | 6 |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 7 |
4 класс (35 часов) | ||
1 | Россия – Родина моя | 4 |
2 | День, полный событий | 5 |
3 | О России петь – что стремиться в храм | 5 |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 |
5 | В музыкальном театре | 6 |
6 | В концертном зале | 5 |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 6 |
Приложение
к рабочей программе по музыке
Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 ч)
№ | Дата | Тема, содержание урока | Количество часов | Примечание |
Музыка вокруг нас (16 ч) | ||||
1 | Классификация музыкальных звуков. И муза вечная со мной | 1 | ||
2 | Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Хоровод муз | 1 | ||
3 | Ритм окружающего мира. Повсюду музыка слышна | 1 | ||
4 | Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Душа музыки – мелодия | 1 | ||
5 | Понятие длительностей в музыке. Музыка осени | 1 | ||
6 | Творческое соревнование. Сочини мелодию | 1 | ||
7 | Интонация в музыке и в речи. Азбука, азбука, каждому нужна… | 1 | ||
8 | Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Музыкальная азбука | 1 | ||
9 | Выразительные свойства мелодии. Музыкальные народные инструменты | 1 | ||
10 | Типы мелодического движения. «Садко». Из русского былинного сказа | 1 | ||
11 | Аккомпанемент. Музыкальные народные инструменты | 1 | ||
12 | Короткие и длинные звуки. Звучащие картины | 1 | ||
13 | Ритмический рисунок. Разыграй песню | 1 | ||
14 | Формирование первичных аналитических навыков. Пришло Рождество, начинается торжество | 1 | ||
15 | Понятие контраста в музыке. Родной обычай старины | 1 | ||
16 | Лад. Мажор и минор. Тоника. Добрый праздник среди зимы | 1 | ||
Музыка и ты (17 ч) | ||||
17 | Основы музыкальной грамоты. Край, в котором ты живёшь | 1 | ||
18 | Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Поэт, художник, композитор | 1 | ||
19 | Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Музыка утра | 1 | ||
20 | Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Музыка вечера | 1 | ||
21 | Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш. Музыкальные портреты | 1 | ||
22 | Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Разыграй сказку | 1 | ||
23 | У каждого свой музыкальный инструмент | 1 | ||
24 | Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Музы не молчали | 1 | ||
25 | Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Музыкальные инструменты | 1 | ||
26 | Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Мамин праздник | 1 | ||
27 | Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Музыкальные инструменты | 1 | ||
28 | Чудесная лютня | 1 | ||
29 | Динамические оттенки (форте, пиано). Звучащие картины | 1 | ||
30 | Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Музыка в цирке | 1 | ||
31 | Дом, который звучит | 1 | ||
32 | Творческое соревнование. Опера – сказка | 1 | ||
33 | Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в первом классе. Ничего на свете лучше нету… | 1 |
Приложение
к рабочей программе по музыке
Календарно-тематическое планирование
2 класс (35 ч)
№ | Дата | Тема, содержание урока | Количество часов | Примечание |
Россия – Родина моя (3 ч) | ||||
1 | Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Мелодия | 1 | ||
2 | Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Здравствуй, Родина моя! | 1 | ||
3 | Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн России. | 1 | ||
День, полный событий (6 ч) | ||||
4 | Многообразие музыкальных интонаций. Музыкальные инструменты (фортепиано) | 1 | ||
5 | Метроритм. Природа и музыка. Прогулка. | 1 | ||
6 | Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Танцы, танцы, танцы… | 1 | ||
7 | Ритмоформулы. Такт. Размер. Эти разные марши. Звучащие картины. | 1 | ||
8 | Музыкальный фольклор. Расскажи сказку. Колыбельные Мама. | 1 | ||
9 | Музыкальные образы родного края. | 1 | ||
О России петь – что стремиться в храм (7 ч) | ||||
10 | Песенность как отличительная черта русской музыки. Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1 | ||
11 | Народные инструменты. Русские народные инструменты. | 1 | ||
12 | Прогулки в прошлое. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. | 1 | ||
13 | Музыкальный фольклор. Молитва. | 1 | ||
14 | Годовой круг календарных праздников. С Рождеством Христовым! | 1 | ||
15 | Музыка на Новогоднем празднике. | 1 | ||
16 | Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Обобщающий урок | 1 | ||
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч) | ||||
17 | Музыкальный фольклор. Народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | 1 | ||
18 | Основы музыкальной грамоты. Музыка в народном стиле. Сочини песенку | 1 | ||
19 | Народные игры. Проводы зимы. Встреча весны | 1 | ||
В музыкальном театре (5 ч) | ||||
20 | Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра. Детский музыкальный театр. Опера | 1 | ||
21 | Средства музыкальной выразительности. Балет | 1 | ||
22 | Балет, опера. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера | 1 | ||
23 | Расположение нот в первой-второй октавах. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы | 1 | ||
24 | Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов. Увертюра. Финал | 1 | ||
В концертном зале (4 ч) | ||||
25 | Повторность и вариативность в музыке. Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк» | 1 | ||
26 | Вариации. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление | 1 | ||
27 | Классические музыкальные формы. «Звучит нестареющий Моцарт» | 1 | ||
28 | Симфония № 40. Увертюра. | 1 | ||
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 ч) | ||||
29 | Классические музыкальные формы. Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах | 1 | ||
30 | Средства музыкальной выразительности. Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга | 1 | ||
31 | Куплетная форма в вокальной музыке. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла | 1 | ||
32 | Великие русские композиторы-мелодисты. Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев) | 1 | ||
33 | Творческое соревнование. Могут ли иссякнуть мелодии? | 1 | ||
34 | Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе. Обобщающий урок | 1 | ||
35 | Резерв | 1 |
Приложение
к рабочей программе по музыке
Календарно-тематическое планирование
3 класс (35 ч)
№ | Дата | Тема, содержание урока | Количество часов | Примечание |
Россия – Родина моя (5 ч) | ||||
1 | Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. Мелодия – душа музыки | 1 | ||
2 | Основы музыкальной грамоты. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины») | 1 | ||
3 | Интервалы и трезвучия. Образы защитников Отечества в музыке. | 1 | ||
4 | Чтение нот. Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева | 1 | ||
5 | Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Опера «Иван Сусанин» М. Глинки. | 1 | ||
День, полный событий (3 ч) | ||||
6 | Пение по нотам с тактированием. Утро | 1 | ||
7 | Портрет в музыке. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка») | 1 | ||
8 | Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом. Детские образы М.Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки») и П. Чайковского («Детский альбом») | 1 | ||
О России петь – что стремиться в храм (7 ч) | ||||
9 | Исполнение канонов. Два музыкальных обращения к Богородице | 1 | ||
10 | Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды. Образ матери в музыке, поэзии, живописи. | 1 | ||
11 | Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры. Образ матери в современном искусстве | 1 | ||
12 | Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Праздники Православной церкви. | 1 | ||
13 | Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке. | 1 | ||
14 | Жанры величия и баллады в музыке и поэзии | 1 | ||
15 | Разучивание песен к праздникам. Музыка в новогоднем празднике | 1 | ||
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (2 ч) | ||||
16 | Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. Былина как древний жанр русского песенного фольклора. | 1 | ||
17 | Творческое соревнование. Масленица – праздник русского народа. | 1 |
В музыкальном театре (5 ч) | ||||
18 | Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры. Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора | 1 | ||
19 | Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. | 1 | ||
20 | Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. «Океан – море синее» вступление к опере «Садко». | 1 | ||
21 | Мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса. | 1 | ||
22 | «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова | 1 | ||
В концертном зале (6 ч) | ||||
23 | Симфонический оркестр. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского. | 1 | ||
24 | Жанр концерта: концерты для солирующего инструмент и оркестра. Музыкальные инструменты – флейта, скрипка. | 1 | ||
25 | Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. | 1 | ||
26 | Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части) | 1 | ||
27 | Финал Симфонии № 3. | 1 | ||
28 | Мир Бетховена | 1 | ||
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 ч) | ||||
29 | Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Чудо - музыка | 1 | ||
30 | Острый ритм – джаза звуки | 1 | ||
31 | Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. Люблю я грусть твоих просторов | 1 | ||
32 | Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Мир Прокофьева. Певцы родной природы | 1 | ||
33 | Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет | 1 | ||
34 | Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе. Обобщение изученного. | 1 | ||
35 | Резерв | 1 |
Приложение
к рабочей программе по музыке
Календарно-тематическое планирование
4 класс (35 ч)
№ | Дата | Тема, содержание урока | Количество часов | Примечание |
Россия – Родина моя (4 ч) | ||||
1 | Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Мелодия «Ты запой мне ту песню…» | 1 | ||
2 | Как сложили песню. Звучащие картины | 1 | ||
3 | Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Ты откуда русская, зародилась, музыка? | 1 | ||
4 | Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. «Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь» | 1 | ||
О России петь – что стремиться в храм (5 ч) | ||||
5 | Исполнение канонов. Святые земли Русской. Илья Муромец. Бородин «Богатырская симфония». Мусоргский «Богатырские ворота» | 1 | ||
6 | Интервалы и трезвучия. Кирилл и Мефодий | 1 | ||
7 | Средства музыкальной выразительности. Праздников праздник, торжество из торжеств | 1 | ||
8 | Разучивание песен к праздникам. Родной обычай старины. Светлый праздник | 1 | ||
9 | Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Народные праздники. Троица | 1 | ||
День, полный событий (5 ч) | ||||
10 | Чтение нот. « Приют спокойствия, трудов и вдохновенья». А.С. Пушкин и музыка | 1 | ||
11 | Средства музыкальной выразительности. Зимнее утро. Зимний вечер. Чайковский «У камелька» | 1 | ||
12 | Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам. «Что за прелесть эти сказки». Прокофьев «Сказочка». Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане». «Три чуда» | 1 | ||
13 | Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь | 1 | ||
14 | Пение по нотам с тактированием. Романсы на стихи Пушкина. «Приют, сияньем муз одетый» | 1 | ||
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч) | ||||
15 | Средства музыкальной выразительности. Композитор – имя ему народ | 1 | ||
16 | Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. | 1 | ||
17 | Разучивание песен к праздникам. «Музыкант-чародей». Народные праздники. | 1 | ||
18 | Интервалы и трезвучия. Троица | 1 |
В музыкальном театре (6 ч) | ||||
19 | Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Чайковский «Вариации» | 1 | ||
20 | Мусоргский «Картинки с выставки» «Старый замок». | 1 | ||
21 | Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений. «Счастье в сирени живет». Рахманинов романс «Сирень» | 1 | ||
22 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена...». Танцы, танцы, танцы … | 1 | ||
23 | Музыкальная драматургия сонаты. Патетическая соната Бетховена. Годы странствий. Глинка романс «Венецианская ночь», «Арагонская хота», Чайковский «Баркарола» | 1 | ||
24 | Оркестровая партитура. «Царит гармония оркестра». Концертные залы | 1 | ||
В концертном зале (5 ч) | ||||
25 | Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений. Глинка «Иван Сусанин». «Праздников праздник, торжество торжеств». | 1 | ||
26 | Опера. Исходила младёшенька. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского | 1 | ||
27 | Русский Восток. Восточные мотивы. Музыка Хачатуряна | 1 | ||
28 | Балет. Балет «Петрушка» | 1 | ||
29 | Творческое соревнование. Театр музыкальной комедии. Оперетта. | 1 | ||
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч) | ||||
30 | Оркестровая партитура. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | ||
31 | Электромузыкальные инструменты. Мастерство исполнителя. В каждой интонации спрятан человек | 1 | ||
32 | Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул. Музыкальные инструменты | 1 | ||
33 | Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальный сказочник | 1 | ||
34 | Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы. Рассвет на Москве-реке | 1 | ||
35 | Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...